За несвоевременную сдачу декларации. Какой штраф за непредоставление налоговой декларации в срок? Правила исчисления штрафа за несвоевременную подачу декларации

Фото Бориса Мальцева, Клерк.Ру

Способы представления налоговых деклараций

Налоговая декларация — это официальное заявление налогоплательщика, которое содержит сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, о сумме налога, подлежащего уплате, и о других данных, служащих основанием для исчисления налога.

Своевременное представление налоговых деклараций — одна из самых главных обязанностей налогоплательщиков, и данная процедура регламентирована ст. 80 НК РФ.

Существует два варианта представления налоговых деклараций: на бумажном носителе; в электронной форме.

Налоговая декларация может быть представлена по установленной форме на бумажном носителе. При этом налогоплательщик может представить отчетность в ИФНС лично или через уполномоченного представителя.

Подать налоговую декларацию может как лично руководитель организации (предприниматель) или бухгалтер, так и уполномоченный представитель организации (предпринимателя).

Датой подачи налоговых деклараций законным или уполномоченным представителем организации считается дата фактического представления их в налоговый орган на бумажных носителях.

Для сдачи отчетности необязательно лично приходить в ИФНС, можно направить ее по почте.

Направляя отчетность почтовым отправлением, необходимо убедиться, что приложена опись вложения.

При отправке налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления.

Представление деклараций в электронной форме осуществляется по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи через операторов электронного документооборота.

ТКС — это система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде.

Преимущества данного способа пред­ставления:

нет необходимости приходить в налоговые органы, так как отчетность в любое время суток может быть отправлена из офиса налогоплательщика (экономия временных затрат); не требуется дублирования сдаваемых документов на бумажных носителях; сокращение количества технических ошибок (отчетность формируется в утвержденном формате с использованием средств выходного контроля, посредством которого проверяется правильность заполнения полей форм отчетности); оперативность обновления форматов представления отчетности (при изменении форм налоговой и (или) бухгалтерской отчетности или введении новых форм отчетности до срока представления отчетности налогоплательщик получает возможность обновить версии форматов в электронном виде); гарантия подтверждения доставки документов (возможность в течение суток получить подтверждение выполнения обязательств налогоплательщиком, а также в оперативном режиме посмотреть свою личную карточку, таким образом, нет необходимости ждать актов сверки); защита отчетности, представляемой в электронной форме по ТКС, от просмотра и корректировки третьими лицами; возможность получения в электронном виде справки о состоянии расчетов с бюджетом, выписки операций по расчетам с бюджетом, перечень налоговой и бухгалтерской отчетности, представленной в налоговую инспекцию, акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, актуальные разъяснения ФНС России по налоговому законодательству, а также направить запрос информационного характера в налоговые органы.

Представление отчетности в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в рамках проводимого ФНС России пилотного проекта может осуществляться через сайт: https://www.nalog.ru

Аналогичная позиция изложена в письме Управления ФНС России по г. Москве от 12.03.14 г. № 24-15/022540.

https://www.nalog.ru

В отдельных случаях налогоплательщики обязаны представлять налоговую декларацию в электронной форме:

если среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 100 человек; если создана (в том числе реорганизована) организация с численностью работников, превышающая 100 человек; если такая обязанность предусмотрена применительно к конкретному налогу (с 1.01.2014 г. данная обязанность действует в отношении налога на добавленную стоимость).

Исчисление штрафа за непредставление декларации

Ответственность за непредставление налоговой декларации установлена ст. 119 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. Однако согласно предыдущей редакции указанного положения, действовавшей до 1.01.2014 г., сумма штрафа исчислялась исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании декларации.

При этом словосочетание «неуплаченная сумма налога» интерпретировалось в правоприменительной практике неоднозначно. Словосочетание трактовалось как: «не уплаченная на день вынесения решения», «не уплаченная на день принятия акта», «не уплаченная на дату представления декларации», «не уплаченная в срок», что вызывало разногласия между налоговыми органами и налогоплательщиками.

Позиция, согласно которой при расчете штрафа необходимо учитывать сумму налога, не уплаченную в установленный законодательством срок, высказывалась, в частности, в письмах Минфина России от 21.10.10 г. № 03-02-07/1479, от 29.04.11 г. № 03-02-08/48.

Иное мнение, согласно которому при несоблюдении срока подачи декларации штраф по ст. 119 НК РФ подлежит исчислению исходя из суммы, не уплаченной на момент вынесения решения, излагалось, например, в письме ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@ (в настоящее время утратившем силу согласно письму ФНС России от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945).

Однозначная позиция по рассматриваемому вопросу не была выработана и в судебной практике (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.11.11 г. № 09АП-29306/2011-АК).

Вместе с тем по вопросу применения п. 1 ст. 119 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1.01.2014 г.) в п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что размер неуплаченной суммы налога надлежит определять на момент истечения срока, установленного положениями НК РФ для уплаты соответствующего налога.

Как указано в письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 «О применении отдельных положений Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», разъяснения, представленные в п. 18 данного постановления Пленума ВАС РФ, фактически указывают на необходимость формального подхода к определению факта совершения правонарушения и на необходимость привлечения к ответственности при наличии неуплаченной суммы налога на момент истечения срока уплаты вне зависимости от факта последующей уплаты налога.

Неоднозначность толкования нормы устранена с 1.01.2014 г. посредством вступления в силу Федерального закона от 28.06.13 г. № 134-ФЗ, которым в п. 1 ст. 119 НК РФ словосочетание «не уплаченной суммы налога» заменено словосочетанием «не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога».

На устранение неоднозначности толкования п. 1 ст. 119 НК РФ при исчислении налоговым органом суммы штрафа также указала ФНС России посредством направления письма от 30.09.14 г. № СА-4-7/19945 «О признании утратившим силу Письма ФНС России от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@».

В письме Минфина России от 14.08.15 г. № 03-02-08/47033 отмечено, что ст. 119 НК РФ установлены максимальный штраф в зависимости от неуплаченной суммы налога и минимальный штраф в фиксированной сумме, которая не ставится в зависимость от суммы неуплаченного налога.

В п. 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что отсутствие у налогоплательщика недоимки по задекларированному налогу либо суммы налога к уплате по соответствующей декларации не освобождает его от названной ответственности. В таком случае установленный ст. 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в минимальном размере — 1000 руб.

Минимальный размер штрафа, предусмотренный ст. 119 НК РФ, был увеличен со 100 до 1000 руб. Федеральным законом от 27.07.10 г. № 229-ФЗ.

В связи с изложенным финансовое ведомство заключило, что п. 1 ст. 119 НК РФ не содержит противоречий в том числе относительно установленных размеров штрафов.

Ответственность за непредставление расчета авансового платежа

В п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 г. № 57 разъяснено, что из положений п. 3 ст. 58 НК РФ вытекают существенные различия между налогом и авансовым платежом, т. е. предварительным платежом по налогу, который в отличие от налога уплачивается не по итогам, а в течение налогового периода.

Соответственно из взаимосвязанного толкования указанной нормы и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода.

В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

Отметим, что ответственность за непредставление таких документов установлена ст. 126 НК РФ.

В письме ФНС России от 22.08.14 г. № СА-4-7/16692 разъяснено, что поскольку из взаимосвязанного толкования п. 3 ст. 58 НК РФ и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода, то установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части 2 НК РФ.

При этом ст. 119 НК РФ не охватываются такие нарушения, как представление налоговой декларации в бумажной форме в ситуации, когда требовалось представление декларации в электронном виде.

Ответственность за нарушение формата представления декларации

Статьей 119.1 НК РФ установлено, что несоблюдение установленного порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.

Ответственность, установленная ст. 119.1 НК РФ, применяется в случае, если форма (формат) налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ. При этом отказать в данном случае в принятии налоговой декларации налоговый орган не вправе.

Применение одновременно ответственности, установленной ст. 119 и 119.1 НК РФ, возможно только при нарушении срока представления налоговой декларации и способа ее представления (письмо ФНС России от 26.11.10 г. № ШС-37-7/16376@).

Как разъяснено в письме ФНС России от 11.04.14 г. № ЕД-4-15/6831, для целей ст. 119.1 НК РФ под порядком представления налоговой декларации понимается способ представления налоговой декларации.

Так, представление налоговой декларации по НДС на бумажном носителе с 1 января 2014 г. не предусмотрено. За несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме предусмотрена ответственность по ст. 119.1 НК РФ. Ответственность, установленная данной статьей, применяется в случае, если форма налоговой декларации соответствует установленной, но нарушен способ представления налоговой декларации, указанный в ст. 80 НК РФ.

Действующее законодательство Российской Федерации устанавливает два вида юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций: административную (статья 15.5 КоАП РФ) и налоговую (статья 119 НК РФ). Указанные правонарушения принято считать вполне обыденными, в связи с чем налогоплательщики, пропустив сроки представления расчетов и деклараций, нередко воспринимают налагаемые налоговыми органами штрафы как нечто само собой разумеющееся. Между тем, правоприменительная практика нередко свидетельствует о том, что требования налоговых органов не всегда правомерны и зачастую налогоплательщик имеет возможность избежать штрафов даже в безнадежной, на первый взгляд, ситуации. Комментирует М.С. Мухин, начальник управления Госнаркоконтроля России.

Налоговая ответственность за непредставление декларации

Как известно, статья 119 НК РФ устанавливает два вида ответственности за непредставление налоговой декларации в зависимости от продолжительности противоправного деяния. При непредставлении налоговой декларации в течение не более 180 дней ответственность наступает в соответствии с пунктом 1 статьи 119 НК РФ, а при просрочке более 180 дней - согласно пункту 2 этой же статьи. Подобная градация выглядела бы вполне естественной, если бы во втором случае меры ответственности были более жесткими. Однако сравнение пунктов 1 и 2 статьи 119 НК РФ позволяет убедиться в том, что так происходит далеко не во всех случаях. Причина заключается в том, что пункт 1 статьи 119 НК РФ устанавливает нижнюю границу ответственности (не менее 100 рублей), тогда как пункт 2 данной статьи подобной границы не содержит. Таким образом, налогоплательщик, задержавший представление "пустой" налоговой декларации на один день, находится в менее выгодном положении по сравнению с налогоплательщиком, не представляющим такую же налоговую декларацию более полугода.

Вопрос о необходимости представления в налоговые органы "пустых" налоговых деклараций сам по себе также долгое время был предметом многих споров. Конец дискуссиям положил Президиум ВАС РФ, изложивший свою позицию по данному вопросу в пункте 7 Обзора практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации (информационное письмо от 17.03.2003 № 71).

Согласно данной позиции отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации.

Буквальное следование подобному толкованию статьи 80 НК РФ приводит к выводу о том, что налоговые органы обязаны представлять налоговые декларации по целому ряду налогов сами себе, а в случае их непредставления - сами себя привлекать к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 119 НК РФ. Ведь согласно положениям статей 143, 235 и 245 НК РФ статус налогоплательщика НДС, ЕСН и налога на прибыль соответственно возникает у организации независимо от того, осуществляет ли она предпринимательскую деятельность. Понятие же "организация" в силу абзаца второго пункта 2 статьи 11 НК РФ охватывает всех юридических лиц, включая и налоговые органы.

В то же время, следует отличать налогоплательщиков, не имеющих налоговых обязательств по итогам налогового периода, от лиц, не обладающих статусом налогоплательщика по тому или иному налогу (например, лицо, применяющее упрощенную систему налогообложения, не является налогоплательщиком налога на прибыль).

Еще одна любопытная особенность статьи 119 НК РФ состоит в том, что ее субъектами являются только налогоплательщики, несмотря на то, что обязанность представлять в налоговые органы налоговые декларации может возлагаться и на налоговых агентов. Тем не менее, налоговые агенты, не выполнившие такую обязанность, к налоговой ответственности по статье 119 НК РФ привлечены быть не могут.

Административная ответственность за непредставление декларации

В отличие от статьи 119 НК РФ, статья 15.5 КоАП РФ рассматривает в качестве субъектов ответственности должностных лиц. Подчеркнем, что речь идет о должностных лицах не только организаций-налогоплательщиков, но и организаций - налоговых агентов. Таким образом, главный бухгалтер организации - налогового агента, не представившей в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

Еще одной отличительной особенностью статьи 15.5 КоАП РФ является более корректная по сравнению со статьей 119 НК РФ формулировка правонарушения в наименовании статьи. Так, в наименовании статьи 15.5 КоАП РФ речь идет о нарушении сроков представления налоговой декларации, а не о ее непредставлении, как в наименовании статьи 119 НК РФ.

Следует особо подчеркнуть, что налоговые органы не наделены правом привлекать должностных лиц к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.5 КоАП РФ. Статья 23.1 КоАП РФ относит данный вопрос к исключительной компетенции судов.

Должностным лицам налоговых органов предоставлено право составлять протоколы по делам о таких правонарушениях.

С момента введения КоАП РФ в действие должностные лица налоговых органов активно пользовались этим правом. Рискнем утверждать, что правомочность таких действий до недавнего времени вполне могла быть оспорена.

В соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 этой же статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, был утвержден приказом МНС России от 17.10.2003 № БГ-3-06/547. Остается только гадать, на чем до октября 2003 года основывались должностные лица налоговых органов, составляя протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 15.3 - 15.9, 15.11, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6 и 19.7 КоАП РФ.

Кто вправе устанавливать сроки представления налоговых деклараций?

Ответ на этот вопрос представляется достаточно очевидным. Установление сроков представления налоговых деклараций находится в исключительной компетенции законодателя. Тем не менее, МНС России нередко присваивало себе данное право. В первую очередь, об этом свидетельствует установление Инструкцией МНС России от 04.04.2000 № 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" сроков представления в налоговые органы деклараций по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с владельцев транспортных средств и налога на пользователей автомобильных дорог. Еще один пример подобного нормотворчества - письмо Минприроды России, Минфина России и Госналогслужбы России от 03.03.1993 № 04-15/61-638, 19, ВГ-6-02/10, возложившее на природопользователей обязанность ежеквартально представлять налоговым органам расчеты платы за загрязнение окружающей природной среды (неналоговый статус этого платежа в данном случае принципиального значения не имеет).

Едва ли следует удивляться тому, что налоговые органы привлекали налогоплательщиков и их должностных лиц к налоговой и административной ответственности за несоблюдение сроков представления деклараций (расчетов), не задумываясь над законностью установления этих сроков ведомственными правовыми актами. Не проявил должной принципиальности и Минюст России, зарегистрировавший оба ведомственных акта.

К сожалению, подобная практика не получила должной и единой оценки со стороны арбитражных судов. Во многих случаях арбитражные суды выносили решения о взыскании с налогоплательщиков налоговых санкций за непредставление в налоговые органы деклараций (расчетов) в сроки, установленные МНС России. Трудно сказать, почему при разрешении споров игнорировалось содержание статьи 119 НК РФ, предусматривающей ответственность за непредставление налоговой декларации в сроки, установленные законодательством о налогах и сборах. Достойно сожаления и то, что Высший Арбитражный Суд РФ не высказал свою позицию по столь важному вопросу.

В связи с этим трудно переоценить значение Определения от 10.07.2003 № 316-О, вынесенного Конституционным Судом РФ, в котором содержится исчерпывающая оценка попыткам подменить ведомственными правовыми актами законодательство о налогах и сборах: "... Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающей ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте."

Несмотря на то, что в Определении КС РФ речь идет о декларации по налогу на реализацию горюче-смазочных материалов, данный судебный акт носит универсальный характер и применим ко всем подобным случаям незаконного ведомственного нормотворчества. Из платежей, упомянутых выше, ныне сохраняет свое действие только плата за загрязнение окружающей среды. Не вдаваясь подробно в связанные с ней проблемы, заметим, что Определение КС РФ от 10.07.2003 № 316-О дает абсолютно четкий ответ, по крайней мере, на один вопрос - о представлении налоговым и природоохранным органам расчетов платы.

Заключение

Изложенное выше отражает только часть проблем, связанных с применением юридической ответственности за нарушение сроков представления налоговых деклараций. Нет сомнений в том, что и статья 119 НК РФ, и статья 15.5 КоАП РФ нуждаются в серьезных изменениях. Однако до внесения необходимых поправок в законодательство налогоплательщикам и их должностным лицам еще долгое время предстоит сталкиваться с указанными статьями в их нынешнем виде. Учитывая, что наложение административных штрафов и взыскание налоговых санкций находится в компетенции судов (арбитражных судов), налогоплательщикам и их должностным лицам следует активнее отстаивать свои интересы и не торопиться уплачивать штрафы в добровольном порядке.

От налоговых санкций в наше сложное время не может быть застрахован ни один налогоплательщик. Происходит это чаще всего от незнания предпринимателем или гражданином своих обязанностей по предоставлению отчетности, а также в связи с регулярными обновлениями положений налогового кодекса и других нормативно-правовых актов законодательства. Самый распространенный штраф за несоблюдение налогового законодательства — это штраф в соответствии со статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное предоставление налоговых деклараций.

Справка: Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества).

1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета — влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1.000,00 рублей.

2. Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный законодательством о налогах и сборах срок — влечет взыскание штрафа в размере 1.000,00 рублей за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления.

Если Вы внимательно прочитали пункт 1 статьи 119 НК РФ, то должны были обратить внимание на 3 важных момента:

во-первых, чем больше сумма налога, тем выше штраф (5% от суммы налога);
во-вторых, чем больше «просрочка», тем также больше размер штрафа (за каждый полный или неполный месяц);
и в-третьих, минимальный размер штрафа составляет 1.000,00 рублей, а максимальный — 30%, т.е. штраф по «нулевым» декларациям составляет 1.000,00 рублей!

Приведу пару примеров, чтобы всем стало понятно о чем идет речь:

1. Гражданин продал в 2011 году личное имущество, например: автомобиль, за 300.000,00 рублей. Данный автомобиль он приобрел в 2009 году за 350.000,00 рублей. Дохода по данной сделке у гражданина не возникло, налицо убыток, но так как гражданин владел имуществом менее 3-х лет, то в соответствии в налоговым кодексом обязан был предоставить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля 2012 года. Гражданин не знал, что ему необходимо было подать декларацию. В мае 2012 года ему пришло письмо из налоговой инспекции с требованием отчитаться по сделке и подать декларацию. Гражданин предоставляет декларацию 25 мая 2012 года, т.е. не в установленный законодательством срок. Сумма налога по указанной декларации равна нулю, но в соответствии со ст. 119 пунктом 1 НК РФ ему грозит штраф в размере 1.000,00 рублей.

2. Индивидуальный предприниматель подал налоговую декларацию по НДС за 1 квартал 2012 года не 20 апреля, а 25 мая 2012 года. Сумма налога, которую должен уплатить, равна 20.000,00 рублей. Считаем сумму штрафа: «просрок» составил 2 месяца (один полный и один неполный), и штраф составит 10% от 20.000 рублей, т.е. 2.000 рублей.

Что делать в данной ситуации? Варианты:

— добровольно уплатить штраф;
— попытаться уменьшить его как минимум в два раза;
— ничего не делать и ждать когда придут судебные приставы;

Первый и третий варианты мы по понятным причинам не рассматриваем, а вот второй вариант со снижением штрафа рассмотрим поподробнее:

Итак, Вас вызвали в налоговую инспекцию, где под роспись ознакомили с Актом налоговой проверки. С момента подписания акта у вас есть 14 рабочих дней на написание ходатайства о снижении штрафа. Надежду на то, что штраф будет снижен, нам дает статья 114 НК РФ пункт 3:

Статья 114. Налоговые санкции

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

Понятие «обстоятельств, смягчающих вину» частично дает пункт 1 статьи 112 НК РФ:

Статья 112. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

1. Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

С подпунктами 1, 2 и 2.1 более или менее понятно, а вот про п/п 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ я расскажу поподробнее. Самыми распространенными «иными смягчающими вину обстоятельствами» бывают:

1. Привлечение к налоговой ответственности в первый раз;
2. Наличие у предпринимателя иждивенцев (иждивенцами, в том числе, являются несовершеннолетние дети до 18 лет включительно или до 23 лет, при условии если дети обучаются по очной форме обучения);

Чем больше Вы укажите в ходатайстве таких обстоятельств, тем больше будет вероятность того, что штраф снизят не в 2 раза, а в большем размере. Ниже приведу пример ходатайства, которое я недавно подготовил одной своей клиентке, которая забыла представить декларацию по ЕНВД за 4 квартал 2011 года. Кстати, штраф ей снизили в 4 раза! (ФИО и прочие паспортные данные изменены).

Начальнику МРИ № 13
по Кировской области
Вершинину О.А.

от ИП Ивановой Анатасии
Александровны,
ИНН 432912345678,
проживающей по адресу:
Кировская область, г. Слободской,
ул. Советская, д. 301, кв. 102

ХОДАТАЙСТВО
о снижении штрафных санкций
по Акту № 51-43/17504 от 11.03.2012

При вынесении Решения о привлечении меня к налоговой ответственности за непредоставление в установленные сроки декларации по единому налогу на вмененный доход за 4 квартал 2011 г., прошу принять во внимание следующие смягчающие вину обстоятельства:

1. Я первый раз привлекаюсь к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
2. Я не осуществляла предпринимательскую деятельность в 2011 г., и не знала, что надо сдавать «нулевую» налоговую декларацию.
3. У меня на иждивении находятся 2 малолетних детей: 2006 г.р. и 2007 г.р.
4. Обязуюсь в дальнейшем сдавать налоговую отчетность своевременно, уплачивать налоги в полном объеме и в установленные сроки.

На основании вышеизложенного, прошу уменьшить размер штрафных санкций по статье 119 НК РФ.

Приложение:
1. Свидетельство о рождении детей - 2 шт.
2. Распоряжение Администрации г. Слободского об учреждении опеки.
3. Справка из службы судебных приставов о том, что алименты не получает.

ИП Иванова А.А. ___________________

На этом статью заканчиваю. Надеюсь она не пригодится Вам и вся налоговая отчетность будет подаваться своевременно. Если у Вас остались вопросы — можете смело задавать их здесь в комментариях, попробую помочь всем!

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по УСН – страшный сон каждого упрощенца. Как не нарушить сроки подачи декларации? Как быть, если начисления штрафа не избежать?

Размер штрафных санкций за несвоевременную сдачу декларации

Штраф за несвоевременную сдачу декларации по УСН составит в 2018 году 5% суммы налога, которую налогоплательщик должен перечислить в бюджет в соответствии с данной декларацией. Штраф назначается за каждый месяц задержки представления декларации. Это касается также неполного месяца просрочки. Данная норма утверждена в ст. 119 НК РФ. Минимальный штраф будет назначен за несвоевременную подачу в налоговый орган нулевой декларации. Его размер составит 1000 руб. Если задержка представления декларации по УСН составляет более чем полгода, то придется платить штраф в максимальном размере – 30% суммы налога по данной декларации.

Также за просрочки в представлении отчетности предусмотрена административная ответственность. По заявлению ФНС суд может назначить организации, руководителю организации или главному бухгалтеру штраф на сумму от 300 рублей до 500 рублей (ст. 15.5 КоАП РФ).

Налоговый орган может наложить на организацию штраф также, если не был соблюден порядок сдачи декларации по УСН в электронном виде, когда данный способ сдачи отчета является обязательным. За такое нарушение штраф составит 200 рублей.

Декларация по УСН: когда сдавать 2018

При применении УСН нет необходимости в сдаче большого количества отчетности. Достаточно одной годовой декларации. Сдача декларации по УСН в 2018 году осуществляется организациями по месту нахождения, а индивидуальными предпринимателями – по месту жительства.

Она заполняется на бланке по форме КНД 1152017, утвержденном Приказом ФНС РФ от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@.

Декларацию следует формировать по окончании налогового периода, который для УСН составляет один календарный год (ст. 346.19 НК РФ).

  • для юридических лиц – до 02.04.2018 года (т.к. 31.03.2018 года – выходной);
  • для ИП – до 30.04.2018 года;

Исключения составляют случаи, когда плательщик прекращает применять упрощенку до того, как заканчивается отчетный год. Декларация по УСН в этом случае сдается в следующие сроки:

  • организациями и ИП, которые прекратили заниматься предпринимательской деятельностью – до 25 числа месяца, который следует за месяцем, когда предприятие прекратило вести деятельность;
  • организациями и ИП, которые больше не могут применять УСН – до 25 числа месяца, который следует за кварталом, когда данное право было утрачено.

Досудебная процедура привлечения к ответственности

Налогоплательщик, если вовремя не сдаст декларацию в налоговую, становится правонарушителем по ст. 119 НК РФ.

Налоговый штраф выписывается после того как налоговые органы проведут камеральную проверку сданной налоговой декларации по УСН. При этом по окончании проверки инспекторы нередко доначисляют налоги к уплате. И штраф рассчитывается исходя из новых сумм. Некоторые недобросовестные налогоплательщики считают, что если не сдать декларацию, то камеральной проверки удастся избежать, но это не так. Если декларация по окончании сроков сдачи не была подана в течение 10 рабочих дней, то контролирующие органы могут заблокировать расчетный счет (п. 3 ст. 76 НК РФ). А значит, чтобы продолжить нормальную работу налогоплательщику придется сдать декларацию. Сразу после сдачи налоговая начнет камеральную проверку отчета.

Если налогоплательщик был привлечен к ответственности, то это означает, что в отношении него уже была проведена налоговая проверка (камеральная ст. 88 НК РФ или выездная ст. 89 НК РФ). Результат проведения проверки всегда учитывается при принятии решения относительно начисления санкций.

Если налоговики по результатам проверки насчитали санкции, то они должны уведомить об этом налогоплательщика. С этой целью ему направляется требование об уплате налога, пени и штрафа (ст. 69 НК РФ). В требовании всегда в качестве основания должна быть указана ссылка на решение контролирующих органов. Если такая ссылка отсутствует, то требование можно считать недействительным.

Уплату задолженности нужно выполнить в течение 8 рабочих дней с момента получения требования, если в тексте не предусмотрен другой срок (ст. 69 НК РФ).

Требование может быть вручено лично, отправлено через ТКС или через почту заказным письмом. Последний способ является крайней мерой, если невозможно передать требование ни одним другим способом.

Требование должно быть передано налогоплательщику в течение 20 дней с момента, когда решение контролирующих органов вступит в законную силу (ст. 70 НК РФ).

Для удобства отразим процедуру привлечения к ответственности за непредставление декларации по УСН в таблице.

Досудебная процедура привлечения к ответственности за пропуск срока подачи декларации по УСН: сроки 2018

Порядок принудительного взыскания задолженности

Если юридическое лицо или ИП не погасили задолженность вовремя, к ним будут применены меры по ее принудительному взысканию. Делается это за счет средств на текущем счете должника или за счет электронных денежных средств (п. 2 ст. 46 НК РФ). Для этого ФНС должно принять соответствующее решение, но сделать это она может только после окончания срока, указанного в требовании. На принятие решения о взыскании денежных средств с должника ФНС дается два месяца. Поручение на списание налоговой задолженности может быть оформлено на бумаге или в электронном формате (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Если ФНС не успело взыскать средства в течение двух месяцев, она все еще может это сделать путем обращения в судебный орган. Для этого нужно будет написать заявление в течение 6 месяцев с момента окончания срока, указанного в требовании (п. 3 ст. 46 НК РФ). Восстановить этот срок ФНС может только через суд, но только тогда, когда срок был пропущен по уважительной причине.

При наличии основания полагать, что взыскать штраф с организации или ИП будет проблемно налоговая может принять обеспечительные меры. Делается это в том случае, если у нее нет информации о текущем счете налогоплательщика или если на счету отсутствуют денежные средства или их недостаточно для погашения всей суммы задолженности. К обеспечительным мерам можно отнести:

  • взыскание задолженности за счет другого имущества (ст. 47 НК РФ);
  • приостановку движения на расчетном счете (ст. 76 НК РФ).

Взыскать недоимку за счет иного имущества должника ФНС может в течение одного года по окончании срока погашения задолженности, указанного в требовании. Либо это можно сделать путем обращения в суд на протяжении 2 лет по окончании срока на погашение, содержащегося в требовании (абз. 3 п. 1 ст. 47 НК РФ).

Описанный выше досудебный порядок обязателен при взыскании с должника задолженности по УСН-налогу, пеням и штрафам.

Налоговый орган на основании решения о привлечении юридического лица или ИП к ответственности имеет право обратиться в арбитражный суд о взыскании назначенной санкции только по завершении обязательной процедуры досудебного порядка. Поэтому, если не удалось вовремя сдать налоговую отчетность по УСН, налоговые специалисты рекомендуют погасить задолженность сразу после получения требования.

При несогласии с решением налоговых органов и с суммами задолженности и штрафных санкций, указанных в требовании налогоплательщик может оспорить принятое контролирующим органом решение, написав возражение сначала в ИФНС, которая проводила камеральную проверку сданной декларации, а при необходимости обратиться для урегулирования данного вопроса в суд.

Итоги

Размеры штрафных санкций за непредставление декларации по УСН в налоговые органы не отличаются разнообразием. Пропустив срок сдачи отчета – готовьтесь заплатить в бюджет минимум 1000 руб. Своевременная подача в налоговые органы декларации по УСН поможет избежать не только назначения штрафа, но и судебного разбирательства. Кроме того, не будет проблем с приостановкой деятельности организации из-за блокировки расчетного счета.

Основная обязанность каждого гражданина заключается в своевременной сдаче налоговой отчетности. Существуют точные сроки сдачи. Если они не соблюдаются, налогоплательщику грозит штраф за непредоставление налоговой декларации.

Налоговый отчет можно сдать либо в бумажном, либо в электронном виде.

Выделяют перечень налогов, документы по которым нужно сдавать не только в конце строго установленного периода подачи отчетов, но и в последних числах месяца или квартала. Например, декларация по налогу на прибыль.

Сдать налоговый отчет можно в 2 вариантах. Например:

  1. Через электронную почту. Форму можно скачать с сайта Федеральной Налоговой Службы (Программа Декларация). Сформировав , можно получить понятные подсказки, которые помогут избежать ошибок при заполнении документа. Удобство этого варианта заключается в том, что программа в автоматическом режиме переносит в декларацию данные о плательщике, а также информацию о его доходах. Дабы иметь возможность пользоваться этой услугой, необходимо наличие электроцифровой подписи. Оформить ее можно на этом же сайте во вкладке «Получить электронную подпись».
  2. В бумажном варианте. Документ подается непосредственно по месту налогового учета, которое находится по адресу прописки или постоянного проживания гражданина, по почте либо через доверенное лицо. В случае передачи по почте дата сдачи документа будет днем отправки письма.

Несвоевременная сдача декларации

Чаще всего налог на доход насчитывается и взимается в автоматическом порядке. Но иногда возникает необходимость самостоятельно высчитать сумму, указать ее в налоговом документе и уплатить до определенной даты.

Продав квартиру, гражданин должен самостоятельно подать декларацию в ФНС.

Уклонение от налогов

Известно несколько вариантов уклонения от выплаты. Среди них можно выделить такие:

  1. Скрытие реальной суммы дохода.
  2. Указание в налоговой декларации расходов, не имевших места, что автоматически уменьшает размер налога.
  3. Оформление сделки с компанией-однодневкой либо оффшорными предприятиями, что приводит к незаконному обороту средств.

Это является уголовно наказуемым преступлением.

Что грозит за уклонение от налогов?

Наказание за это преступление зависит от суммы налога, который был скрыт от уплаты. Например, если сумма крупная (больше 600 тыс. руб.) налогоплательщик может быть лишен свободы на 2 года, или обложен штрафом от 100 до 300 тыс. руб.

Если же размер задолженности особо крупный, гражданин может быть оштрафован на сумму от 200 до 500 тыс. руб. либо лишен свободы на 6 лет.

В том случае, если налогоплательщик впервые нарушил Закон, он освобождается от уголовной ответственности, при условии, что он полностью уплатил все налоги, штрафы и пеню по их задолженности.

На видео рассказано о 3-х случаях, когда можно не спешить с подачей НД, и штрафа за это не будет

Июл 22, 2019 Контент Менеджер

Любой свой вопрос вы можете задать ниже