Анализ финансовой отчетности. Анализ финансовой отчетности бюджетной организации Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений

В данном пункте дипломной работе проведем анализ баланса и финансовых результатов деятельности ОСОШ № 4 на основании приложения (табл. 2.3.)

Таблица 2.3. Анализ баланса за 2009-2010гг. руб.

Абс.откл.

Отн.откл.

1. Нефинансовые активы

Основные средства (балансовая стоимость)

Амортизация основных средств

Основные средства (остаточная стоимость)

Материальные запасы

2. Финансовые активы

Денежные средства

Расчеты по доходам

Расчеты по выданным авансам

Расчеты по недостачам

3. Обязательства

Расчеты по принятым обязательствам

Расчеты по платежам в бюджеты

Расчеты по НДФЛ

Расчеты по страховым взносам

Расчеты по налогу на прибыль

Расчеты по прочим платежам в бюджет

Расчеты по социальному страхованию

Прочие расчеты с кредиторами

4. Финансовый результат

Таким образом, согласно таблице 2.3. баланс учреждения в 2010г. составил 12497198,71 руб., что на 18,4% выше, чем в 2009г.. Не финансовые активы представлены основными средствами по балансовой и остаточной стоимости, амортизаций основных средств и материальными запасами. Основные средства по балансовой стоимости увеличились на 83,89% в 2010г., по остаточной стоимости на 114,56%. Амортизация основных средств увеличилась к 2010г. на 10170608 руб., материальные запасы увеличились на 682869,04 руб. Финансовые активы на оборот снизились, и на 16,82% и в 2010г. составили 616337,91 руб. Данное снижение произошло за счет снижения денежных средств на 20695,12 руб., и расчетов по доходам на 107001,23 руб. Обязательства учреждения состоят из расчетов по принятым обязательствам, по платежам в бюджет и прочим кредиторам. В целом обязательства увеличились на 7709,41 руб.. Данные изменения произошли из-за увеличения обязательств по расчетам по страховым взносам на 9428,07 руб. Финансовый результат учреждения составил 12513120,91 руб., что на 11456833 руб. выше, чем в 2009г.

Таким образом, баланс учреждения в 2009г. является ликвидным, а в 2010г. не ликвидным, так как коэффициент абсолютной ликвидности меньше 0,2 (217,41 / 15922,2 = 0,01).

Следующим шагом будем проводить анализ финансовых результатов деятельности ОСОШ №4 (табл. 2.4.)

Таблица 2.4.2 Анализ финансовых результатов деятельности учреждения за 2009-2010гг., руб.

Наименование показателя

Доходы от оказания платных услуг

Доходы от операций с активами

Прочие доходы

Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда

Приобретение работ, услуг

Безвозмездные перечисления организациям

Социальное обеспечение

Расходы по операциям с активами

Прочие расходы

Чистый операционный результат

Согласно таблицы, доходы ОСОШ № 4 увеличились в 2010г. на 23,15%, в основном за счет прочих доходов, на 240803,18 руб., а доходы от оказания снизились в 2010г. на 90,88%. Расходы учреждения увеличились на 110,23%, в основном за счет социального обеспечения на 572,83%, прочих расходов на 110,7%, приобретения работ и услуг на 56,79%. Безвозмездные перечисления организациям снизились на 10,1%. В челом чистый операционный результат составил в 2010г. (-25637313,19), что на 9,88% выше, чем в 2009г., это учитывая бюджетные и внебюджетные средства. Рентабельность деятельности соответственно будут минусовая, поэтому можно сказать, что у ОСОШ № 4 не эффективная экономическая деятельность.

Ендовицкий Д.А.,
доктор экономических наук профессор, ректор
Пожидаева Т.А.,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры экономического анализа и аудита
Воронежский государственный университет
Экономический анализ: теория и практика
25(376)-2014

В современных условиях сокращения бюджетных источников финансового обеспечения и значительного ограничения поступления внебюджетных средств отечественные образовательные учреждения столкнулись с проблемой повышения своих конкурентных преимуществ для усиления притока финансовых ресурсов . Важным рычагом для решения этой проблемы является информирование лиц, заинтересованных в получении высшего и дополнительного профессионального образования, о функционировании вуза с помощью подготовки публикуемого годового отчета, значимым разделом которого должен стать анализ его финансового состояния. Предложены методические подходы к комплексному анализу финансового состояния образовательной организации.

Финансирование деятельности российских государственных образовательных организаций (вузов) в настоящее время характеризуется сокращением бюджетных источников финансового обеспечения и значительным ограничением поступления внебюджетных средств, во многом обусловленным сложной демографической ситуацией 1990-х гг. В этих условиях отечественные образовательные учреждения столкнулись с проблемой повышения своих конкурентных преимуществ для усиления притока финансовых ресурсов из внебюджетных источников не только в целях выживания, но и обеспечения достойной оплаты труда своих сотрудников и поддержания (а для многих вузов - наращивания) материально-технической базы.

* Статья представлена информационным центром Издательского дома "Финансы и кредит" при Воронежском государственном университете.

Важным рычагом для решения этой проблемы является информирование лиц, заинтересованных в получении высшего и дополнительного профессионального образования, о деятельности вуза не только в сфере реализации образовательных, научных программ, инновационных проектов, международного сотрудничества, но и финансово-экономической деятельности. В связи с этим возникла потребность в формировании публикуемого годового отчета о работе вуза, значимым разделом которого должен стать анализ его финансового состояния.

Современное состояние научно-практических разработок характеризуется полным отсутствием каких-либо методик анализа финансового положения образовательной организации, в том числе являющейся государственным бюджетным учреждением. В то же время применить для этого известные аналитические подходы, разработанные и широко апробированные для коммерческих организаций , невозможно в силу специфики бюджетного учета и формирования бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений, к которым относятся образовательные организации. Практическая востребованность и неразработанность организационно-методического обеспечения аналитического исследования финансового положения вузов обусловливают необходимость построения комплексной методики анализа финансового состояния образовательной организации.

Рассмотрим особенности и возможные подходы к анализу финансового состояния образовательной организации, а также проиллюстрируем данные аспекты на примере одного из российских государственных университетов.

Ключевыми источниками информации для анализа финансового состояния государственного образовательного учреждения являются баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721) и пояснительная записка к балансу учреждения (ф. 0503760) .

Анализ финансового состояния образовательной организации следует начать с оценки ее имущественного положения, которое характеризуется размещением средств, полученных из различных источников финансового обеспечения, и использованием активов. Одной из специфических особенностей раскрытия информации об имуществе вуза и источниках их формирования в бухгалтерском балансе является деление активов на нефинансовые и финансовые, пассивов - на обязательства и финансовый результат , а также набор статей баланса, значительно отличающийся от состава показателей бухгалтерского баланса коммерческой организации. Другая особенность состоит в специфике бюджетного учета и порядка отражения дебиторской и кредиторской задолженностей в бухгалтерском балансе бюджетного учреждения. В соответствии с инструкцией установлен перечень статей расчетов с дебиторами и кредиторами, на которых отражаются остатки задолженности с соответствующих счетов. При этом если по счетам дебиторской задолженности (например, «Расчеты по доходам», «Расчеты с подотчетными лицами», «Расчеты с учредителем») образовался кредитовый остаток, то такая задолженность отражается в активе баланса со знаком «минус». То же самое в отношении статей обязательств: дебетовый остаток по счетам расчетов по страховым взносам на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, по налогам, прочим расчетам с кредиторами должен быть отражен в пассиве баланса со знаком «минус». В результате при определении общей величины дебиторской задолженности в активе баланса и кредиторской задолженности соответственно в его пассиве происходит взаимозачет требований и обязательств вуза. В конечном итоге это приводит к тому, что валюта баланса не отражает реальной величины имущества образовательной организации и источников его формирования.

Состав и динамика активов государственного университета, выбранного в качестве объекта исследования, и источников их формирования в агрегированном виде по данным бухгалтерского баланса представлены в табл. 1 и 2.

Таблица 1. Динамика активов государственного университета в 2013 г. по данным бухгалтерского баланса, тыс. руб.

Статьи активов На начало года На конец года Абсолютное изменение Темп роста,%
Нефинансовые активы
Основные средства (остаточная стоимость) 754 777,6 829 940,5 75 162,9 110,0
Нематериальные активы (остаточная стоимость) 279,8 4,0 -275,8 1,4
Материальные запасы 22 707,8 18 076,9 -4 630,9 79,6
176 416,2 181 812,1 5 395,9 103,1
Итого нефинансовых активов 954181,3 1 029 833,5 7565,2 107,9
Финансовые активы
Денежные средства учреждения 77 280,2 15 449,4 -61830,8 20,0
Расчеты по доходам (ИЗ 116,1) (105 787,7) -(7 328,4) 93,5
1 603,6 19 745,1 18 141,5 1 231,3
20,2 50,8 30,6 251,5
143,0 143,0 - 100,0
227,0 668,8 441,8 294,6
Расчеты с учредителем (чистая стоимость особо ценного имущества) (702 495,5) (724 511,8) (22 016,3) 103,1
Итого финансовых активов (736 337,6) (794 242,4) (57094,8) 107,9
Всего активов (валюта баланса) 217843,7 235 591,1 17 747,4 108,1

Таблица 2. Динамика источников формирования активов государственного университета в 2013 г. по данным бухгалтерского баланса, тыс. руб.

Статьи пассивов На начало года На конец года Абсолютное
изменение
Темп роста,
%
Обязательства
6 691,6 8 931,3 2 239,7 133,5
4 251,9 26 243,5 21 991,6 617,2
1 497,6 1 805,9 308,3 120,6
Итого обязательств 12 441,1 36 980,7 24 539,6 297,2
Финансовый результат
(97 898,3) (154 196,4) (56 298,1) 96,7
Финансовый результат от начислений амортизации особо ценного имущества 295 766,4 345 806,2 50 039,8 116,9
Доходы будущих периодов 7 534,6 7 000,6 -534,0 92,9
Итого финансовый результат 205 402,7 198 610,4 -6 792,3 96,7
Всего источников формирования активов (валюта баланса) 217843,7 235 591,1 17 747,4 108,1

Из анализа данных, представленных в табл. 1 и 2, видно, что в 2013 г. валюта баланса университета возросла на 17 747,4 тыс. руб. (8,1%) и составила 235 591,1 тыс. руб. Однако эта величина не отражает реальной стоимости активов университета. Причиной является изменение в 2012 г. организационно-правовой формы университета на федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение, в результате чего все недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество было закреплено учредителем (Министерством образования и науки РФ) за университетом на праве оперативного управления. В соответствии с правилами ведения бюджетного учета и формирования бухгалтерской отчетности бюджетного учреждения стоимость такого имущества в балансе отражена как кредиторская задолженность по статье «Расчеты с учредителем» (раздел II «Финансовые активы») с отрицательным знаком. Это обстоятельство привело к существенному уменьшению валюты баланса (по состоянию на начало 2013 г. - на 702 495,5 тыс. руб., на конец 2013 г. - на 724 511,8 тыс. руб.)

По своему экономическому содержанию представленная в балансе кредиторская задолженность перед учредителем означает, с одной стороны, обязательства, которые полностью обеспечены активами, закрепленными за вузом на праве оперативного управления на длительный срок, и не требуют погашения за счет денежных средств и средств, ожидаемых от дебиторов. С другой стороны, она может быть приравнена к вкладу учредителей в уставный фонд (капитал), как у коммерческих организаций. В связи с этим необходимо построить аналитический баланс, отражающий динамику реальной величины совокупных активов и источников их формирования, путем перегруппировки статей и перенесения тех из них, которые были отражены в исходном балансе со знаком «минус», из актива в пассив, и наоборот (табл. 3 и 4).

Таблица 3. Динамика реальной величины активов государственного университета в 2013 г. по данным аналитического баланса, тыс. руб.

Статьи активов На начало года На конец года Абсолютное изменение Темп роста, %
Нефинансовые активы
Основные средства (остаточная стоимость) 754 777,6 829 940,5 75 162,9 110,0
Нематериальные активы (остаточная стоимость) 279,8 4,0 -275,8 1,4
Материальные запасы 22 707,8 18 076,9 -4 630,9 79,6
Вложения в нефинансовые активы 176 416,2 181 812,1 5 395,9 103,1
Итого нефинансовых активов 954 181,3 1 029 833,5 75 652, 2 107,9
Финансовые активы
77 280,2 15 449,4 -61 830,8 20,0
Расчеты по выданным авансам 1 603,6 19 745,1 18 141,5 1 231,3
Расчеты с подотчетными лицами 20,2 50,8 30,6 251,5
Расчеты по ущербу имущества 143,0 143,0 - 100,0
Расчеты по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам 227,0 668,8 441,8 294,6
Итого финансовых активов 79 234,0 36 057,1 -43 216,9 45,5
Всего активов 1 033 455,3 1 065 890,6 2 435,3 103,1

Таблица 4. Динамика реальной величины источников формирования активов государственного университета в 2013 г. по данным аналитического баланса, тыс. руб.

Статьи активов На начало года На конец года Абсолютное изменение Темп роста, %
Расчеты с учредителем (чистая стоимость особо ценного имущества) :. 702 495,5 724 511,8 22016,3 103,1
Кредиторская задолженность по расчетам по доходам 113 116,1 105 787,7 -7 328,4 93,5
Расчеты по принятым обязательствам 6 691,6 8 931,3 2 239,7 133,5
Расчеты по платежам в бюджеты 4 251,9 26 243,5 21 991,6 617,2
Прочие расчеты с кредиторами 1 497,6 1 805,9 308,3 120,6
Итого обязательств перед кредиторами 125 557,2 142 768,4 17211,2 113,7
Финансовый результат прошлых отчетных периодов (97 898,3) (154 196,4) (56 298,1) 96,7
Финансовый результат от начислений амортизации особо ценного имущества 295 766,4 345 806,2 50 039,8 116,9
Доходы будущих периодов 7 534,6 7 000,6 -534,0 92,9
Итого финансовый результат 205 402,7 198 610,4 -6 792,3 96,7
1 033 455,3 1 065 890,6 32 435,3 103,1

На конец 2013 г. реальная совокупная величина активов, в том числе закрепленных учредителем на праве оперативного управления за университетом, возросла на 32 435,3 тыс. руб. (3,1 %) и составила к концу отчетного периода 1 065 890,6 тыс. руб. Положительная динамика обусловлена значительным ростом основных средств и капитальных вложений (соответственно на 75 162,9 тыс. и 5 395,9 тыс. руб., или на 10 и 3,1%), в том числе за ввод в эксплуатацию нового учебного корпуса, строительства общежития и бассейна. Одновременно наблюдается сокращение (более чем в 2 раза) наиболее ликвидного имущества - финансовых активов, главным образом за счет снижения к концу 2013 г. остатков денежных средств университета в результате сокращения бюджетного финансирования и значительных расходов на капитальное строительство.

В 2013 г. рост реальной величины источников формирования активов государственного университета обусловлен увеличением обязательств по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) на 21 991,6 тыс. руб. (в 6,7 раза) вследствие повышения заработной платы работников с 01.09.2013 и сложившегося дефицита денежных средств на конец отчетного периода. Наблюдается рост обязательств перед учредителем по закрепленному за университетом на праве оперативного управления имуществу в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных средств, строительство которых осуществлялось за счет бюджетного финансирования, на 22 016,3 тыс. руб., или на 3,1%. Одновременно собственные средства на конец 2013 г. сократились на 6 792,3 тыс. руб. (3,3%) из-за получения отрицательного финансового результата за отчетный период.

На основе данных аналитического баланса необходимо оценку динамики активов и пассивов университета дополнить анализом по следующим направлениям:

  • анализ структуры имущества и источников его формирования, выявление приоритетных статей нефинансовых и финансовых активов, а также обязательств и финансового результата;
  • оценка структуры активов и пассивов по видам деятельности (деятельность с целевыми средствами, деятельность по оказанию услуг, работ, средства во временном распоряжении) и источникам финансового обеспечения (субсидии на выполнение государственного/муниципального задания и на иные цели, собственные доходы учреждения);
  • выявление структурных сдвигов в имущественном положении образовательного учреждения на конец отчетного года по сравнению с его началом;
  • детализированный анализ структуры и динамики наиболее крупных статей активов и пассивов.

Анализ структуры активов государственного университета, источников их формирования в сравнении за два последних отчетных периода представлен в табл. 5 и 6.

Таблица 5. Структура активов государственного университета в 2013 г. по данным аналитического баланса, %

Удельный вес Изменение
Показатель на начало на конец
года года
Нефинансовые активы, 92,3 96,6 4,3
всего
В том числе:
- основные средства (ос 73,0 77,9 4,9
таточная стоимость)
- материальные запасы 2,2 1,7 -0,5
- вложения в нефинансо 17,1 17,1 -
вые активы (капиталь­
ные вложения)
Финансовые активы, 7,7 3,4 -АЗ
всего
В том числе:
- денежные средства уч 7,5 1,5 -6,0
реждения - расчеты с дебиторами 0,2 1,9 1,7
Всего активов 100,0 100,0 -

Таблица 6. Структура источников формирования активов государственного университета в 2013 г. по данным аналитического баланса, %

Удельный вес Изменение
Показатель на начало года на конец года
Обязательства перед учредителем 68,0 68,0 -
Обязательства перед кредиторами, всего В том числе: 12,1 13,4 1,3
- кредиторская задолженность по расчетам по доходам 10,9 9,9 -1,0
- расчеты по платежам в бюджеты 0,4 2,5 2,1
- другие виды кредиторской задолженности 0,8 1,0 0,2
Финансовый результат (собственные средства), всего
В том числе:
19,9 18,6 -1,3
- финансовый результат прошлых отчетных периодов (9,4) (14,5) (5,1)
- финансовый результат от начислений амортизации особо ценного имущества 28,6 32,4 3,8
- доходы будущих периодов 0,7 0,7
Всего источников формирования активов 100,0 100,0 -

В структуре имущества государственного университета наибольший удельный вес составляют основные средства (77,9%) и капитальные вложения (17,1%). Сложившаяся в 2013 г. отрицательная динамика денежных средств привела к снижению доли финансовых активов с 7,7 до 3,4%.

В структуре источников формирования имущества государственного университета (табл. 6) 68% составляют обязательства перед учредителем по основным средствам, закрепленным на праве оперативного управления. Доля собственных средств на конец отчетного периода (18,6%) превышает удельный вес обязательств перед кредиторами (13,4%). При этом в 2013 г. это превышение сократилось в связи с ростом расчетов по страховым взносам в ПФР и ФСС и увеличением отрицательного финансового результата в отчетном периоде.

Так как у многих образовательных учреждений значительную долю в составе имущества составляют основные средства, то необходимо проанализировать движение этих активов в разрезе отдельных их видов, уровень изношенности основных средств, исследовать источники финансирования капитальных вложений (вложений в нефинансовые активы).

Значительные расходы по приобретению и строительству новых объектов основных средств в 2013 г. в большей степени финансировались за счет собственных доходов университета (табл. 7 и 8).

Таблица 7. Структура и динамика объемов поступления основных средств государственного университета в разрезе источников финансового обеспечения в 2012 и 2013 гг.

Таблица 8. Структура и динамика расходов на капитальное строительство и другие вложения в основные средства в разрезе источников финансового обеспечения в 2012 и 2013 гг.

Источник финансового обеспечения 2012 2013 Изменение
тыс. руб. % тыс. руб. % тыс. руб. %
Расходы на капитальное строительство и другие вложения в основные средства, всего 254 200,9 100,0 153 987,7 100,0 -100 213,2 -
В том числе:
за счет собственных доходов университета 132 998,4 52,3 113 180,3 73,5 -19 818,1 21,2
за счет субсидии на выполнение государственного задания 93 652,2 36,9 40 114,1 26,1 -53 538,1 -10,8
за счет субсидий на иные цели 27 550,3 10,8 693,3 0,4 -26 857,0 -10,4

В 2013 г. за счет собственных доходов университета было приобретено и построено 54,4% новых объектов основных средств. Для этого было затрачено на 63 490 тыс. руб. собственных средств больше, чем в предыдущем году. Одновременно бюджетное финансирование капитальных вложений сократилось на 10 315 тыс. руб. и составило менее половины (45,6%) всех источников финансового обеспечения приобретения новых объектов основных средств. В 2012 г. доля субсидий равнялась 72,4%.

Расходы на новое строительство и приобретение объектов основных средств в 2013 г. в размере 73,5% финансировались за счет собственных средств. Доля субсидий по сравнению с предыдущим годом снизилась с 47,7 до 26,5%.

Осуществление в 2013 г. крупных капитальных вложений в основные средства положительно отразилось на уровне изношенности этих активов (коэффициент износа на конец года по сравнению с началом остался неизменным - 49%). При этом данный показатель по недвижимому имуществу государственного университета составляет 22%, особо ценному движимому имуществу - 49%. Балансовая стоимость основных средств увеличилась на 151 884,8 тыс. руб., или на 10,2% (табл. 9), что позволяет судить о значительном наращивании материально-технической базы университета.

Значимым аспектом анализа финансового состояния образовательной организации является оценка ее ликвидности, под которой следует понимать способность расплачиваться по своим обязательствам оборотными активами. Для реализации данного направления анализа прежде всего требуется определить общую величину оборотных активов, представленных в исходном бухгалтерском балансе образовательной организации в двух разделах актива. В частности, из раздела I «Нефинансовые активы» следует включить в состав оборотных активов статьи «Материальные запасы» и «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» (при наличии); из раздела II «Финансовые активы» практически все представленные в нем статьи, кроме статей расчетов, по которым показаны кредитовые остатки по соответствующим счетам (по своей сути они отражают кредиторскую задолженность образовательной организации). Например, по данным бухгалтерского баланса исследуемого государственного университета в состав оборотных активов не были включены статьи «Расчеты по доходам» и «Расчеты с прочими дебиторами (расчеты с учредителем)», так как по ним отражена кредиторская задолженность (задолженность со знаком «минус»).

К обязательствам, участвующим в расчете показателей ликвидности, необходимо отнести все статьи, представленные в разделе III бухгалтерского баланса образовательной организации «Обязательства» (кроме тех, по которым показана дебиторская задолженность, т.е. задолженность со знаком «минус»), а также статьи расчетов раздела II «Финансовые активы», показанные в балансе с отрицательным знаком и отражающие задолженность перед кредиторами. При этом задолженность перед учредителем по закрепленному за образовательным учреждением имуществу также не должна включаться в состав обязательств, участвующих в расчете показателей ликвидности вуза. Например, по данным бухгалтерского баланса исследуемого государственного университета в состав обязательств для расчета коэффициентов платежеспособности включены статьи «Расчеты с кредиторами по долговым обязательствам», «Расчеты по принятым обязательствам», «Расчеты по платежам в бюджеты», «Прочие расчеты с кредиторами», а также статья из раздела II актива баланса «Расчеты по доходам», так как по ней отражена задолженность со знаком «минус», т.е. кредиторская задолженность.

Следует отметить еще один момент: бухгалтерский баланс государственного (муниципального) учреждения не предполагает раздельного отражения долгосрочных и краткосрочных активов и обязательств (как это делается у коммерческих организаций). Поэтому для более точной оценки ликвидности следует в составе таких статей, как «Финансовые вложения », «Вложения в финансовые активы», расчеты с дебиторами и кредиторами, выделить долгосрочные и краткосрочные. При этом при исчислении показателей ликвидности используются значения только краткосрочных активов и обязательств образовательной организации.

Система показателей ликвидности, их содержание, методика расчета и динамика по данным баланса анализируемого государственного университета представлены в табл. 10.

Снижение в 2013 г. финансовых активов, в том числе денежных средств, отрицательно повлияло на уровень ликвидности государственного университета. На конец отчетного периода университет имел возможность за счет имеющихся денежных средств погасить только 11% своих обязательств перед кредиторами. Кроме того, других средств, находящихся в обороте (ожидаемых поступлений от дебиторов и материальных запасов), также недостаточно для полного погашения кредиторской задолженности.

Таблица 9. Уровень изношенности основных средств государственного университета в 2013 г.

Показатель На начало года На конец года Абсолютное изменение Темп роста, %
Балансовая стоимость основных средств, тыс. руб. 1 489 609,3 1 641 494,1 151 884,8 110,2
В том числе:
6 887 22,0 735 022,6 46 300,6 106,7
309 539,9 367 951,9 58 412,0 118,9
Амортизация основных средств, тыс. руб. 734 831,7 811 553,6 76 721,9 110,4
В том числе:
- недвижимое имущество учреждения 148 112,2 164 938,5 16 826,3 111,4
- особо ценное движимое имущество учреждения 147 654,2 180 867,7 33 213,5 122,5
Остаточная стоимость основных средств, тыс. руб. В том числе: 754 777,6 829 940,5 75 162,9 110,0
- недвижимое имущество учреждения 540 609,8 570 084,1 29 474,3 105,5
- особо ценное движимое имущество учреждения 161 885,7 187 084,1 25 198,4 115,6
Коэффициент износа, % 49 49 - -
В том числе:
- недвижимое имущество учреждения 22 22 - -
- особо ценное движимое имущество учреждения 48 49 1 -

Таблица 10. Ликвидность государственного университета за 2013 г.


л/и
Показатель На начало года На конец года Абсолютноеизменение
1 Денежные средства учреждения 77 280,2 15 449,4 -61 830,8
2 Финансовые вложения - - -
3 Средства в расчетах с дебиторами 1 994,7 20 607,7 18 613,0
4 Вложения в финансовые активы - - -
5 Материальные запасы 22 707,8 18 076,9 -4 630,9
6 Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг -
7 Итого текущих (оборотных) активов (п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4 + п. 5 + + п. 5 + п. 6) 101 982,7 54 134,0 -47 848,7
8 Общая величина обязательств перед кредиторами 125 557,2 142 768,4 17211,2
Коэффициенты ликвидности
9 Коэффициент абсолютной ликвидности (покрытия обязательств перед кредиторами денежными средствами) ((п. 1 + п. 2) / п. 8) 0,615 0,108 -0,507
10 Коэффициент критической ликвидности (покрытия обязательств перед кредиторами денежными средствами и средствами в расчетах с дебиторами) ((п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4) / п. 8)) 0,631 0,253 -0,378
11 Коэффициент текущей ликвидности (покрытия обязательств перед кредиторами текущими (оборотными) активами) (п. 7 / п. 8) 0,812 0,379 -0,433
12 Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности (покрытия обязательств средствами в расчетах с дебиторами) (п. 3/п. 8) 0,016 0,144 0,128

Важным направлением анализа финансового состояния образовательной организации является оценка финансовой устойчивости. Известные методики анализа данного аспекта у коммерческих организаций основываются главным образом на оценке соотношения собственного и заемного капитала. Этот подход можно применить и для образовательной организации с учетом специфики состава источников формирования ее имущества. В частности, в состав собственных средств вуза следует отнести статьи раздела П баланса «Финансовый результат», а к источникам заемных средств - все статьи расчетов с кредиторами (раздел Ш «Обязательства» и те статьи расчетов из раздела П «Финансовые активы», которые показаны со знаком «минус»). Исключение составляет кредиторская задолженность (обязательства) перед учредителем. Ее, по мнению авторов, следует приравнять к собственным средствам (по аналогии с вкладами участников/учредителей в уставные капиталы коммерческих организаций).

Структура источников формирования имущества образовательной организации без учета обязательств перед учредителем, а также расчет коэффициентов финансовой устойчивости (автономии и финансовой зависимости) представлены в табл. 11.

В результате увеличения кредиторской задолженности и снижения собственных средств университета в 2013 г. наблюдается ухудшение его финансовой устойчивости. Доля полученного финансового результата в общей сумме собственных средств и обязательств перед кредиторами (коэффициент автономии) снизилась с 62 до 58%. Одновременно возросла степень зависимости университета от использования средств кредиторов.

Таблица 11. Финансовая устойчивость государственного университета без учета обязательств перед учредителем за 2013 г.

№ п/п Показатель На начало года На конец года Абсолютное изменение
Исходные данные для анализа, тыс. руб.
1 Обязательства перед кредиторами 125 557,2 142 768,4 17211,2
2 Финансовый результат (собственные средства) 205 402,7 198 610,4 -6 792,3
3 Общая величина источников формирования имущества вуза (без учета обязательств перед учредителем) 330 959,9 341 378,8 10 418,9
4 Коэффициент автономии (доля собственных средств (полученного финансового результата) в общей величине источников финансирования деятельности вуза) (п. 2 / п. 3) 0,62 0,58 -0,04
5 Коэффициент финансовой зависимости (доля обязательств в общей величине источников финансирования деятельности вуза) (п. 1 / п. 3) 0,38 0,42 0,04

Картина меняется, если в качестве собственных источников формирования активов образовательной организации будут рассматриваться не только полученный финансовый результат, но и обязательства перед учредителем (табл. 12).
С учетом обязательств перед учредителем в составе собственных средств государственного университета его финансовая устойчивость значительно выше, чем в предыдущем случае (см. табл. 11). Доля собственных и приравненных к ним средств (коэффициент автономии) на конец 2013 г. составила 87%, при этом по сравнению с началом анализируемого периода уровень финансовой устойчивости снизился всего на один пункт.

Таблица 12. Финансовая устойчивость государственного университета (с учетом обязательств перед учредителем) за 2013 г.


№ п/п
Показатель На начало года На конец года Абсолютное
изменение
Исходные данные для анализа, тыс. руб.
1 Обязательства перед кредиторами 125 557,2 142 768,4 17 211,2
2 Обязательства перед учредителем 702 495,5 724 511,8 22 016,3
3 Финансовый результат (собственные средства) 205 402,7 198 610,4 -6 792,3
4 Общая величина источников формирования имущества вуза (с учетом обязательств перед учредителем) 1 033 455,3 1065
890,6
32 435,3
Коэффициенты финансовой устойчивости
5 Коэффициент автономии (доля собственных средств (полученного финансового результата и обязательств перед учредителем) в общей величине источников финансирования деятельности вуза) ((п. 2 + п. 3) / п. 4)) 0,88 0,87 -0,01
6 Коэффициент финансовой зависимости (доля обязательств в общей величине источников финансирования деятельности вуза) (п. 1 / п. 4) 0,12 0,13 0,01

Таблица 13. Обеспеченность основных средств и других внеоборотных активов государственного университета долгосрочными источниками финансирования в 2013 г., тыс. руб.

№ п/п Показатель На начало года На конец года Абсолютное изменение
1 Остаточная стоимость основных средств 754 777,6 829 940,5 75 162,9
2 Остаточная стоимость нематериальных активов 279,8 4,0 -275,8
3 Балансовая стоимость непроизведенных активов - - -
4 Вложения в нефинансовые активы 176 416,2 181 812,1 5 395,9
5 Итого внеоборотных активов 931 473,6 1 ОН 756,6 80 283,0
6 Обязательства перед учредителем 702 495,5 724 511,8 22016,3
7 Финансовый результат (собственные средства) 205 402,7 198 610,4 -6 792,3
8 Общая величина источников формирования внеоборотных активов (п. 6 + п. 7) 907 898,2 923 122,2 15 224,0
9 Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования, % (п. 8 / п. 5) 97,5 91,2 -6,3

С позиции оценки финансовой устойчивости большое значение имеет определение обеспеченности основных средств и других внеоборотных активов, занимающих наибольший удельный вес в составе имущества университета, долгосрочными источниками финансирования - обязательствами перед учредителем и собственными средствами в виде полученного финансового результата от операционной деятельности, от начисленной амортизации и доходов будущих периодов (табл. 13).
На начало 2013 г. коэффициент обеспеченности основных средств и других внеоборотных активов у государственного университета составил 97,5%. К концу отчетного периода недостаток в долгосрочных источниках финансирования снизился на 6,3 пункта, что неблагоприятно отражается на уровне финансовой устойчивости университета.

Для получения целостной картины финансового состояния образовательной организации необходимо провести анализ оборачиваемости активов и рентабельности деятельности. Для оценки оборачиваемости активов университета можно использовать традиционные показатели, представленные в табл. 14. При этом с учетом специфики деятельности бюджетного учреждения следует среднегодовую величину различных видов активов (рассчитанную как среднеарифметическое значение по соответствующим статьям баланса государственного/муниципального учреждения) сопоставить с общей величиной доходов, полученных образовательной организацией и отраженных в отчете о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721).

В результате опережающих темпов роста совокупных активов университета по сравнению с темпами роста доходов в 2013 г. произошло замедление оборачиваемости активов на 16 дней. Учитывая, что наибольший удельный вес в составе имущества вуза занимают основные средства и вложения в нефинансовые активы, являющиеся долгосрочными активами, уровень оборачиваемости остается на достаточно приемлемом уровне (200 дней, что меньше продолжительности года). В результате сокращения в 2013 г. величины оборотных активов за счет наиболее рисковых их видов (дебиторской задолженности и материальных запасов) оборачиваемость этих активов ускорилась на 5 дней и составила 15 дней.

Для оценки рентабельности деятельности образовательной организации необходимо сопоставить полученный чистый операционный результат (рассчитывается как разность между доходами и суммой расходов и налога на прибыль) с величиной активов, доходов и расходов вуза. Расчет показателей рентабельности государственного университета в динамике представлен в табл. 15.

В 2013 г. в результате превышения расходов над полученными доходами и получения отрицательного операционного финансового результата в размере 56 853,1 тыс. руб. деятельность государственного университета была убыточной. С каждого рубля совокупных активов получены убытки в размере 5,4 коп., основных средств - 3,6, доходов - 3, расходов - 2,9 коп. Это свидетельствует о неэффективном использовании средств вуза.

Таблица 14. Оборачиваемость активов государственного университета в 2012, 2013 гг.

№ п/п Показатель 2012 2013 Абсолютное изменение Темп роста, %
Исходные данные для анализа, тыс. руб.
1 Среднегодовые остатки денежных средств 41 343,9 46 364,8 5 020,9 112,1
2 Среднегодовая величина финансовых вложений - - - -
3 Среднегодовая величина средств в расчетах с дебиторами (дебиторской задолженности) 35 624,0 И 301,2 -24 322,8 31,7
4 Среднегодовая величина вложений в финансовые активы - - - -
5 Среднегодовая величина материальных запасов 23 061,5 20 392,4 -2669,1 88,4
6 Среднегодовая величина затрат на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг - - - -
7 Итого среднегодовая величина текущих (оборотных) активов 100 029,4 78 058,4 -21 971,0 78,0
8 Среднегодовая величина совокупных активов 932 018,7 1 049 672,9 117 654,2 112,6
9 Общая величина доходов вуза 1 835 080,7 1 890 292,1 55 211,4 103,0
Показатели оборачиваемости активов
10 Оборачиваемость совокупных активов, обороты (п. 9/п. 8) 1,96 1,80 -0,16 91,8
11 Продолжительность оборота совокупных активов, дн. (360/п. 10) 184 200 16 108,7
12 Оборачиваемость текущих (оборотных) активов, обороты (п.9 / п. 7) 18,35 24,22 5,87 132,0
13 Продолжительность оборота текущих (оборотных) активов, дн. (360 / п. 12) 20 15 -5 76,0
14 Оборачиваемость средств в расчетах с дебиторами (дебиторской задолженности), обороты (п. 9 / п. 3) 51,51 167,26 115,75 324,7
15 Продолжительность оборота средств в расчетах с дебиторами (дебиторской задолженности), дн. (360 / п. 14) 7 2 -5 28,6
16 Оборачиваемость материальных запасов, обороты (п. 9/п. 5) 79,57 92,70 13,13 116,5
17 Продолжительность оборота материальных запасов, дн. (360/п. 16) 5 4 -1 80,0

Таблица 15. Рентабельность деятельности образовательной организации в 2012, 2013 гг.

№ п/п Показатель 2012 2013 Абсолютное
изменение
Темп роста, %
Исходные данные для анализа, тыс. руб.
1 Среднегодовая величина совокупных активов (по остаточной стоимости) 932 018,7 1 049 672,9 117 654,2 112,6
2 Среднегодовая величина текущих (оборотных) активов 100 029,4 78 058,4 -21 971,0 78,0
3 Среднегодовая величина основных средств (по балансовой стоимости) 1 430 586,8 1 565 551,7 134 964,9 109,4
4 Общая величина доходов 1 835 080,7 1 890 292,1 55 211,4 103,0
5 Общая величина расходов 1 703 938,8 1 947 124,2 243 185,4 114,3
6 Чистый операционный финансовый результат 131 141,9 (56 832,1) (187 974) -
Показатели рентабельности деятельности образовательной организации, %
1 Рентабельность совокупных активов (убытки на 1 руб. совокупных активов) (п. 6 / п.1) 14,1 (5,4) - -
8 Рентабельность оборотных активов (убытки на 1 руб. оборотных активов) (п. 6 / п. 2) 131,1 (72,8) - -
9 Рентабельность основных средств (убытки на 1 руб. основных средств) (п. 6 / п. 3) 9,2 (3,6) - - -
10 Рентабельность доходов вуза (убытки на 1 руб. доходов) (п. 6 / п. 4) 7,1 (3,0) - -
11 Рентабельность расходов вуза (убытки на 1 руб. расходов) (п. 6 / п. 5) 7,7 (2,9) - -

Результатом анализа финансового состояния образовательной организации должно стать выявление причин его ухудшения и путей повышения платежеспособности, финансовой устойчивости и эффективности деятельности вуза.

Проведенный анализ финансового состояния государственного университета позволил установить, что главными причинами сложившегося ухудшения его финансового состояния в 2013 г. стали:

  • рост заработной платы сотрудников и увеличение общего фонда оплаты труда на 134 168,1 тыс. руб., или 7%;
  • увеличение расходов, связанных с завершением строительства нового учебного корпуса и приобретением для этого объекта оборудования за счет собственных средств университета на 105 млн руб.;
  • отвлечение средств на финансирование проектно-сметной документации по строительству IT-кластера за счет собственных средств в размере 25 млн руб.;
  • возникновение расходов в связи с началом в 2013 г. строительства общежития и бассейна без участия бюджетного финансирования в объеме 15 млн и 10 млн руб. соответственно;
  • сокращение софинансирования со стороны федерального бюджета плана стратегического развития вуза на 57 млн руб.;
  • неравномерное поступление субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг из федерального бюджета;
  • непропорциональное распределение в течение года поступления денежных средств из бюджета и расходов университета.

Важным фактором повышения финансовой устойчивости университета является создание в 2013 г. целевого капитала (эндаумент-фонда), являющегося наиболее совершенным механизмом благотворительности. Для анализируемого государственного университета создание эндаумент-фонда означает следующие важные преимущества:

  • привлечение частных инвестиций в образование;
  • создание стабильного источника доходов в виде целевого капитала, что снижает зависимость университета от разовых поступлений и позволяет формировать защищенные статьи финансирования долгосрочных программ и проектов вуза;
  • независимость от разовых пожертвований и иных добровольных поступлений;
  • отсутствие налога на прибыль, получаемую государственным университетом в виде инвестиционного дохода от управления целевым капиталом;
  • целевой капитал создан бессрочно, что позволяет государственному университету получать доходы от эндаумента на регулярной основе и длительное время;
  • неприкосновенность созданного целевого капитала, расходование только полученных доходов от управления целевым капиталом;
  • более прозрачный и понятный для жертвователей механизм благотворительности, широко распространенный в мире;
  • преимущество университета при наличии эндаумента в получении более высокого государственного статуса.

Эндаумент-фонд анализируемого университета в 2013 г. достиг 12 700 тыс. руб. и продолжает пополняться. Стоимость переданных в управление управляющей компании активов возросла до 13 073,5 тыс. руб. Пожертвования сделали уже 113 чел.

Сравнительный анализ скорости формирования и капиталоотдачи эндаументов российских университетов представлен в табл. 16.

Таблица 16. Скорость формирования и капиталоотдачи университетских эндаументов на 11.09.2013

Вуз Капитал эндаумент-фонда вуза, млн руб. Количество жертвователей, чел. (компаний) Возраст
эндаумента,
мес.
Скорость формирования капитала (гр. 2 / гр. 4), млн руб./мес. Капиталоотдача (гр. 2 / гр. 3), млн руб./чел.
1 2 3 4 5 6
Московский государственный институт международных отношении (университет) МИД России 1 222 131 72 17 9,3
Московский фнзико-технический институт (национальный исследовательский университет) 1 000 2 82 12,2 500
Санкт-Петербургский государственный университет 947 591 63 15 1,6
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ 362 4 61 5,9 90,5
Финансовый университет при Правительстве РФ 216
(+10 млн долл.)
60 72 7,2 8,6
Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова 60 2 17 3,5 30
Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова 60 2 24 2,5 30
Национальный исследовательский универитет
Высшая школа экономики
42 2 72 0,58 21
Анализируемый государственный университет 12 54 6 2,0 0,2
Анализируемый государственный университет на 01.01.2014 13 113 9 1,4 0,1

Чистый доход от доверительного управления имуществом эндаумент-фонда государственного университета составил 437 408 руб. Этот доход получен за период со дня перевода сформированного целевого капитала в управляющую компанию 05.06.2013 до 31.12.2013. Это достаточно высокий результат при условии постепенного поступления взносов. У анализируемого университета самый молодой эндаумент-фонд, что во многом предопределяет невысокий уровень его капиталоотдачи.

Реализация рассмотренных процедур анализа финансового состояния образовательной организации позволяет получить целостную картину о стабильности ее деятельности, имеющихся ресурсах для реализации образовательных и научных программ вуза, факторах, повышающих его конкурентные преимущества по сравнению с другими образовательными организациями.

Литература

1. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. М.: Омега-Л, 2004. 408 с.

2. Ендовицкий Д.А., Исаенко А.Н., Лубков В.А. Экономический анализ активов организации: учебник. М.: Эксмо, 2009. 608 с.

3. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Ресурсоориентированный экономический анализ: теория, методология, практика // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 38. С. 2-8.

4. Когденко В.Г., Крашенинникова М.С. Особенности анализа новых форм бухгалтерской отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 18. С. 21-32.

5. Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений: приказ Минфина России от 25.03.2011 № ЗЗн (ред. от 26.10.2012).

6. Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие. М.: КноРус, 2010. 320 с.

7. Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций. М.: ИНФРА-М, 2003. 237 с.

Финансовое состояние - это совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.

Анализ финансового состояния показывает, по каким конкретным направлением надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные аспекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия.

Оценка финансового состояния может быть выполнена с различной степенью детализации в зависимости от цели анализа, имеющейся информации, программного, технического и кадрового обеспечения. Наиболее целесообразным является выделение процедур экспресс-анализа и углубленного анализа финансового состояния. Финансовый анализ дает возможность оценить:

имущественное состояние предприятия;

степень предпринимательского риска;

достаточность капитала для текущей деятельности и долгосрочных инвестиций;

потребность в дополнительных источниках финансирования;

способность к наращиванию капитала;

рациональность привлечения заемных средств;

обоснованность политики распределения и использования прибыли .

Основу информационного обеспечения анализа финансового состояния должна составить бухгалтерская отчетность, которая является единой для организации всех отраслей и форм собственности.

Некоммерческие организации предоставляют отчетность, установленную законодательством и нормативными актами для юридических лиц, в органы статистики, государственные внебюджетные фонды, в налоговые органы.

Некоммерческие организации должны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность (п.1 ст.13 ФЗ № 129 ФЗ) и предоставлять ее в налоговые органы и органы статистики. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из:

  • · бухгалтерского баланса (форма № 1);
  • · отчета о прибылях и убытках (форма № 2);
  • · отчета о движении капитала (форма № 3)
  • · отчета о движении денежных средств (форма № 4)
  • · приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5)
  • · отчета о целевом использовании полученных средств (форма № 6)
  • · пояснительной записки .

В составе налоговой декларации по налогу на прибыль предоставляется лист 10 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе, денежных средств), полученного в рамках благотворительной деятельности"

Некоммерческие организации имеют право не предоставлять формы № 3, 4 и № 5 при отсутствии соответствующих данных.

На практике бюджетные учреждения предоставляют бухгалтерские отчеты, включающие не только результаты деятельности организации, финансирование которой осуществляется из бюджетных средств, направляемых ей вышестоящими организациями, но и показатели внебюджетной деятельности. В настоящее время нехватка средств государственного бюджета заставляет бюджетные учреждения искать дополнительные источники финансирования, поэтому большинство учреждений помимо основной деятельности вынуждены оказывать платные услуги. Действующее законодательство разрешает некоммерческим организациям осуществлять предпринимательскую деятельность. Однако предпринимательская деятельность может осуществляться только, если это послужит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация. При этом на бюджетные учреждения возлагается обязанность учитывать доходы от такой деятельности и приобретенное за счет этих доходов имущество на отдельном балансе. Приказом Минфина РФ от 30.12.99 г. № 107 н утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, раскрывающая порядок ведения раздельного учета операций по бюджетным средствам и средствам, полученным за счет внебюджетных источников .

Исходя из организационно-правовой формы, бюджетные учреждения имеют ряд особенностей ведения бухгалтерского учета, что накладывает свой отпечаток и на проведения анализа финансового состояния бюджетного учреждения:

имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;

как некоммерческая организация бюджетное учреждение не ставит получение прибыли целью своей деятельности;

деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета .

Особенности ведения бухгалтерского учета доходов, расходов и финансовых результатов от оказания платных услуг обусловлены следующим:

  • 1. Бюджетные учреждения не имеют уставного фонда и собственного имущества. Имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления.
  • 2. Бюджетные учреждения составляют два бухгалтерских баланса. Если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять, приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе. На отдельном бухгалтерском балансе, где учитываются доходы и имущество, полученные от предпринимательской деятельности и оказания платных услуг, отражаются также другие внебюджетные активы и обязательства. Это могут быть целевые средства и безвозмездные поступления.
  • 3. Бюджетные учреждения ведут раздельный учет по каждому из трех источников финансирования, под которыми подразумеваются бюджетное финансирование, доходы от оказания платных услуг, целевые и безвозмездные поступления.
  • 4. Бюджетные учреждения в отличие от других организаций в бухгалтерском учете доход от оказания платных услуг или реализации произведенной продукции признают только после оплаты этих услуг или продукции заказчиком или покупателем.
  • 5. В бухгалтерском учете бюджетных учреждений не предусмотрено начисление амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам .

Наряду с коммерческими предприятиями и организациями, бюджетные учреждения по итогам работы за отчетный период определяют экономические или финансовые показатели хозяйственной деятельности. Они используются в целях экономического планирования деятельности учреждения при проведении анализа хозяйственной деятельности, а также для определения налоговой базы.

К наиболее важным показателям деятельности бюджетного учреждения следует отнести:

объем бюджетного финансирования;

  • · расходы по бюджету;
  • · объем реализации продукции (работ, услуг);
  • · расходы за счет средств внебюджетных источников;
  • · доходы от оказания платных услуг;
  • · расходы, связанные с оказанием платных услуг;
  • · прибыль (убыток) от оказания платных услуг .

Таким образом, опираясь на отчетность, можно получить представление о четырех аспектах деятельности предприятия:

  • · имущественное и финансовое положение предприятия с позиции долгосрочной перспективы;
  • · финансовые результаты, регулярно генерируемые данным предприятием;
  • · изменения в капитале собственников;
  • · ликвидность предприятия.

Первый аспект деятельности находит отражение в балансе: активная сторона баланса дает представление об имуществе предприятия, пассивная - о структуре источников его средств.

Второй аспект представлен в отчете о прибылях и убытках - все доходы и расходы предприятия за отчетный период в определенных группировках приведены в этой форме. Рассматривая форму в динамике, можно понять, насколько эффективно в среднем работает данное учреждение.

Третий аспект отражается в отчете о движении капитала, где дается движение всех компонентов собственного капитала.

Четвертый аспект определяется тем обстоятельством, что прибыль и денежные средства - не одно и то же. Для ритмичности расчетов с кредиторами важна не прибыль, а наличие денежных средств в требуемых объемах и в нужное время. Определенную характеристику этого аспекта дает отчет о движении денежных средств .

Анализ финансового состояния учреждения по данным отчетности может осуществляться с различной степенью детализации. Можно выделить 2 вида анализа: экспресс-анализ и углубленный анализ. В первом случае предполагается получить лишь самое общее представление о предприятии, во втором - проводимые аналитические расчеты и ожидаемые результаты более детализированы и подробны. Если экспресс-анализ по сути сводится к чтению годового отчета, то углубленный анализ предполагает расчет системы аналитических коэффициентов, позволяющей получить представление о следующих сторонах деятельности учреждения:

  • 1. Оценка имущественного состояния;
  • 2. Оценка деловой активности;
  • 3. Оценка финансовой активности;
  • 4. Оценка профильного использования средств.

Предварительную оценку финансового состояния государственного образовательного учреждения можно сделать на основе горизонтального и вертикального анализа баланса исполнения сметы доходов и расходов по бюджетному финансированию (форма № 1) и баланса исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам (форма № 1-1)

Финансовая оценка имущественного потенциала учреждения представлена в активе баланса, а также в форме № 5. Показатели этого блока позволяют получить представление о "размерах" учреждения, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов.

Финансовое состояние учреждение с позиции краткосрочной перспективы оценивается показателями платежеспособности, в наиболее общем виде характеризующими, может ли оно своевременно и в полном объеме производить расчеты по краткосрочным и долгосрочным обязательствам перед контрагентами.

Количественная оценка и анализ деловой активности могут быть сделаны по следующим трем направлениям:

оценка степени выполнения плана по основным показателям и анализ отклонений;

оценка уровня эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов коммерческой организации.

Результативность деятельности учреждения в финансовом смысле характеризуются показателями доходности

Анализ финансового состояния предприятия заканчивают комплексной его оценкой. При анализе финансового состояния своего предприятия после комплексной оценки разрабатывают мероприятия по улучшению финансового состояния, обращая особое внимание на разработку финансовой стратегии предприятия на перспективу и в ближайшие периоды .

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2010, N 4

В ходе ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений проводится анализ использования бюджетных средств в сравнении с начисленными расходами, отраженными на счетах учета финансовых результатов деятельности, с целью выявления нарушений в использовании бюджетных средств, а также определения правомерности их расходования. В данной статье автором предложен анализ использования бюджетных средств, который может быть применен проверяющими при проведении проверок.

В соответствии с п. 82 Административного регламента <1> в ходе ревизии (проверки) проводятся контрольные действия по документальному и фактическому изучению финансовых и хозяйственных операций, совершенных проверяемой организацией в проверяемый период.

<1> Административный регламент исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, утв. Приказом Минфина России от 04.09.2007 N 75н.

Контрольные действия по документальному изучению проводятся по финансовым, бухгалтерским, отчетным и иным документам проверяемой и иных организаций в том числе путем анализа и оценки полученной из них информации.

Контрольные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы, контрольных замеров и т.п. Анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения осуществляется в рамках проведения контрольных действий по изучению полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности проверяемой организации.

Требование

Положения законодательства

Полнота отражения

в бухгалтерском учете

совершенных финансовых

и хозяйственных операций

В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона о

бухгалтерском учете <2>, п. 3 Инструкции

N 148н <3> все хозяйственные операции,

проводимые организацией, должны оформляться

оправдательными документами. Эти документы

служат первичными учетными документами, на

основании которых ведется бухгалтерский учет

Своевременность отражения

в бухгалтерском учете

совершенных финансовых

и хозяйственных операций

Согласно п. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском

учете первичный учетный документ должен быть

составлен в момент совершения операции, а если

это не представляется возможным -

непосредственно после ее окончания.

В соответствии с п. 3 Инструкции N 148н данные

проверенных и принятых к учету первичных

учетных документов систематизируются по датам

совершения операций (в хронологическом порядке)

и отражаются накопительным способом в регистрах

бюджетного учета (журналах операций). При этом

записи в журналах операций осуществляются

по мере совершения операций, но не позднее

следующего дня после получения первичного

учетного документа как на основании отдельных

документов, так и на основании группы

однородных документов. Корреспонденция счетов

в журнале операций записывается в зависимости

от характера операций по дебету одного счета

и кредиту другого счета

Правильность отражения

в бухгалтерском учете

совершенных финансовых

и хозяйственных операций

Правильность отражения совершенных финансовых

и хозяйственных операций проверяется путем

сопоставления данных журналов операций

и первичных документов, относящихся

к соответствующим журналам операций

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
<3> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н.

Одним из способов проверки полноты, своевременности и правильности отражения совершенных финансовых и хозяйственных операций в бюджетном учете и бюджетной отчетности является проведение анализа исполнения бюджета и финансового результата деятельности учреждения. Анализ проводится по данным форм бюджетной отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 13.11.2008 N 128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации":

  • Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
  • Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127);
  • Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121);
  • Пояснительная записка (ф. 0503160) в составе прилагаемых форм и таблиц.

По результатам анализа могут быть выявлены отклонения, причины которых устанавливаются в ходе проверки.

Анализ использования бюджетных средств может быть проведен по нескольким моментам:

1. Соответствие расходов бюджетного учреждения бюджетной классификации расходов, а также принятых ЛБО утвержденным лимитам.

По итогам анализа можно сделать вывод о принятии лимитов бюджетных обязательств сверх утвержденных ЛБО, что является нарушением ст. 6, п. 3 ст. 219 БК РФ.

Для справки. В соответствии со ст. 6 БК РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде), а согласно ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Результаты анализа использования бюджетных средств целесообразно представить в виде таблицы.

Таблица 1

Анализ соответствия принятых и утвержденных ЛБО в проверяемом бюджетном учреждении

2. Использование бюджетных средств в проверяемом периоде в соответствии с кодами КОСГУ по каждому из видов расходов (раздел, подраздел, целевая статья, вид расходов).

В случае если финансирование учреждения осуществляется по одному разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов, анализ использования средств бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения проводится по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и по данным Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) путем заполнения одной таблицы. Анализ подписывается проводившим его ревизором и представителем проверяемого учреждения, например главным бухгалтером или начальником финансового отдела (управления).

Если финансирование учреждения производится по нескольким разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов, анализ использования средств бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения проводится по каждому разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов по данным Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) и данным анализа счета 1 401 01 000 "Финансовый результат". В этом случае рекомендуется результаты анализа представлять в виде нескольких таблиц по каждому разделу, подразделу, целевой статье, виду расходов.

В соответствии с п. 102 Административного регламента в случае выявления по результатам проведенного анализа каких-либо отклонений следует истребовать объяснения должностных лиц, ответственных за организацию и ведение бюджетного учета и осуществление финансово-хозяйственной деятельности в учреждении.

Возможные объяснения причин выявленных отклонений могут быть следующие:

  • превышение исполнения над начисленными расходами может возникнуть в связи с наличием текущей кредиторской задолженности на начало проверяемого периода, погашенной в отчетном году, текущей дебиторской задолженности на конец периода. Задолженность может быть по организациям, а также по подотчетным лицам;
  • превышение начисленных расходов над исполнением может возникнуть в связи с наличием текущей дебиторской задолженности на начало года, расходы по которой начислены в проверяемом году.

Исп - Нач = КЗ - ДЗ + ДЗ - КЗ,
нач нач кон кон

где Исп - исполнение через финансовые органы;

Нач - начисленные расходы;

КЗ - кредиторская задолженность на начало периода;
нач
ДЗ - дебиторская задолженность на начало периода;
нач
ДЗ - дебиторская задолженность на конец периода;
кон
КЗ - кредиторская задолженность на конец периода.
кон

Причиной отклонений может быть централизация расходов:

  • оплата за учреждение вышестоящей организацией - в данном случае начисленные расходы будут превышать исполнение через финансовые органы;
  • оплата учреждением расходов подведомственных учреждений или структурных подразделений, филиалов, находящихся на самостоятельном балансе (как правило, по земельному налогу, налогу на имущество), - в данном случае начисленные расходы будут меньше исполнения через финансовые органы.

Выявленные отклонения могут являться нарушением бюджетного законодательства, выраженным как в неэффективном или нецелевом, так и в неправомерном использовании бюджетных средств, например оплата расходов по одной статье (подстатье) КОСГУ, отнесение расходов на другую статью (подстатью) КОСГУ. В данном случае при проверке расходов 2009 г. следует учитывать требования Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н, а также Письма Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931 "О направлении Методических рекомендаций по применению классификации операций сектора государственного управления". При проверке расходования средств 2010 г. следует руководствоваться Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н, а также Письмом Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383.

Для описания использования учреждением бюджетных средств в акте проверки (ревизии) необходимо приводить не только показатели в абсолютных величинах, но и процентное соотношение в общей сумме расходов, предусмотренных и произведенных. Анализ можно провести по следующей схеме.

Таблица 2

Для создания представленной таблицы целесообразно использовать программные продукты типа MS-Excel, в которых расчет отклонений производится автоматически.

Проведение анализа на практическом примере

Проведем анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения. Данные анализа представим в таблице 3, которая приведена в конце статьи.

Таблица 3

Анализ использования средств бюджета и финансового результата текущей деятельности учреждения (по одной смете) за 2009 год (руб.)

Отражено в Отчете об исполнении бюджета

(ф. 0503127)<*>

Отражено в Отчете

о финансовых

результатах

деятельности

По данным первичных

бухгалтерских документов

Установленные нарушения

Отклонения

Утвержденные

бюджетные

назначения

Исполнено

финансовые

Неисполненные

назначения

(бюджетная

деятельность)

Израсходовано

денежных

(исполнение

по бюджетной

деятельности

(начисленные

по КОСГУ)

нецелевого

использования

Завышение

отчетных

Занижение

отчетных

Превышение

исполнения

расходами

по бюджетной

деятельности

Превышение

расходов по

бюджетной

деятельности

исполнением

<*> Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127).

Графа 2 "Утвержденные бюджетные назначения" заполняется на основании данных бюджетной сметы учреждения.

Графа 3 "Исполнено через финансовые органы" заполняется на основании данных графы 5 Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее - Отчет об исполнении бюджета).

Неисполненные назначения (графа 4) рассчитываются как разница между утвержденными бюджетными назначениями и исполнением через финансовые органы (графа 2 - графа 3).

Ревизор может проверить правильность отражения данных в графе 3 Отчета об исполнении бюджета - неисполненные назначения отражены в графе 4.

Графа 6 "Расходы (бюджетная деятельность)" заполняется на основании данных графы 4 Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121). В случае когда учреждение финансируется по нескольким кодам бюджетной классификации (разделам, подразделам, целевым статьям, видам расходов), графа 6 заполняется по данным анализа счета 1 401 01 200 "Расходы" в разрезе каждого КБК.

Графы 7 "Израсходовано денежных средств (исполнение по кодам КОСГУ)" и 8 "Расходы по бюджетной деятельности (начисленные расходы по КОСГУ)" содержат данные, полученные по первичным документам и регистрам бюджетного учета при проведении проверок банковских и кассовых операций (исполнение), иных расчетных операций (расчеты с подотчетными лицами, с поставщиками и подрядчиками, по оплате труда и др.), а также операций с нефинансовыми активами.

В графах 9 - 11 отражаются нарушения, выявленные в ходе анализа: нецелевое использование бюджетных средств, недостоверность отчетных данных (расхождение первичных документов с данными отчетности и др.). Результатом анализа может быть выявление отклонений исполнения от начисленных расходов, которые нужно исследовать с целью установления их причины.

Результаты анализа использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения по каждому КБК оформляются в таблице, аналогичной таблице, в которой отражаются результаты анализа по одной смете. Графа 6 заполняется не по данным Отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121), а по данным счета 1 401 01 200 "Расходы" в разрезе каждого КБК.

По результатам представленного в таблице 3 анализа использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения сделаны следующие выводы.

Превышение исполнения через финансовые органы над начисленными расходами (графа 12 таблицы 3):

  • по коду КОСГУ 221 "Услуги связи" в сумме 160 000 руб. - образовалось вследствие наличия дебиторской задолженности на 01.01.2010 по оплате услуг связи в сумме 100 000 руб., а также кредиторской задолженности на 01.01.2009 в сумме 60 000 руб., погашенной в январе 2009 г.;
  • по коду КОСГУ 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в сумме 21 586 руб. - образовалось вследствие наличия кредиторской задолженности по оплате услуг по содержанию имущества на 01.01.2009, погашенной в январе 2009 г.;
  • по коду КОСГУ 226 "Прочие работы, услуги" в сумме 498 060 руб. - образовалось вследствие централизованной оплаты бюджетным учреждением проектных работ по строительству зданий для подведомственных учреждений и централизованной передачи данных произведенных расходов на общую сумму 500 000 руб., наличия дебиторской задолженности подотчетных лиц по оплате проживания в командировке на 01.01.2009 в сумме 6000 руб. и на 01.01.2010 в сумме 4060 руб.

Кроме того, установлено превышение начисленных расходов над исполнением через финансовые органы (графа 13 таблицы 3):

  • по коду КОСГУ 211 "Заработная плата" в сумме 8 руб. - образовалось вследствие счетной ошибки, а именно сумма начисленной работнику заработной платы составила 15 188 руб. (ведомость начисления по счету 1 302 01 000 "Расчеты по заработной плате"), выдано из кассы по расходному кассовому ордеру от 26.12.2009 N 1589 - 15 110 руб. Доплата заработной платы работнику произведена в январе 2010 г.;
  • по коду КОСГУ 212 "Прочие выплаты" в сумме 1500 руб. - образовалось вследствие наличия дебиторской задолженности подотчетных лиц по прочим выплатам (суточные при нахождении в командировке) на 01.01.2009 в сумме 3500 руб. и на 01.01.2010 в сумме 2000 руб.;
  • по коду КОСГУ 213 "Начисления на выплаты по оплате труда" в сумме 1383 руб. - образовалось вследствие наличия дебиторской задолженности на 01.01.2009 по оплате листков временной нетрудоспособности;
  • по коду КОСГУ 222 "Транспортные услуги" в сумме 997 руб. - образовалось вследствие наличия дебиторской задолженности подотчетных лиц по транспортным расходам при нахождении в командировке на 01.01.2009 в сумме 3997 руб. и на 01.01.2010 в сумме 3000 руб.;
  • по коду КОСГУ 223 "Коммунальные услуги" в сумме 25 000 руб. - образовалось вследствие наличия кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг на 01.01.2010;
  • по коду КОСГУ 224 "Арендная плата за пользование имуществом" в сумме 583 руб. - образовалось вследствие наличия кредиторской задолженности по оплате аренды помещения на 01.01.2010;
  • по коду КОСГУ 262 "Пособия по социальной помощи населению" в сумме 31 руб. - образовалось вследствие счетной ошибки при выплате выходного пособия, а именно сумма начисленного работнику выходного пособия составила 25 131 руб. (ведомость начисления по счету 1 302 16 000 "Расчеты по пособиям по социальной помощи населению"), выдано из кассы по расходному кассовому ордеру от 26.12.2009 N 1591 - 25 100 руб. Доплата выходного пособия работнику произведена в январе 2010 г.;
  • по коду КОСГУ 290 "Прочие расходы" в сумме 444 руб. - образовалось вследствие наличия кредиторской задолженности по транспортному налогу на 01.01.2010.

Кроме того, установлено отклонение исполнения расходов по коду КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" от начисленных расходов по коду КОСГУ 271 "Амортизация основных средств и нематериальных активов" в сумме 6 657 000 руб. - превышение начисления над исполнением образовалось вследствие получения в централизованном порядке основных средств от вышестоящего органа.

Превышение начисленных расходов по коду КОСГУ 272 "Расходование материальных запасов" над исполнением по коду КОСГУ 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" в сумме 1 000 000 руб. образовалось вследствие остатка материальных запасов на 01.01.2009 в сумме 200 000 руб. и получения в централизованном порядке ГСМ на общую сумму 800 000 руб.

В ходе проверки правильности произведенных расходов по данным первичных учетных документов при проверке кассовых операций выявлено нецелевое использование бюджетных средств (графа 9 таблицы 3), а именно в нарушение разд. V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н и действовавших в 2009 г., учреждением произведены расходы по оплате суточных в период командировки в сумме 100 руб. по коду КОСГУ 222 "Транспортные расходы" (следовало по коду КОСГУ 212 "Прочие выплаты"), что в соответствии со ст. 289 БК РФ является нецелевым расходованием бюджетных средств.

Кроме анализа использования средств бюджета и финансового результата деятельности бюджетного учреждения следует сделать анализ структуры расходов бюджетного учреждения. Результаты анализа представим в таблице 4, которая приведена в конце статьи.

Таблица 4

Структура расходов бюджетного учреждения

Утверждено

Исполнено

финансовые

Начислено,

Исполнение

утвержденных

Начислено

расходов

утвержденных

Исполнение

начисления,

В ходе анализа структуры расходов установлено, что по коду КОСГУ 224 "Арендная плата за пользование имуществом" начисленные расходы составляют 102,61% утвержденных бюджетных назначений (графа 6). В нарушение ст. 161, п. 3 ст. 219 БК РФ бюджетным учреждением в 2009 г. приняты обязательства сверх утвержденных бюджетных назначений на общую сумму 209 руб. (8209 - 8000), или 2,61% (102,61 - 100).

В заключение отметим, что анализ использования средств бюджета и финансового результата деятельности учреждения позволяет проверяющим более внимательно изучить бюджетную отчетность, сравнить отчетные данные с первичными документами и регистрами бюджетного учета и оформить результаты проанализированных данных в компактной таблице.

М.Волчкова

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

Анализ показателей бухгалтерского баланса осуществляется на основании сведений о движении нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам). Сведения о движении нефинансовых активов нужно представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503168).

Кроме того, необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них), основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.

Сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности представляются в приложении к пояснительной записке (ф. 0503169).

Сведения по ф. 0503169 составляются раздельно по бюджетной и внебюджетной деятельности, а также раздельно по дебиторской и кредиторской задолженности. При этом расчеты по налоговым платежам отражаются по видам налогов в соответствующие уровни бюджетов.

Кроме того, следует раскрыть информацию о правовых основаниях наличия финансовых вложений. Сведения о финансовых вложениях нужно представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503171).

Сведения по государственному (муниципальному) долгу отражаются в разрезе долговых инструментов в приложении к пояснительной записке (ф. 0503172).

При изменении валюты баланса на начало финансового года сведения об изменении остатков валюты баланса необходимо привести в приложении к пояснительной записке (ф. 0503173).

Прочие вопросы деятельности бюджетного учреждения

Меры, принимаемые по результатам контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля, необходимо представить в форме таблицы N 7; сведения о проведении инвентаризации (только по итогам года) - в форме таблицы N 6; сведения о недостачах - в приложении к пояснительной записке (ф. 0503176), которые закреплены в Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности.

В сведениях об использовании информационных технологий в деятельности бюджетного учреждения (ф. 0503177) отражаются расходы на приобретение и модернизацию вычислительной техники (персональные компьютеры, печатающие устройства, серверы различной производительности, сетевое оборудование локальных вычислительных сетей, системы хранения данных), расходы на приобретение неисключительных (лицензионных) прав на программное обеспечение и базы данных, в том числе экземпляров программ для ЭВМ и баз данных на различных носителях (компакт-дисках, CD-ROM и т.д.), расходы на создание программного обеспечения и баз данных (в том числе на оплату государственного контракта на выполнение работ по созданию программ для ЭВМ или баз данных), а также на приобретение исключительных прав на них у правообладателей, а также расходы на иные мероприятия в сфере информационных технологий (подключение к компьютерным сетям, создание и поддержку интернет-сайтов и информационных систем, монтаж, наладку локальной вычислительной сети, текущий ремонт, техническое обслуживание, техническую поддержку и администрирование средств вычислительной техники, систем передачи, отображения и защиты информации и т. п.), а также обоснование целесообразности произведенных расходов (обеспечение текущей деятельности, техническое перевооружение, иные цели).

В данном разделе также раскрываются прочие вопросы, не нашедшие отражения в предыдущих разделах, но оказавшие существенное влияние на деятельность бюджетного учреждения в отчетном периоде.