Предмет и метод современной экономической теории. Междисциплинарный синтез и экономическая наука Экономическая теория рассматривается как междисциплинарная наука


Междисциплинарный синтез - это соединение в единое целое теорий, методов и методологий различных дисциплин с целью получения нового знания в рамках одной дисциплины или на стыках между разными дисциплинами. Междисциплинарный синтез на рубеже XX и XXI вв. является одним из самых эффективных способов получения нового знания, в том числе и экономического знания.
Междисциплинарный синтез возникает на основе междисциплинарного взаимодействия. Г. Бергер дает следующее определение такому взаимодействию:
«Это (междисциплинарное. - А.О.) взаимодействие может варьироваться от обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий, процедур, эпистемологий, терминологий для данных организаций исследовательской и образовательной деятельности в некотором весьма широком объеме».
Экономическая наука вовлечена в такое взаимодействие и участвует в процессах междисциплинарного синтеза. Осуществляться он может тремя основными способами.
  1. Первый способ основан на уже однажды упоминавшемся методе «экономического империализма» (см. первую главу этого учебника).
«Экономический империализм» - метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальными науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.
Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и иными социальными науками по типу «экономического империализма» активизировалось с 70-80-х гг. XX в., и связано это, вероятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом экономической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальными науками; во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отчасти под экономику в модели экономикс.
Особенно сильному воздействию «экономического империализма» подверглись гендерные исследования, демография, социология, история, политическая наука. В большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положительное - как в плане влияния на эволюцию самого экономического знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например, в истории такое воздействие связано с популярностью методологии школы новой экономической истории и клиометрии, в политической науке - с возникновением теории общественного выбора и т.п.
  1. Второй способ можно условно обозначить как «экономическую вассальность». «Экономическая вассалъностъ» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ведется в соответствии с методологическими и теоретическими основаниями другой науки (или других наук).
«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае последнего «агрессором» на территории чужой науки выступает экономика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономической вас- сальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию.
На протяжении всей своей истории экономическая наука неоднократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды развития экономической мысли были весьма успешными и оказывали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли второй половины XIX - первой трети XX в. экономическая дисциплина побывала в роли «вассала» исторической науки, в советской общественных науках (с 1917 по 1991 г.) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистско-ленинской философии и ее политического собрата - научного коммунизма, и т.д.
В худшем случае речь даже должна была идти о так называемом редукционизме, - когда предмет и (или) методология экономической науки полностью сводился (сводились) к предмету и (или) методологии другой социальной дисциплины. Особенно сильным был, вероятно, психологический редукционизм конца XIX - начала XX в., когда некоторыми исследователями под влиянием маржинализма была предпринята попытка полностью растворить экономику в психологии. На современном этапе в исследовательском поле экономической методологии весьма активно действует социологический редукционизм, целью которого, очевидно, является стремление подменить собственно экономические методы исследования хозяйственных процессов и явлений социологическими методами, на деле лишь частично совпадающими с экономическими.
  1. Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».
«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследовательских проблем на «стыках» между ними, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.
Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползновения «экономического империализма» и «экономической вас- сальности», у этих двух пар наук на первом месте все же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного сотрудничества». Экономическая социология и экономическая психология в последние годы добились немалых успехов, применяя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - экономической и психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудничество» экономической и исторической наук, экономической науки и гендерных исследований, экономической науки и науки права.
Нобелевские премии: Гэри Беккера (1992) за теорию «человеческого капитала» (экономика, социология, гендерные исследования, юриспруденция), Дугласа Норта (1993) за клиометрию и новую экономическую историю (экономика, история, социология), Даниеля Канемана и Вернона Смита (2002) за развитие экспериментальной экономики (экономика, психология) - это лишь немногие примеры, когда экономисты получали награды не только за развитие собственно экономических знаний, но de facto - и за успешный междисциплинарный синтез.

Еще по теме МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ: ЭКОНОМИКА И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ:

  1. СИСТЕМНО-ДИХОТОМИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ КАК СПОСОБ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕНЕГ
  2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
  3. ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ
  4. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ: ЭКОНОМИКА И ДРУГИЕ СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ
  5. § 1. Методология исследования системы, ее понятие и критерии
  6. 1.2. Комплексный подход к исследованию: связь теории и эмпи- ризма при анализе природы правового явления
  7. Административная деликтология в системе юридических наук

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Тема 1. Экономическая теория: предмет и метод ………………………….. ..5

Тема 2. Производство и его экономическая организация ………………..… 18

Тема 3. Хозяйственная система общества и отношения

собственности.........................................................................................32

Тема 4. Рыночная экономика: сущность и структура………………..……….48

Тема 5. Спрос и предложение в механизме рынка………………….…….…..53

Тема 6. Деньги. Денежное обращения. Инфляция……………………..……..73

Тема 7. Цена и ценообразование в рыночной экономике……………..……...91

Тема 8. Рыночная конкуренция и рыночная власть……………………..… .109

Тема 9. Факторные рынки. Рынок земли……………………………….……130

Тема 10.Рынок капиталов и ценных бумаг……………………………….…..141

Тема 11.Рынок труда……………………………………………………….…..152

Тема 12. Рыночная инфраструктура. Рынок товаров…………………….…..167

Тема 13. Государство в рыночной экономике………………………………..179

Тема 14. Финансы и финансовая система…………………………………….191

Тема 15.Доходы в рыночной экономике……………………………………...203

Тема 16.Налоги и налоговая система…………………………………………216

Тема17. Макроэкономическое равновесие и макроэкономический

рост…………………………………………………………………….226

Тема 18.Современное всемирное хозяйство………... ………………………247


ПРЕДИСЛОВИЕ

Развитие современного мира, переход России к глубоким преобразованиям в хозяйственной деятельности существенно усилили значимость экономической теории. Цель настоящего учебного пособия - рассмотрение проблем, которые ставит жизнь перед человеком в условиях перехода к рыночной экономике, и путей их решения. Это имеет важное значение для гуманитарного образования студентов, приобщения их к высокой этике экономических отношений. Сегодня экономические знания - обязательное условие для активного участия в рыночных преобразованиях, а экономическая теория - интеллектуальный инструмент познания экономической действительности.

Учебный курс основ экономической теории делает упор на общетеоретические аспекты, поскольку именно они придают экономической науке способность преодолеть поверхностные представления о действительности, критически оценить экономическую политику и практику.

Коллектив авторов надеется, что усвоение студентами экономической теории поможет им сориентироваться на подлинные социальные ценности: экономическую свободу личности, право на доходную собственность, на предпринимательство. Эти ценности должны войти в повседневное, обыденное сознание общества.


Тема 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ПРЕДМЕТ И МЕТОД

Экономика - очаровывающая наука.

И наиболее привлекательной ее делает

то, что ее фундаментальные принципы

могут быть записаны лишь на одном

листе бумаги и каждый может понять

их. И тем не менее их понимают

немногие.

М.Фридмен

§ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Сложность и Мировая экономика представляет собой многообразие противоречивость направлений и форм экономического развития. Ее современного мира хозяйственная жизнь характеризуется успехами и достижениями, трудностями и проблемами, различием и противоречивостью экономических интересов и концепций.

Содержание экономического процесса мирового развития рассматривается с двух сторон. С одной стороны, ему присущи общие черты и тенденции, с другой, - специфические особенности, проявляющиеся в различных регионах, сферах мировой экономики, в моделях национальной экономики. Современный мир, состоящий из более чем 180 независимых государств, разделен между неодинаковыми социально-экономическими системами, отличающимися целями и механизмами функционирования. К началу ХХI века еще более углубилась социально-экономическая дифференциация его составных частей, представляющих собой страны с развитой, развивающейся рыночной и нерыночной экономикой. Экономические связи складывающиеся в современном мире сформировались в сложную совокупность экономических отношений, затрагивающих жизненные интересы людей во всем мире.

Важную роль играет тенденция к усилению взаимосвязи национальных хозяйств, глобализации финансовых отношений и рынков. Противоречия, возникающие в сфере экономических интересов, не могут служить препятствием на пути развития интеграционных экономических связей между странами.

Значение Усложнение хозяйственных связей современного мира, экономической специфика формирования национальных экономик, науки в познании проблемы будущего развития человечества обуслови- мира липристальное внимание людей к экономической науке. Роль экономических знаний, экономической науки в управлении экономикой трудно переоценить. Она постоянно возрастает, так как метод проб и ошибок в сфере экономики может дать нежелательные результаты и отрицательно сказаться на развитии общества в целом.

Экономическая теория - строгая и точная наука, оперирующая сложным понятийным аппаратом, способная моделировать и определять экономическую ситуацию. Она не может предугадывать экономические явления и процессы, но поясняет логику развития и характер функционирования экономических систем. Изучение исторических форм экономического развития человеческого общества позволяет узнать устройство экономики, использовать наиболее эффективные средства и способы повышения уровня жизни людей. Экономическая теория учит понимать сложный экономический мир, формирует гражданское сознание, вырабатывает экономический тип мышления. Экономические знания сами по себе не являются залогом успеха в жизни, в предпринимательской деятельности, но они необходимы не только профессионалам. Они помогают преодолеть социальное суеверие, разорительное невежество, приобщают к высокой этике экономических отношений, ибо только разумная и эффективная экономика может быть нравственной.

Все страны, например, существенно различаются по многим параметрам рыночной системы. Нигде в мире нет единой модели рыночных отношений. Опыт западных стран в сфере рынка необходимо приспосабливать к условиям нашей экономики.

Мир состоит из разных моделей экономики. Модель охватывает совокупность близких свойств национально-экономических систем ряда стран со своими целями и задачами, отражает доминирующий в этих странах тип экономической системы. Для формирования устойчивой модели надо не менее 10 лет, далее проявляется ее адаптация к качественно новым условиям и возможная смена модели. Для России актуальным остается вопрос о выборе эффективной модели национальной экономики на перспективу.

§ 2. ЭВОЛЮЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Экономическая мысль уходит корнями в далекую историю. Она возникла и развивалась вместе с развитием человеческого общества. Экономические основы деятельности людей не могли не интересовать мыслителей прошлого. Практически все сколько-нибудь значительные религиозные, литературные, законодательные источники древности содержат элементы экономических знаний. Изложенные в них представления еще не выделились в самостоятельную науку и существовали в рамках не расчлененного общественного знания, ведущей стороной которого была религия.

Первыми экономистами, по выражению К.Маркса были «коммерческие и государственные люди». Их толкали к размышлению над экономическими вопросами практические нужды торговли и государственного управления. Но надо признать, что впервые экономику начали изучать еще в рабовладельческом обществе. Великий древнегреческий мыслитель Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) ввел в оборот название науки «экономика» - по-гречески «йокос» - дом, хозяйство, «номос» - закон, учение. Однако как наука экономическая теория возникла значительно позже.

В древнем востоке в центре экономической мысли находились, главным образом, проблемы организации и управления государственным и царско-храмовым хозяйством. В Китае с возникновением государства и классового общества, расширением товарно-денежных отношений появляются теории направленные на поддержание стабильности в государстве. Они изложены в учении Конфуция (552-479 гг. до н.э.).

Важнейший литературный памятник древней Индии «Артхашастра» (4-3 вв. до н.э.) содержит проблемы стоимости вещей, их цены, а также торговой прибыли. «Артхашастра» призывает царя развивать производительные силы, регулировать цены на товары, создавая товарные фонды, и соблюдать активный баланс государственного бюджета – «увеличение дохода и уменьшение расхода».

В древней Греции наиболее крупные достижения экономической мысли связаны с разработкой проблем натурального хозяйства («Домострой» Ксенофонта), идеального государства («Политика или государство» Платона (427-347 гг.до н.э.)), и элементов товарного хозяйства (Аристотель 384-322 гг. до н.э.).

Важной проблемой, которую разрабатывала экономическая мысль античности, было рабство. Взгляды на этот вопрос варьировались от полного оправдания его как «удела варваров», «одушевленного орудия труда», «имущества приносящего доход» (в трудах Аристотеля), до признания принципиального равенства между людьми (в произведениях раннего христианства).

В эпоху феодализма представление об общественных отношениях формировались под влиянием писания в рамках канонического права. положительным следствием этого стало преодоление на основе христианского вероучения презрительно отношения к труду которое сложилось в античный период.

В ХVII-XVIII веках определились направления экономической мысли, среди которых на начальном этапе выделялись меркантилисты и физиократы.

Меркантилизм. Меркантилизм (от итальянского «mercante» - Физиократы торговец) возниккак течение экономической мысли, как теоретическая школа на базе первоначального накопления капитала. Весь XVII век заполнен трактатами о том, как отдельная страна может обогатиться, торгуя с другими странами. Сущность теории заключалась в определении закономерностей, происходящих в сфере обращения - денежном обороте и торговле. Торговлю меркантилисты считали источником богатства нации, а само богатство отождествляли с деньгами, провозглашая главной целью политики государства накопление денег. Богатство страны рассматривалось как результат неэквивалентного обмена. Выразителем идей меркантилистов был француз Антуан Монкретьен (1575-1621). Когда однажды ему понадобилась найти название для книги об управлении хозяйством целой страны, он придумал термин «политическая экономия» и изложил свои мысли в “Трактате политической экономии” (1615 г.).

Меркантилисты отстаивали теории денежного и торгового балансов, обосновывали политику, направленную на увеличение денежного богатства, на торговлю, приносящую как можно больше денег. Политическую экономию они рассматривали как науку о торговом балансе. Производительным объявляли только такой труд, результат которого при вывозе за границу давал больше денег, чем стоил.

Заслуга меркантилистов в том, что они открыли дорогу новому экономическому мышлению. Их политика состояла в поощрении развития промышленности, с помощью которой добывались деньги, в протекционизме, экспансии торгового капитала, захвате колоний. Для реализации этих мер они требовали увеличить налогообложение.

Недостатки учения меркантилистов очевидны, так как в процессе торговли, обмена товарами при посредстве денег богатство не создается. Источником его является производство. Неравный, неэквивалентный обмен определяет лишь характер перераспределения средств и к обогащению не ведет.

Но экономическая мысль уже была поставлена перед вопросом об источнике общественного богатства. В поисках ответа на него определилась такая экономическая школа как физиократы (термин образован от греческих слов, обозначающих “власть природы”). В отличие от меркантилистов физиократы источником общественного богатства считали производство, но только лишь сельскохозяйственное. Возглавил школу физиократов представитель французской классической политической экономии Франсуа Кенэ (1694-1774), создавший первую макроэкономическую модель. Он рассмотрел процесс воспроизводства и реализации общественного продукта как непрерывный процесс.

Физиократы считали задачей производства создание изобилия “произведений земли”. Они предлагали проводить реформы в экономике с сохранением господства земельной собственности, чтобы избежать потрясений при переходе к новому общественному строю.

По сравнению с меркантилистами взгляды физиократов оказались прогрессивнее, так как они вплотную подошли к правильному определению источника общественного богатства. Физиократы выступили за свободу торговли, конкуренции, единое налогообложение, требовали гарантий частной собственности от феодального произвола и ограничений, доказывали экономическую несостоятельность феодального строя.

Ограниченность экономических взглядов физиократов выразилась в том, что главную роль в экономике они отводили земледелию, производительным трудом считали только труд в сельском хозяйстве. Рабочий класс они относили к “бесплодному классу”.

Классическая В XVIII веке новые экономические мысли выразили политическая теоретики классической экономической школы Адам экономия Смит (1723-1790) и Давид Рикардо (1772-1823).

А. Смит был современником физиократов. Но живя в Англии, где капиталистические производственные отношения были уже достаточно развиты, он смог сделать их более глубокий анализ. В работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776 г.) А.Смит источником общественного богатства провозгласил труд. Целому ряду экономических проблем он дал для того времени оригинальную трактовку. Например, придавал решающее значение разделению труда как фактору повышения его производительной силы.

А.Смит проповедовал идею “естественной гармонии” (равновесия), которая устанавливается в экономике стихийно и создает оптимальный режим функционирования экономической системы. Он определил, что стоимость товара складывается из зарплаты, прибыли и ренты, и эта концепция стала основной для теории трех факторов производства. В общественной структуре капиталистического способа производства А.Смит выделял три класса: земледельцев, капиталистов и наемных рабочих. Он считал, что политическая экономия должна анализировать экономическую реальность (позитивный аспект) и давать рекомендации для реализации на практике экономической политики (нормативный аспект). Основная идея в учении А.Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономические процессы, рыночного саморегулирования на основе спроса и предложения. Этот механизм А.Смит назвал «невидимой рукой».

Д.Рикардо предпринял попытку построить систему категории политической экономии на основе трудовой теории стоимости. Это позволило ему открыто сформулировать противоположность интересов двух основных классов капиталистического общества – пролетариата и буржуазии. Рикардо анализировал процесс производства не только с точки зрения создания стоимости, но и с точки зрения ее распределения. Он впервые объяснил существование дифференциальной ренты.

Главные достижения классиков экономической мысли сводятся к следующему:

Постановке в центр экономической системы процесса производства;

Обосновании трудовой теории стоимости;

Исследовании заработной платы, стоимости средств существования

работника и прибавочного труда;

Анализе сущности разделения труда и факторов роста его

производительности;

Создании учения о производительном и непроизводительном труде;

Развитии теории воспроизводства;

Исследовании прибыли, ссудного процента, земельной ренты.

Пролетарская В 40-х годах XIX века начался марксистский этап в политическая развитии экономической мысли, сменившийся затем экономия ленинским этапом. В этот период политическая экономия стала рассматриваться как наука, изучающая экономические отношения (отношения производства, распределения, обмена и потребления) последовательно сменяющих друг друга общественных формаций. К анализу социально-экономических явлений применяется метод материалистической диалектики и как бы с позиций рабочего класса исследуются экономические категории и законы. На основе смены способов производства и формаций проводится анализ развития человеческого общества.

Но такой подход к периодизации экономического развития человечества сейчас пересматривается и за основу берется другой - цивилизационный. Суть его состоит в идентичности результатов экономического развития в индустриальных странах, а критерием исследования цивилизаций выступают человеческие потребности, ценности, деятельность людей. Цивилизационный подход признает только четыре способа производства (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический), закладывая в основу периодизации общие закономерности деятельности и развития человека.

К.Маркс использовал социальный подход к общественному производству, показав его как сферу разнонаправленных экономических интересов производителей - собственников средств производства и наемных рабочих. Он утвердил политэкономию как классовую науку, широко использовал метод восхождения от абстрактного к конкретному. Получив монополию на истину, лишившись противников, марксизм перестал вскрывать сущность экономических процессов.

Западное В этот же период параллельно развивалось другое направление направление экономической мысли, которое получило название - западное . В XIX-XX веках оно включало в себя много теорий. Одна из них предлагала эмпирический подход к экономике, другая отрицала в целом значение экономической теории. Развивалась теория предельной полезности, а также теория, использовавшая математические методы для анализа экономических явлений.

Систематизировал и обобщил основные положения различных школ английский экономист А.Маршалл (1842-1924), ставший основоположником неоклассического направления экономической мысли. Появление термина “экономикс ” связано с его именем. Он написал книгу “Принципы экономики”, предметом исследования которой сделал не теорию трудовой стоимости, а теорию цены (1890 г.).

Экономикс - фундамент современной экономической мысли, наука о саморегуляции экономики на основе свободных рыночных отношений. Понятие “экономикс” вытесняет понятие “политическая экономия”.

Неоклассическая теория в отличие от классической не представляет собой какой-либо завершенной концепции, хотя и занимает ведущее место в западной, а именно, англо-американской экономической науке. В центре внимания неоклассиков было удовлетворение потребностей человека. П.Самуэльсон (1915 г.) расширил тематику экономических исследований неоклассиков, а представитель одного из направлений Дж.Кейнс (1883-1946) сделал предметом экономического анализа не отдельную фирму, а экономику в целом. Он рассматривал зависимости и пропорции между совокупными народнохозяйственными величинами: инвестициями, национальным доходом, сбережениями. Рекомендации Дж.Кейнса применялись на практике.

Сейчас теория “экономикс” синтезирует основные положения всех существующих экономических направлений и школ. Она “раскрывает” законы бизнеса и механизм их реализации, методы хозяйствования, экономическую политику, проблемы и противоречия практической деятельности. В экономических исследованиях широко используются формулы, графики. Качественный анализ осуществляется с применением дифференциальных и интегральных исчислений. Категории экономикс несколько отличны от привычной терминологии предыдущих экономических наук. Он исследует, например, проблемы эффективного использования “ограниченных производственных ресурсов” и управления ими. Несомненным достоинством экономикс является использование типичных и достоверных экономических фактов, что свидетельствует об отсутствии догматизма, при котором определенное положение принимается за непререкаемую истину, не учитывающую конкретных условий жизни.

В широком смысле экономикс - это область науки, в узком - учебный предмет, изучающийся в Европе и США.

Особое место в истории экономических учений занимает историческая школа , давшая импульс институциональному направлению экономической тео­рии. Если классическая школа стремилась утвердить общую и универсальную теорию, используя абстрактный и дедуктивный методы, то историческая школа использовала конкретный индуктивный метод, метод историцизма. Общей теории классиков она противопоставляет особенную теорию развития национальной эко­номики.

Предшественниками исторической школы были А. Мюллер(1779–1829) и Фридрих Лист(1798–1846). Их работы выразили реакцию на классическую тео­рию. Они считали, что каждая нация – особый организм со своими жизненными принципами и своей индивидуальностью, на этой основе формируется ее истори­ческое существование.

«Исторический метод» был распространен в ряде европейских стран. В России он был представлен И.И. Кауфманом (1848–1916), А.И. Савиным (1873–1923), М.И. Туган-Барановским (1865-1919), И.М. Кулишером (1878–1934) и др. Русская ис­торическая школа выгодно отличалась от немецкой: она была свободной от на­ционал-шовинистических настроений и не противопоставляла «исторический ме­тод» экономической теории.

Институционализм - направление в экономической мысли, исходящее из постула­та, что общественные обычаи регулируют хозяйственную экономическую дея­тельность. Определяющая роль принадлежит групповой психологии, а не инди­видам, как предполагается в классической традиции. В этом выражается единство с исторической школой.

Становление институционализма связывают с именем американского экономиста Т. Веблена (1857-1929 гг.).

Основной вклад институционализма - постановка под сомнение постулата клас­сической политэкономии о рациональности поведения индивида, автоматического достижения оптимального состояния системы, тождественности частнособствен­нических интересов общественному благу.

Представители институционализма являются сторонниками междисциплинарного подхода и настаивают на включении в экономический анализ элементов таких наук, как психология, антропология, биология, право и т.д. Но как теоретическая модель институционализм достаточно разнороден, а современный неоинститу­ционализм тесно связан с неоклассичес­кой теорией, отличаясь от нее большей трезво­стью в подходах и анализом альтернатив, осуществимых на практике».

§ 3. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Экономические знания и опыт людей, предшествовавшие появлению экономики, дали объективную экономическую основу для возникновения экономической науки. У истоков этого процесса была политическая экономия, которая положила начало определению предмета экономической теории как самостоятельной области знаний. Затем представления о предмете экономической теории постоянно менялись и были далеко не однозначными. Например, одни считали, что это наука о создании и использовании материальных благ, другие - что это наука, изучающая деятельность, связанную с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг.

Современное определение предмета экономической науки исходит из ограниченности ресурсов и удовлетворения на этой основе человеческих потребностей. Сущность этого определения в том, что предметом экономической теории считается изучение поведения людей в условиях ограниченности средств для достижения поставленных целей в сфере экономической деятельности. Это наука о том, как люди выбирают способ использования дефицитных ресурсов, чтобы произвести разнообразные товары и разумно их распределить.

Оригинальным является определение предмета экономической теории, согласно которому он представляет собой совокупность знаний, дающих ответ на вопросы: “Что? Как? Для кого производить?”. Это определение объединяет понятие редкости ресурсов с проблемой выбора, который должны сделать люди в поисках наиболее эффективного варианта производства. Рациональное экономическое поведение людей связано с минимизацией затрат и максимизацией выгоды.

Свои предметы исследования имеют микроэкономика и макроэкономика. Этими понятиями с точки зрения объекта исследования условно обозначаются разделы экономической теории. Предмет микроэкономики - исследование поведения фирмы, домохозяйства в рыночной экономике с их правом осуществления выбора хозяйственных решений, исследование воздействия государства на фирмы, а также анализ интересов индивидов и конъюнктуры частных рынков. Макроэкономика исследует национальное хозяйство как единое целое, включая хозяйственные связи между отраслями и сферами экономики. Она анализирует национальный доход, динамику расходов и цен, безработицу и занятость и т.д.

Некоторые экономисты особо выделяют прикладную экономику, содержанием которой является разработка принципов экономической политики, выяснение действия экономических законов, исследование функционирования экономических систем.

В зависимости от выполнения функций экономическая теория может быть позитивной и нормативной. Позитивная изучает фактическое состояние экономики (что было, есть и будет), а нормативная оценивает экономические прогнозы на будущее (какой должна быть экономика).

Современная экономическая теория “экономикс” исследует формы организации эффективного производства, постоянно раздвигая рамки исследований, изучая экономические процессы и явления, происходящие в разных пластах общественного организма. При этом используются разнообразные методы и инструменты научного познания. Предмет предполагает определенный метод исследования, а метод формирует предмет.

Экономические Экономическая теория при исследовании предмета категории науки использует экономические категории и законы.

и законы Изучение любой экономической системы начинается с наиболее распространенных и часто повторяющихся экономических явлений, которые логически обобщаются в виде экономических категорий. Экономические категории - это теоретическое выражение в форме абстрактных понятий экономических отношений людей. Они определяют сущность экономических явлений и объясняют их связь. Экономические категории не произвольны, так как являются абстракциями существующих в действительности экономических форм. Они имеют свое содержание, носят объективный характер и меняются вместе с изменением экономических отношений.

Экономические категории раскрывают важные стороны и черты, внутреннюю природу экономики. Одинаковые экономические категории связывают разные стадии экономического развития общества, разделяемые разными экономическими формами. Товар, деньги, цена, собственность и пр. выражают характерные черты любого экономического строя и присущи многим стадиям развития человечества. Экономические категории взаимосвязаны, как и процессы, ими отражаемые.

Экономическое значение категорий состоит в том, что они выявляют хозяйственные связи, сохраняющиеся в любых условиях развития общества, за внешней видимостью явлений позволяют вскрывать действительное содержание экономических процессов, познавать и использовать экономические законы.

Экономический закон - это прочная, устойчивая, существенная, необходимая, постоянно повторяющаяся связь, взаимозависимость явлений и процессов экономической жизни. Экономические законы возникают и действуют только в человеческом обществе. Они проявляются через деятельность людей на разных этапах производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Экономические законы выражают количественные и качественные стороны экономических явлений и используются для их измерения. Они различаются по внутреннему содержанию, по срокам и сферам действия.

Экономические законы объективны, взаимосвязаны и комплексно выражают сущность явления в развитии. Одни экономические законы действуют во всех экономических системах, другие - только в некоторых. Так, закон повышения производительности труда действует во всех способах производства, а закон стоимости начинает действовать при зарождении рабовладельческого способа производства. Неуправляемое действие экономических законов может отрицательно сказаться на развитии общественного строя в целом.

Методы Слово “метод” (от греческого «methodos») означает “путь экономической к чему-либо”. На разных этапах развития экономической науки теории использовались разные методы экономических исследований. Многие используются в современной экономической науке.

Одним из методов экономической теории является логический метод изучения экономических процессов, т.е. исследование мысли со стороны ее структуры и формы. С помощью этого метода выявляются общие для экономических систем признаки и различия, осуществляется логический переход от простого к сложному.

Так, чтобы уменьшить действие стихийных сил в экономике или уменьшить их разрушительные последствия, люди стремятся познать логику хозяйственного развития как в масштабах микро-, так и в масштабах макроэкономики.

Метод научной абстракции состоит в освобождении исследуемого объекта от случайного, временного и поиске постоянных, характерных признаков, в отвлечении в процессе познания от несущественных сторон экономического явления. Результатом научной абстракции являются понятия и категории науки. Познание начинается с исследования конкретного эмпирического материала и на основе общих понятий объясняется его многообразие. Это путь восхождения от абстрактного кконкретному . Этот метод применяется тогда, когда нет возможности для экономического экспериментирования.

Исторический метод в экономической теории предполагает исследование экономических процессов и явлений во времени, то есть в процессе их возникновения, развития и гибели. Такой подход позволяет представить все особенности любой экономической системы, способа производства, но затрудняет анализ обилием описательного материала.

Диалектический метод исследования дает возможность выявлять внутренние противоречия в экономике как движущую силу ее развития. Экономических систем и методов ведения хозяйства, свободных от противоречий, человеческое общество еще не знало. С помощью диалектического метода определяются пути разрешения противоречий, способы их преодоления. Степень остроты этих противоречий дает возможность выяснить, когда экономическая система прогрессирует в своем развитии, а когда тормозит общественный прогресс.

Инструменты Экономическая теория использует различные научного инструментынаучного познания, к которым относятся познания анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство.

Экономические системы представляют собой сложную совокупность различных составляющих, для всестороннего исследования которых необходимо сначала изучить эти составляющие, то есть разделить явление на части - осуществить анализ . Затем необходимо создать целостную картину экономического строя, для чего проводится его синтез - соединение частей исследуемого. Анализ и синтез делаются мысленно и имеют прямое отношение к логическому методу экономических исследований.

Сравнение позволяет определять сходство или различие экономических процессов и явлений. Здесь используется экономико-математическое моделирование, которое в формализованном виде дает возможность прогнозировать экономические явления, определять их причины, закономерности и последствия. Наибольшее значение в экономической науке имеет микро- и макромоделирование .

В экономических исследованиях нередко используется аналогия, то есть перенос одного или ряда свойств с уже известного экономического явления на неизвестное.

Практикуется также использование гипотезы , которая представляет собой научно-обоснованное предположение о причинах или связях явлений и процессов в экономике.

Обосновывает истинность одной мысли с помощью другой и такой инструмент научного познания в экономике как доказательство .

Процесс обновления методов и инструментов научного познания экономики не знает предела.

Функции Определение функций экономической науки связано с ее экономической предметом и предполагает использование ее для решения науки нетолько теоретических, но и практических проблем.

Экономическая теория, прежде всего, служит познанию и изучению экономических основ человеческого общества, исследованию критериев функционирования его хозяйственной, производственной базы. В связи с этим большое значение имеет познавательная функция экономической теории. Знание экономики - составной элемент высокого уровня образования, условие эффективной экономической политики. Сущность познавательной функции состоит в изучении закономерностей развития экономической системы, в анализе ее внутренней структуры, связей и взаимодействий, в выявлении тенденций экономического развития. Безграмотное обращение с экономикой чревато нежелательными для общества последствиями, так как цивилизованные экономические формы рассчитаны на подготовленных в экономическом плане людей. Познавательная функция предполагает глубокое изучение экономических явлений, причем особое внимание уделяется внутренним, недоступным для поверхностного наблюдения процессам.

Практическая (прагматическая) функция экономической науки заключается в реализации рекомендаций экономистов в сфере практики, в приложении их к производству. В свою очередь, экономическая практика - источник научных выводов и заключений. На практике непосредственно реализуется экономическая политика, осуществляется управление производством, разрабатываются и проверяются способы и методы рационального ведения хозяйства. С момента своего возникновения экономическая наука выражает потребности развития экономики и разрабатывает рекомендации для предпринимателей и государства. Проведение экономической реформы в России обусловливается отчасти умением использовать результаты мировой хозяйственной практики.

Методологическая функция представляет собой определение с помощью общей экономической науки фундаментальных, теоретических основ комплекса всех других экономических наук. Среди них выделяются отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства, образования и др.), функциональные (экономика труда, финансов и др.), а также экономические дисциплины на стыке разных отраслей знаний (экономическая география, демография и др.). Экономическая наука - это методологическая основа для возникновения, например, экономики экологии, для менеджмента и маркетинга. Она предлагает средства, научный инструментарий для осуществления научных исследований.

В современных условиях возрастает роль прогностической функции экономической науки. Экономическая теория дает научные основы для составления прогнозов, определения перспектив экономического развития. Эта функция предполагает разработку общих критериев и показателей развития экономической системы в целом. В мировом сообществе прогностическую функцию экономическая наука выполняет примерно с середины ХХ века.

Некоторые экономисты выделяют критическую функцию экономической науки. Сущность ее заключается в том, что выявляются не только достижения и недостатки различных экономических систем, но и определяются устаревающие факторы и элементы, тормозящие их развитие, (например, экономические связи в системах рабства и феодализма). Эта функция предполагает нахождение различий между прогрессивными и регрессивными экономическими структурами.

Фундаментальная Регулирование - это действие, деятельность, проблема направленная на получение заранее заданного экономики результата, запрограммированных показателей. К определению проблемы регулирования как фундаментальной проблеме экономической теории имеются разные подходы, которые сходны концептуально, но различаются некоторыми нюансами.

Процесс регулирования характеризуется сложностью, о чем свидетельствует множественность экономической терминологии, обозначающей эту проблему: регулирование экономики, регулирование рынка, государственное регулирование, социальное регулирование, регулирование экономических связей и так далее. Исходя из этого, можно выделять отдельные объекты экономического регулирования: экономика, рынок, хозяйственные связи, оплата труда, налоги, денежное обращение и прочее. Целенаправленное воздействие на объект - это основная задача экономического регулирования.

Субъектами экономического регулирования выступают те, кто представляет, выражает и реализует экономические интересы. Государственное регулирование имеет целью соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения.

Целью экономического регулирования является приспособление функционирующей экономической системы к постоянно изменяющимся условиям существования. Экономическое регулирование может целым рядом признаков выявить слабость хозяйственного механизма перед лицом долговременной перспективы и тем самым обнаружить свою стратегическую несостоятельность. Разработка путей и методов регулирования - фундаментальная проблема, так как хозяйственный механизм в рыночной экономике подчиняется определенному порядку, правилам, устанавливается необходимое для экономики взаимодействие различных частей этого механизма.

Характер регулирования может отличаться прямым воздействием на процесс или использованием для этой цели косвенных рычагов. Целенаправленные действия обеспечивают поддержание или изменение экономических процессов и явлений. Регулирование экономики, например, может выступать в трех основных формах: директивного планирования, индикативного (ориентирующего) регулирования и рыночного саморегулирования. В реальной экономике возможно сочетание всех трех форм регулирования в определенных соотношениях.

Экономическое регулирование включает в себя систему способов и методов повышения эффективности экономических связей. Различают административные и экономические методы регулирования хозяйственной жизни в стране. Оптимальное сочетание их или предпочтение какого-либо зависит от конкретных экономических условий.

При смешанном типе управления макроэкономикой предполагается использование таких регуляторов установления необходимых пропорций экономического развития как государство и рынок. Имеются различные подходы к определению меры участия этих регуляторов в хозяйственном механизме.

Этапы экономического регулирования характеризуются продвижением от использования более простых форм к более сложным.

Экономическому регулированию присущ вероятностный характер реализации, который определяется восприимчивостью экономики к воздействию внешних и внутренних факторов. Этим обусловливается и степень ее регулируемости.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем сложность экономического развития современного мира?

2. Какова роль экономической науки в познании мира?

3. Каковы связи между экономической действительностью и экономической теорией? Назовите этапы теоретического изучения явлений экономики.

4. В чем состояла прогрессивность классической политэкономии? Кто был ее создателем?

5. Каков вклад марксизма в развитие экономической теории?

6. Назовите основные направления развития современной экономической мысли.

7. Каковы методы и инструменты познания экономических процессов?

8. Что является предметом экономической науки?

9. Дайте определение экономических категорий и экономических законов. В чем отличие в проявлении экономических законов и законов природы?

10. В чем различие позитивных и нормативных утверждений?

11. Каковы функции экономической науки?

12. В чем сущность проблемы экономического регулирования?

Междисциплинарный синтез - это соединение в единое це­лое теорий, методов и методологий различных дисциплин с це­лью получения нового знания в рамках одной дисциплины или на стыках между разными дисциплинами. Междисциплинарный синтез на рубеже XX и XXI вв. является одним из самых эффек­тивных способов получения нового знания, в том числе и эко­номического знания.


Междисциплинарный синтез возникает на основе междисцип­линарного взаимодействия. Г. Бергер дает следующее определе­ние такому взаимодействию:

«Это (междисциплинарное. - А.О.) взаимодействие может ва­рьироваться от обмена идеями до взаимной интеграции целых концепций, методологий, процедур, эпистемологии, терминоло­гий для данных организаций исследовательской и образовательной деятельности в некотором весьма широком объеме» 1 .

Экономическая наука вовлечена в такое взаимодействие и уча­ствует в процессах междисциплинарного синтеза. Осуществляться он может тремя основными способами.

1. Первый способ основан на уже однажды упоминавшемся методе «экономического империализма» (см. первую главу это­го учебника).

«Экономический империализм» - метод исследования и тип междисциплинарного взаимодействия в социальных науках, при котором воспроизводится главный принцип экономической науки: эффективное достижение целей при дефиците средств; сами цели при этом могут быть различны и формулируются иными социальны­ми науками: социологией, психологией, политической наукой и т.п.

Междисциплинарное взаимодействие между экономикой и ины­ми социальными науками по типу «экономического империализ­ма» активизировалось с 70-80-х гг. XX в., и связано это, веро­ятно, с двумя основными причинами: во-первых, с отходом эко­номической науки от жестких канонов неоклассики и «вторым пришествием» институционализма как направлением, гораздо более «открытым» в направлении союза с другими социальны­ми науками; во-вторых, со стремлением некоторых социальных дисциплин еще более «позитивизироваться», формализовать свой понятийный аппарат и методологический инструментарий под естественные науки - математику, физику и т.п., а также отча­сти под экономику в модели экономике.

Особенно сильному воздействию «экономического импери­ализма» подверглись тендерные исследования, демография, соци­ология, история, политическая наука. В большинстве случаев это влияние следует рассматривать как исключительно положитель­ное - как в плане влияния на эволюцию самого экономическо­го знания, так и в ракурсе развития той дисциплины, которая подвергается воздействию со стороны экономики. Например,

Цит. по: МирскийЭ. Междисциплинарные исследования и дисциплинарная организация науки. М., 1980. С. 20.



в истории такое воздействие связано с популярностью методоло­гии школы новой экономической истории и клиометрии, в по­литической науке - с возникновением теории общественного

выбора и т.п.

2. Второй способ можно условно обозначить как «экономи­ческую вассальность». «Экономическая вассальность» - это метод междисциплинарного взаимодействия между экономикой и другой наукой (другими науками), когда экономическое исследование ве­дется в соответствии с методологическими и теоретическими ос­нованиями другой науки (или других наук).

«Экономическая вассальность» представляет собой обратную сторону «экономического империализма». Если в случае послед­него «агрессором» на территории чужой науки выступает эконо­мика, диктуя ей свои методы, то в случае «экономической вас-сальности» другая наука навязывает экономической науке свои теоретические схемы и свою методологию.

На протяжении всей своей истории экономическая наука не­однократно подвергалась «набегам» со стороны других социальных наук, и, надо отметить, такие «набеги» в отдельные периоды раз­вития экономической мысли были весьма успешными и оказы­вали глубокое воздействие на развитие экономической теории и методологии. Например, в немецкой экономической мысли вто­рой половины XIX - первой трети XX в. экономическая дисцип­лина побывала в роли «вассала» исторической науки, в совет­ской общественных науках (с 1917 по 1991 г.) экономической науке пришлось играть роль «вассала» марксистско-ленинской философии и ее политического собрата - научного коммуниз­ма, и т.д.

В худшем случае речь даже должна была идти о так называе­мом редукционизме, - когда предмет и (или) методология эко­номической науки полностью сводился (сводились) к предмету и (или) методологии другой социальной дисциплины. Особен­но сильным был, вероятно, психологический редукционизм конца XIX - начала XX в., когда некоторыми исследователями под вли­янием маржинализма была предпринята попытка полностью ра­створить экономику в психологии. На современном этапе в ис­следовательском поле экономической методологии весьма активно действует социологический редукционизм, целью которого, очевид­но, является стремление подменить собственно экономические ме­тоды исследования хозяйственных процессов и явлений социоло­гическими методами, на деле лишь частично совпадающими с эко­номическими.


3. Третий способ междисциплинарного синтеза можно условно назвать способом «равноправного сотрудничества».

«Равноправное сотрудничество» - это тип междисциплинарного взаимодействия, когда экономика и иная социальная наука в равной степени оказывают влияние на разработку каких-либо исследова­тельских проблем на «стыках» между ними, обогащая и углубляя как собственную, так и чужую теорию и методологию.

Наиболее классическими здесь следует считать современное взаимодействие между экономикой и социологией, а также между экономикой и психологией. Несмотря на отдельные поползно­вения «экономического империализма» и «экономической вас-сальности», у этих двух пар наук на первом месте все же стоит междисциплинарное взаимодействие по типу «равноправного со­трудничества». Экономическая социология и экономическая психология в последние годы добились немалых успехов, при­меняя эффективное сочетание в первом случае - экономической и социологической теории и методологии, а во втором - эко­номической и психологической теории и методологии. Достаточно успешным также следует признать «равноправное сотрудниче­ство» экономической и исторической наук, экономической на­уки и тендерных исследований, экономической науки и науки права.

Нобелевские премии: Гэри Беккера (1992) за теорию «чело­веческого капитала» (экономика, социология, тендерные иссле­дования, юриспруденция), Дугласа Норта (1993) за клиометрию и новую экономическую историю (экономика, история, социо­логия), Даниеля Канемана и Вернона Смита (2002) за развитие экспериментальной экономики (экономика, психология) - это лишь немногие примеры, когда экономисты получали награды не только за развитие собственно экономических знаний, но de facto - и за успешный междисциплинарный синтез.

Предисловие. 4

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ». 5

Раздел I. Основные закономерности функционирования экономики. 5

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод. 5

Глава 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. 8

Глава 3. Экономические системы. Рыночная экономика и ее модели. 11

Раздел II. Основы микроэкономики. 17

Глава 4. Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность
спроса и предложения. 17

Глава 5. Основы поведения субъектов рыночной экономики. 22

Глава 6. Рынки факторов производства. 31

Раздел III. Основы макроэкономики. 35

Глава 7. Основные макроэкономические показатели
и макроэкономическая нестабильность. 35

Глава 8. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. 45

Глава 9. Равновесие денежного рынка. Финансовая система. 53

Глава 10. Макроэкономическая политика. 61

Глава 11. Экономический рост. 66

Раздел IV. Основы международной экономики . 69

Глава 12. Современное мировое хозяйство. 69

УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «СОЦИОЛОГИЯ». 78

Глава 1. Общество как система. 78

Глава 2. Социальная структура и стратификация. 84

Глава 3. Социодинамика общества и культуры: развитие,
прогресс, кризис. 91

Глава 4. Семья и брак как социальный институт. 95

Глава 5. Религия как социокультурное явление и социальный
институт. 99

Глава 6. Социологическое исследование. 102


ПРЕДИСЛОВИЕ

Учебно-методическое пособие по интегрированному модулю «Экономика», включающее дисциплины «Экономическая теория» и «Социология», предназначено для подготовки студентов, обучающихся на первой ступени высшего образования по непрофильным специальностям.

Экономическое и социологическое образование является важнейшим элементом социально-гуманитарного образования. Изучение интегрированного модуля «Экономика» направлено на получение междисциплинарных социально-экономических знаний, необходимых для практической деятельности будущих специалистов – выпускников высшей школы.

Изучение обязательных дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» позволит будущим специалистам понять социально-экономические явления и процессы, происходящие в мире и белорусском обществе, и применить полученные знания в практической деятельности, сформировать навыки выбора эффективных управленческих решений, познать причины неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов.



Междисциплинарные связи в интегрированном модуле дисциплин «Экономическая теория» и «Социология» предопределены спецификой развития гуманитарного знания на современном этапе, а именно – междисциплинарным подходом в исследовании социально-экономичес-ких процессов. Подготовка кадров высшей школы для решения залач инновационного развития и формирования «экономики знаний» предполагает реализацию модели современного специалиста в рамках компетентностного подхода на основе целостного системного мировоззрения для профессионального анализа процессов и явлений
в экономике и социуме.

Данное учебно-методическое пособие разработано в соответствии c экспериментальной учебной программой интегрированного модуля «Экономика» для учреждений высшего образования, рекомендованной Министерством образования Республики Беларусь.


УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ

Глава 1. Экономическая теория: предмет и метод

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности общества. Процесс производства.

1.2. Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика.

1.3. Методы экономической теории. Экономические законы и категории.

Ключевые понятия: экономика, производство, микроэкономика, макроэкономика, международная экономика.

1.1. Экономика как сфера жизнедеятельности
общества. Процесс производства

Термин «экономика » употребляют в разных значениях.

Во-первых, экономикой называют реальную хозяйственную деятельность предприятий или домашних хозяйств. Экономика как народное хозяйство страны включает отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт) и непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, маркетинговые услуги). Во-вторых, под экономикой подразумевают науку, которая изучает данную хозяйственную деятельность.

Главное назначение экономики – создание экономических благ: предметов потребления (продуктов питания, одежды и т. п.) и средств производства (техники, сырья, энергии и т. п.). Следовательно, производство является главной составляющей экономики. Под производством понимают процесс создания экономических благ, необходимых для существования и развития общества.

В любом процессе производства присутствуют следующие компоненты: предметы труда, средства труда, труд.

Предметы труда – это все то, на что человек воздействует в процессе труда. Это полезные ископаемые, предварительно подвергнутые воздействию труда (руда, нефть) и называемые сырьем .

Средства труда – это те вещи, с помощью которых человек воздействует на предметы труда. Совокупность средств труда и предметов труда составляет средства производства .

Труд – это деятельность людей, направленная на производство материальных и духовных благ для удовлетворения своих потребностей. Следовательно, труд – это деятельность людей, обладающих определенными навыками и умениями.

Предмет, функции и разделы экономической теории. Экономическая политика

Развитие экономических отношений в обществе обусловило деление экономики как науки на ряд экономических наук. Современные экономические науки можно разделить на общие и частные . Общие экономические науки раскрывают основные закономерности функционирования экономики (общая экономическая теория); частные – отраслевые особенности и функции экономического управления (теория статистики, отраслевая экономика, маркетинг и т. п.).

Экономическая теория – это социальная наука, которая изучает экономические отношения в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Предметэкономической теории показывает, что она изучает. Экономическая теория изучает не производство как таковое, а общественные отношения между людьми в процессе производства, т. е. предметом экономической теории являются экономические отношения, складывающиеся в процессе общественного развития.

Общая экономическая теория выполняет ряд функций :

1) методологическую: экономическая теория является теоретическим фундаментом ряда конкретных экономических наук (финансы, кредит, статистика, маркетинг);

2) познавательную: экономическая теория позволяет познать и объяснить реальные экономические процессы;

3) практическую: экономическая теория научно обосновывает экономическую политику государства;

4) прогностическую: экономическая теория дает основания для разработки научных прогнозов развития экономики.

Под экономической политикой понимают разработку конкретных программ для достижения экономических целей общества. Экономические цели на макроуровне: стремление к полной занятости населения; стабильный уровень цен; устойчивый экономический рост; равновесие внешнеторгового баланса; экономическая эффективность; справедливое распределение доходов в обществе. Экономические цели на микроуровне – эффективное использование ограниченных ресурсов.

Экономическая теория как наука включает в себя следующие разделы : микроэкономику , которая изучает поведение отдельных экономических субъектов (потребителя, производителя), рынок ресурсов; макроэкономику , которая исследует национальную экономику в целом; мировую экономику , которая исследует важнейшие формы международных экономических отношений (международную торговлю, движение капитала, миграцию рабочей силы и т. п.).

1.3. Методы экономической науки. Экономические
законы и категории

Для раскрытия сущности явлений экономическая наука использует ряд методов. Методы – это совокупность правил, способов и приемов исследования.

Общенаучные методы выражают универсальные общенаучные принципы и приемы исследования. К ним относят метод научной абстракции (отвлечение от всего второстепенного и случайного); анализ и синтез ; индукции и дедукции ; единство исторического и логического (выяснение вначале как происходило событие, а затем – почему так произошло).

Частные методы исследования характерны для конкретной науки: графический, статистический, математический; моделирование; сравнительный анализ; экономический эксперимент и т. п.

Экономическое моделирование – формализованное (логически, графически и алгебраически) описание экономических процессов для выявления функциональных взаимосвязей между ними.

Экономический эксперимент – искусственное воспроизведение экономического явления с целью проверки эффективности намечаемых мероприятий или доказательства правильности экономической гипотезы.

Предельный (маржинальный) анализ используется для поиска условий, при которых экономические показатели принимают максимальные или минимальные значения (максимизация прибыли, минимизация убытков).

Функциональный анализ предполагает выявление взаимосвязей экономических процессов и явлений по «горизонтали», т. е. он не ставит вопрос, что первично, а что вторично, а выявляет то, как изменяется одна величина в зависимости от изменения другой.

Равновесный анализ применяется к исследованию динамичных экономических явлений и предполагает поиск условий, при которых достигается относительная стабильность экономической системы (например, равенство спроса и предложения).

Основная задача экономической теории – выявление и анализ взаимосвязи экономических явлений и экономических законов.

Экономические законы – объективные, постоянно повторяющиеся связи и взаимозависимости причинно-следственного характера, присущие экономическим явлениям и процессам. Экономические категории – теоретические научные понятия реально существующих социально-экономических отношений (деньги, заработная плата, цена, прибыль, спрос, предложение, кредит).

Глава 2. Потребности и ресурсы.
Проблема выбора в экономике

2.1. Экономические потребности и экономические блага: их характеристика и классификации.

2.2. Ресурсы и факторы производства.

2.3. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества.

Ключевые понятия: потребности, ресурсы, факторы производства, производственные возможности общества.

3) изучение тех промежуточных, стыковых звеньев между производительными силами и производственными отношениями, посредством которых и происходит взаимосвязь двух сторон способа производства. В связи с этим экономическая теория исследует такие процессы, как разделение труда, кооперация труда, организация производства и др. Они выражают взаимодействие производительных сил и производственных отношений. Вопрос о включении производительных сил в предмет экономической теории продолжает оставаться дискуссионным. В экономической литературе имеются на этот счет различные мнения:
1) категорическое исключение производительных сил из сферы теоретического экономического анализа;
2) полное или частичное включение производительных сил в предмет экономической теории.
Производственные отношения являются общественной формой производительных сил. Они в определенной мере самостоятельны, имеют собственную структуру.
Развитие производительных сил сопровождается углублением разделения труда, т. е. дифференциацией различных видов трудовой деятельности. Различают разделение труда внутри общества и внутри предприятия. В связи с этим выделяют:
1) общее разделение труда, т. е. разделение общественного производства на крупные роды (промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и т. д.);
2) частное разделение труда, т. е. разделение крупных родов производства на виды и подвиды (например, в промышленности – тяжелая, легкая, электротехническая и т. д.);
3) единичное разделение труда внутри предприятия (подразделения предприятия).
Производственные отношения в единстве с производительными силами представляют экономический базис общества. Изучая его, экономическая теория вместе с тем учитывает и активную роль надстройки. Надстройка включает следующие общественные отношения: государственные, политические, идеологические, правовые, религиозные, общественно-политические и другие.
Экономическая теория изучает производственные отношения в единстве с элементами надстройки, и, прежде всего, во взаимосвязи с экономической государственной политикой, с хозяйственным правом.
Элементы (институты) надстройки непосредственно в предмет экономической теории не входят. Вместе с тем она, исследуя механизм использования экономических законов, обращается к анализу хозяйственных форм на стыке производственных отношений и надстройки. Здесь складываются промежуточные или пограничные категории, например, управление производством и др.
Взаимообусловленность политики и экономики включает и их взаимопроникновение. Политика в той мере, в какой она проникает в экономику, входит в предмет экономической теории. Но входит она сюда в качестве необходимого внутреннего движения экономики, а не сама по себе.
Например, феодальные отношения не могут быть поняты без отношений внеэкономического принуждения, охраняемого государством. Здесь внеэкономическое принуждение составляет внутренний момент экономических отношений. По-иному, но все же проникает политика и в капиталистическую экономику, а потому входит в предмет экономической теории капитализма.
Экономическая теория отдельного способа производства – это органическая составная часть экономической теории в широком смысле слова. В чем суть данной науки в самом широком смысле?
Экономическая теория в широком смысле есть наука об условиях и формах, при которых происходит производство и обмен в различных человеческих обществах; о законах, управляющих производством и обменом жизненных благ. Экономическая теория в широком смысле слова уже создана усилиями таких выдающихся экономистов, как А. Монкретьен, В. Петти, Ф. Кенэ, А. Тюрго, А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль, К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, А. Маршалл, Дж. М. Кейнс, А. Пигу, В. Черковец, Сраффа и другие.
Каждый способ производства, как диалектическое единство производительных сил и производственных отношений, имеет свою специфику. Поэтому правомерно говорить об экономической теории докапиталистических способов производства (первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального), об экономической теорий капитализма и социализма. Но вместе с тем нельзя рассматривать экономическую теорию в широком смысле как простую сумму этих экономических теорий. Неправильно думать, что отсутствует общий предмет экономической теории. Особенности того или иного способа производства не отменяют и не изменяют предмета экономической теории в широком смысле. Такой предмет существует.
Экономическая теория – наука историческая. Она в определенном отношении отражает естественный ход развития человеческого общества. Предметом экономической теории в широком смысле являются производственные отношения в неразрывной связи с определяющими их производительными силами, а также система экономических законов, управляющих отношениями между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг.
С развитием экономических отношений происходит расширение предмета экономической теории. В настоящее время в него входят не только отношения внутри национальных хозяйств отдельных стран, но и международные экономические отношения. Современная экономическая теория глубоко изучает мировое хозяйство:
во-первых, потому что углубилось международное разделение труда;
во-вторых, потому что расширились экономические отношения между всеми странами мира (развитыми, развивающимися и отсталыми);
в-третьих, потому что необходимо дать характеристику структуры мирового хозяйства, его противоречий и тенденций развития;
в-четвертых, потому что необходимо раскрыть модификацию экономических отношений и экономических законов в мировом хозяйстве.
Экономическую деятельность осуществляют не просто люди, не просто члены общества, а экономические агенты, к которым относятся работники, менеджеры, банкиры, владельцы домов и акций, облигаций и земельных участков, фермеры, предприниматели. Деятельность экономических агентов, закономерности, которые ее определяют, входят в предмет экономической теории.
Экономическая теория раскрывает характерные явления, поскольку экономические закономерности нельзя выводить из случайных, частных фактов.
Изучая свой предмет, экономическая теория выявляет экономические категории и экономические законы. Тем самым она формирует экономический категориально-понятийный аппарат.
Экономическая категория – это теоретическое выражение содержания производственных отношений; логическое понятие, отражающее содержание конкретных экономических явлений. Экономическими категориями являются: товар, деньги, капитал, цена, прибыль, стоимость, издержки, себестоимость, рентабельность, национальный доход и др. Через экономические категории осуществляется связь экономических явлений.
Экономические законы – это наиболее общие, повторяющиеся, внутренние, причинно-следственные, существенные связи экономических явлений и процессов. Эффективное производство предполагает познание механизма действия и механизма использования экономических законов. Люди, зная механизм действия экономических законов, могут принимать обоснованные решения в рамках достигнутого развития производительных сил.
Современная экономическая наука – явление наднациональное. Особую важность международному характеру экономической науки в наше время придает тот факт, что глобальные тенденции развития мирового сообщества становятся ведущими для подавляющего числа государств планеты. Глобализация экономики лежит в основе глобализации экономического знания. Однако этот процесс не означает, что в развитии отдельных стран полностью стираются национальные особенности, которые обусловлены историческими и иными факторами. Подобные особенности ярко проявились в России. Поэтому российская экономическая наука не могла не учитывать специфические обстоятельства своей страны, так же как и в других государствах и регионах не игнорировались национальные особенности развития.
Вместе с тем мировое развитие на рубеже XX и XXI вв. убедительно показывает, что рыночные принципы приобретают глобальное распространение, а потому можно говорить об универсальной парадигме экономической теории рыночной экономики. Но отсюда не следует, что существует универсальная, общая для всех модель рыночной экономики. Каждая страна имеет свою национальную модель. Это относится и к России. Уникальность страновой рыночной модели выражают не экономическая теория, не рыночные принципы и мотивы как таковые, а отраслевые экономические науки и их сочетание.
Современная экономическая теория не монолит, она представляет собой совокупность различных школ и направлений. Однако преподавание экономической теории должно быть системным и цельным.
Системность экономического образования зависит от множества факторов и определяется целым рядом обстоятельств. Но прежде всего она опирается на системность экономической науки, стержнем которой является системность экономической теории.
Системность экономического образования помогает всестороннему восприятию действительности и перспектив ее изменения. Взаимозависимость хозяйственных процессов, их обусловленность, с одной стороны, сложившимися закономерностями, а с другой – субъективными действиями реальных людей объективно повышает роль фундаментальной науки, и прежде всего экономической теории.

1.2. Система экономических наук. Место и роль экономической теории в системе экономических наук. Экономическая теория и естественные науки

Экономическая теория – стержень экономического образования. Если обратиться к структуре экономической науки, то необходимо подчеркнуть, что ее структурообразующим элементом, безусловно, является экономическая теория. Именно экономическая теория формирует интернациональное ядро экономической науки, изучает всеобщие объективные закономерности и связи. Что же касается отраслевых экономических наук, то они, во-первых, составляют остальные элементы структуры экономического знания, во-вторых, наиболее чутко реагируют на развитие разделения труда и соответствующее усложнение народного хозяйства и, в-третьих, впитывают национальную специфику экономики той или иной страны.
Поскольку отраслевая структура экономики отдельных стран немало отличается друг от друга, постольку национальная экономическая наука всегда имеет уникальную структуру, а значит, и свои специфические отличия. Общая экономическая теория минимальным образом «откликается» на климатические и иные особенности отдельных стран, зато отраслевые науки в своем абсолютном большинстве не мыслят себя без «национальных одежек». Известно, что и среди отраслевых наук есть такие, которые все больше приобретают универсальный, общемировой характер. Например, теория управления, теория статистики, бухгалтерский и финансовый учет, анализ и аудит. Как видно, последние как раз и свидетельствуют о проявлении глобальных тенденций в национальном развитии.
Многообразие сегодняшнего и будущего мира ведет к дальнейшей специализации в системе экономических наук. Продолжают возникать новые отрасли экономического знания, тем самым усиливается значение отраслевых экономических наук. Вместе с тем целый ряд явлений становится предметом междисциплинарного изучения, что дает путевку в жизнь новым научным смежным направлениям – философии хозяйства, экономической социологии, институциональной экономике и т. п. Тем самым многие черты и тенденции современной жизни получают научное понимание не в рамках предмета экономической теории, а на значительно масштабном поле исследований. Более того, в качестве инструмента анализа экономических и общественных явлений все чаще и активнее привлекаются естественные науки – математика, биология, физика и др. Однако и развитие междисциплинарных исследований, и расширение инструментария экономического анализа как такового не снимают проблему развития экономической теории самой по себе в соответствии с бурно изменяющимся предметом изучения.
Таким образом, экономическая теория, изучая свой предмет, тесно взаимодействует с другими гуманитарными, а также естественными науками.
Среди гуманитарных наук, с которыми взаимодействует экономическая теория, следует выделить: историю (общую и экономическую), философию, социологию, политологию, теорию государства, теорию права.
Составной частью гуманитарных (общественных) наук являются экономические науки. Они представляют продукт длительного исторического развития. С развитием производительных сил и углублением общественного разделения труда шел процесс познания экономических явлений, вырабатывалась сумма знаний, экономических понятий и категорий.
Развитие экономических наук происходит путем дифференциации и интеграции знаний. Дифференциация экономических знаний сформировала систему экономических наук. Каждая из экономических наук получила специфический предмет исследования.
В процессе развития возникла необходимость сначала в классификации, а затем в систематизации научных знаний об экономике. Возникла необходимость в формировании системы экономических наук.
Для того чтобы сформировать систему экономических наук, необходим общий системообразующий признак экономических наук. Найти, выделить его – дело сложное. Его поиск был предметом обсуждения нескольких экономических дискуссий. Последняя дискуссия по вопросу систематизации экономических наук завершилась в 1986 г. на страницах журнала «Вопросы экономики».
Дискуссия показала, что таким общим критерием является экономия труда, экономия рабочего времени. Все экономические науки изучают формы действия закона экономии времени, пути наиболее экономичного удовлетворения потребностей людей. Они решают одну задачу, как с наименьшими затратами прошлого и живого труда, природных ресурсов получить максимальный объем продукции. Интересно то, что основной научный труд А. Смита называется «Исследование о природе и причинах богатства народов». Образно говоря, экономическая теория – это наука о путях увеличения богатства людей. К примеру, К. Маркс всю систему категорий в «Капитале» рассматривает как теорию затрат и результатов капиталистического способа производства.
Критерий экономии труда четко определяет принадлежность той или иной науки к системе экономических наук.
Выдвигались и другие критерии систематизации экономических наук. Например:
– различные социальные формы движения материи (К. Островитянов),
– сразу несколько различных критериев (А. Еремин, А. Хандруев).
Критерий систематизации экономических наук позволяет вычленить предмет каждой экономической науки.
Нельзя отождествлять предмет экономической теории с предметом всей системы экономических наук.
Нельзя считать, что все экономические науки имеют своим непосредственным предметом изучения производственные отношения. Такой подход приводит к истолкованию отраслевых и конкретных экономик как разделов экономической теории. А экономическая теория в таком случае предстает в качестве всей системы экономических наук.
Такой подход имеет два существенных недостатка:
во-первых, это ведет к недооценке роли экономической теории, «к растворению» ее в многообразной совокупности экономических наук и знаний,
во-вторых, это умаляет значение особых экономических дисциплин, игнорирует специфику их предмета и задач, которые они решают.
Экономическая теория является наукой о производственных отношениях. Она образует ядро системы экономических наук, играет в этой системе роль фундаментального основания.
Предмет экономических наук в целом шире системы производственных отношений за счет двух областей:
1) за счет области производительных сил,
2) за счет области сферы услуг.
Что здесь имеется в виду?
Во-первых, предметом всей системы экономических наук являются экономические отношения, которые шире производственных отношений. Экономические отношения включают в себя не только общественно-производственные отношения (предмет изучения экономической теории), но и технико-производственные отношения, формирующиеся под непосредственным воздействием производительных сил (предмет изучения других экономических наук).
Во-вторых, через экономические отношения в предмет всей системы экономических наук попадают производительные силы, их общественная организация, социальные формы использования окружающей среды, общественные формы функционирования социальной сферы.
В-третьих, как мы отмечали, генетически общесистемный признак экономических наук связан с общеисторическим законом экономии рабочего времени. Это значит, что всякая трудовая деятельность, в том числе и в сфере услуг, имеет своим содержанием сокращение рабочего времени для получения потребительских благ. Поэтому направления экономии рабочего времени находят отражение во всех экономических науках, например, и в экономике сферы услуг.
Существует принципиальная возможность систематизации экономических наук по нескольким критериям. Во всяком случае такие попытки предпринимались в экономической литературе.
Так, в монографии «Система экономических наук» (М.: Наука, 1968) предложена трехчленная схема систематизации экономических наук.
В трехчленной схеме выделены следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. Они изучают экономическую структуру общества в целом в теоретическом или историческом аспектах. К общим экономическим наукам относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли и другие;
2) специальные экономические науки. Они изучают отдельные существенные черты или стороны экономического строя общества в целом. К ним относятся такие межотраслевые и функциональные экономические науки, как экономика труда, финансы, кредит, экономика народонаселения, экономика природопользования, планирование, менеджмент, управление, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономическая статистика, экономико-математические методы, экономика отдельных стран, экономика регионов, мировая экономика и другие;
3) отраслевые экономические науки. Они изучают особенности (специфику) развития отдельных отраслей макроэкономики. К ним относятся экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономика строительства, экономика транспорта, экономика отраслей непроизводственной сферы и сферы услуг и другие.
Данная систематизация экономических наук осуществлена по логическому принципу соотношения общего, особенного и единичного. Этот подход является спорным и неточным.
Экономическая теория изучает экономическую структуру общества в целом. При этом в процессе познания присутствуют в единстве и общее, и особенное, и единичное.
В то же время и предмет конкретных экономик нельзя свести лишь к изучению особенного и единичного в экономических отношениях. Эти науки также изучают общее, особенное и единичное, но только не всей системы производственных (экономических) отношений, а лишь их определенной части.
Научным соотношением экономической теории и других экономических наук является соотношение целого и части, а не общего, особенного и единичного. Научному соотношению целого и части соответствует двухчленная схема систематизации экономических наук. В ее рамках выделяются следующие экономические науки:
1) общие экономические науки. К ним относятся экономическая теория, история экономических учений, история экономической мысли, экономическая статистика, бухгалтерский учет, аудит, анализ хозяйственной деятельности, экономико-математические методы и другие;
2) конкретные (частные) экономические науки. К ним относятся межотраслевые (функциональные), отраслевые и региональные экономики.
Оба подхода систематизации в центр системы экономических наук ставят экономическую теорию. Отсюда вытекает ее особое методологическое значение для всех экономических наук.
Исключительное значение имеет связь экономической теории с естественными науками. Эта связь обусловлена следующими причинами.
Основу производственных отношений образуют производительные силы. Поэтому экономическая теория ориентируется на тенденции их развития, на научно-технический прогресс и, следовательно, на достижения в области естественных наук.
На основе развития естествознания происходит обогащение общенаучных методов познания применительно к экономической теории. К заимствованным экономической теорией из естествознания методам относятся:
– системно-структурный метод познания,
– метод общей теории систем,
– метод уровней,
– метод моделирования процессов.
Эти методы находят все более широкое применение в экономической теории. Отрыв экономической теории от естественных наук является недопустимым. Экономическая теория через достижения естественных наук должна быть повернута к нуждам производства. Доминирование метода научной абстракции, усиление абстрактных логических построений уведет экономическую теорию в сторону от объективной экономической реальности. В условиях научно-технического прогресса использование результатов естественных наук становится объективной потребностью самого производства, всей системы экономических наук.
В настоящее время наука, в том числе и экономическая, превращается в непосредственную производительную силу общества. Правда, этот тезис нельзя истолковывать в том смысле, что якобы происходит утверждение науки в качестве исходного, определяющего, ведущего фактора развития производительных сил. В таком понимании рушится коренной принцип исторического материализма, создается почва для упреков только в адрес науки за трудности внедрения новых технологий.
Предприятия всех форм собственности должны сами испытывать сильные внутренние побуждения к научно-техническому прогрессу. Следует помнить о ведущей роли самого производства, его потребностей в техническом перевооружении предприятий и повышении их эффективности.
Взаимосвязанный характер экономических и технических проблем требует и комплексного их изучения. При этом необходимо не слияние, а кооперация различных наук (гуманитарных и естественных) при сохранении их специализации. Необходима не простая, а сложная кооперация наук, основанная на межнаучном разделении труда. В такой кооперации экономических и естественных наук экономическая теория представляет методологическую базу гуманитарных исследований.

1.3. Метод экономической теории. Единство предмета и метода экономической теории

Познание производственных отношений и их воспроизведение в системе законов и категорий обеспечивается применением научного метода экономической теории.
Слово «метод» (от греческого methodos – «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.
Научная разработка метода экономической теории восходит к трудам древнегреческого ученого Аристотеля (384–322 годы до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономической и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления – логики. Разработанные Аристотелем приемы познания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и другие широко используются до сих пор при изучении экономических явлений и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его познания, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анализа результатов.
Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. В методологии экономической теории можно выделить несколько главных подходов:
– субъективный (с позиции субъективного идеализма);
– неопозитивно-эмпирический (с позиции неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);
– рационалистический;
– диалектико-материалистический.
При субъективном подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир. Причем суверенное «я» абсолютно независимо, отсюда – все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики, и экономическая теория поэтому рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой ограниченностью ресурсов. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономическая теория становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.