Продление новой программы помощи ипотечным заемщикам. Типовые образцы договоров, документов и других деловых бумаг, своды законов и кодексов, сборник нормативов и стандартов, каталог бизнес-планов и идей, рейтинг банков россии 961 постановление правительс

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, № 17, ст. 2567; № 50, ст. 7179; 2016, № 50, ст. 7089; 2017, № 8, ст. 1245).

2. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации:

до 1 сентября 2017 г. создать межведомственную комиссию по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвердить положение об указанной комиссии, состав и порядок ее работы;

направить акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" в установленном порядке денежные средства в размере 2 млрд. рублей в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 г. № 1579-р в качестве взноса в уставный капитал акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на цели возмещения убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, в случае, если указанные ипотечные жилищные кредиты (займы) реструктурированы в соответствии с условиями программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации.

3. Федеральному агентству по управлению государственным имуществом обеспечить в установленном порядке увеличение уставного капитала акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования" на 2 млрд. рублей путем размещения дополнительных акций и осуществить действия, связанные с приобретением указанных акций и оформлением на них права собственности Российской Федерации, в соответствии с трехсторонним договором между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по управлению государственным имуществом и акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования".

4. Рекомендовать акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" до увеличения уставного капитала в соответствии с абзацем третьим пункта 2 и пунктом 3 настоящего постановления направить собственные денежные средства в размере не более 500 млн. рублей на возмещение кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, убытков (их части), возникших в результате проведения реструктуризации на условиях программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и разрешить использовать полученные в соответствии с абзацем третьим пункта 2 настоящего постановления денежные средства на возмещение затрат акционерного общества "Агентство ипотечного жилищного кредитования", возникших при реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в соответствии с настоящим пунктом.

5. В случае если заявления заемщиков о реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) поступили до вступления в силу настоящего постановления, но не были удовлетворены, возмещение убытков (их части) кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, может быть осуществлено в случае повторного обращения заемщика при условии соблюдения основных условий реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, в редакции настоящего постановления.

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961

Изменения,
которые вносятся в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, изложить в следующей редакции:

"УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 20 апреля 2015 г. № 373
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 11 августа 2017 г. № 961)

Основные условия
реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации

1. Основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации (далее - программа), определяют условия реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) для отдельных категорий заемщиков, оказавшихся в сложной финансовой ситуации, а также условия возмещения кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате проведения такой реструктуризации (далее соответственно - кредитор, заемщик, возмещение, реструктуризация).

2. Возмещение в рамках программы осуществляется единоразово по ипотечным жилищным кредитам (займам), реструктурированным в соответствии с настоящим документом, в порядке, установленном акционерным обществом "Агентство ипотечного жилищного кредитования", опубликованном на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

3. Возмещению подлежат убытки (их часть) кредитора по каждому ипотечному жилищному кредиту (займу), реструктурированному в соответствии с настоящим документом, в сумме, на которую в результате реструктуризации в случаях, предусмотренных подпунктом "в" пункта 10 настоящего документа, снижен размер денежных обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), но не более предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа.

4. Возмещение в рамках программы осуществляется в пределах денежных средств, предусмотренных на реализацию программы.

5. Реструктуризация проводится на основании решения кредитора по заявлению о реструктуризации, предоставляемому заемщиком кредитору (далее - заявление о реструктуризации).

Реструктуризация может осуществляться путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту (займу), заключения мирового соглашения (далее - договор о реструктуризации). Условия договора о реструктуризации должны соответствовать требованиям, установленным пунктом 10 настоящего документа.

6. Предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) составляет 30 процентов остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1500 тыс. рублей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 настоящего документа.

7. В соответствии с решением межведомственной комиссии по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "Агентство ипотечного жилищного кредитования" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

8. Если иное не предусмотрено настоящим документом, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;

граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;

граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;

граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) - среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта "а" настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами;

д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

9. В случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

10. Договором о реструктуризации должны быть предусмотрены одновременно следующие условия:

а) изменение валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу не выше курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации по состоянию на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

б) установление размера ставки кредитования не выше 11,5 процента годовых (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте) или не выше ставки, действующей на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в российских рублях);

в) снижение денежных обязательств заемщика (солидарных должников) в размере не менее предельной суммы возмещения, установленной пунктом 6 с учетом пункта 7 настоящего документа, за счет единовременного прощения части суммы кредита (займа) и (или) изменения валюты кредита (займа) с иностранной валюты на российские рубли по курсу ниже курса соответствующей валюты, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте);

г) освобождение заемщика (солидарных должников) от уплаты неустойки, начисленной по условиям кредитного договора (договора займа), за исключением неустойки, фактически уплаченной заемщиком (солидарными должниками) и (или) взысканной на основании вступившего в законную силу решения суда.

11. При заключении договора о реструктуризации не допускаются сокращение сроков ипотечных жилищных кредитов (займов) и (или) взимание кредитором с заемщика (солидарных должников) комиссии за действия, связанные с реструктуризацией.

12. Все расчеты в рамках программы осуществляются в российских рублях по курсу соответствующей валюты, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату заключения договора о реструктуризации (для кредитов (займов), номинированных в иностранной валюте).".

Обзор документа

Уточнены основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Изменения позволят продолжить программу и реструктуризировать не менее 1,3 тыс. кредитов (займов).

Предусмотрено создание Минстроем России межведомственной комиссии, которая сможет принимать решения в т. ч. об увеличении размера возмещения заемщикам.

Кроме того, Министерству поручено направить Агентству ипотечного жилищного кредитования 2 млрд руб. на цели программы.

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям - экспортерам промышленной продукции военного назначения на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" (далее соответственно - организации, субсидии).

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.02.2018 N 193 , от 27.12.2018 N 1697)

2. В настоящих Правилах под промышленной продукцией военного назначения понимается продукция военного назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами, за исключением услуг и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальная собственность), и информации в военно-технической области.

3. Субсидия предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

3(1). Субсидии предоставляются организации при соблюдении следующих условий:

а) направление организацией кредитных ресурсов на производство и (или) экспорт промышленной продукции военного назначения;

б) своевременное исполнение организацией кредитных договоров в сроки и объемах, которые установлены соответствующими графиками погашения кредитов;

в) по состоянию на дату не ранее чем за 5 календарных дней до дня подачи документов для получения субсидии:

у организации отсутствует неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

у организации отсутствуют просроченная задолженность по возврату в федеральный бюджет субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед федеральным бюджетом;

организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации и банкротства;

организация не является иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утвержденный Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

организация не получала средства из федерального бюджета на основании иных нормативных правовых актов на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил;

у организации отсутствует просроченная задолженность по денежным обязательствам перед Российской Федерацией, определенным в статье 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

(п. 3(1) введен Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

4. Субсидии по кредитам, полученным в валюте Российской Федерации, предоставляются в размере 70 процентов суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде. При этом размер субсидии не может превышать величину, рассчитанную исходя из 70 процентов действующей на дату уплаты процентов по кредиту ставки рефинансирования, ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (с 1 января 2016 г.), базового индикатора, рассчитанного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2016 г. N 702 "О применении базовых индикаторов при расчете параметров субсидирования процентной ставки за счет средств федерального бюджета по кредитам, облигационным займам и (или) договорам лизинга в зависимости от сроков кредитования, а также определении предельного уровня конечной ставки кредитования, при превышении которого субсидирование процентной ставки не осуществляется" (по кредитам, полученным после 1 января 2017 г.).

(п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

5. Субсидии по кредитам, полученным в иностранной валюте, предоставляются в рублях из расчета 70 процентов суммы затрат организации на уплату процентов по кредиту в расчетном периоде исходя из курса рубля по отношению к иностранной валюте, установленного Центральным банком Российской Федерации на дату осуществления указанных затрат. При этом размер предоставляемой субсидии не может превышать величину, рассчитанную исходя из ставки по кредиту, полученному в иностранной валюте, в размере 8 процентов годовых.

(п. 5 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

6. Для получения субсидии организация представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заявление по форме, утверждаемой Министерством, с приложением следующих документов:

а) заверенные российской кредитной организацией или государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" копии кредитного договора, графиков погашения кредита и уплаты процентов по нему;

27.12.2018 N 1697)

б) заверенные российской кредитной организацией или государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" выписки по ссудному счету организации, подтверждающие получение кредита, а также документы, подтверждающие своевременную уплату организацией начисленных российской кредитной организацией или государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ" процентов за пользование кредитом в соответствии с кредитным договором;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2018 N 1697)

в) расчет размера субсидии по форме согласно приложениям N 1 или 2 (расчеты по траншам, полученным в рамках кредитной линии, производятся отдельно с учетом их погашений);

г) заверенные руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации копии контрактов на поставку промышленной продукции военного назначения на экспорт и соответствующих таможенных деклараций. В случае поставок на экспорт промышленной продукции военного назначения по договору комиссии организация представляет копию контракта с иностранным лицом о поставке указанной продукции, заверенную руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации-комиссионера, копии договоров комиссии организации с организацией-комиссионером и соответствующих таможенных деклараций, заверенные руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации. Если контракт или договор содержит сведения, составляющие государственную тайну, то представляется выписка из него, содержащая необходимую информацию;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

д) справка, заверенная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации, подтверждающая использование кредитов в целях выполнения экспортных контрактов, с указанием объема привлеченных кредитов и доли кредитных ресурсов, направленных на осуществление экспорта промышленной продукции военного назначения, содержащая финансово-экономическое обоснование необходимости привлечения кредитов;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

е) справка, заверенная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации, содержащая информацию о фактах обращения в целях получения субсидий в соответствии с иными нормативными правовыми актами и результатах их рассмотрения;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

ж) нотариально заверенная копия выданной Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству лицензии на вывоз продукции военного назначения или выписки из утвержденного Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству перечня продукции военного назначения, предназначенной для вывоза из Российской Федерации;

(пп. "ж" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

з) описание поставляемой продукции;

и) справка налогового органа, подтверждающая отсутствие у организации по состоянию на дату не ранее чем за 5 календарных дней до дня подачи документов неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, заверенная в установленном порядке (в случае непредставления указанной справки организацией Министерство промышленности и торговли Российской Федерации запрашивает ее самостоятельно);

(пп. "и" в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

к) справка, заверенная руководителем и главным бухгалтером (при наличии) организации, подтверждающая соответствие организации требованиям, указанным в абзацах третьем - седьмом подпункта "в" пункта 3(1) настоящих Правил.

(пп. "к" введен Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

7. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации регистрирует заявление организации с прилагаемыми документами. Регистрационный номер и дата поступившего заявления с приложенными документами вносятся в специальный журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью Министерства.

В случае ненадлежащего оформления документов, указанных в пункте 6 настоящих Правил, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в 30-дневный срок со дня регистрации уведомляет об этом заявителя с указанием выявленных нарушений. При этом рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии приостанавливается.

Рассмотрение вопроса о предоставлении субсидии возобновляется после устранения организацией всех выявленных нарушений. Регистрационный номер и дата поступления от организации документов с устраненными нарушениями вносятся в журнал.

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возвращает документы заявителю в случае неустранения заявителем выявленных нарушений в течение 30 календарных дней со дня его уведомления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

Предоставление субсидии осуществляется в порядке очередности, формируемой исходя из даты поступления документов, соответствующих требованиям и условиям, которые предусмотрены пунктами 3(1) и 6 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

Организация, в отношении которой в установленном порядке принято положительное решение о предоставлении субсидии, однако возможность ее предоставления в заявленном объеме в текущем финансовом году отсутствует в связи с недостатком лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя бюджетных средств, подает в срок до 1 марта заявление о предоставлении неполученного размера субсидии в очередном финансовом году. Решение о предоставлении субсидии принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в 10-дневный срок без повторного рассмотрения организации на ее соответствие установленным для получения субсидии критериям при условии доведения на дату подачи заявления до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя бюджетных средств в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на соответствующий год.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 27.12.2018 N 1697)

8. Решение о предоставлении субсидии принимается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в срок до 25 декабря текущего финансового года.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2018 N 1697)

Размер субсидии определяется в соответствии с расчетами размера субсидии по форме согласно и .

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

9. Организации может быть отказано в предоставлении субсидии в следующих случаях:

несоблюдение организацией условий, предусмотренных пунктом 3.1 настоящих Правил;

несоответствие представленных организацией документов требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, или непредставление (представление не в полном объеме) указанных документов;

наличие в представленных организацией документах недостоверной информации.

(п. 9 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2018 N 1697)

10 - 11. Утратили силу. - Постановление Правительства РФ от 23.02.2018 N 193 .

12. Перечисление субсидии осуществляется не позднее 10-го рабочего дня после принятия Министерством промышленности и торговли Российской Федерации решения о предоставлении субсидии на расчетный счет организации, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

Информация о размерах и сроках перечисления субсидии учитывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

13. Показателем результативности предоставления субсидии является исполнение обязательств по действующему в текущем периоде заключенному контракту (договору комиссии) на поставку промышленной продукции военного назначения на экспорт или заключение нового контракта (договора комиссии) на поставку продукции военного назначения на экспорт в году, следующем за годом предоставления субсидии.

Организация представляет не позднее 1 июня года, следующего за отчетным финансовым годом, копии указанных экспортных контрактов (договоров комиссии) в целях подтверждения результативности предоставления субсидии.

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

14. В случае недостижения показателя результативности предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 13 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в доход федерального бюджета в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, направленного заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

(п. 14 введен Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

15. В случае установления по итогам проверок, проведенных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации и (или) органами государственного финансового контроля, факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии, соответствующие средства подлежат возврату в доход федерального бюджета:

а) на основании требования Министерства промышленности и торговли Российской Федерации не позднее 3-го рабочего дня со дня получения указанного требования организацией;

б) на основании представления и (или) предписания органов государственного финансового контроля в сроки, установленные в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

(п. 15 введен Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

16. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о начале приема заявок организаций на получение субсидий, а также информацию о прекращении приема и рассмотрения заявок организаций на получение субсидий в случае отсутствия неиспользованных лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства промышленности и торговли Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

(п. 16 введен Постановлением Правительства РФ от 23.02.2018 N 193)

17. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и уполномоченные органы государственного финансового контроля обязаны осуществлять проверки соблюдения организациями целей, условий и порядка предоставления субсидий.

Здравствуйте! Знаю о том что с 11 августа 2017 года постановлением РФ №961 ведена возможность реструктуризации ипотечного кредита (ну, помощь от государства). Звоню в банк, говорят, мол извините, пока у нас от Москвы приказов нет. Имеют ли они право отказать мне в принятии заявления на реструктуризацию моего ипотечного кредита?

Адвокат Антонов А.П.

Здравствуйте. Не принять заявление (отказать в приеме заявления) — не имеют право, а вот удовлетворить или нет Вашу просьбу — имеют право. Действительно, постановлением Правительства РФ от 11 августа 2017 г. № 961 “О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации” 14.08.2017 г. внесены изменения в основные условия реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство ипотечного жилищного кредитования». Сама программа предусмотрена для отдельных категорий заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), то есть для тех, кто оказался в сложной финансовой ситуации, что должно быть документально подтверждено и подпадать под критерии данной программы.

В том числе, по состоянию на дату подачи заявления о реструктуризации должны быть одновременно соблюдены следующие условия:

а) заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий: граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей; граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов; граждане, являющиеся ветеранами боевых действий; граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения;

б) изменение финансового положения заемщика (солидарных должников) — среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи, к которым для целей настоящего подпункта относятся супруг (супруга) заемщика (солидарного должника) и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством, а также лица, указанные в абзаце пятом подпункта «а» настоящего пункта, и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа);

в) обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа) является ипотека жилого помещения, расположенного на территории Российской Федерации, или залог прав требования на такое жилое помещение, вытекающих из договора участия в долевом строительстве, отвечающего требованиям Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее — договор участия в долевом строительстве);

г) общая площадь жилого помещения, в том числе жилого помещения, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), не превышает 45 кв. метров — для помещения с 1 жилой комнатой, 65 кв. метров — для помещения с 2 жилыми комнатами, 85 кв. метров — для помещения с 3 или более жилыми комнатами; д) жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора участия в долевом строительстве, ипотека которого является обеспечением исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), является (будет являться) единственным жильем залогодателя. При этом в период, начиная с даты вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. № 373 «Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по дату подачи заемщиком заявления о реструктуризации, допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов. Для целей настоящего подпункта к членам семьи залогодателя относятся супруг (супруга) залогодателя и его несовершеннолетние дети, в том числе находящиеся под его опекой или попечительством. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество «Агентство ипотечного жилищного кредитования» осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений;

е) кредитный договор (договор займа) заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

Изменения позволят реструктуризировать не менее 1,3 тыс. кредитов (займов).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов.

(вместе с "Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии")

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку технологического присоединения генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии.

2. Перечень субсидий юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и Государственной компании "Российские автомобильные дороги", и бюджетных инвестиций юридическим лицам в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на договоры (соглашения) о предоставлении которых не распространяются положения части 2 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2016 год", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2016 г. N 530-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 14, ст. 2035; N 21, ст. 3023, 3064; N 23, ст. 3372; N 27, ст. 4495; N 36, ст. 5413), дополнить позицией 101 следующего содержания:

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ


Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

ПРАВИЛА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СУБСИДИЙ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ ГЕНЕРИРУЮЩИХ ОБЪЕКТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета в целях компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных в соответствии с положениями пункта 3 статьи 33 Федерального закона "Об электроэнергетике" квалифицированными генерирующими объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа (далее - генерирующий объект), лицам, которым генерирующие объекты принадлежат на праве собственности либо ином законном основании (далее - субсидии).

2. Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных и доведенных в установленном порядке Министерству энергетики Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 настоящих Правил.

3. Субсидии предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящих Правил, отобранным на основании критериев, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. N 850 "Об утверждении критериев для предоставления из федерального бюджета субсидий в порядке компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов с установленной генерирующей мощностью не более 25 МВт, признанных квалифицированными объектами, функционирующими основе использования возобновляемых источников энергии, лицам, которым такие объекты принадлежат на праве собственности или на ином законном основании" (далее - получатели субсидии).

4. Решение о предоставлении субсидии принимается комиссией, образуемой Министерством энергетики Российской Федерации (далее - комиссия).

Порядок формирования и деятельности комиссии определяется Министерством энергетики Российской Федерации.

5. Субсидия предоставляется получателю субсидии в размере, не превышающем 70 процентов стоимости технологического присоединения генерирующего объекта, но не более 15 миллионов рублей на один генерирующий объект (предельный размер субсидии), и рассчитывается в соответствии с пунктами 20 - 22 настоящих Правил.

6. Стоимость технологического присоединения определяется на основании фактически произведенных расходов на технологическое присоединение генерирующего объекта в соответствии с размером платы за технологическое присоединение, установленной в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.

7. Предоставление субсидий осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и соглашением, заключаемым между Министерством энергетики Российской Федерации и получателем субсидий, в котором предусматриваются:

а) цели, условия и порядок предоставления субсидий;

б) сроки перечисления субсидий;

в) согласие получателя субсидии на осуществление Министерством энергетики Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий условий, целей и порядка, которые установлены настоящими Правилами и указанным соглашением;

г) порядок осуществления Министерством энергетики Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателем субсидий целей, условий и порядка предоставления субсидий;

д) перечень затрат, на компенсацию которых предоставляются субсидии;

е) перечень документов, представляемых получателем субсидии в Министерство энергетики Российской Федерации для получения субсидии.

8. Перечисление субсидии осуществляется в установленном порядке на расчетные счета получателей субсидий, открытые в российских кредитных организациях.

9. Информация о размерах и сроках перечисления субсидий учитывается Министерством энергетики Российской Федерации при формировании прогноза кассовых выплат из федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

10. Для получения субсидии получатель субсидии до 30 сентября текущего года представляет в Министерство энергетики Российской Федерации следующие документы в отношении каждого генерирующего объекта:

а) заявка на получение субсидии (в произвольной форме), подписанная руководителем (иным уполномоченным лицом) владельца генерирующего объекта, содержащая сведения о том, что в отношении получателя субсидии не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) и не имеется вступившего в силу решения судебного органа о признании его несостоятельным (банкротом), сведения о том, что получатель субсидии не находится в стадии ликвидации, банковские реквизиты получателя субсидии для перечисления субсидии, а также перечень прилагаемых документов с указанием количества листов каждого документа;

б) копия квалификационного свидетельства, подтверждающего признание генерирующего объекта функционирующим на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа квалифицированным генерирующим объектом, выданного советом рынка;

в) копии договоров об осуществлении технологического присоединения генерирующего объекта к электрическим сетям (в том числе в части подключения оборудования, необходимого для удовлетворения собственных и (или) хозяйственных нужд электростанции), актов разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, актов разграничения эксплуатационной ответственности сторон, являющихся приложениями к договору об осуществлении технологического присоединения генерирующего объекта к электрическим сетям, а также актов об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям;

г) заверенная уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов копия решения (выписка из решения) такого органа об установлении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в отношении соответствующего генерирующего объекта;

д) копии документов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) по осуществлению технологического присоединения в соответствии с требованиями технических условий (договоров, актов приемки выполненных работ, оказанных услуг);

е) копии платежных документов с отметкой банка о списании средств, подтверждающих оплату выполненных работ (оказанных услуг) по осуществлению технологического присоединения в соответствии с требованиями технических условий;

ж) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или нотариально заверенная копия такой выписки, полученная получателем субсидии не ранее чем за один месяц до дня поступления в Министерство энергетики Российской Федерации документов, указанных в настоящем пункте;

з) копия документа, подтверждающего полномочия лица на осуществление действий от имени получателя субсидии без доверенности (копия решения о назначении или об избрании (приказа о назначении) физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени получателя субсидии без доверенности). В случае если от имени получателя субсидии действует иное лицо, прилагается также доверенность на осуществление действий от имени получателя субсидии, подписанная руководителем получателя субсидии или уполномоченным этим руководителем лицом, либо нотариально заверенная копия такой доверенности.

11. Документы, указанные в пункте 10 настоящих Правил (далее - документы), прошиваются, нумеруются и подписываются лицом, имеющим право действовать от имени получателя субсидии.

12. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство энергетики Российской Федерации документов несет получатель субсидии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Датой представления документов считается дата их поступления в Министерство энергетики Российской Федерации.

15. В случае представления неполного комплекта документов либо документов, содержащих неполные сведения или оформленных ненадлежащим образом, документы возвращаются получателю субсидии в течение 10 рабочих дней со дня их поступления (с указанием причин возврата).

16. Получатель субсидии вправе повторно представить в Министерство энергетики Российской Федерации документы с учетом требований пункта 11 настоящих Правил и при условии, что будут устранены замечания, явившиеся основанием для их возврата.

17. Решение о предоставлении субсидии принимается комиссией в случае соответствия генерирующего объекта, получателя субсидии критериям для предоставления субсидии.

18. Министерство энергетики Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня подписания протокола направляет получателю субсидии уведомление о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии. Сведения о принятых комиссией решениях в течение 5 рабочих дней со дня подписания протокола размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.minenergo.gov.ru.

19. В случае установления фактов нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии средства, полученные получателем субсидии, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение 30 календарных дней со дня получения соответствующего требования от Министерства энергетики Российской Федерации и (или) уполномоченного органа государственного финансового контроля.

20. Размер предоставляемой субсидии определяется как сумма базового размера субсидии, предоставляемой получателю субсидии, и размера предоставляемого ему остатка субсидии (при наличии), рассчитываемого в соответствии с пунктами 22 и 23 настоящих Правил.

21. Базовый размер субсидии, предоставляемой i-му получателю субсидии (С базi), определяется по формуле:

С базi = (З i / З) x С,

i - порядковый номер получателя субсидии;

З i - затраты на технологическое присоединение i-го генерирующего объекта к электрическим сетям (рублей);

З - совокупные затраты на технологическое присоединение генерирующих объектов к электрическим сетям (рублей), заявки на получение субсидий по которым приняты к рассмотрению и соответствуют требованиям настоящих Правил;

С - размер средств федерального бюджета, предусмотренных на компенсацию стоимости технологического присоединения генерирующих объектов в текущем году.

22. Остаток субсидий, образовавшийся в результате расчета базового размера субсидий в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил и применения условий, определяющих предельный размер субсидии, предоставляемой j-му получателю субсидии (С остj) в случае, если размер субсидии, предоставляемой этому получателю субсидии, не достиг указанного в пункте 5 настоящих Правил предельного размера предоставляемой субсидии, определяется по формуле:

j - порядковый номер получателя субсидии, размер субсидии которого не достиг предельного размера субсидии, для которого определяется остаток субсидий, образовавшийся в результате осуществления расчета базового размера субсидий в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил и применения условий, определяющих предельный размер субсидии;

С базj - базовый размер субсидии, предоставляемой j-му получателю субсидии (рублей);

k - количество получателей субсидий, размер субсидий которых не достиг предельного размера субсидии;

m - порядковый номер получателя субсидии, размер субсидии которого не достиг предельного размера субсидии;

ОСТ - остаток субсидий, образовавшийся в результате расчета базового размера субсидий.

23. Остаток субсидий, образовавшийся в результате применения пунктов 21 и 22 настоящих Правил, а также условий, определяющих предельный размер субсидии, распределяется с учетом положений пункта 22 настоящих Правил, за исключением случая, когда все получатели субсидий получают субсидию в размере, соответствующем указанному в пункте 5 настоящих Правил предельному размеру субсидии.

24. Контроль за соблюдением получателями субсидии целей, условий и порядка предоставления субсидий осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

Резкое снижение курса рубля оказало негативное финансовое влияние на валютных заемщиков. Некоторым из них грозит даже банкротство. О том, чем грозит банкротство при ипотеке и что будет с ипотечной квартирой можно прочитать в статье по ссылке.

Правительство РФ в 2015 году приняло программу поддержки ипотечным заемщикам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Данная программа помощи ипотечникам досрочно прекратило свое существование в марте 2017 г. связи с израсходованием выделенных средств.

В августе 2017 г. Правительство РФ во главе с Медведевым Д.А. выделило дополнительно 2 млрд. рублей на оказание помощи ипотечным заемщикам. Однако условия программы существенно изменились а к 2018 году деньги, выделенные на помощь ипотечным заемщикам, снова закончились.

В целях дальнейшей поддержки ипотечников Правительство РФ приняло решение о дополнительном финансировании данной программы и в соответствии с постановление Правительства от 03.10.2018 № 1175 ""О дальнейшей реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации", дополнительно выделена сумма 731 миллион рублей.

Справочно. Нормативным документом, регламентирующим порядок оказания помощи является постановление Правительства РФ от 20.04.2015 N 373 (с изменениями и дополнениями, действующими в 2019 году) "Об основных условиях реализации программы помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации, и увеличении уставного капитала акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Теперь подробно рассмотрим новые условия получения поддержки заемщиков при ипотечном кредите.

Вопросами предоставления помощи при возникновении трудностей при выплате по ипотечным кредитам занимается акционерное общество "ДОМ.РФ" (раньше данное общество называлось "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию").

Помощь предоставляется в виде реструктуризации кредита. При этом реструктуризация может осуществляться как путем заключения кредитором и заемщиком (солидарными должниками) соглашения об изменении условий ранее заключенного кредитного договора (договора займа), так и путем заключения нового кредитного договора (договора займа) на цели полного погашения задолженности по реструктурируемому ипотечному жилищному кредиту. Для заключения реструктуризации долга заемщику необходимо подать заявление в кредитную организацию.

Максимальная сумма поддержки

Предельная сумма возмещения по кредиту и составляет - 30 % остатка суммы кредита (займа), рассчитанного на дату заключения договора о реструктуризации, но не более 1,5 миллиона рублей.

При этом межведомственной комиссией по принятию решений о возмещении кредиторам (заимодавцам) по ипотечным жилищным кредитам (займам), ипотечным агентам, осуществляющим деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об ипотечных ценных бумагах", по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены ипотечными агентами, и акционерному обществу "ДОМ.РФ" по ипотечным жилищным кредитам (займам), права требования по которым приобретены этим обществом, убытков (их части), возникших в результате реструктуризации ипотечных жилищных кредитов (займов) в соответствии с условиями программы (далее - межведомственная комиссия), предельная сумма возмещения по каждому реструктурированному ипотечному жилищному кредиту (займу) на основании соответствующего обращения кредитора в межведомственную комиссию может быть увеличена, но не более чем в 2 раза, в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

Срок действия программы

Постановлением Правительства РФ от 03.10.2018 № 1175 установлен предельный срок для подачи заявления о предоставлении помощи - 01 декабря 2018 года. Такие заявления могут быть рассмотрены позже, а фактически помощь по таким заявлениям будет оказана в 1 квартале 2019 года.

Важно. Заявление о необходимости реструктуризации в соответствии с программой помощи необходимо успеть подать до 01 декабря 2018 года.

Условия предоставления поддержки ипотечным заемщикам

Теперь разберемся, кто может получить помощь. В соответствии с действующим законодательством на помощь при ипотечных трудностях могут рассчитывать граждане при соблюдении одновременно следующих условий (указаны ниже):

1 обязательное условие - категории заемщиков.

Заемщик (солидарные должники) является гражданином Российской Федерации, относящимся к одной из следующих категорий:

  • граждане, имеющие одного или более несовершеннолетних детей или являющиеся опекунами (попечителями) одного или более несовершеннолетних детей;
  • граждане, являющиеся инвалидами или имеющие детей-инвалидов;
  • граждане, являющиеся ветеранами боевых действий;
  • граждане, на иждивении которых находятся лица в возрасте до 24 лет, являющиеся учащимися, студентами (курсантами), аспирантами, адъюнктами, ординаторами, ассистентами-стажерами, интернами и обучающиеся по очной форме обучения.

2 условие - изменение финансового положения заемщика (солидарных должников).

Для получение помощи необходимо, чтобы среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников), рассчитанный за 3 месяца, предшествующие дате подачи заявления о реструктуризации, после вычета размера планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, не превышает на каждого члена семьи заемщика (солидарного должника) двукратной величины прожиточного минимума, установленного в субъектах Российской Федерации, на территории которых проживают лица, доходы которых учитывались в расчете.

Новое условие. При этом среднемесячный совокупный доход семьи заемщика (солидарных должников) в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов заемщика (солидарных должников) и членов его семьи и размер планового ежемесячного платежа по кредиту (займу), рассчитанного на дату, предшествующую дате подачи заявления о реструктуризации, увеличился не менее чем на 30 процентов по сравнению с размером планового ежемесячного платежа, рассчитанного на дату заключения кредитного договора (договора займа).

Таким образом, несмотря на то, что программа помощи рассчитана не только для валютных заемщиков, ее условие о повышении на 30 % ежемесячного платежа предполагает, что данной программой смогут воспользоваться преимущественно граждане, взявшие ипотеку в иностранной валюте.

3 условие – местонахождение недвижимости и официальное оформление ипотеки.

Согласно действующим требованиям объект должен находится на территории России, а также должен быть оформлен в качестве залога. О порядке оформления ипотеки читайте в статье по ссылке.

4 условие – требования к площади помещения.

Помощь предоставляется если жилое помещение, в том числе жилое помещение, право требования на которое вытекает из договора долевого участия не превышает:

  • 45 кв. метров - для помещения с 1 жилой комнатой;
  • 65 кв. метров - для помещения с 2 жилыми комнатами;
  • 85 кв. метров - для помещения с 3 или более жилыми комнатами/

Справочно. Условие о минимальной стоимости 1 кв. метра общей площади исключено.

5 условие – единственное жилье.

Помощь предоставляется только при наличии единственного жилья. При этом допускается наличие совокупной доли залогодателя и членов его семьи в праве собственности не более чем на 1 иное жилое помещение в размере не более 50 процентов.

Важно. Соблюдение указанных условий подтверждается заявлением заемщика в простой письменной форме. Представление заемщиком сведений из Единого государственного реестра недвижимости не требуется. Акционерное общество "Агентство ипотечного жилищного кредитования" осуществляет проверку предоставляемых в соответствии с настоящим подпунктом заемщиком сведений.

6 условие – срок заключения кредитного договора.

Поддержка предоставляется только по тем кредитам, по которым договор заключен не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации, за исключением случаев, если ипотечный кредит (заем) предоставлен на цели полного погашения задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу), предоставленному не менее чем за 12 месяцев до даты подачи заемщиком заявления о реструктуризации.

Новые исключения. Пунктом 9 новых Условий программы (в редакции постановления Правительства РФ от 11.08.2017 N 961) предусмотрено, что в случае несоблюдения не более двух условий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, выплата возмещения в рамках программы допускается в соответствии с решением межведомственной комиссии в порядке, предусмотренном положением о межведомственной комиссии.

Форма поддержки ипотечных заемщиков

Для того чтобы получить помощь банк должен предусмотреть следующие изменения в условиях ипотечного кредита:

Какие банки предоставляют помощь ипотечным заемщикам

Прием документов для оказания помощи заемщикам в рамках государственной программы осуществляют основные банки РФ. К ним относятся:

Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ 24, Россельхозбанк, Банк Москвы, ЮниКредит Банк, Промсвязьбанк, РОСБАНК, БИНБАНК, Абсолют Банк, Автоградбанк, АК БАРС, АКИБАНК, ГЛОБЭКСБАНК, Дальневосточный банк, Запсибкомбанк, Банк ЗЕНИТ, Ижкомбанк, Крайинвестбанк, Курскпромбанк, ЛОКО-Банк, МЕТКОМБАНК, МТС-Банк, ОТП Банк, Примсоцбанк, РосЕвроБанк, Связь-Банк, Собинбанк, Центр-инвест.

Напомним, что для получения реструктуризации необходимо обращаться в банк, выдавший ипотечный кредит, а далее уже сам банк обращается в "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию". Поэтому в случае удовлетворения всем вышеперечисленным условиям в заявлении в банк не лишним будет сослаться на постановление Правительства РФ от 20.04.2015 N 373.

Обратите внимание, что программа не предусматривает полное освобождение заемщика от внесения ежемесячных платежей по кредиту, от уплаты штрафов, пеней и неустоек, начисленных по условиям кредитного договора (договора займа). Кредитор может рассмотреть вопрос о частичном или полном списании штрафов, пеней и неустоек за просроченные платежи, образовавшихся в период ухудшения платежеспособности заемщика. Однако по программе помощи, утвержденной Правительством РФ, он это делать не обязан. Кроме того, программа не предусматривает освобождение заемщика от обязательств по страхованию имущества и титула, а также личного страхования, условия по которым прописаны в действующем кредитном договоре.

Для получения поддержки необходимо подавать в банк,в котором получен ипотечный кредит, заявления с перечнем документов, предусмотренным АО «АИЖК» (ДОМ.РФ).