Гособоронзаказ. "Подводные камни" поставки товара с использованием специального счета

У ООО заключен контракт на гособоронзаказ, открыли спецсчет в банке, на него поступили денежные средства, куда я их могу потратить? Можно из этих денег перечислять заработную плату сотрудникам? Можно ли перевести деньги на свой расчетный счет, открытый в другом банке?

Средства со счета можно расходовать исключительно на цели гособоронзаказа. За неиспользование спец.счета при расчетах в рамках ГОЗ может наступить ответственность по ст. 15.37 КоАП РФ.

Со спецсчета можно перечислять зарплату с одновременной уплатой страховых взносов. На это указывает подп. «а» ч. 2 п. 1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ.

Также можно оплачивать подрядчикам, но исключительно на их спец.счета. Перевести деньги со спецсчета на обычный счет, а также оплачивать общехозяйственные расходы вы не сможете.

В отношении гособоронзаказа любые финансовые операции, за исключением упомянутых в пункте 2 ч.1 ст. 8.3 Закона № 275-ФЗ, могут проводиться только с соблюдением режима использования отдельного счета. Основной целью изменений, внесенных Законом № 159-ФЗ, было усиление контроля за средствами, выделяемыми для выполнения гособоронзаказа, включая контроль за движением средств через Росфинмониторинг.

Вся цепочка поставщиков входит в кооперацию головного исполнителя, то есть все они будут являться исполнителями в понимании Закона № 275-ФЗ. Им необходимо сообщать идентификатор гос.контракта и обязательно открывать спец.счета.

Необходимость в использовании спецчета пропадает только в специально указанных в ст. 8.3. Законе о гособоронзаказе случаях. То есть когда речь идет об иностранных поставщиках, накоплении запасов и т.д. Соответственно, исполнитель всегда должен использовать спецсчет.

Понятие «иные расходы» на данный момент не раскрывается в практике или законодательстве. Исходя из общего смысла Закона № 275-ФЗ, в данные расходы могут включатся накладные расходы или какие-то непредвиденные расходы, но никак не текущие расчеты с исполнителями.

Лимит в 3 млн. руб. относится ко всему контракту, а не к расчетам по каждому из уровней исполнителей, задействованных в кооперации. То есть законодатель фактически исключил возможность использования денежных средств без специального счета. Необходимо понимать, что указанные в п. 2 ст. 8.3 случаи являются исключениями из общего регулирования, а не способом или лазейкой для игнорирования обязанности исполнителей по использованию спецсчета.

В пользу указанных выводов свидетельствуют и слова замминистра обороны РФ Татьяны Шевцовой(http://tass.ru/armiya-i-opk/2099356):

«Мы дали возможность ежемесячно списывать по каждому контракту не более 3 млн рублей на какие-то небольшие хозяйственные или непредвиденные расходы. Эти траты находятся под контролем Росфинмониторинга", - добавила Шевцова».

Обоснование

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе»

«Статья 8.3. Режим использования отдельного счета

1. Режим использования отдельного счета предусматривает:*

1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;

2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:*

а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;

в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятый государственным заказчиком товар, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем;

д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;*

е) перечисления денежных средств, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения государственного контракта, контракта в пределах цены государственного контракта, контракта понесенных головным исполнителем, исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем, исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения государственного контракта, контракта и представления головным исполнителем, исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);

ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;

з) оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц;*

3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона».

Особенно важным сегодня становится детальное изучение федерального законодательства в сфере ГОЗ и нормативно-правовых актов.

Агентство "Дифанс Медиа" и редакция журнала "Новый оборонный заказ. Стратегии" регулярно проводят конференции по актуальным вопросам исполнения гособоронзаказа, в которых участвуют ведущие специалисты Минобороны, ФАС России, Минфина, Федерального казначейства и других ведомств.

Приглашаем на конференции по вопросам исполнения гособоронзаказа с участием ведущих специалистов Минобороны и ФАС РФ. Подпишитесь на рассылку, и мы сообщим вам о мероприятии заранее.

"Государственный оборонный заказ. Вопросы и ответы: правовое регулирование".

Конференция «Гособоронзаказ. Новое в правовом и экономическом регулировании» прошла в Санкт-Петербурге в декабре 2015 года. Участие руководителей Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ и юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России в качестве ключевых спикеров позволило слушателям и участникам дискуссий получить максимально квалифицированные и полные ответы на вопросы, связанные с изменениями в законодательстве.

Организатором этого масштабного события, собравшего около двухсот представителей оборонных предприятий со всех регионов России, выступили агентство маркетинговых коммуникаций «Дифанс Медиа» и журнал «Новый оборонный заказ. Стратегии» .

Некоторые прозвучавшие на конференции вопросы, ответы на которые были даны директором Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольгой Витальевной Осауленко и ее заместителем Станиславом Викторовичем Спиридоновым , мы публикуем в качестве краткого резюме состоявшейся дискуссии.

Краткое резюме дискуссии
  • Какие способы связи с Департаментом финансового мониторинга государственного оборонного заказа существуют?

Вопросы можно направлять нам по контактам, которые указаны на сайте Министерства обороны РФ в разделе Департамента финансового мониторинга государственного оборонного заказа Минобороны РФ. Также для обращений на сайте есть горячая линия финансового мониторинга государственного оборонного заказа. Кроме этого, можно присылать свои вопросы через журнал «Новый оборонный заказ» (ООО «Дифанс Медиа»).

Ответы на вопросы и обращения предоставляются в форме разъяснения, в сроки, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 г. №59-ФЗ (ред. от 03.11.2015 г.) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Государственный контракт не должен поступать в банк.

  • Знакомились ли Вы с договорами банков для заключения банковского сопровождения отдельных счетов? Может, стоит сделать единые условия для всех уполномоченных банков (единый документ)?

Мы начинаем работать над методичкой для банков. Но это будет рамочный документ.

  • А банковское сопровождение должно быть абсолютно бесплатным?

Да! Транзакции внутри одного банка бесплатные. Банки берут плату в случае, если предприятие приносит документы на бумажном носителе, то есть само отказывается от бесплатной дополнительной опции банка по электронному документообороту. В этом случае банки берут дополнительную плату за обработку документов на бумажном носителе. За открытие счета в банке плата не предусмотрена. Полный пакет документов, установленный банком для открытия счета и заключения договора банковского сопровождения, предоставляется один раз. Остальные счета открываются удаленно, и предоставление повторного комплекта документов не требуется.

  • Контролируют ли военные представители отдельные счета?

Военные представители получают информацию, которая поступает в Министерство обороны от Росфинмониторинга. В основном это информация об участниках цепочки расчетов с негативной репутацией. На основании такой информации военпреды могут признать посредников цепочки с негативной деловой репутацией экономически нецелесообразными. Никакой доступ к распечаткам и к выпискам банка военпредам не предоставляется. Это работа Департамента финансового мониторинга. Департамент видит все транзакции. Вся информация из этой системы может быть передана военпредам, так как Департамент финансового мониторинга тоже структурное подразделение Министерства обороны. Информация о госконтрактах нам, в отличие от банков, доступна. И если у департамента есть информация о том, что посредник цепочки производит какие-то «манипуляции», то эту информацию аналитики департамента передают военпредам, но не по отдельному контракту, а по предприятию в целом.

  • Как ограничивать уровень кооперации, что такое кооперация, кто ведет реестр?

С точки зрения системы отдельных счетов, кооперация – это все лица, принимающие участие в расчетах через отдельные счета. С точки зрения кооперации производственной – обязанность головного исполнителя по формированию реестра кооперации, необходимая для того чтобы обосновать цену для государственного заказчика. Однако законом не предусмотрено никаких санкций в отношении головного исполнителя за нарушение ведения реестра коопераций. С точки зрения участников расчета – никаких ограничений для отсечения количества участников расчетов закон не устанавливает. Равно как нет и ограничений кооперации по сумме. Также нет ограничений и по уровню. На сегодняшний день единственный инструмент сокращения числа лиц, участвующих в кооперации – исполнителей, участников расчетов, – это разрешенные операции, то есть в систему отдельных счетов не входят снабжающие организации, государственные органы.

Кооперация с точки зрения Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе» – это все участники расчетов бюджетными средствами (промаркированными). Как только бюджетные средства заканчиваются – кооперация тоже заканчивается.

  • Кто еще входит в производственную кооперацию, но не входит в систему отдельных счетов?

Это контрагенты, товары, работы и услуги которых оплачиваются из собственных или привлеченных средств исполнителя.

  • Что такое окончательный расчет?

– «Окончательный расчет» по закону означает, что банк получил от Министерства обороны уведомление о том, что контракт головного исполнителя завершен. Всех участников цепочки – исполнителей банк информирует о том, что отдельные счета закрываются, остатки денежных средств переводятся на любые другие счета.

  • Когда еще можно закрыть отдельный счет?

Если компания в цепочке участников расчетов завершила свои сделки и в рамках этого контракта ее участие больше не планируется или если нет остатка на счете, она вправе обратиться в банк с заявлением о закрытии своего счета.

  • Когда еще не нужна процедура открытия отдельных счетов?

В случае если финансирование гособоронзаказа идет по кредитной схеме. Когда компания получает госгарантию и под эту госгарантию любой банк, не уполномоченный, а выбранный из перечня банков, работающих по госгарантиям, банковское сопровождение осуществляется в привычном порядке, без открытия отдельных счетов. Расчеты с Министерством обороны осуществляются точно так же по специальным счетам. Оформляются гарантии с указанием специального счета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2010 г. №1215.

  • Для чего необходимы отдельные счета?

Отдельные счета необходимы для расчетов с контрагентами денежными средствами, полученными как авансы по контракту от Министерства обороны РФ. Это все поставщики товаров и услуг, которые входят в накладные расходы. Таким образом, любой контрагент, в случае если расчет с ним производится за счет бюджетных средств (промаркированных), становится участником кооперации через призму Федерального закона от 29.06.2015 г. №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном оборонном заказе». Заказчик вправе наблюдать, как распределяются бюджетные деньги.

  • Кто направляет уведомление в банк о завершении контракта?

Продукцию по государственному контракту принимает заказывающий орган. То есть заказывающий орган подтверждает, что предприятие выполнило свои обязательства в части поставки продукции, подписав с ним соответствующие документы (акт приема-передачи), и направляет эти документы в Департамент финансового обеспечения. Информация об этом публикуется в реестре государственных контрактов. Далее департамент, который осуществляет сопровождение этого контракта в федеральном казначействе, проводит сверку расчетов между федеральным бюджетом и непосредственно предприятием, а также сверку всех необходимых документов для закрытия реестра федерального казначейства. После того как в Департамент финансового мониторинга поступает документ об исполнении контракта и отсутствии каких-то незаконченных взаиморасчетов, мы информируем об этом уполномоченный банк через единую информационную систему. Банк в этот же день может начать закрытие счетов.

  • Что должен контролировать уполномоченный банк и что законодатель по этому поводу предусмотрел?

Прежде всего, уполномоченный банк контролирует назначение платежа, перечень разрешенных, запрещенных операций (то есть если контрактом предусмотрена определенная цель, то и назначение платежа должно отражать эту цель). Это единственное, что контролирует уполномоченный банк. Для уполномоченных банков в конструкции, предусмотренной законодателем, важно, чтобы в контракте были прописаны абсолютные величины, которые предусмотрены законом. Это следующие абсолютные величины: цена контракта, которая должна быть обязательно оцифрована и иметь четкую фиксированную величину; сумма прибыли по контракту, которая тоже должна иметь четкую фиксированную величину, а не процентное соотношение или сумму, зависящую от каких-то условий; сумма фактического задела, согласованная сторонами при заключении контракта; сумма прибыли по этапам. Банк обязан эти сведения также оцифровать и передать в единую информационную систему.

  • Где описана процедура учета фактического задела? На каком этапе это происходит?

Происходит это на этапе контрактации между головным исполнителем и государственным заказчиком. Фактический задел доказывается бухгалтерским учетом. За счет того, что он непрерывен, за счет того, что сальдо можно снять каждый день со дня существования предприятия до сегодняшнего дня.

  • Нужно многолетний контракт разбивать по годам или по этапам выполнения работ?

Если это не государственный контракт, мы рекомендуем такой контракт разбивать по годам. На сегодняшний день в той конструкции, которая предусмотрена Федеральным законом от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе», именно в отношении между исполнителями, между головным исполнителем и исполнителем, лучше разбивать контракты, указывая четко момент закрытия каждого контракта. Это позволит более отчетливо снимать прибыль. Еще раз: если возможна этапность, возможно и разграничение договорных обязательств. Это первый момент. А второй момент – это то, что этапность прописывается в контракте. Если вы в контракте ее прописали и предоставили контракт в банк, банк передает в Департамент сведения о том, что у вас есть этапность, что вы можете снимать прибыль поэтапно.

  • Снимается ли ограничение по использованию отдельного счета после подписания акта приема-передачи и получения уведомления от головного исполнителя к исполнителю?

Ограничения с отдельного счета законом не снимаются никогда. У него есть признак, установленный положением Банка России, – это начальные цифры 40706, признак счета. Соответственно, отдельный счет существует, и на него наложены все ограничения до момента, пока он не будет закрыт. Пока он существует, на него всегда, в любую единицу времени, распространяется режим использования отдельного счета. Даже в случае завершения государственного контракта. Режим с этого отдельного счета снимается тогда, и только тогда, когда вы подаете заявление и закрываете этот отдельный счет. Одновременно с этим при процедуре закрытия могут совпасть два события: при закрытии счета одновременно сальдо с этого счета перечисляется либо на свой расчетный счет, либо на проведение какой-либо операции. В этот момент можно сделать то, что при других условиях вам банк отказал бы проводить. И это было бы нарушением до исполнения контракта.

  • Банк не имеет права запрашивать контракт у головного исполнителя, но пп. 1 п. 2 ст. 8.5 Федерального закона от 29.12.2012 г. №275-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.) «О государственном оборонном заказе» говорит о том, что головной исполнитель обязан предоставить в уполномоченный банк документы, в том числе контракт?

Головной исполнитель предоставляет в уполномоченный банк свой контракт со своей кооперацией, а не свой контракт с Министерством обороны (госконтракт).

  • Как получить оплату по контракту на обычный расчетный счет, если контракт заключен до 2015 г. и все обязательства по нему уже исполнены?

Никак. Рекомендуем заключить с заказчиком дополнительное соглашение к контракту. Получить оплату на отдельный счет, в этот же день написать заявление на его закрытие и все деньги, в том числе прибыль на момент закрытия счета, перевести на любой другой счет.

  • Скажите, пожалуйста, а если мы получили авансирование в размере, например, тридцати процентов от контракта на обычный счет?

Департамент этого не видит, так как нет информации в единой информационной системе, поэтому и вопросов к вам никаких не возникнет.

  • У организации есть некий складской остаток (задел), наш клиент предлагает включить нас в кооперацию. Мы получили аванс и все по остатку реализовали. Можем ли мы вывести в обычный денежный оборот эту сумму аванса?

Да, при условии подписания акта приемки-передачи, указав абсолютную сумму вашего задела в договоре. То есть стоимость задела должна соответствовать полученному авансу в абсолютном значении.

  • Головной исполнитель имеет контракт на три года. Один этап закрыт в этом году. Можно ли исполнителю закрыть отдельный счет и освободить деньги с этого отдельного счета?

Связи между вашим частичным исполнением и вашими исполнителями нет. Если ваш исполнитель свои обязательства выполнил по расчетам с отдельного счета, истратил все деньги, вы можете закрыть отдельный счет. А если есть остаток на счете, то этот остаток будет либо тратиться, либо ждать закрытия контракта головным исполнителем. Не промежуточного акта приема-передачи, а окончательного акта приема-передачи по контракту.

  • Можно ли иностранного исполнителя включить в кооперацию, может ли он вообще туда попасть?

Ответ однозначный – нет. По следующим основаниям. Есть положение Банка России, которое предусматривает открытие отдельных счетов для исполнения государственного оборонного заказа. На сегодняшний день открытие таких отдельных счетов предусмотрено в отношении бюджетных организаций. Соответственно, любое бюджетное учреждение, которое участвует или планирует участвовать в государственном оборонном заказе, вправе открыть – 40406, 40506, 40606 – отдельный счет и также участвовать в исполнении гособоронзаказа. Это первое. Второе. Предусмотрено открытие отдельных счетов для коммерческих организаций – 40706; предусмотрено открытие отдельных счетов для индивидуальных предпринимателей. Для иностранной организации, даже существующей здесь в форме представительства или филиала, открытие отдельного счета просто невозможно.

  • А правило трех миллионов распространяется на иностранных поставщиков?

Нет, не распространяется. Так же как на три миллиона вы не можете купить ни золото, ни ценные бумаги, ни валюту. Это запрещено.

  • Если иностранный представитель не должен входить в кооперацию, это в законе должно быть указано?

В законе это напрямую не указано. В законе напрямую указано, что в кооперацию входят лица – участники расчетов по отдельным счетам. Если лицо не может быть участником расчетов по отдельным счетам, то в кооперацию никак не войдет.

  • Расчеты с иностранными исполнителями являются входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Это как понять?

Иностранный исполнитель входит в производственную кооперацию. Он поставляет комплектующие, которые войдут в готовое изделие, но не входит в ту кооперацию, которая формируется расчетами по отдельным счетам. Производственная кооперация – это комплектующие готового изделия (без накладных, без косвенных расходов). Головной исполнитель при обосновании цены не может включить готовое изделие, иностранные комплектующие, не согласовав это с головным исполнителем и заказчиком. Это вооружение, это специфика именно этой продукции.

  • А если по госконтракту закупается определенное оборудование, которое необходимо для выполнения заказа?

Для того чтобы купить оборудование, которое производится в иностранной компании, и при этом не подвести ни себя, ни головного исполнителя, ни заказчика, ни банк, предложена определенная конструкция. Эти операции вошли в разрешенные, то есть они производятся без привлечения для расчетов отдельных счетов. Поэтому иностранцам не требуется открывать отдельный счет. Но головной исполнитель должен согласовать с заказчиком вообще саму допустимость нахождения импортных комплектующих в готовом изделии.

Иностранного поставщика, безусловно, нужно согласовывать. Любые иностранные комплектующие – это вопрос сервисного обслуживания, расходных материалов и прочее. Заказчик должен понимать, из чего у него состоит готовый продукт и нужны ли ему иностранные комплектующие в этот период времени или нет.

  • На сайте Министерства обороны у всех департаментов расписан их функционал, кроме Департамента финансового мониторинга. Планируете ли вы как-то свой функционал открыть?

Наш функционал изложен в положении о департаменте, который в настоящее время проходит завершительную согласительную процедуру в правовом департаменте. Как только правовой департамент согласует, это будет на сайте.

  • Сказали, что нужно фиксировать сумму прибыли сразу в договоре, чтобы ее потом зачесть. И получается, что когда мы подойдем к исполнению контракта, то получим какую-то другую сумму. Как быть в этом случае?

Ответ простой, с моей точки зрения, – заключайте дополнительное соглашение, которое является неотъемлемой частью договора.

  • Возможно ли существование двух счетов при одном идентификаторе?

Да, возможно. Правило следующее: один контракт – один отдельный счет, то есть если смотреть с точки зрения поставщика, это контракт с одним и тем же заказчиком. Значит, может быть два контракта при одном идентификаторе, тогда будет два отдельных счета. Если вы хотите минимизировать количество отдельных счетов, укрупняйте договора, то есть объединяйте их. Это не имеет отношения к организации с филиальной структурой. Филиал не может открыть отдельный счет под тот же госконтракт, под который есть отдельный счет у головной организации. Счета откроют, но расчеты между филиалами не проведут.

∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗∗

23-24 июня 2016г. в Сочи проходила Всероссийская «Гособоронзаказ. Единая информационная система и финансовый мониторин г» с участием директора Департамента финансового мониторинга ГОЗ Минобороны РФ Ольги Витальевны Осауленко .

Спецсчет по гособоронзаказу — это особый расчетный счет, который открывает в уполномоченном банке головной исполнитель, заключивший контракт с Министерством обороны РФ, то есть для исполнения гособоронзаказа (федеральный закон №275 от 29.12.2012). Цель государства — обеспечить прозрачность и защиту взаимных расчетов между сторонами сделки, защитить информацию, задействовать банковские инструменты для контроля над целевым использованием бюджетных средств.

Исполнитель может открыть его заранее в одном из уполномоченных банков:

  1. ОАО «АБ «РОССИЯ».
  2. Банк ГПБ (АО).
  3. ПАО «Банк «Санкт-Петербург».
  4. Банк ВТБ (ПАО).
  5. ПАО «Сбербанк».
  6. АО АКБ «НОВИКОМБАНК».
  7. АО «Россельхозбанк».

В каждом банке установлены свои правила для подобной операции. Если предоставляет Сбербанк резервирование счета , гособоронзаказ оплачивается быстрее, так как деньги можно получить до заключения договора с банком. У исполнителя есть 5 рабочих дней для сбора пакета документов, иначе банк вернет деньги заказчику, а счет аннулирует. Зарезервировать счет в Сбербанке по гособоронзаказу можно в режиме онлайн.

В случае, когда обеспечивает ВТБ резервирование счета , гособоронзаказ финансируется заказчиком только после непосредственного открытия спецсчета.

Режим использования отдельного счета

Главный вопрос владельца спецсчета для гособоронзаказа — как расходовать деньги?

Исполнитель имеет право тратить деньги только на выплату аванса за работы и на обеспечение нужд гособоронзаказа.

Средства списываются при указании в распоряжении номера идентификатора госконтракта и только на спецсчет для гособоронзаказа. Но тут есть исключения, например:

  1. Бюджетные платежи (налоги, страховые взносы, таможенные и иные сборы).
  2. Оплата товаров и услуг, цены на которые регулирует государство. Перечень утверждает Правительство РФ.
  3. Расчеты с иностранными исполнителями, которые участвуют в гособоронзаказе.
  4. Поступление прибыли, установленной в госконтракте и согласованной между заказчиком и исполнителем после передачи банку соответствующего акта.
  5. Иные траты, не превышающие 3 млн. руб. в месяц.

Ст. 76 НК РФ позволяет останавливать операции по такому расчетному счету для взыскания налогов, пени или штрафов.

Закрывается он после того, как уполномоченный банк получает от заказчика уведомление об исполнении контракта по гособоронзаказу.

Какие операции не допускается проводить

Для спецсчетов запрещены операции по кредитам и займам, кроме сумм, которые перечислены в сделке по гособоронзаказу. Также нельзя выдавать деньги физлицам, за исключением выплаты работникам компенсаций и зарплаты с одновременной оплатой необходимых налогов и сборов.

Со средств, которые хранятся на спецсчете по гособоронзаказу, нельзя:

  • осуществлять благотворительность;
  • формировать уставной капитал сторонней организации;
  • приобретать иностранную валюту, ценные бумаги и драгметаллы;
  • исполнять договор об уступке права требования;
  • осуществлять переводы на другие р/с, даже в уполномоченных банках.

Также запрещено размещать денежные средства на депозитах, если проценты и сумма депозита не будут возвращены на этот же спецсчет. Или использовать эти деньги, чтобы внести обеспечение исполнения контракта.

Списание в пользу исполнительных документов возможно:

  • для возмещения вреда жизни и здоровью;
  • чтобы выплатить выходные пособия или зарплату;
  • при взысканиях в доход РФ.

07.12.2019 вступает в силу приказ министра обороны № 605 от 21.10.2019, который ввел новый порядок составления, утверждения и предоставления в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный банковский счет для госконтракта, перечня физических лиц, которым перечисляют деньги как плату за установление права ограниченного пользования земельным участком (сервитута), принадлежащим физическому лицу на праве собственности, либо в качестве компенсации стоимости сносимых или переносимых строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, и убытки, которые причинены изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком в рамках сопровождаемой сделки, государственным заказчиком по которой является Минобороны.

В этот перечень включаются сведения:

  • Ф.И.О. физлица;
  • вид, серия, номер документа, который удостоверяет личность, дата его выдачи, наименование органа, который его выдал;
  • адрес регистрации по месту жительства физического лица;
  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого заключено соглашение об изъятии, соглашение об установлении сервитута, соглашение о возмещении (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением права собственности, владения, пользования или распоряжения таких участков;
  • дата и номер заключенного соглашения об изъятии земельного участка, соглашения об установлении сервитута, соглашения о возмещении (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, убытков, причиненных временным занятием земельных участков, ограничением права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком;
  • наименование банка (филиала банка), в котором открыт счет физического лица, БИК, реквизиты;
  • суммы денег, которые перечисляют как плату за установление сервитута или как возмещение (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу, и убытки, причиненные изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения земельным участком;
  • наименование уполномоченного банка, БИК и номер отдельного счета головного исполнителя , с которого отчисляют деньги физлицу.

Прилагаются заверенные подписью руководителя и печатью головного исполнителя такие копии документов:

  • удостоверяющего личность физического лица;
  • подтверждающего право собственности физического лица на землю и на объекты недвижимого (движимого) имущества, подлежащие сносу (переносу);
  • подтверждающего изъятие земли, установление сервитута, заключение договора аренды (субаренды) земли, согласие на компенсацию убытков, причиненных изъятием или временным занятием земли, ограничением принадлежащего физическому лицу права собственности, владения, пользования или распоряжения землей, возмещение (компенсации) стоимости сносимых (переносимых) строений и насаждений, принадлежащих физическому лицу.

Перечень заверяется руководителем, главным бухгалтером и печатью головного исполнителя на бумажном носителе и в электронном виде.

Нормативное регулирование

В п. 7 ч. 1 и п. 7 ч. 2 ст. 8 275-ФЗ указано, что счета ГОЗ — это обязательное условие для расчетов по контрактам. Его открывают как головные исполнители, так и другие исполнители гособоронзаказа. Но если субподрядчик не открыл отдельный счет, это не причина освобождения подрядчика от необходимости перечислить деньги в счет оплаты выполненных работ. Иное означало бы безвозмездное выполнение работ при отсутствии у истца отдельного счета, что недопустимо в правоотношениях сторон. Такие выводы сделал тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 20.12.2018 № 13АП-26836/2018.

В ч. 3 ст. 8.1 275-ФЗ указано, что отдельный счет открывается по каждому госконтракту отдельно. В ней же прописано, что головной исполнитель обязан выбрать из направленного ему государственным заказчиком перечня уполномоченных банков один, который проводит банковское сопровождение. Исключение — сопровождаемую сделку перевели на банковское сопровождение из уполномоченного банка в иной уполномоченный банк по решению правительства.

Деньги, которые переводит исполнителю государственный заказчик , являются целевыми и предназначены непосредственно для затрат по ГОЗ. Если финансовые средства будут использованы не по назначению, то на поставщика накладывают определенные санкции. Открытие счета по 275 ФЗ производится для расчетов между государственным заказчиком и головным исполнителем. Отдельный счет закрывается сразу после того, как уполномоченный банк подтвердит полное исполнение госконтракта.

Режим отдельного счета

Денежные средства списываются с отдельного счета только при указании в распоряжении идентификатора госконтракта и только на ОС.

Исключениями из этого правила являются такие случаи:

  • перечисление страховых взносов, налоговых платежей, сборов, таможенных пошлин и прочих расходов, предназначенных для оплаты в бюджет РФ;
  • уплата издержек на приобретение товаров, работ, услуг, подлежащих госрегулированию в соответствии с перечнем, утвержденным правительством;
  • взаиморасчеты с нерезидентами, непосредственно задействованными в поставках товаров, работ, услуг по гособоронзаказу;
  • перечисление прибыли, величина которой предусмотрена условиями госконтракта по факту его исполнения и предоставления в уполномоченный банк акта приема-передачи выполненных работ;
  • расчеты по прочим расходам, не превышающим трех миллионов рублей в месяц.

После открытия отдельного счета по гособоронзаказу с него запрещается проводить такие виды движений:

  • оказание кредитных услуг, предоставление ссуд и разного рода займов;
  • возврат сумм по вышеуказанным операциям и процентов по ним;
  • расчеты с физическими лицами;
  • прочие операции, закрепленные ст. 8.4 275-ФЗ.

С отдельного счета перечисляют суммы на оплату труда при соблюдении условия одновременной выплаты соответствующих начислений на оплату труда и на уплату сотрудникам компенсаций в соответствии с ТК. В письме Минфина № 03-04-06/15565 указано, что тот, кто исполняет ГОЗ, использует отдельный счет для расчетов, удержаний и перечислений в бюджет налога на доходы физических лиц с доходов, которые были получены в виде оплаты труда.

А в письме Минфина № 03-07-08/16743 от 14.03.2019 разъяснено, что режим использования отдельного счета предусматривает, в том числе, списание денежных средств с него на иные банковские счета для уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФОМС и иных обязательных платежей в бюджетную систему, которые установлены законодательством.

Уполномоченные банки заключают отдельные виды договоров банковского счета, по которому отдельный счет открывается для производства операций по гособоронзаказу. УБ временно приостанавливают операции по ОС по согласованию с уполномоченным органом финансового контроля в тех случаях, когда определенная операция соответствует критериям, регламентированным в указании ЦБ РФ от 15.07.2015 № 3729-У.

Спецсчёт в банке, что это такое? Данный вопрос подразумевает принятие наличных средств по запросу клиента. Процедура выдачи денег регулируется условиями заключённого договора, который определяет формирование капитального фонда и дальнейшее расходование зачисленных денег для безналичного расчёта.

Спецсчёт в Сбербанке для гособоронзаказа позволяет доверенному лицу расходовать денежные средства на оплату выполняемой работы и другие потребительские нужды. Списывание накоплений производят по идентифицированному номеру, который указывается в соответствующем распоряжении.

Спецсчет в банке имеет свои особенности выдачи

Важно! В установленных правилах траты средств со специального счёта гособоронзаказа имеются исключения, позволяющие остановить такие операции, как взыскание налогов, штрафов и других неустоек при возникновении определённых условий.

Процедура расходования средств со спецсчёта для гособоронзаказа регламентируется правовыми нормами действующего законодательства. Поэтому для правильного оформления необходимо предварительное ознакомление со всеми основными положениями соответствующей документации.

Как правильно открыть специальный счёт

Открытие спецсчёта для гособоронзаказа возможно в банках, которые соответствуют ряду определённых требований:

  • наличие собственности капитала не менее 100 миллиардов рублей в общем обороте;
  • доля уставного капитала не менее 50%;
  • работа банка абсолютно законна и имеет подтверждающие документы в виде выданной лицензии, а также одобрение со стороны государства;
  • осведомлённость на осуществление деятельности, которая имеет секретные разработки;
  • отсутствие специальных требований для открытия счёта.

Вышеописанные условия являются обязательными для оформления процедуры. Поэтому перед тем как открыть специальный счёт необходимо тщательное ознакомление со всеми условиями банка по поводу данного вопроса.

Открытие отдельного счёта по госооборонзаказу имеет большое число особых условий, так как в этом случае правительство приняло меры по предотвращению развития коррупции и проведения различных мошеннических схем недобросовестными исполнителями.

Оформление процедуры

Получение специального счёта для госконтракта определяется после осуществления следующих действий:

  • сбор необходимого пакета документов;
  • заполнение карточки с наличием всех необходимых подписей;
  • заверка бумаг в соответствии с установленными правилами;
  • подача всех документов и правильно заполненного заявления.

Чтобы открыть спецчсет для гособоронзаказа, банки обязаны соответствовать ряду требований

После подачи всех нужных документов банк рассматривает заявку и выносит соответствующее решение. В случае положительного ответа обе стороны заключают договор об открытии специального счёта.

Администрация банка фиксирует заключение договора в регистрационной книге на протяжении рабочего дня и высылает уведомление заявителю о присвоении счёта. Исполнитель обязан на протяжении 7 суток подать соответствующую информацию в ФСС, ИФНС, ПФР.

Расходы средств со спецсчёта для учёта госзаказов ведутся в безналичном расчёте . Платёжное поручение должно иметь целевое назначение и подробное объяснение проведения операции. Для беспрепятственной работы между исполнителем и заказчиком необходимо правильное предварительное оформление всех необходимых бумаг.

Отказ в присвоении специального счёта для юридических лиц возможен при отсутствии ошибок в представленных бумагах и наличия полного пакета документов. Если же возникли сложности с оформлением процедуры, то банк обязан известить заявителя о причинах вынесения отрицательного решения.

Несение ответственности

Государственный оборонный заказ имеет серьёзные требования по оформлению счёта в банке для дальнейшей траты переведённых средств в соответствии с целевым назначением. При нарушении представленных условий предусмотрены такие меры наказания:

  • невыполнение работы или же оказываемой услуги предполагает назначение штрафа в размере один миллион рублей в соответствии со статьёй 15.14;
  • использование представленных денежных средств не по целевому назначению в размере 5–25 % от суммы, которую выделило государство на обеспечение гособоронзаказа;
  • неправильное ведение деятельности по расходам со спецсчёта требует оплаты штрафа в сумме 500–1000000 рублей.

Вышеописанные нарушения являются грубым нарушением законодательства , поэтому их соблюдение неприкосновенно для осуществления правильных правовых отношений между исполнителем, заказчиком и государством.

Соблюдение всех требований и условий открытия счета гарантирует полноценную работу между банком, заказчиком и государством

Особенности оформления специального и расчётного счёта

Для того чтобы правильно осуществлять операции по снятию денежных средств со специального и расчётного счёта необходимо ознакомиться с особенностями оформления обеих процедур.

Специальный счёт в банке для гособоронзаказа от платёжного агента подразумевает проведение следующих операций:

  • перечисление средств с аналогичного счёта из другого или этого же банка;
  • принятие денежных средств на счёт от физических лиц;
  • осуществление процедуры списания средств на различные нужды целевого назначения.

Особенностью оформления специального счёта является одновременное открытие второго расчётного счёта. Ведение процедуры осуществляется бесплатно согласно действующему законодательству РФ.

Оформление специального счёта для юридических лиц позволяет проводить следующие операции:

  • зачисление денежных средств, которые получены от платёжного агента;
  • списание денежных средств на банковский счёт;
  • получение средств в денежном эквиваленте от физических лиц;
  • списание средств с платёжного агента из другого банка;
  • перевод денежных средств поставщику или платёжному агенту;
  • перевод средств на другие банковские счета.

Приём платежей от физических лиц требует наличия специального договора, подтверждающего законность проведения данной процедуры.

Правильное расходование средств по спецсчёту

Действующее законодательство внесло изменения в условия расчётов со спецсчёта по гособоронзаказам. Данные операции можно проводить в банках, которые определены государством и имеют долю капитала, получаемого из казны.

Вся информация по заключённым контрактам и расходованию средств контролируется государством и передаётся для обработки в Росфинмониторинг. Новые требования подразумевают перечисление средств только на открытый спецсчёт с точной и подробной проводкой по всем финансовым операциям.

Все движения средств по спецсчету контролируются государством

При этом положения закона разрешают перевод средств на другие расчётные счета в таких случаях:

  • выделение средств на оплату заработной платы с учётом налогов и страховых взносов;
  • оплата доставки товара, выполненной работы или услуги в ценовом эквиваленте, которое регулирует государство;
  • другие расходы с общей суммой, не превышающие 3 миллиона рублей в месяц;
  • перечисление прибыли в случае неполного выполнения заключённого контракта между двумя сторонами;
  • расчёты с иностранными компаниями (при условии согласования с Министерством Обороны РФ);
  • перечисление необходимых денежных средств для восполнения затрат на различные товары необходимые для изготовления гособоронзаказа (комплектующие детали, материалы, сырьё);
  • оплата налогов, страховых и таможенных сборов в соответствующие пенсионные, медицинские и страховые фонды.

Важно! Любое проведение операции по спецсчёту для гособоронзаказа осуществляется в том случае, если государство в официальной форме подтвердило согласование о заключении государственного контракта.

В целях получения прибыли и правильности осуществления финансовых расчётов между заказчиком и исполнителем банк России установил некие ограничения на проведение следующих операций:

  • погашение налогов по таможне и страховке в фонды внебюджетного происхождения;
  • перевод денежных средств с отдельного счёта на другие банковские различным исполнителям на протяжении небольшого промежутка времени;
  • перевод средств иностранной компании некоммерческого происхождения без предоставления официального юридического лица;
  • списание средств по дополнительному соглашению к договору, которое не указано в основных документах;
  • получение средств, в размерах, превышающих 20 % стоимости заключённого контракта.

Расход средств со специального счёта гособоронзаказа имеет немалое число особенностей и установленных правил. В этом случае необходимо строгое соблюдение всех требований и условий, так как их нарушение может привести к административной ответственности, назначению штрафа и приостановлению деятельности между двумя сторонами.

Вконтакте

ЛУЧШИЕ КРЕДИТЫ ЭТОГО МЕСЯЦА

Для работы анкеты необходимо включить JavaScript в настройках браузера