Бюджетные инвестиции за счет средств местного бюджета. Бюджетные инвестиции: понятие, сущность, виды и назначение

Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности

Комментарий к статье 79 БК РФ:

Под бюджетными инвестициями понимаются бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Статья 79 БК РФ посвящена государственным (муниципальным) бюджетным инвестициям в форме капитальных вложений в объекты недвижимого имущества, включенные в состав государственной (муниципальной) собственности.

Инвестиционная деятельность в форме капитальных вложений регламентируется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ. По общему правилу объектами капитальных вложений в Российской Федерации являются находящиеся в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности различные виды вновь создаваемого и (или) модернизируемого имущества, в том числе недвижимого имущества. Объектами бюджетных инвестиций могут выступать основные средства государственных (муниципальных) учреждений и государственных (муниципальных) унитарных предприятий. Предоставление бюджетных инвестиций государственному (муниципальному) унитарному предприятию сопровождается соразмерным увеличением уставного капитала государственного (муниципального) унитарного предприятия. Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, не являющиеся государственной (муниципальной) собственностью, не допускаются. Бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в государственные (муниципальные) объекты капитального строительства предусматриваются в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами органов исполнительной власти или решениями главных распорядителей бюджетных средств соответствующих бюджетов. Долгосрочные целевые программы разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления.

Пункт 2 ст. 79 БК РФ регламентирует полномочия соответствующих органов исполнительной власти по принятию решений, связанных с подготовкой и реализацией бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства. В зависимости от объема федеральных бюджетных ассигнований они учитываются либо в составе ведомственной классификации (сметная стоимость инвестиционного проекта более 8 млрд. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи раздельно по каждому проекту (сметная стоимость инвестиционного проекта более 100 млн. рублей), либо в составе сводной бюджетной росписи суммарно по соответствующему виду расходов (сметная стоимость инвестиционного проекта менее 100 млн. рублей). Региональные бюджетные инвестиции отражаются в составе региональных бюджетов в соответствии с законами субъектов РФ. Однако, если инвестиционные проекты субъектов РФ или муниципальных образований софинансируются за счет межбюджетных субсидий, соответствующие бюджетные ассигнования подлежат утверждению соответственно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, решением представительного органа местного самоуправления о местном бюджете в составе ведомственной структуры расходов раздельно по каждому инвестиционному проекту и соответствующему ему виду расходов.

Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в форме капитальных вложений в основные средства могут осуществляться в соответствии с концессионными соглашениями. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях").

В ст. 6 БК РФ бюджетные инвестиции трактуются как бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. В общем виде бюджетные инвестиции можно подразделить на две группы, рис. 11.1.1:


Рис.11.1.1. Классификация бюджетных инвестиций

К первой группе относятся капитальные вложения или приобретения недвижимого имущества (далее – бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений), ко второй – любые инвестиции, не относящиеся к первой группе. Применительно ко второй группе можно, скорее, говорить о ее допустимости в рамках бюджетного законодательства, нежели о широкой практике применения. Так, бюджетные инвестиции, предоставляемые юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, могут быть направлены на любые цели. При этом информация о них (только если это не капитальные вложения) должна в обязательном порядке включаться в соответствующий закон о бюджете Объемы бюджетных ассигнований по таким инвестициям малы, а цели инвестирования носят индивидуальный характер.

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, наоборот, являются ключевым фактором экономического развития страны и представляют значительную величину в общей структуре источников финансирования (табл. 11.1.1).

Таблица 11.1.1. Распределение инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, %% к итогу

Показатель 2012 г. 2013 г.
В процентах к итогу
Инвестиции в основной капитал - всего
в том числе по источникам финансирования:
собственные средства 44,5 46,1
привлеченные средства 55,5 53,9
из них:
кредиты банков 8,4 9,3
в том числе кредиты иностранных банков 1,2 0,9
заемные средства других организаций 6,1 6,2
бюджетные средства 17,9 18,8
в том числе из:
федерального бюджета 9,7 9,8
бюджетов субъектов Российской Федерации 7,1 7,7
средства местных бюджетов 1,1 1,3
средства внебюджетных фондов 0,4 0,3
средства организаций и населения, привлеченные для долевого строительства 2,7 3,0
прочие 20,0 16,3

Бюджетные инвестиции, осуществляемые в форме капитальных вложений, имеют единый, законодательно закрепленный и отработанный на практике механизм реализации. Характерные особенности бюджетных инвестиций, осуществляемых в форме капитальных вложений, обусловлены ограничениями как градостроительного, так и бюджетного законодательства. Данные ограничения касаются, в первую очередь, статуса субъектов инвестиционной деятельности и взаимоотношений между ними, что наглядно представлено на схеме рис. 11.1.2.



Рис. 11.1.2. Субъекты инвестиционной деятельности в бюджетном процессе

Заказчик является ключевым субъектом при осуществлении бюджетных инвестиций. В соответствии со своими стандартными функциями он осуществляет согласование проектно-сметной документации в различных инстанциях, включая органы государственной экспертизы, утверждает и направляет подрядчику рабочую документацию, получает разрешение на строительство и отчитывается перед службой государственного архитектурно-строительного надзора о соблюдении действующего законодательства в сфере строительства, осуществляет технический надзор, приемку выполненных работ, сдачу готового объекта в эксплуатацию. Поскольку при реализации бюджетных инвестиций финансирование работ осуществляется только через счет организации заказчика, он дополнительно к вышеперечисленным функциям осуществляет функцию инвестора, к которой добавляется прерогатива выбора организаций, выполняющих работы, поставляющих товары, оказывающих услуги, продающих объекты недвижимого имущества, в соответствии с федеральным законом от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ.



Деятельность поставщиков регулируется градостроительным и гражданским законодательством и определяется контрактом. Контракт должен содержать сведения о гарантийных обязательствах, величине авансов (не более 30%), применяемой сметно-нормативной базе, соответствующие бюджетному законодательству. Функции поставщиков определяются технологической структурой капитальных вложений , представленной в табл. 11.1.2.

Таблица 11.1.2. Технологическая структура капитальных вложений

В соответствии с табл. 11.1.2, капитальные работы производят подрядчики, капитальные приобретения осуществляют поставщики оборудования. В выполнении прочих работ участвуют проектные и изыскательские организации, инжиниринговые компании, а также специализированные государственные организации, включая органы власти и естественные монополии, осуществляющие согласования и присоединения к инженерным коммуникациям, органы государственной экспертизы. Функция технического надзора может быть поручена заказчиком сторонней организации по отдельному контракту.

Введение в действие с 1.01.2014 г. Федерального закона от 5.04.2013 г. № 44-ФЗ призвано увеличить объем гарантий для государства, отрегулировать процедуры проведения конкурсов и аукционов с целью повышения их прозрачности. Положения данного закона применяются абсолютно ко всем заказчикам, включая коммерческие организации, получающие целевое бюджетное финансирование на расчетный счет в коммерческом банке, что, безусловно, расширяет горизонты действия бюджетного законодательства.

В соответствии с БК РФ можно выделить три способа финансового обеспечения капитальных вложений:

1. Бюджетные инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

2. Субсидии из бюджета на осуществление капитальных вложений автономным и бюджетным учреждениям, государственным (муниципальным) предприяти.

3. Бюджетные инвестиции, предоставляемые негосударственным организация.

Первый способ является наиболее отрегулированным и распространенным на практике. Заказчик имеет статус государственного заказчика и является получателем бюджетных средств. Можно выделить два вида государственных заказчиков - получателей бюджетных средств:

Получатели согласно ст.6 БК РФ, к которым относятся органы власти и государственные казенные учреждения;

Автономные и бюджетные учреждения, а также государственные (муниципальные) унитарные предприятия, заключившие с главным распорядителем бюджетных средств Соглашение о передаче полномочий;

При этом получателю бюджетных средств в органах Федерального казначейства открываются лицевые счета получателя бюджетных средств по переданным полномочиям для учета операций по осуществлению бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на основании Порядка, утвержденного приказом от 1.09.2008 г. № 87н.

Второй способ является законодательным нововведением. На практике он пока распространен меньше, чем приведенный выше первый способ, а период 2014-2016 гг. считается переходным. В этом случае осуществляется предоставление бюджетных средств в форме субсидий на осуществление капитальных вложений бюджетным и автономным учреждениям, а также государственным (муниципальным) унитарным предприятиям. Объясняется такой способ отсутствием у перечисленных учреждений и предприятий статуса получателя бюджетных средств согласно новой редакции БК РФ. Это обусловлено реформой правового положения государственных и муниципальных учреждений, проводимой согласно Федеральному закону от 8.05.2010 г. № 83-ФЗ. Данный способ предусматривает заключение Соглашения о предоставлении субсидии между получателем бюджетных средств (как правило, органом власти) и бюджетным (автономным) учреждением или государственным (муниципальным) унитарным предприятием. Стандартной передачи функций государственного заказчика от органа власти, который является в данном случае и главным распорядителем и получателем бюджетных средств, к учреждению или предприятию не происходит. Соответственно статуса государственного заказчика они не получают. Субсидии по такому соглашению поступают на счет органа Федерального казначейства, учитывающий операции со средствами организаций, не являющихся участниками бюджетного процесса, и, соответственно, лицевой счет учреждения или предприятия. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства в соответствии с представленными организациями Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на соответствующий год, утвержденными органом власти.

Третий способ заключается в предоставлении бюджетных средств на инвестиционные цели юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями, передающим права государственной или муниципальной собственности на эквивалентную часть уставных капиталов государству по договору с Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными ими органами исполнительной власти, а также местной администрацией муниципального образования. Ключевым действием здесь является заключение договора передачи коммерческими организациями эквивалентной части уставных (складочных) капиталов государству в обмен на денежные средства, предоставленные для осуществления капитальных вложений или приобретения недвижимого имущества. В рамках данного договора бюджетные средства поступают на счет организации в коммерческом банке. Статуса государственного заказчика данные организации не получают. Санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется органом Федерального казначейства на этапе выполнения обязательств по договору передачи уставных капиталов на основании Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 1.09.2008 г. № 87н.

Практической формой реализации бюджетных инвестиций являются адресные инвестиционные программы, формируемые соответственно в составе федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов.

Рассмотрим федеральную адресную инвестиционную программу – ФАИП. Формирование и реализация ФАИП осуществляется на основании утвержденных Правительством РФ Правил. Согласно данным Правилам, формирование и методическое сопровождение ФАИП осуществляет Минэкономразвития России, которое доводит до субъектов бюджетного планирования методические рекомендации по подготовке предложений по определению бюджетных ассигнований. К субъектам бюджетного планирования относятся все федеральные министерства. После утверждения Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета субъекты бюджетного планирования совместно с предполагаемыми главными распорядителями и с учетом предложений государственных заказчиков формируют предложения о распределении бюджетных ассигнований по объектам. К главным распорядителям относятся федеральные министерства, федеральные службы и агентства им подведомственные, а также наиболее значимые учреждения культуры, науки, образования и здравоохранения. К государственным заказчикам могут относиться как сами главные распорядители, так и учреждения и предприятия, находящиеся в их ведении. Указанные предложения поступают в Минэкономразвития России для обработки и составления проекта ФАИП.

Подготовка таких предложений является ключевым этапом в процессе формирования ФАИП и именуется на практике заявочной кампанией. Государственные заказчики (заказчики) вместе с заявкой представляют главному распорядителю копию положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и документы об ее утверждении, копию положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, титульные списки вновь начинаемых или переходящих объектов капитального строительства в очередном финансовом году и плановом периоде. Если государственный заказчик подает заявку на проведение проектно-изыскательских работ, то вместо вышеназванных документов он представляет задание на проектирование. Заявки с перечисленными выше приложениями являются основной первичной документацией. Краткий алгоритм формирования ФАИП представлен на рис. 11.1.3.

Поскольку инвестиционные проекты сопряжены с множеством рисков, их результаты далеко не всегда соответствуют изначальным параметрам. Очевидно, что чем ближе проект к своему завершению, тем выше вероятность, что ожидания будут оправданы. В связи с этим вновь начинаемые стройки и объекты менее приоритеты. Вероятность же согласования заявки на проектно-изыскательские работы самая низкая и требует одобрения Правительства РФ. Кроме того, проекты стоимостью свыше 1,5 млрд руб. отдельно рассматриваются Правительством РФ и Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Минэкономразвития России (функция утверждения)
Государственные заказчики (заказчики)

Рис. 11.1.3. Алгоритм формирования ФАИП

ФАИП состоит из программной и непрограммной частей. В программную часть включаются объекты, которые уже представлены в разделах капитальных вложений федеральных целевых программ (ФЦП). Соответственно внесение объектов в программную часть ФАИП происходит автоматически для всех объектов, представленных в соответствующей ФЦП. Алгоритм формирования ФЦП в части объектов капитальных вложений, также организуемый Минэкономразвития России, аналогичен вышеизложенному, но является при этом отдельной процедурой. У объектов, не попавших в ФЦП по разным причинам, существуют возможности ежегодно осуществлять попытки включения в непрограммную часть ФАИП.

В 2014 г. программная часть ФАИП составляет 507,4 млрд руб., непрограммная – 282,8 млрд руб. Укрупненно структура ФАИП на 2014 г. представлена в табл. 11.1.3.

Таблица 11.1.3. Структура ФАИП по комплексам на 2014 г., млрд руб.

Процесс подготовки и формирования адресных инвестиционных программ (далее – АИП) субъектов федерации аналогичен федеральному. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации представлены в табл. 11.1.4.

Таблица 11.1.4. Примеры бюджетных инвестиций субъектов федерации, млн руб.

Новации бюджетного законодательства, вступившие в силу с 2014 г., безусловно, призваны усилить борьбу с недобросовестными подрядчиками и поставщиками, снизить уровень коррупции путем повышения прозрачности информации о бюджетных инвестициях, оптимизировать процедуры отбора инвестиционных проектов. Например, заявки бюджетных и автономных организаций, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий на финансирование из ФАИП при отсутствии проектно-сметной документации и положительного заключения государственной экспертизы приниматься не будут, что должно повысить вероятность исключения сомнительных и непроработанных проектов. Повышение информационной прозрачности, несомненно, относится к позитивным изменениям механизма осуществления бюджетных инвестиций. Например, ФАИП представлена в электронном виде на сайте Минэкономразвития по ссылке: http://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1.

Однако есть и нерешенные проблемы, например, несовершенство системы выбора инвестиционных проектов. Критерии, установленные в соответствии с методикой Минэкономразвития России, не позволяют осуществить подбор оптимальной комбинации проектов, которая обеспечила бы устойчивый экономический рост. Все проекты подлежат сравнению по уровню приоритетности, объективное установление которой сомнительно даже при наличии интегральной оценки, установленной данной методикой. Так, сложно сказать при прочих равных условиях, что важнее для города, дом культуры или стадион. Предпосылки для подготовки единой электронной базы инвестиционных проектов и внедрения математических методов оптимизации выбора пока отсутствуют.

Отдельного рассмотрения требуют государственные инвестиционные фонды , представляющие собой часть средств бюджета, подлежащую использованию в целях реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства . К таким фондам относятся Инвестиционный фонд Российской Федерации (ИФ РФ) и инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации. Инвестиционные фонды субъектов Российской Федерации могут быть созданы в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

ИФ РФ был сформирован 1 января 2006 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. № 694 «Об Инвестиционном фонде Российской Федерации». За предоставление государственной поддержки за счет средств Фонда отвечает Минрегионразвития России. Инвестиционные проекты ИФ РФ подразделяются на инвестиционные проекты общегосударственного значения и региональные инвестиционные проекты. Перечень инвестиционных проектов ИФ РФ представлен на сайте Минрегионразвития России: http://www.minregion.ru/invest_phound?locale=ru. Согласно данным сайта на 1.01.2014 г. из средств Фонда израсходовано 23,4 трлн руб. При этом средства инвесторов на ту же дату составили 64,3 трлн.руб. Например, стоимость строительства скоростной автомобильной дороги Москва - Санкт-Петербург на участке 15-й км - 58-й км за весь период реализации проекта (2008-2013 гг.) составила 66,1 млрд руб., где доля бюджетных ассигнований ИФ РФ равна 29,5 млрд руб. Инвестором выступило ООО «Северо-Западная концессионная компания». Такой проект, как строительство и последующая эксплуатация многопрофильного перегрузочного комплекса «Юг-2» в морском торговом порту Усть-Луга демонстрирует более значительное участие инвестора. Общая стоимость составила 8,5 млрд руб., доля бюджетных ассигнований ИФ РФ не превысила 2 млрд руб. Инвестором выступило ОАО «Компания «Усть-Луга».

В целом проекты, реализуемые на принципах государственно-частного партнерства, имеют серьезные перспективы для развития. При этом современная государственная инвестиционная политика направлена на недопущение конкуренции таким проектам со стороны бюджетных инвестиций. Ожидается, что положительный эффект будет получен от реализации механизма проведения обязательного публичного технологического и правового аудита крупных инвестиционных проектов с государственным участием, обеспечивающий повышение эффективности использования бюджетных средств, снижение стоимости и сокращение сроков строительства, повышение конкурентоспособности производства.

Финансирование работы предприятия может осуществляться посредством инвестиций или же капитальных вложений. В чем специфика обоих инструментов?

В чем заключается специфика инвестиций?

Под инвестициями принято понимать относительно долгосрочные вложения денежных средств в развитие предприятия. Посредством этого, как правило, финансируются фундаментальные составляющие бизнеса - основные фонды, персонал, научные разработки, осуществляются модернизация производства, продвижение бренда и выпускаемых им товаров.

Инвестиции классифицируются на несколько основных категорий: венчурные, прямые, портфельные, а также аннуитетные.

Венчурные инвестиции представляют собой вложения в проекты, имеющие потенциально очень высокую рентабельность, и в то же время ничем не гарантированную. Есть риск того, что вложения окажутся полностью убыточными. Венчурные инвестиции, как правило, направляются на финансирование инновационных бизнесов, тех, что формируют новые сегменты в экономике.

Прямые инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером прав на участие в управлении компанией. Практикуются главным образом во взаимоотношении инвесторов и владельцев крупных бизнесов, международных холдингов.

Портфельные инвестиции - это вложения в капитал фирмы в обмен на получение партнером доли в бизнесе. Типичны для большинства корпораций. Разновидностью портфельных инвестиций можно считать покупку акций фирмы на биржевых торгах.

Аннуитетные инвестиции предполагают покупку ценных бумаг фирмы, приносящих гарантированный доход в определенные промежутки времени. Например, это могут быть вложения в облигации предприятия.

Существуют инвестиции особого рода - спонсорские. Они не предполагают обязательного извлечения партнером прибыли, однако создают некие условия для появления косвенных факторов приобретения инвестором преференций в будущем. Например, в виде повышения узнаваемости бренда. Данные инвестиции нельзя считать безвозмездными, поскольку спонсор в целом рассчитывает на обретение соответствующих преференций. Но его партнер, получив финансовую поддержку, как правило, не имеет перед инвестором юридических обязательств.

В чем заключается специфика капитальных вложений?

Под капитальными вложениями принято понимать финансирование фирмой за счет собственных денежных средств, а также за счет инвестиционных контрактов различных мероприятий, направленных на повышение эффективности и конкурентоспособности компании.

Инвестиции и капитальные вложения

Финансовые средства, которые предприятие расходует в рамках данной схемы, могут быть направлены:

  • на качественную модернизацию оборудования, на расширение ассортимента товаров, выпускаемых фирмой, и улучшение характеристик производимой продукции;
  • на научные и инженерные разработки, их лицензирование и патентование;
  • на улучшение условий труда сотрудников предприятия, защиту экологии, решение социальных задач - например, связанных с обеспечением роста зарплаты работников, опережающего инфляцию.

Экономисты также классифицируют капитальные вложения на производственные и непроизводственные. К первым относятся те, что непосредственно связаны с деятельностью предприятия. Ко вторым - те, что не имеют прямого отношения к ней. Так, капитальные вложения, направленные на решение социальных задач, как правило, относятся к непроизводственным.

Как мы отметили выше, денежные средства для осуществления капитальных вложений в бизнес могут привлекаться извне - за счет инвестиционных контрактов. В этом случае они будут классифицированы по тем же основаниям, в соответствии с которыми делятся на те или иные категории инвестиции. То есть будут иметь венчурный характер, являться прямыми, портфельными или аннуитетными вложениями.

Сравнение

Главное отличие инвестиций от капитальных вложений в том, что первые не всегда носят целевой характер и не во всех случаях направляются на оптимизацию производства, вторые - как правило, соответствуют данным критериям.

Инвестиции - это способ пополнения оборотных средств фирмы. Капитальные вложения - механизм их расходования. Причем наличие первых не всегда означает их использование в качестве вторых. Инвестиции могут быть потрачены, к примеру, на организацию масштабного празднования значимого для жизни компании события, на оказание спонсорской поддержки спортивным командам.

Инвестиции - это привлечение капитала извне, за счет партнерских контрактов. Капитальные вложения могут осуществляться за счет собственных средств фирмы. Однако в случае, если капитал привлекается, условием для осуществления соответствующих вложений будет успешное получение инвестиций. Кроме того, в договоре фирмы с инвестором может быть прописано, что денежные средства должны направляться на конкретные цели - и в этом случае капитальное вложение фактически будет являться инвестицией в чистом виде.

Владельцы и менеджеры многих фирм предпочитают принципиально не разграничивать понятия инвестиций и капитальных вложений, рассматривая и то и другое в контексте совокупности направлений деятельности, связанных с повышением конкурентоспособности бизнеса. Но если значительный процент финансовых операций в рамках решения данной задачи не сможет соответствовать признакам инвестирования в основные фонды фирмы, то капитальными вложениями их называть будет не вполне корректно.

Например, финансирование рекламы и продвижения бренда на рынке - это, безусловно, деятельность по повышению конкурентоспособности бизнеса. Но она не имеет отношения к производству, персоналу, разработкам и потому по большинству критериев не может рассматриваться как пример капитальных вложений.

Изучив, в чем разница между инвестициями и капитальными вложениями, отразим выводы в таблице.

Таблица

субсидия — (от лат. subsidium — помощь, поддержка) это пособие в денежной или натуральной форме, предоставляемое за счёт государственного или местного бюджета, а также специальных фондов юридическим и физическим лицам, местным органам власти, другим государствам. Прямые субсидии используются для финансирования фундаментальных научных исследований и опытно-конструкторских работ (гранты), внедрения в производство новой техники и переподготовки кадров. С одной стороны, субсидии могу поощрять развитие перспективных отраслей, с другой - поддерживать нерентабельные, но стратегически важные предприятия (со всеми последствиями вмешательства государства в рыночную экономику, подробнее описано в соответствующей немецкой статье). Кроме того, субсидии направляются на создание рабочих мест в наиболее отсталых районах.

Разница между инвестициями и капитальными вложениями

Сельскохозяйственное производство субсидируется через компенсационные выплаты. Косвенное субсидирование осуществляется средствами налоговой и денежно-кредитной политики. Государство применяет льготное налогообложение прибыли корпораций, практикует возврат прямых налогов и таможенных пошлин, государственное гарантирование и страхование депозитов, экспортных кредитов, предоставляет частным объединениям кредиты на льготных условиях.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, субсидия - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее — субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 29.12.2004 N 188-ФЗ

субсидия это безналичная форма расчета с гражданами по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемая при превышении платежей граждан за жилье и коммунальные услуги, потребляемые по социальной норме площади жилья и по нормативам потребления коммунальных услуг сверх установленного субъектами Федерации уровня от совокупного дохода семьи
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госстроя РФ от 11.11.1998 N 12 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ РАСЧЕТА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ЖИЛИЩНО — КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ"

специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — субсидия, доступ к которой ограничен и которая предоставляется конкретному производителю и (или) экспортеру, или конкретному союзу (объединению) производителей и (или) союзу (объединению) экспортеров, или конкретной отрасли экономики либо направлена на стимулирование экспорта товара или на замещение импорта товара.

субсидия иностранного государства (союза иностранных государств) — финансовое содействие, осуществляемое непосредственно правительством или иным государственным органом иностранного государства (союза иностранных государств) либо через негосударственную организацию по поручению правительства иностранного государства (союза иностранных государств), дающее получателю субсидии дополнительные преимущества и оказываемое в пределах территории иностранного государства (союза иностранных государств) в форме прямого перевода денежных средств (в том числе в виде дотаций, займов, покупки акций) или обязательства по переводу таких средств (в том числе в виде гарантий по займам); отказа от взимания или невзимания платежей, которые должны были бы поступать в доход государства (в том числе путем предоставления налоговых кредитов), за исключением случаев освобождения экспортируемого товара от налогов или пошлин, взимаемых с аналогичного товара, предназначенного для внутреннего потребления, либо возврата таких налогов или пошлин в размерах, не превышающих фактически уплаченных сумм; льготного или безвозмездного предоставления товаров или услуг, за исключением товаров или услуг, предназначенных для поддержания и развития общей инфраструктуры, то есть инфраструктуры, не связанной с конкретным производителем и (или) экспортером; льготного приобретения товара; иной поддержки доходов или цен, если прямым или косвенным результатом такой поддержки является увеличение экспорта товара из иностранного государства (союза иностранных государств) или сокращение импорта товара в такое иностранное государство (союз иностранных государств).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ, АНТИДЕМПИНГОВЫХ И КОМПЕНСАЦИОННЫХ МЕРАХ ПРИ ИМПОРТЕ ТОВАРОВ"
(принят ГД ФС РФ 18.11.2003)

Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Под субсидиями федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые федеральному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в целях софинансирования исполнения расходных обязательств Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий, отнесенных к компетенции органов государственной власти Российской Федерации, в случаях, установленных федеральными законами.

БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 31.07.1998 N 145-ФЗ

"…субсидия — имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг;…"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ"

Бюджетные инвестиции – это определенные средства, выделенные из бюджета и направленные на повышение стоимости имущества, находящегося в собственности государства. Подобные вложения осуществляются за счет региональных, федеральных и местных бюджетов. Их объем, объекты и источники определяются исключительно государством. Основные положения о такого рода вложениях можно просмотреть в Бюджетном кодексе.

При наличии каких условий осуществляется процесс бюджетного инвестирования

Инвестирование из бюджета может быть осуществлено при наличии следующих документов:

  • Проектной документации.
  • Технического и экономического обоснования определенного проекта по инвестициям.
  • Договора между государственным заказчиком и исполнителем.
  • Проекта передачи объектов недвижимого имущества.

Условия предоставления подобного вида вложений автономным и бюджетным учреждениям представлены в 79 ст. БК РФ. Предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам может быть осуществлено исключительно в случае технического и экономического обоснования бизнес-проекта.

Основные разновидности

На сегодня существуют такие виды инвестиционных вливаний, поступающих из бюджета:

Роль и значение

Сами по себе инвестиции играют одну из самых значимых ролей в экономической политике государства: они необходимы непосредственно для ее стабильного развития и обеспечения непрерывного роста. Инвестиции из бюджета предоставляют на основании решения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Бюджетные инвестиции сущность и назначение выражены в целях увеличения активов государства, достижения конкретного техническо-экономического эффекта, восстановления природных богатств, а также роста и развития человеческих ресурсов. Их возникновение связано, главным образом, с высокой степенью износа основных фондов, множеством нерентабельных предприятий и низкой конкурентоспособностью большинства технологий, которые используются в производственном процессе.

Помимо вышесказанного, среди основных целей подобных инвестиций находятся:

  • Увеличение обеспеченности населения в общественной инфраструктуре.
  • Ликвидация объектов недвижимого имущества, которые находятся в аварийном состоянии.
  • Стабильное повышения качества жизни населения страны.

В качестве основных условий осуществления бюджетных вложений находится:

  • Восстановление транспортных дорог.
  • Использование наиболее значимых объектов здравоохранения, а также объектов строительства, имеющих важное социальное и культурное значение.

В качестве главного инвестора в представленном случае выступает государство, а инвестиции являются одним из важнейших звеньев в процессе стабильного развития государственной экономики.

В чём разница между инвестициями и капитальными вложениями?

Они осуществляются путем строительства или восстановления значимых объектов инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджетные инвестиции должны не только повышать стоимость имущества, которое находится в собственности государства, но и увеличивать показатель уровня жизни населения страны.

Инвестиционные поступления из бюджета осуществляются путем размещения госзаказа. В этом процессе принимает участие государственный заказчик и исполнитель. Регулирование правовых отношений между этими двумя сторонами осуществляется на основе Гражданского кодекса РФ.

Из вышесказанного следует, что на сегодняшний день финансовые вливания, которые поступают из бюджета, стали одним из важнейших способов финансового обеспечения стабильного функционирования бюджетных организаций. Назначение бюджетных инвестиций, понятие и способы их предоставления доступны в БК РФ. В первую очередь, такие вложения направлены на увеличение показателя качества жизни населения и обеспечения его важной общественной инфраструктурой. Стоит отметить, что предоставление подобных вложений осуществляется государством на безвозвратной основе.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Сущность инвестиционных расходов бюджета, их необходимость

Инвестиции играют весьма важную роль в экономике. Они объективно необходимы для стабильного развития экономики, обеспечения устойчивого экономического роста. Активный инвестиционный процесс предопределяет экономический потенциал страны в целом, способствует повышению жизненного уровня населения. Экономическая деятельность отдельных хозяйствующих субъектов зависит в значительной степени от объемов и форм осуществляемых инвестиций.

На общеэкономическом уровне инвестиции требуются для:

Расширенного воспроизводства;

Структурных преобразований в стране;

Повышения конкурентоспособности отечественной продукции;

Решения социально-экономических проблем, в частности проблем безработицы, экологии, здравоохранения, развития системы образования.

Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития.

Так, по мнению М.В. Романовского "в состав бюджетных расходов включаются текущие и капитальные расходы".

Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не отнесенные к капитальным в соответствии с бюджетной классификацией. К текущим относятся расходы на закупку товаров и оплату услуг, выплату процентов, предоставление субсидий и текущих трансфертов (в том числе пенсий и пособий, стипендий, бюджетам других уровней, неприбыльным организациям и др.).

Капитальные расходы бюджетов - это часть расходов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Она включает статьи расходов, предназначенные для инвестиций в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели; расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта; расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и др. К капитальным расходам относятся капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, капитальные трансферты, предоставление кредитов и ссуд .

При этом капитальные расходы бюджета могут осуществляться не только в форме государственных капитальных вложений, но и, например, на цели, связанные с расширенным воспроизводством.

В Федеральном законе от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" дается следующее определение понятия "капитальные вложения": "Капитальные вложения -- это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе, затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские и другие затраты". Как правило, к другим затратам относят инвестиции в оборотные средства, необходимые для обеспечения ввода в эксплуатацию и начало эксплуатации основных средств, а также вложения в нематериальные активы.

Капитальные расходы бюджета - это более широкое понятие, чем капитальные вложения, а бюджетные инвестиции есть частный случай капитальных расходов бюджета .

Бюджетные инвестиции - бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества .

Кроме того, ежегодная практика выделения бюджетных средств на капитальные вложения показывает, что в составе капитальных расходов федерального бюджета имеются средства, направляемые на увеличение имущества юридических лиц, не являющихся государственными предприятиями и учреждениями (например, реализация программы "Социальное развитие села до 2010 года").

Бюджетные инвестиции выделяются на безвозвратной основе в отличие от бюджетных кредитов, предоставляемых на принципах возвратности и возмездности. Различают инвестиции в недвижимое имущество (землю, здания, оборудование и т.д.) и в финансовые активы (ценные бумаги, другие финансовые инструменты).

Бюджетные инвестиции относятся к капитальным расходам, финансируются из бюджета при наличии решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления и при условии их включения в целевую программу. Они предоставляются юридическим лицам, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, бюджетных учреждений, не наделенных правом собственности на закрепленные за ними собственником имущество.

Необходимость бюджетных инвестиции обусловлена высоким износом основных фондов предприятий, крайне слабой конкурентоспособностью многих технологий, используемых в производстве, значительным числом убыточных предприятий. Кроме того, для товаропроизводителей все большую остроту приобретают проблемы, связанные с формированием рынков сбыта и своевременной продажей продукции .

Также необходимость бюджетных инвестиций проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения. Для этого в условиях экономического кризиса и сокращения расходов становится необходимым сокращение объемов незавершенного строительства, перерасчет стоимости строительно-монтажных работ, привлечение средств федерального бюджета на систематической основе. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает финансирование самых важных инвестиционных проектов и программ.

Экономика работает не ради производства как такового, а на благо человека и является основным средством достижения социального благополучия. Поэтому инвестициям в человека, в социальную сферу органы государственной власти отводят приоритетную роль, что подтверждается социальными ориентирами и программами социально-экономического развития. Это приобретает наибольшую актуальность в условиях экономического кризиса .

Необходимыми условиями осуществления бюджетных инвестиции являются введение в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социальное значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.

Осуществление инвестиционных расходов повышает инвестиционный имидж региона, укрепляет её позиции внутри страны.

Грамотно построенные взаимоотношения между органами власти различных уровней и бизнесом могут сформировать экономически выгодные корпоративные связи между товаропроизводителями, долгосрочные рынки сбыта продукции, привлечь инвесторов, т. е. решить принципиальные вопросы инвестиционной деятельности.

Правильно определенные приоритетные направления государственной инвестиционной политики конкретизируют роль государства в этом процессе, обеспечивают взаимосвязь инвестиционной политики с другими направлениями работ в области экономики и социального развития, помогают грамотно определить формы и масштабы государственного вмешательства в инвестиционную деятельность (т.е. "инвестиционные" функции государства), согласовать цели и задачи, зоны интересов, меру ответственности всех участников государственной инвестиционной политики государства.

В рыночной экономике, где основным критерием инвестирования выступает эффективность инвестиционных вложений, не могут использоваться прежние технологии распределения централизованных капитальных вложений между предприятиями на безвозвратных началах, не стимулирующие предприятия к росту эффективности. Поскольку прямые государственные инвестиции менее эффективны, чем инвестиции частных инвесторов, рискующих своим капиталом, более оправданным подходом является государственная поддержка частных инвестиций.

Поэтому, наиболее актуальным является государственная поддержка частных инвестиций, который осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор. Размещение централизованных инвестиционных ресурсов на конкурсной основе ориентировано на повышение инвестиционной активности и мобилизацию капитала частных отечественных и иностранных инвесторов по приоритетным направлениям экономического развития, подъем коммерческой, бюджетной и народно-хозяйственной эффективности инвестиционных вложений по всем формам собственности.

Таким образом, бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества. Их необходимость проявляется в повышении обеспеченности общественной инфраструктурой до уровня социальных гарантий, ликвидация ветхих и аварийных объектов и, в конечном итоге, в сбалансированном повышении качества жизни населения путем введения в эксплуатацию важнейших объектов здравоохранения, жилищного строительства, имеющих социально-экономические значение, культуры, реконструкция и восстановление дорог.

Инвестиционные расходы предопределяют устойчивые тенденции экономического роста и создают необходимые условия для социально-экономического развития .

Бюджетные инвестиции являются необходимым звеном в развитии экономики, путем создания, реконструкции или перевооружения важнейших объектов инфраструктуры, отвечающий принципам эффективности и экономности расходования средств. В свою очередь бюджетные инвестиции должны не только увеличивать стоимость государственного (муниципального) имущества, но и способствовать повышению жизненного уровень населения. А это уже является важнейшей функцией и задачей государства.

2. Правовые основы предоставления бюджетных инвестиций

Выделяя бюджетные средства по статьям расходов, государство выступает инвестором. Инвестиции осуществляются в форме размещения государственного заказа с участием государственного заказчика, заказчика - застройщика и исполнителя (подрядчика).

Гражданский Кодекс РФ регулирует правоотношения между этими субъектами инвестиционных расходов в отношений проектных и изыскательских работ, государственного контракта, строительного подряда.

В части финансирования бюджетных инвестиций по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок поострить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат .

Строительные, монтажные, ремонтные работы должны быть произведены в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и со сметой, определяющей цену работ.

Подрядные строительные работы, проектные и изыскательские работы, предназначенные для государственных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта.

Обязательным при предоставлений бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства является наличие трехстороннего договора, счета - фактуры, акта сделанных работ, утвержденной сметы, а при необходимости и положительного результата экспертизы.

Если контракт не составлен или нет соответствующей технической документации, сметы расчетов, не правильно заполнены поля документов, то это является основанием для отказа в финансирований расхода.

Понятие бюджетных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности закреплено в статье 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации. На основании этого предоставление бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности предусматривается в соответствии с долгосрочными целевыми программами, а также нормативными правовыми актами исполнительных органов различных уровней власти.

Принимает решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций сметной стоимостью более 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы - Правительство Российской Федерации, а сметной стоимостью менее 1500 миллионов рублей, не включенные в долгосрочные целевые программы, принимаются главным распорядителем средств федерального бюджета .

В федеральном законе о федеральном бюджете отражаются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ сметной стоимостью более 8 миллиардов рублей, включенные в федеральную адресную инвестиционную программу, а в случае если это средства регионального бюджета, то включенные в региональную адресную инвестиционную программу.

Соответственно бюджетные инвестиций сметной стоимостью менее 8 миллиардов рублей отражаются в составе сводной бюджетной росписи.

В целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности инвестиционной деятельности проводится экспертиза инвестиционных проектов.

Не допускается осуществление бюджетных инвестиции из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности РФ, субъекта РФ, муниципальной собственности.

Таким образом, бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности может осуществляться как в программной и непрограммной частях, так и в виде субсидий.

Постановление Правительства РФ от 30.05.2008 г. № 324 "Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы" предусматривает отбор объектов капитального строительства. В этом случае осуществление инвестиции, производится с учетом:

а) приоритетов и целей развития Российской Федерации исходя из прогнозов и программ социально-экономического развития Российской Федерации, государственной программы вооружения, отраслевых доктрин, концепций и стратегий развития на среднесрочный и долгосрочный периоды;

б) поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

в) оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения;

г) оценки влияния создания объекта капитального строительства на комплексное развитие территорий соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Для корректировки проектной документации в проекте решения могут быть предусмотрены средства федерального бюджета соответственно на корректировку этой документации и проведение инженерных изысканий.

Обязательным условием с 2009 года является рассмотрение проекта решения Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, где особое внимание уделяется эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения, по каждому объекту капитального строительства, включенному в проект решения .

Документы и материалы, необходимые для проведения проверки, представляются в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации одновременно с проектом решения.

Согласованный проект решения вносится субъектом бюджетного планирования (в случае если главный распорядитель не является одновременно субъектом бюджетного планирования - по представлению соответствующего главного распорядителя) в Бюджетную комиссию для рассмотрения и согласования.

После этого решение о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства, не включенные в долгосрочные целевые (федеральные) программы принимается главным распорядителем бюджетных средств.

Порядок предоставления бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными и муниципальными учреждениями и унитарными предприятиями регулируются статьей 80 Бюджетного кодекса РФ.

Указанная статья предусматривает возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и имущества указанных юридических лиц и оформляется участием РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах таких юридических лиц в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Следует отметить, что положения этой статьи никак не согласуются с гражданским законодательством. Так, в соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ все юридические лица делятся на две категории: в связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

Сущность первой модели состоит в том, что учредители (участники) с передачей юридическому лицу соответствующего имущества полностью утрачивают свои вещные права на него. Не имеют они таких прав и по отношению к приобретенному юридическим лицом имуществу. Соответственно и переданное учредителями (участниками), и приобретенное самим юридическим лицом имущество признается принадлежащим ему на праве собственности. Утрачивая вещные права, учредитель (участник) взамен приобретает права обязательственные - права требования к юридическому лицу.

К юридическим лицам, чей уставный (складочный) капитал делится на доли (вклады) пропорционально внесенному имуществу, относятся хозяйственные товарищества и общества согласно статье 66 Гражданского кодекса РФ. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей, а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Тогда как статья 80 Бюджетного кодекса РФ подразумевает одновременное возникновение в результате государственных инвестиций права собственности государства на долю в уставном (складочном) капитале юридического лица и на его имущество.

Так, государство, осуществляя инвестиции в форме капитальных вложений, может преследовать не только цель увеличения государственного имущества, но и другие социально-экономические цели.

Бюджетные инвестиции, планируемые к предоставлению юридическим лицам, утверждаются законом (решением) о бюджете путем включения в закон (решение) о бюджете текстовой статьи с указанием юридического лица, объема и цели выделенных бюджетных ассигнований.

Договор между высшими органами исполнительной власти и юридическим лицом оформляется в течение трех месяцев после дня вступления в силу закона (решения) о бюджете. Если договор не составлен, то в этом случае бюджетные инвестиций не предоставляются.

Статья 13 Федерального Закона РФ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" № 39 от 25.02.1999 г. с последующими изменениями предусматривает, что решения об осуществлении государственных капитальных вложений принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются:

В федеральном бюджете - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих федеральных целевых программ, а также на основании предложений Президента Российской Федерации либо Правительства Российской Федерации;

В бюджетах субъектов Российской Федерации - при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих региональных целевых программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в Республике Башкортостан (далее - РБ) уже создана нормативно-правовая база, регулирующая отношения участников инвестиционного процесса. Всего список по инвестиционному законодательству включает более 14 нормативных актов, напрямую регулирующих инвестиционную деятельность в РБ.

Государством могут предоставляться льготы по налогам при реализации инвестиционных проектов. В части республиканских налогов основанием для льготирования являются Закон РБ от 2 ноября 2001 № 247-з "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" и Закон РБ от 20 июня 1991 года № ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности Республики Башкортостан". В части местных налогов льготы могут представляться непосредственно самой администрацией на основании Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Для определения приоритетных задач развития инвестиционной инфраструктуры, регулирование функционирования инвестиционной среды и механизмов межведомственного взаимодействия в республике ведется работа над созданием "Инвестопроводящей системы Республики Башкортостан", позволяющей субъектам инвестиционной деятельности быстро, эффективно реализовывать инвестиционные замыслы.

Инвестопроводящая система может реализовывать поставленные задачи, используя наряду с механизмами государственного и рыночного регулирования - механизм частно-государственного партнерства (ЧГП). Это важнейший и наиболее универсальный механизм государственной инвестиционной политики, реализация которого в России с каждым годом набирает обороты . В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики указом от 3 июля 2007 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Башкортостан "За эффективную инвестиционную деятельность".

Республика сегодня находится на важном этапе развития экономики, поэтому уделяется особое внимание привлечению инвестиций в регион.

Закон Республики Башкортостан "О бюджетном процессе в Республике Башкортостан" от 15 июля 2005 года № 205-з, в частности статья 61 регулирует внесение республиканских целевых программ на рассмотрение Государственного Собрания РБ.

Расходы на финансирование республиканских целевых программ отражаются в законе о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год с указанием общей суммы расходов и распределением этой суммы по каждой из программ .

Финансирование республиканских целевых программ осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан в объемах, принятых в законе о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год.

Нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности в РБ содержит закон "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 02.11.2001 г. № 247-з и закон РБ "Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 20 июня 1991 года № ВС-6/35.

В законе "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" от 02.11.2001 г. № 247-з, в статье 4 регулируется порядок принятия решений при осуществлении инвестиционной деятельности, финансируемой из бюджета Республики Башкортостан.

Решения об осуществлении инвестиционной деятельности принимаются органами государственной власти Республики Башкортостан.

Расходы на осуществление инвестиционной деятельности предусматриваются в бюджете Республики Башкортостан при условии, что эти расходы являются частью расходов на реализацию соответствующих республиканских программ, а также на основании предложений органов исполнительной власти Республики Башкортостан.

Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджета Республики Башкортостан, образуют республиканские инвестиционные программы .

Республика Башкортостан гарантирует всем субъектам инвестиционной деятельности соблюдение и обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, гласность в обсуждении инвестиционных проектов и защиту инвестиций.

Инвестиционные проекты, финансируемые за счет средств бюджета Республики Башкортостан, а также инвестиционные проекты, имеющие важное народнохозяйственное значение, независимо от источников финансирования объектов инвестиционной деятельности подлежат государственной экспертизе, осуществляемой уполномоченными органами государственной власти Республики Башкортостан.

Таким образом, основополагающее значение для регулирования предоставления бюджетных инвестиций имеют следующие законы: Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений", Постановление Правительства РФ от 30.05.2008 г. № 324 "Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиции в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы", Закон РБ от 2 ноября 2001 № 247-з "О регулировании инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан" и Закон РБ от 20 июня 1991 года № ВС-6/35 "Об иностранной инвестиционной деятельности Республики Башкортостан"; Бюджетный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ и др.

инвестиционный расход бюджет имущество

Список использованных источников

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: официальный текст. - М.: Экзамен, 2008.

2. Гражданский кодекс Российской Федераций [Электронный ресурс]: Федеральный закон РФ от 30.11.1994 г., № 51-ФЗ // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

3. Об утверждении правил принятия решения о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (целевые) программы [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 30.04.2008 г., № 324 // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

4. Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации [Электронный ресурс]: Постановление Правительства РФ от 13.10.1995 г., № 1016 // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

5. О бюджетном процессе в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон РБ от 15.07.2005 г., № 205-з // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

6. О регулировании инвестиционной деятельности в РБ [Электронный ресурс]: Закон РБ от 02.11.2001 г., № 247-з // Справочно-правовая система "Консультант плюс". Версия Проф. - Последнее обновление 22.09.2008.

7. Ковалев В.В. Инвестиции: учебник для вузов / Под редакцией В.В. Ковалева М.: Проспект, 2007.

8. Романовский М. В. Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов / Под редакцией М.В. Романовского, О. В. Врублевской М.: Юрайт, 2006.

9. Чепурин М.Н. Курс экономической теории: учебник для вузов / Под редакцией М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой Киров, АСА, 2007.

10. Волков А.А. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. - 14.

11. Коханова Т.А. Возможности и проблемы обновления основных фондов на предприятиях // Управление компанией. - 2008. - № 5.

12. Львов Д. С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник РАН. - 2006. - № 2.

13. Огурцова А.А. Государственные инвестиции в форме капитальных вложений в свете бюджетного законодательства // Бюджет. - 2005. - № 1.

14. Файзуллин М.К. Влияние инвестиционной ситуации в городах ПФО на региональную эффективность // Региональная экономика и управление. - 2008. - №4.

15. Министерство экономики Республики Башкортостан [Электронный ресурс]: Итоги инвестиционной деятельности в январе-июне 2008 г. - Официальный сайт Министерства экономики РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.minecon.bashkortostan.ru

16. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Строительство и инвестиции - Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.bashstat.ru

17. Министерство промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ [Электронный ресурс]: Приглашение к сотрудничеству - Официальный сайт Министерства промышленности, инвестиционной и инновационной политики РБ, 2009. - Режим доступа: http://www.minprom.bashkortostan.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Формирование и финансирование расходов бюджетов бюджетной системы РФ Разделы, подразделы их классификации. Состав капитальных и текущих расходов. Средства резервных фондов. Динамика и направления затрат федерального бюджета. Движение бюджетных назначений.

    контрольная работа , добавлен 14.09.2015

    Понятие расходов бюджета. Исследование процессов выполнения бюджета. Примеры неэффективного использования бюджетных средств и низкого уровня результативности расходов бюджета. Обоснование необходимости оценки эффективности государственных расходов.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2014

    Превышение доходов бюджета над его расходами. Превышение расходов бюджета над его доходами. Бюджетный дефицит в современной мировой экономике. Рост инвестиционных расходов бюджета. Пределы дефицита бюджета в РФ и его экономическое регулирование.

    презентация , добавлен 24.06.2013

    Сущность расходов федерального бюджета, их роль в решении социально экономических задач. Классификация и особенности бюджетных расходов. Факторы, определяющие величину бюджетных расходов. Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета РФ.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2017

    Состав и структура расходов федерального бюджета. Основные направления расходования бюджетных средств. Бюджетный дефицит и методы его финансирования. Классификации расходов бюджета. Капитальные расходы бюджетов. Текущие и капитальные расходы бюджета.

    контрольная работа , добавлен 13.10.2008

    Изучение сущности, задач и механизмов распределения инвестиционных расходов бюджета Республики Башкортостан. Структура инвестиций по источникам финансирования. Объем инвестиций в основной капитал в разрезе отдельных видов экономической деятельности.

    реферат , добавлен 10.10.2011

    Понятие и правовая форма бюджета. Роль государственного и местного бюджета. Бюджетная система и бюджетное устройство в РФ. Особенности состава доходов и расходов бюджета. Дотация и субвенция в бюджетных отношениях. Дефицит бюджета. Государственный долг.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2009

    Расходы бюджета как компонент его общей финансовой категории. Методика планирования бюджетных расходов субъекта Федерации, его сущность и значение. Анализ системы планирования бюджетных расходов в Чувашской Республике. Оценка плановых расходов бюджета.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2012

    Определение понятия, сущности, роли и функций бюджета страны. Анализ динамики доходов и расходов современного федерального бюджета Российской Федерации. Управление доходами федерального бюджета: проблемы и основные направления совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 25.05.2015

    Экономическая сущность расходов бюджета, их классификация и порядок формирования. Анализ динамики состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации и расходов бюджета РСО-Алания. Направления совершенствования расходов бюджетов в РФ.