Порядок перевода иностранной валюты. Контроль валютных операций

В своей повседневной жизни граждане часто сталкиваются с необходимостью перевода денежных средств за границу. Родители высылают средства своим детям, обучающимся в вузах других государств, а те, кто прибыл на территорию страны для работы, отправляют деньги своим родным. Однако далеко не все граждане осведомлены о том, как осуществить эту операцию быстро, удобно, а главное – с минимальной комиссией.

Основные способы перевода денег за рубеж

Переслать деньги физическому лицу через банк можно двумя путями: через открытие банковского счета и без проведения данной операции. Каждый из способов имеет свои преимущества и недостатки, поэтому имеет смысл остановиться на каждом из них более подробно.

Перевод средств со счета на счет

Данный способ актуален для тех граждан, которые постоянно участвуют в процессе денежных переводов. Удобен такой подход и для тех, кто желает осуществить единовременный, но достаточно крупное перечисление средств. Для совершения такого рода операции нужно совершить следующие действия:

  • Обратится в любой банк с паспортом и написать там заявление на открытие счета;
  • Подписать договор об открытии счета и получить на руки его полные реквизиты.

Чаще всего оформление счета на физическое лицо осуществляется российскими банками бесплатно или за небольшую плату. Счет имеет бессрочный характер действия, однако если по нему не совершаются операции в течение 1 года, его блокируют.

Для того чтобы перевести средства со счета на счет физического лица, находящегося за границей, потребуется отправиться в любое отделение обслуживающего банка и заполнить документ на перевод средств. В нем нужно будет указать:

  • реквизиты счетов отправителя и получателя средств;
  • сумму перевода;
  • валюту платежа.

Многие граждане ошибочно полагают, что при переправке денег со счета на счет банк уведомит об операции налоговую службу, и получателю придется ожидать разрешения ИФНС или вносить плату за перевод. В реальности финансовые учреждения раскрывают информацию о счетах своих клиентов только по запросу правоохранительных органов.

В числе преимуществ перевода средств за границу на счет физического лица можно назвать следующие аспекты:

  • Комиссионные платежи по такой операции минимальны;
  • Личный счет можно использовать многократно без уплаты средств за его обслуживание;
  • Получатель может снять перевод со своей карточки в банкомате, если она привязана к счету;
  • Отправитель может перечислить средства на депозитный счет получателя и, тем самым, избавить его от необходимости платить комиссионные за снятие наличных.

Перевод средств без открытия счета

Если гражданину требуется единовременно отправить небольшую сумму средств, то лучше всего воспользоваться одной из систем денежных переводов. Отправить деньги за рубеж можно через Юнистрим, Анелик, Вестерн Юнион, Контакт, которые представляют собой специальные механизмы, курируемые финансовыми корпорациями. Последние заключают договоры с банками из разных стран, которые и выступают посредниками в пересылке средств.

При выборе подходящей системы перевода денег за границу следует обратить внимание на две вещи:

  • присутствие данной системы в стране проживания получателя;
  • размер комиссии за перевод.

Все существующие способы функционируют одинаково, а, следовательно, нет смысла платить больше.

Для перевода средств физическому лицу за рубеж следует пойти в любой банк, который работает с выбранной системой, с паспортом и заполнить заявление на пересылку средств, указав Ф.И.О. получателя, страну, город его проживания и сумму средств. В банке отправителю сообщают уникальный код, который он должен передать получателю. Именно по нему последний сможет забрать деньги.

Перевод средств гражданину без открытия счета обойдется дороже, однако он осуществляется мгновенно и оформляется более простым способом.

Законодательное регулирование денежных переводов

Несмотря на то, что банки сохраняют втайне подробности переводов денежных средств, движение сумм, превышающих 600 000 рублей, отслеживает служба финансового мониторинга. Это делается лишь с одной целью: пресечь отмывание денег за рубеж и иные мошеннические операции. Подробно этот вопрос рассматривается в ФЗ-115. Чаще всего отправителя заставят заполнить специальный документ, раскрывающий происхождение этой внушительной суммы денежных средств.

Сами переводы регулируются ФЗ-161, где раскрыты:

  • основные аспекты работы международной системы которая и позволяет банкам перечислять средства со счета на счет граждан;
  • базовые вопросы перечисления средств через системы денежных переводов.

В Указании ЦБ РФ, относительно зарубежных переводов физических лиц №1412 определено, что максимальная сумма перечисления не должна превышать 5 000 долларов в течение одного дня.

Даже зная все тонкости отправки денег за рубеж, для того, чтобы не попасть в затруднительную ситуацию и не понести лишние затраты на уплату комиссий, имеет смысл принять во внимание следующие рекомендации:

  • Крупные суммы лучше переводить на счет, а мелкие – через системы денежных переводов;
  • Из всех механизмов переправки денег без открытия счета лучше выбрать наиболее дешевую систему, поскольку высокие комиссии определяются не надежностью и скоростью перевода средств, а репутацией финансовой корпорации. Например, самой дорогой системой международных перечислений средств является Вестерн Юнион;
  • Открывая счет в банке, получателю следует поинтересоваться заранее, сколько процентов составляет комиссия за снятие полученных денег.

Таким образом, перевод средств за рубеж физическому лицу может реализовываться через специальные системы или через банковские счета. При этом, как в первом, так и во втором случае ни каких разрешений на совершение операций из налоговой службы брать не следует. Выбор способа пересылки средств, по сути, определяется лишь переводимой суммой и стоимостью операции.

Закон РФ от 9 октября 1992 года No 3615-1 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) установил, что валютные ценности в Российской Федерации могут находиться в собственности резидентов, в т.ч. физических лиц. При этом Законом и изданным в соответствии с ним нормативными актами определены особые правила регулирования некоторых видов валютных операций физических лиц - резидентов.

Валютные операции на территории Российской Федерации

Валютное законодательство содержит некоторые особенности валютных операций физических лиц, хотя в целом эти операции строго ограничены.

Физические лица – резиденты имеют право осуществлять валютные операции на территории РФ следующими способами:

а) через уполномоченные банки со своих банковских счетов;

б) через уполномоченные банки без открытия текущих валютных счетов;

в) минуя уполномоченные банки, в специально установленных случаях.

  1. Валютно-обменные операции

  2. Закон предоставляет резидентам право приобретать иностранную валюту, а также продавать иностранную валюту. В отличие от юридических лиц физические лица имеют право приобретать иностранную валюту как в безналичной форме, так и в наличной для собственных нужд.

    Закон устанавливает, что все сделки купли-продажи иностранной валюты должны осуществляться через уполномоченные банки. Покупка и продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки, прямо запрещена. Обеспечение данного правила состоит в том, что сделки, совершенные с его нарушением, признаются недействительными.

    Физические лица – резиденты вправе свободно продавать уполномоченным банкам как наличную, так и безналичную иностранную валюту.

    Порядок осуществления операций по купле-продаже иностранной валюты устанавливается Банком России.

    1. Приобретение и продажа наличной иностранной валюты за рубли
    2. Банк России установил правила проведения операций купли-продажи наличной иностранной валюты через обменные пункты.

      При продаже или покупке физическим лицом – резидентом наличной иностранной валюты за наличные рубли на сумму в эквиваленте менее 10000 долларов США, рассчитанную по курсу Банка России на текущую дату, реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, а именно: номер и серия документа, заполняются кассиром обменного пункта в Справке по форме No 0406007 (далее – Справка).

      Справка, заполненная с указанием реквизитов документа, удостоверяющего личность, дает право вывоза из Российской Федерации купленной физическим лицом наличной иностранной валюты и служит разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты. Справка, заполненная без указания реквизитов документа, удостоверяющего личность, не дает право вывоза из Российской Федерации купленной физическим лицом наличной иностранной валюты и не служит разрешением на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты.

      При совершении физическим лицом - резидентом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты за наличные рубли на сумму в эквиваленте 10000 долларов США и более, рассчитанную по курсу Банка России на текущую дату, реквизиты документа, удостоверяющего личность физического лица, заполняются кассиром обменного пункта в обязательном порядке.

    3. Приобретение и продажа безналичной иностранной валюты за рубли
    4. Положением ЦБ РФ от 24 апреля 1996 года No 39 об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций (далее – Положение No 39) установлено, что покупка иностранной валюты через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в безналичном порядке физическими лицами - резидентами за счет средств на рублевых счетах, открытых на имя соответствующих физических лиц в кредитных организациях осуществляется без разрешения Банка России.

    5. Приобретение иностранной валюты за другую иностранную валюту

    Положением No 39 также установлено, что без разрешения Банка России осуществляется продажа (покупка) через уполномоченные банки физическими лицами - резидентами иностранной валюты одного вида за иностранную валюту другого вида, курс которых (покупаемых и продаваемых иностранных валют) к рублю устанавливается Банком России, осуществляется без разрешения Банка России. Осуществление таких операций возможно как в наличной, так и в безналичной форме.

  3. Переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации

  4. Положением No 39 установлен перечень валютных операций, которые осуществляются резидентами (в т.ч. физическими лицами) без разрешения Банка России. Эти операции могут осуществляться как через счета физических лиц в уполномоченных банках, так и без открытия таких счетов. Правила осуществления переводов в иностранной валюте без открытия текущих валютных счетов в уполномоченных банках по поручению физических лиц из Российской Федерации, а также получения физическими лицами в Российской Федерации иностранной валюты, переведенной в их пользу из-за границы Банк России установил в Порядке осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов от 27.08.1997 г. No 508 (далее – Порядок No 508).

    Порядок не распространяется:

    1. на индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели осуществляют перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию в соответствии с валютным законодательством только через текущие валютные счета, открытые в уполномоченных банках.
    2. на переводы физическими лицами иностранной валюты из Российской Федерации и получение физическими лицами иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, если указанные переводы связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимость.

    Перевод иностранной валюты из Российской Федерации и получение переведенной иностранной валюты в Российскую Федерацию осуществляются физическим лицом (его представителем) при предъявлении паспорта или иного заменяющего документа, удостоверяющего личность физического лица (вид на жительство в Российской Федерации - для иностранных граждан и лиц без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации, удостоверение личности военнослужащего или военный билет - для военнослужащих Российской Федерации), представлении поручения (заявления), иных документов в случаях, установленных Порядком No 508, а также доверенности при осуществлении или получении перевода представителем.

    В заявлении на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты должны быть указаны:

    Фамилия, имя, отчество, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) отправителя платежа (при переводе из Российской Федерации);

    Фамилия, имя, отчество и полный адрес получателя платежа, документ, удостоверяющий личность (номер, серия, кем и когда выдан) получателя платежа (при переводе в Российскую Федерацию);

    Сумма перевода и цель перевода в соответствии с Порядком No 508;

    Дата и подпись физического лица.

    В поручении (заявлении) на перевод из Российской Федерации и получение переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты физическим лицом делается запись, подтверждающая, что данный перевод не связан с осуществлением физическим лицом предпринимательской деятельности (например, "совершаемая валютная операция не связана с осуществлением предпринимательской деятельности").

    При представлении физическим лицом документов, не отвечающих вышеуказанным требованиям, а также при отказе предоставить требуемые в соответствии с Порядком No 508 документы уполномоченный банк не совершает перевод (выдачу) иностранной валюты.

    1. Получение переводов в иностранной валюте
    2. Положением No 39 и Порядком No 508 предусмотрен перечень платежей, которые могут быть получены резидентами - физическими лицами без разрешения Банка России:

  • зачисление на валютные счета в уполномоченных банках сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании. Данная операция может быть осуществлена как через банковский счет физического лица-резидента, так и без открытия такого счета;
  • зачисление на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета резидентов, являющихся получателями переводов нерезидентов пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом уплата обязательных платежей государству (налогов, сборов, пошлин и иных безвозмездных платежей) в иностранной валюте осуществляется в соответствии с федеральными законами Российской Федерации. Допускается также зачисление этих выплат на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета представителей получателей этих выплат. При этом указанные средства при наличии соответствующего поручения клиента могут быть переведены с открытых в уполномоченных банках Российской Федерации валютных счетов представителей на открытые в уполномоченных банках Российской Федерации валютные счета представляемых. Данные операции могут быть осуществлены как через банковский счет физического лица-резидента, так и без открытия такого счета.
  • Иностранная валюта, переведенная в Российскую Федерацию в пользу резидентов без открытия банковских счетов в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных Порядком, может быть уполномоченным банком:

    а) выдана наличными. При этом выплата может быть произведена в любой наличной иностранной валюте по выбору физического лица, в том числе - отличной от валюты перевода. При выдаче перевода наличной иностранной валютой уполномоченный банк выдает переводополучателю Справку, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу;

    б) зачислена на текущий валютный счет переводополучателя, открытый в уполномоченном банке.

    Получение физическим лицом-резидентом иностранной валюты, переведенной в Российскую Федерацию, может быть осуществлено при переводе иностранной валюты в Российскую Федерацию:

    Физическим лицом-резидентом на свое имя;

    Нерезидентом на имя физического лица-резидента;

    Физическим лицом-резидентом на имя другого физического лица-резидента.

    При получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты, не связанной с осуществлением предпринимательской деятельности, а также инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в заявлении на получение иностранной валюты должно быть указано основание перевода (дарение, погашение долга по договору займа и т.д.).

    Если в соответствии с законодательством совершение сделки требуется в письменной форме, то при получении физическим лицом переведенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в дополнение к заявлению на получение иностранной валюты должны быть представлены соответствующие документы.

  • Переводы иностранной валюты из Российской Федерации
  • Физические лица-резиденты в соответствии с п. 6 ст. 6 Закона имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенную, ввезенную или пересланную в Российскую Федерацию иностранную валюту при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем перевод, ввоз или пересылку иностранной валюты в Российскую Федерацию.

    Положением No 39 установлено, что физические лица – резиденты вправе без разрешения Банка России осуществлять следующие валютные операции:

  • переводы в оплату вступительных и членских взносов в пользу международных неправительственных организаций, являющихся нерезидентами;
  • переводы иностранной валюты в пользу нерезидентов - организаторов международных симпозиумов, конференций, других международных встреч, а также международных выставок, ярмарок, спортивных соревнований, иных культурных мероприятий, проводимых на территории иностранных государств, за участие резидентов в указанных мероприятиях, за исключением затрат, учитываемых как капитальные вложения в соответствии с правилами бухгалтерского учета соответствующих государств;
  • переводы из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса;
  • переводы из Российской Федерации резидентами иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату подписок на иностранные периодические издания;
  • переводы из Российской Федерации иностранной валюты в пользу нерезидентов в оплату за обучение и лечение физических лиц. При этом оплату указанных выше расходов физических лиц могут осуществлять любые резиденты (физические и юридические лица), в том числе не являющиеся получателями услуг по обучению и лечению;
  • переводы из Российской Федерации пенсий, алиментов, государственных пособий, доплат и компенсаций, сумм, выплачиваемых на основании приговоров, решений и определений судебных и других правомочных органов, наследственных сумм и сумм, полученных от реализации наследственного имущества, а также платежей по возмещению расходов судебных, арбитражных, нотариальных и иных административных органов (в том числе оплата налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей за выполнение указанными органами своих функций) в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • переводы из Российской Федерации иностранной валюты в пользу нерезидентов, основная деятельность которых связана с реализацией физическим лицам за пределами Российской Федерации товаров в розничной торговле (производство работ, оказание потребительских услуг), в счет оплаты приобретаемых у указанных нерезидентов за пределами Российской Федерации товаров (работ, услуг);
  • переводы из Российской Федерации на текущие расходы, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, инвестиционной деятельности или приобретением прав на недвижимое имущество, в соответствии с разделом III Порядка No 508. При этом сумма переводов не должна превышать 2000 долларов США или иной иностранной валюты, эквивалентной этой сумме, в один операционный день с одного текущего валютного счета, открытого в уполномоченном банке (филиале уполномоченного банка). При таком переводе физическое лицо-резидент предъявляет в уполномоченный банк Справку, являющуюся основанием для вывоза наличной иностранной валюты за границу. Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом - резидентом не более одного раза в один операционный день через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка).

Указанные выше операции могут осуществляться:

  • через валютные счета физического лица – плательщика в уполномоченном банке Российской Федерации;
  • через валютные счета представителя плательщика в уполномоченном банке Российской Федерации;
  • без открытия текущих валютных счетов.

В случае, если вышеуказанные переводы носят систематический характер, (не менее одного раза в месяц в одном уполномоченном банке или его филиале), то на физическое лицо заводится «Досье переводов валюты, осуществляемых без открытия текущего валютного счета».

  • Переводы иностранной валюты при выезде за рубеж
  • В соответствии с пунктом 8 раздела VIII Письма Госбанка СССР от 24.05.1991 г. No 352 "О регулировании валютных операций на территории СССР" (далее - Письмо No 352) иностранная валюта, находящаяся на счетах резидентов в уполномоченных банках, может быть вывезена или переведена за границу при выезде владельца счета за рубеж.

    При выезде физического лица за границу на постоянное место жительства данному лицу для перевода иностранной валюты со своего текущего валютного счета необходимо представить в уполномоченный банк документы, подтверждающие его выезд (заграничный паспорт с отметкой "Выезд на постоянное место жительства", скрепленной подписью работника ОВиРа МВД России, а также открытой въездной визой того иностранного государства, в которое физическое лицо - резидент намерено выехать на постоянное место жительства). Перевод физическим лицом, выезжающим на постоянное место жительства за границу, принадлежащих ему валютных средств со своего текущего валютного счета осуществляется без ограничений.

    Валютные операции, осуществляемые без участия банков

    Перечень валютных операций, осуществление которых возможно минуя уполномоченные банки, был установлен Письмом No 352. Банк России подтвердил действие указанного документа на территории Российской Федерации. Допускается свободное (безлицензионное) осуществление следующих валютных операций:

    а) передача валютных ценностей в дар государству, фондам, организациям на общественные и благотворительные цели;

    б) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

    в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

    г) приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, порядке, установленном законодательством.

    Счета физических лиц в иностранной валюте

    Указ No 213 разрешил банкам, уполномоченным на ведение валютных операций на территории РФ, открывать валютные счета любым гражданам.

    Режим счета физического лица в иностранной валюте определяется договором банковского счета с учетом требований валютного законодательства.

    В настоящее время нет одного документа, который бы объединял эти требования. Ниже приводится режим счета физического лица, составленный на основе анализа ряда нормативных актов.

    На счет зачисляются:

    • суммы заработной платы в иностранной валюте и иные валютные поступления неторгового характера, причитающиеся физическим лицам - резидентам и переводимые в РФ на валютные счета этих лиц в уполномоченных банках;
    • наличная иностранная валюта, принятая от физических лиц, владельцев счета, или их представителей. Представления документов о происхождении иностранной валюты не требуется;
    • поступления иностранной валюты в случаях, описанных выше.
    • Средства со счета используются:

    • для снятия наличной иностранной валюты владельцем счета либо его представителем;
      • для приобретения платежных документов в иностранной валюте;
    • для продажи за рубли уполномоченному банку;
    • для осуществления переводов за границу, описанных в предыдущем разделе.
    • для осуществления других валютных операций в соответствии с действующим законодательством, как правило, после получения разрешения Банка России.

    Нередко на практике встречаются вопросы о возможности выплаты заработной платы в иностранной валюте. Данные отношения регулируются в следующем порядке:

    Положение подпункта “г” пункта 9 статьи 1 Закона относит к текущим операциям переводы сумм заработной платы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации. Таким образом, выплата зарплаты без пересечения платежом границы не может рассматриваться как текущая валютная операция и, соответственно, является капитальной операцией. По Закону порядок осуществления капитальных операций устанавливается Банком России.

    Такой порядок был определен Письмом ЦБ РФ от 2 сентября 1994 г. No 107 "Об уточнении порядка обращения наличной иностранной валюты на территории Российской Федерации".

    Установлено, что юридические лица - резиденты не могут начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории РФ физическим лицам - резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей (в том числе при заключении трудового договора (контракта) на определенный срок и на время выполнения определенной работы), а также оплачивать в иностранной валюте работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера. Такие выплаты и вознаграждения не могут осуществляться не только в иностранной валюте, но и путем передачи физическим лицам - резидентам иных валютных ценностей.

    Особенности валютных операций с пластиковыми картами

    Следует также остановиться на регулировании валютных операций, осуществляемых с использованием банковских карт.

    Операции с использованием банковских карт урегулированы Положением Банка России от 9.04.1998г. No 23-П «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» (далее – Положение No 23).

    Положение No 23 определяет банковскую карту как средство для составления расчетных и иных документов, подлежащих оплате за счет клиента. При этом документ по операциям с использованием банковских карт (далее - "документ") - документ, являющийся основанием для осуществления расчетов по операциям с использованием банковских карт и/или служащий подтверждением их совершения, составленный с применением банковских карт или их реквизитов на бумажном носителе и/или в электронной форме, собственноручно подписанный держателем банковской карты или аналогом его собственноручной подписи.

    Эмиссия банковских карт на территории РФ осуществляется кредитными организациями-резидентами.

    Выдача банковских карт клиенту осуществляется на основании заключенного с ним договора. На банковской карте должны присутствовать наименование и логотип эмитента, однозначно его идентифицирующие.

    Эмитент обязан уведомить клиентов о необходимости обязательного получения разрешения Банка России для совершения валютных операций, связанных с движением капитала (в том числе при совершении трансграничных платежей с последующим возмещением в рублях расходов эмитента), в соответствии с валютным законодательством.

    По одному счету клиента могут отражаться операции с использованием нескольких однотипных банковских карт (расчетные, кредитные) одной или разных платежных систем, выданных кредитной организацией либо самому клиенту, либо лицам, уполномоченным клиентом.

    Физическим лицам - резидентам могут выдаваться банковские карты следующих типов:

    расчетная карта - банковская карта, выданная владельцу средств на банковском счете, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора между эмитентом и клиентом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на его счете в пределах расходного лимита (лимита авторизации) - предельной суммы денежных средств, доступной держателю банковской карты в течение определенного периода для совершения операций с использованием банковских карт, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств;

    кредитная карта - банковская карта, использование которой позволяет держателю банковской карты, согласно условиям договора с эмитентом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом, оплаты товаров и услуг и/или получения наличных денежных средств.

    Все расчеты по операциям с использованием банковских карт, совершенным на территории РФ должны осуществляться только в валюте РФ, за исключением получения наличной иностранной валюты.

    Валютно-обменные операции с использованием банковских карт совершаются в соответствии с валютным законодательством РФ с учетом Положения No 23-П.

    При совершении операций с использованием банковских карт в случае отсутствия денежных средств на счете клиента осуществление расчетов по таким операциям производится путем предоставления клиенту кредита на соответствующую сумму на условиях договора между эмитентом и клиентом.

    При совершении физическим лицом безналичных операций на предприятиях торговли (услуг) и операций получения наличных денежных средств в валюте РФ разрешается списание средств со счетов физических лиц, открытых в иностранной валюте.

    При совершении физическим лицом безналичных операций на предприятиях торговли (услуг) и операций получения наличных денежных средств в иностранной валюте разрешается списание средств со счетов физических лиц, открытых в валюте РФ. В этом случае иностранная валюта, приобретаемая эмитентом за счет средств рублевых счетов клиента для последующего осуществления расчетов по операциям, совершенным в иностранной валюте, не зачисляется на текущие валютные счета клиентов - владельцев рублевых счетов.

    Перемещение валютных ценностей через границу Российской Федерации

    С 7 июля 1999 года для физических лиц – резидентов установлен лимит единовременного вывоза наличной иностранной валюты из Российской Федерации в размере, эквивалентном 10000 долларов США. Закон определяет условие превышения указанного лимита – получение разрешения Банка России.

    Совместным Положением Банка России и ГТК РФ о порядке вывоза физическими лицами из Российской Федерации наличной иностранной валюты NoNo 105-П, 01-100/1 12 января 2000 года (далее в этом пункте - Положение), установлено, что физические лица - резиденты имеют право вывозить из РФ при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту, ранее переведенную или ввезенную в РФ, а также снятую со счета (вклада) в уполномоченном банке либо приобретенную в уполномоченном банке в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

    Физические лица - резиденты вправе без получения разрешений Банка России при соблюдении таможенных правил единовременно вывозить из РФ наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму, эквивалентную 10000 долларов США.

    При единовременном вывозе из РФ физическими лицами - резидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной или не превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, не требуется представления таможенным органам, производящим таможенное оформление, документов, подтверждающих перевод или ввоз иностранной валюты в РФ, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо покупку иностранной валюты в уполномоченном банке РФ.

    При единовременном вывозе из РФ наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 1500 долларов США, но не более суммы, равной в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица - резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, документы, подтверждающие перевод или ввоз иностранной валюты в РФ, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) в уполномоченном банке либо ее покупку в уполномоченном банке РФ.

    При единовременном вывозе из РФ наличной иностранной валюты (за исключением иностранной валюты, полученной для оплаты командировочных расходов за пределами РФ) в сумме, превышающей в эквиваленте 10000 долларов США, физические лица - резиденты представляют таможенным органам, производящим таможенное оформление, разрешение Банка России, выдаваемое в порядке, устанавливаемом Банком России по согласованию с Правительством РФ. При этом не требуется представление таможенным органам, производящим таможенное оформление, документов, подтверждающих перевод или ввоз иностранной валюты в РФ, снятие иностранной валюты с текущего валютного счета (вклада) либо ее покупку в уполномоченном банке РФ.

    Пересчет сумм иностранной валюты, вывозимой физическими лицами (резидентами и нерезидентами) из РФ, в суммы, эквивалентные долларам США, для целей Положения осуществляется с использованием курса российского рубля к иностранным валютам, установленного Банком России на дату таможенного оформления вывозимой наличной иностранной валюты.

  • Валютные операции за переделами Российской Федерации

  • Закон не дает четкого и однозначного регулирования валютных операций физических лиц – резидентов за границей.

    Преамбула Закона гласит, что Закон «определяет … права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями». Ряд нормативных актов устанавливает правила проведения валютных операций резидентов за пределами РФ.

    Например, п. 11 раздела VIII Письма No 352 устанавливает требование к физическим лицам по окончании срока пребывания за границей закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в уполномоченный банк РФ или везти с соблюдением таможенных правил полученные за границей валютные ценности в РФ.

    На основании нормы Преамбулы Закона сотрудники органов валютного контроля утверждают, что все операции резидентов за границей РФ должны осуществляться с учетом ограничений валютного законодательства РФ.

    Положением No 39 предусмотрено, что физические лица - резиденты могут приобретать за иностранную валюту жилые дома и квартиры, находящиеся за пределами РФ и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством их места нахождения, а также иные права на указанное имущество путем: перевода средств, находящихся на валютных счетах этих лиц в уполномоченных банках РФ; оплаты указанного имущества за счет средств, находящихся на счетах физических лиц, открытых этими лицами в установленном Банком России порядке в банках-нерезидентах; оплаты указанного имущества за счет средств в иностранной валюте, вывезенных из РФ в порядке, установленном законодательством РФ. Для осуществления такой операции не требуется получение разрешения (лицензии) Банка России. Однако, данные правила до настоящего времени не введены в действие (п. 1 Приказа Банка России от 24 апреля 1996г. No 02-94).

    Закон допускает открытие резидентами счетов в иностранных банках. При этом Банк России уполномочен определять условия открытия резидентам таких счетов. Банк России установил разрешительный порядок открытия таких счетов.

    Письмо No 352 установило, что на период пребывания за границей физические лица-резиденты могут открывать в банках-нерезидентах счета и вклады в иностранной валюте. В иных случаях открытие счетов и вкладов за границей физическими лицами-резидентами допускается только по разрешению (лицензии) Банка России.

    По окончании срока пребывания за границей резидент обязан закрыть счета в иностранных банках и перевести остатки по счетам в уполномоченный банк РФ или везти с соблюдением таможенных правил полученные за границей валютные ценности в Россию.

    Необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает ответственности физического лица – резидента за нарушение требования о закрытии счета в иностранном банке при возврате лица в Российскую Федерацию.


    В настоящей статье будут рассмотрены только валютные операции физических лиц резидентов.

    Бухгалтерский учет № 15, 2001 г.

    Как ни крути, а вывоз наличных денег для потребительских нужд — оптимальный вариант с точки зрения возможных трансакционных издержек. Ведь чем больше сумма, которую проводят через банки или системы переводов, тем больше потери.

    Официальные способы вывоза валюты

    Публично банкиры советуют вывозить деньги на платежной карте, однако в неофициальных беседах не исключают возможных проблем. Например, может случиться так, что вашу карту проглотит иностранный банкомат и вам придется в чужой стране потратить уйму времени, нервов и денег, чтобы вернуть деньги. Даже если вас миновала такая участь, все равно надо будет платить комиссию за снятие наличных в банкомате иностранного банка до 3% от суммы.

    Если же вы решили взять дорожные чеки, их обналичивание будет стоить 1,5% от суммы.

    Денежные переводы — тоже дорогое удовольствие, особенно если валюту переправляют регулярно.

    Все эти негативные моменты и провоцируют появление альтернативных путей вывоза денег .

    Согласно с постановлением НБУ от 2 января 2019 года № 3 , с февраля 2019 года физические лица, независимо от статуса резидент/нерезидент, при въезде и выезде обязаны на границе задекларировать валюту и банковские металлы, которые суммарно превышают эквивалент 10 тыс. евро (в сумму входит перевозимые наличность и банковские металлы). Перерасчет сумм наличной валюты и стоимости банковских металлов в евро для пересечения границы проводят по официальному курсу гривны к евро, установленному НБУ, или по кросс-курсу, определенному согласно официальному курсу Нацбанка гривни к соответствующим иностранным валютам и банковским металлам на день ввоза, вывоза или пересылки наличной валюты, банковских металлов.

    Риски неофициальных способов вывоза валюты

    Нелегально через границу вывозят деньги шоферы-дальнобойщики. Часто их просто прячут в обшивке автотранспорта или других тайных местах автобуса или грузовика. Такой способ вывоза валюты достаточно рискован, так как в случае обыска велика вероятность потери денег.

    Водители придумали более разумную схему — они раздают средства всем пассажирам автобуса в пределах сумм, разрешенных к перевозке на одного человека (до 10 тыс. евро). Но и в этом случае полностью устранить риск получится едва ли. Бывали ситуации, когда пассажир просто принимал деньги в Украине, а после пересечения границы «забывал» их возвращать. По словам очевидцев, доходило даже до обысков с раздеванием.

    Таможня берет добро

    В любом случае, выезжая за пределы страны, вы обязаны твердо знать свои законные права, так как таможенники могут поддаться соблазну поддержать коррупцию. На границе всегда найдется масса формальных причин для задержки, особенно если ее прохождение приходится на ночное время, а пассажиры спешат. Например, вас могут не узнать на фотографии загранпаспорта, выборочно проверить багаж и прочее.

    Кроме того, сотрудники таможен часто грубо общаются с туристами, считая себя стражами закона, а всех выезжающих — потенциальными нарушителями. Мелкие придирки приводят к тому, что туристы согласны на небольшие взятки, понимая, что время дороже, и простояв в очереди на таможне, они могут потерять билет, если их высадят «до выяснения обстоятельств».

    Сколько можно вывезти денег согласно существующим законам

    В Положении Национального банка, которым руководствуются таможенники, говорится, что границу можно пересекать с суммой валюты, эквивалентной 10 тыс.евро при устном ее декларировании. Фактически это означает, что вы по собственной инициативе должны сообщить таможенному инспектору, что провозите, допустим, $8 тыс.

    Согласно законодательству, на сегодняшний день с обязательным декларированием можно вывозить и ввозить в Украину суммы свыше 10 тыс. евро.

    Отношение к декларированию зависит от цели использования средств. Поэтому, если планируется легализация этих средств за границей (допустим, открытие счета в банке), вам потребуется документ, подтверждающий происхождение денег.

    Таким документом обычно является справка из банка или копия таможенной декларации.

    Легальные и нелегальные способы вывоза валюты из Украины

    Способ вывоза - Стоимость услуги, % от суммы

    Банковский перевод - 3 %

    Платежная карта - 2-3 %

    Дорожные чеки - 1,5-2 %

    Наличные Бесплатно

    Шоферы-дальнобойщики Договорная

    Как перевести крупную сумму валюты в другую страну?

    Операции с валютой в нашей стране пока ещё ограничены законодательно. Возможные способы переводов зависят от цели, с которой Вы переводите валюту за границу, а также суммы самого перевода.

    Так, согласно Закона Украины "Про валюту и валютные операции" с февраля -2019 без открытия счета и без подтверждающих документов переводу за рубеж подлежат только суммы до 150 тыс.грн в эквиваленте в год.

    В случае, если переводу подлежит большая сумма, для его осуществления Вам необходимо будет получить е-лицензию НБУ. При подаче заявки на получение е-лицензии клиент предоставляет своему обслуживающему банку документы, подтверждающие цель перевода средств за рубеж, соответствие объемов операции своему финансовому состоянию и источники происхождения средств (активов). Таким образом за границу можно переводить до 50 тыс. долларов США (в эквиваленте).

    Перевод можно осуществить как с помощью открытого в банке счета, так и без него (воспользовавшись системами международных денежных переводов - Western Union, Money Gram и др.). Перевод через счет более трудозатратный - ведь Вам придется подать заявление на открытие счета, подписать договор и т.д. Однако такой способ обойдется отправителю дешевле, чем услуга международных денежных переводов.

    Если же перевод денег за границу необходим Вам для того, чтобы в последующем воспользоваться там этими средствами, то банки с радостью предложат Вам более простые и удобные способы осуществления такого перевода. Так, например, Вы можете открыть карточный счет в банке, зачислить на него необходимую Вам сумму, а потом снять её за границей. В таком случае, ограничений по вывозу валюты за рубеж нет.

    Услуга перевода средств с карты на карту с каждым днем становится все популярнее. Многие уже оценили удобство этого сервиса – деньги поступают на карту получателя практически мгновенно. При этом стоит эта процедура не таких больших денег. Немудрено, что у многих появляется вопрос, работает ли этот сервис на международном уровне? Можно ли отправить таким способом деньги владельцу карты из ближнего и дальнего зарубежья?

    Чем карты США и Европы отличаются от российских?

    Самые популярные платежные системы мира — это VISA и MasterCard. Карты этих платежных систем в любой стране абсолютно одинаковые. Конечно, мы сейчас говорим исключительно о технической стороне и не касаемся дизайна, банков-эмитентов и т. д. В любой стране номера карт VISA начинаются на цифру 4, а MasterCard – на 5. Карта любой «национальности» содержит 16 цифр в своем номере.

    Помимо самых популярных платежных систем существуют менее распространенные: American Express (AmEx),
    Diners Club, China UnionPay. Так же имеются еще и локальные системы. Такие карты распространены в пределах одной страны, как, например, карта МИР в России. В США такой системой является Discovery. В Германии – GiroCard и GeldCard. В Бельгии – Bancontact. Dankort – в Дании.

    Как перевести деньги с карты РФ на карту другого государства?

    Карты VISA и MasterCard не зря считаются самыми популярными платежными картами в мире. Практически в каждой стране карты данных платежных систем выпускают и принимают все национальные банки. Перевод средств на них, по сути, ничем не отличается от перевода внутри страны. Впрочем, есть и нюансы.

    1. Поскольку зачисление средств будет осуществлено в валюте карты, необходима конвертация. Конвертация – услуга не бесплатная. То есть при переводе на карту в другой валюте следует помнить о дополнительной комиссии.
    2. Повышенная комиссия за перевод. Некоторые банки могут взимать повышенную комиссию за трансграничные переводы. То есть вместо 1-3% от суммы с вас возьмут 2-4%. Точный размер такой комиссии лучше уточнить в банке, выпустившем вашу карту. Обязательно следует уточнить, что перевод на карту заграничного банка.
    3. Не все российские банки имеют возможность осуществить такие переводы. И этот момент тоже необходимо уточнить непосредственно в вашем банке.

    Существуют ограничения как по минимальной и максимальной суммам перевода, так и по размеру комиссии. Прямые переводы между различными платежными системами сейчас невозможны. Хочется верить, что пока.

    Многие банки и системы переводов предлагают специализированные сервисы. Скорость перевода средств очень высока: у
    же через 20 минут ваш адресат получит деньги. Но и комиссии будут немаленькими. Например, Альфа-банк возьмет за услугу 2% от суммы + 40 рублей (1,3 USD или 1 ЕВРО). Сторонние сервисы тоже позволяют провести такую операцию, но тут уже в полный рост встает вопрос доверия: вы готовы сообщить данные своей карты неизвестному сервису с непредсказуемым результатом?

    Если рассматривать возможность перевода денег непосредственно на счет карты иностранного банка, то это будет обычный международный перевод. Со всеми его минусами:

    1. Не каждый банк в России предоставляет возможность осуществить такой перевод;
    2. Имеются жесткие ограничения в минимальных и максимальных суммах перевода. Действуют как лимиты на единичную операцию (минимальный и максимальный), так и максимальные ограничения на дневную и месячную сумму переводов.
    3. Высокие комиссии, которые также имеют минимальные ограничения.
    4. Перевод осуществляется только в национальной валюте страны получателя. То есть для Европы – это ЕВРО, для США – доллар.
    5. Срок перевода может достигать двух недель.

    Перечисление средств осуществляется через международную систему SWIFT, к которой подключены не все банки. Многие небольшие, региональные финансовые организации не считают необходимым пользоваться SWIFT. Поэтому, если вы решите перевести наличные на счет в зарубежном банке, стоит обратиться к лидерам рынка: Сбербанк, ВТБ, Альфа-банк и другим крупным участникам. Да и стоимость такого перевода в крупной организации будет ниже.

    Какие особенности при переводе на карты украинских банков?

    В связи с известными политическими событиями и нарастанием напряженности между Россией и Украиной ожидаемо возникают сложности и с денежными переводами. Санкции, закрытие филиалов российских банков, запрет платежных систем – все это никак не облегчает жизнь обычному гражданину. Тем не менее сервисы международных платежных систем все еще работают. То есть, имея карту VISA или MasterCard, можно осуществить перевод card2card. Правда стоит уточнить у получателя, сможет ли он воспользоваться средствами после зачисления. Этот способ ничем не отличается от перевода в любую другую страну: можно воспользоваться сервисами, описанными выше или банкоматом своего банка-эмитента (если он поддерживает переводы с карты на карту).

    Некоторые банки по-прежнему предоставляют возможность перевести деньги по реквизитам счета. К сожалению, ситуация сейчас настолько быстро изменяется, что актуальность этой информации лучше уточнять на месте. Например, на момент написания статьи воспользоваться для перевода средств отделениями Сбербанка не получится: правительство Украины ввело санкции. Пока еще можно обратиться в Альфа-банк, Ситибанк. Санкции против них вводить пока не планируется.

    Конечно, есть и обходные способы пополнения иностранных карт. С помощью электронных кошельков, например. Такая схема выглядит примерно следующим образом:

    1. Вы пополняете электронный кошелек (PayPal, Yandex.Кошелек, Qiwi) наличными или с помощью карты.
    2. Следующим этапом вы выводите средства на нужную карту.

    Среди очевидных недостатков таких способов: большое количество затраченного времени и сложность самой схемы. И не забываем о комиссиях. Используя подобную схему, вы заплатите минимум трижды:

    1. за пополнение счета;
    2. за конвертацию;
    3. за вывод средств.

    Из плюсов же можно назвать только один: в конечном итоге деньги вы переведете.

    Проверенные сервисы переводов за границу

    Из проверенных сервисов переводов с карту на карту можно для заграницы можно смело пользоваться https://paysend.com/ — переводит деньги на любую карту в любой точке мира.
    Используйте Инвайт код 40cc6f для получения скидки за перевод. При регистрации на сервисе нужно нажать «Добавить инвайт код» и ввести 40cc6f в поле, далее нажать добавить и произвести успешную регистрацию

    Российские банки с самого начала формирования российской банковской системы осуществляли переводы без открытия счёта по поручению физических лиц. Первоначально это выражалось в оплате налоговых и коммунальных платежей. Однако с развитием расчётно-кредитных взаимоотношений в обществе постепенно появлялись и реализовывались потребности в расчётах, не связанных с уплатой обязательных платежей. Но, несмотря на возросший на такого рода расчёты, в нормативной базе не уделялось им должного внимания. Только в 1997 году Банк России издал Порядок осуществления переводов иностранной валюты из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия текущих валютных счетов (от 27 августа 1997 г. № 508). Как следует из названия, целью данного Порядка было регулирование валютных операций, в то время как подобные операции, проводимые в рублях (и по территории России), оставались в тени. Отчасти это было объяснимо повышенным вниманием к трансграничным операциям как более «рисковой» сфере деятельности, особенно в тот жёсткого валютного регулирования. И только в 2003 году издаётся Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчётов физическими лицами в Российской Федерации» (от 1 апреля 2003 г. № 222-П), в котором должное место уделено переводам без открытия счёта, как порядку их проведения, так и учёту.

    Тем не менее основная вопросов, возникающих у банков в связи с проведением расчётов без открытия счёта, связана с осуществлением валютных операций. С одной стороны, это объясняется недостаточной проработанностью деталей подобных переводов в нормативной базе. С другой - тем пристальным вниманием к подобным операциям, которое им до сих пор уделяется со стороны надзорных органов (несмотря на либерализацию валютного законодательства). Далее будет рассмотрен ряд наиболее острых из таких вопросов и отражены возможные пути их решения. Основой для выработки того или иного подхода к решению являлись разъяснения Банка России и его территориальных учреждений (в том числе адресные), а также обсуждение данных проблем в прессе и сети Интернет, в том числе на банковском сайте www.сайт.

    Для начала определим основные моменты, которые присущи переводам без открытия счёта. Прежде всего, такие переводы могут проводиться только физическими лицами. Такой вывод следует из статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которая относит к банковским операциям «осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов)». Следовательно, подобные переводы не могут использоваться в целях осуществления предпринимательской деятельности. Грань «предпринимательство (непредпринимательство)» всегда была достаточно условна и продолжает вызывать массу вопросов при классификации операций клиента. Гражданский определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2). Пункт 4 статьи 23 ГК РФ отнёс определение факта осуществления предпринимательской деятельности к компетенции суда. Таким образом, при осуществлении физическими лицами операций банк до решения суда в соответствии с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ обязан исходить из того, что все операции, совершаемые клиентом как физическим лицом, не относятся к предпринимательской деятельности.

    Второй немаловажный момент - счёт, через который принимаются и выплачиваются переводы клиентов. Он не является счётом клиента в смысле главы 45 ГК РФ, на него не заключается договор банковского счёта, и к нему не применяются условия банковского счёта клиента. По своей сути это счёт банка. Именно поэтому не имеет безусловной выплатить перевод с данного счёта по первому требованию (обращению) клиента. Этот момент важен при проведении процедур антилегализации, в частности приостановлении операций клиента (в соответствии с письмом ЦБ РФ от 13 июля 2005 г. № 97-Т).

    И наконец, необходимо определить, какие же операции являются валютными в смысле Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Исходя из части 9 статьи 1 и части 3 статьи 14 к таким операциям в части осуществления переводов относятся:

    · переводы между резидентами и нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

    · переводы между резидентами в иностранной валюте;

    · переводы между нерезидентами как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации;

    · трансграничные переводы (из Российской Федерации и в Российскую Федерацию) как в иностранной валюте, так и в валюте Российской Федерации.

    Валютное довольно либерально подходит к осуществлению переводов без открытия счёта. Так, физическим лицам - резидентам дано право (часть 3 статьи 14):

    «5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода».

    Банк России не замедлил воспользоваться своим правом и Указанием от 30 марта 2004 г. № 1412-У установил, что «при осуществлении валютных операций физическое - имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счёта в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту Российской Федерации в сумме, не превышающей в эквиваленте 5 000 долларов США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода». При этом «общая переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) в течение одного операционного дня, не должна превышать сумму, установленную настоящим пунктом». Ограничений по получению в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов Банк России не установил.

    Несмотря на, казалось бы, однозначную трактовку приведённого положения, Банк России и его территориальные учреждения не раз повторяли его в своих разъяснениях, появившихся вскоре после вступления в силу основных норм нового валютного законодательства летом 2004 года. Эти разъяснения сводились к следующему:

    1) ограничения по сумме перевода физическим лицом - резидентом установлены только для совершения переводов без открытия счёта. При осуществлении переводов валюты со счетов, открытых в уполномоченном банке, названные суммовые отсутствуют (ст. 6 закона № 173-ФЗ);

    2) общая сумма переводов физического лица - резидента из Российской Федерации без открытия банковского счёта, осуществляемых через уполномоченный в течение одного операционного дня, не должна превышать в эквиваленте 5000 долл. США. Исключений по увеличению суммы перевода без открытия счёта при предоставлении подтверждающих документов не предусмотрено.

    Отсутствие прямого требования подтверждающих документов при проведении переводов без открытия счёта стало относительно новым и непривычным для российских банков. Настолько непривычным, что Банк России в своём информационном письме от 31 августа 2004 г. № 29 отдельно остановился на этом моменте: «При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций».

    Таким образом, право требования документов при проведении физическими лицами - резидентами трансграничных переводов без открытия счёта, а также объём этих требований отданы на самим банкам. Более того, валютное для переводов без открытия счёта не устанавливает ограничений по получателю средств (на свой счёт, счёт другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации), целям перевода (любые цели), валюте перевода (любая валюта, в эквиваленте не превышающая 5000 долл. США). Также действующим валютным законодательством не установлено ограничений в части выбора валюты для выплат сумм переводов, поступивших из-за границы. Перевод может быть выплачен в любой наличной валюте по выбору клиента, в том числе отличной от валюты перевода.

    Необходимо сказать о переводах в валюте Российской Федерации, поступающих в пользу резидентов без открытия счёта. Согласно пункту 9 «б» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ, такие переводы являются валютной операцией. При этом валютное законодательство Российской Федерации не распространяется на действия отправителя (резидента или нерезидента) денежных средств из-за границы в Российскую Федерацию. В то же время получить в Российской Федерации перевод, поступивший из-за границы без зачисления на счёт в банке, физические лица - резиденты имеют право только в соответствии с частью 3 статьи 14 закона.

    Отдельно следует остановиться на переводах без открытия счёта между резидентами. Хотя пункт 5 части 3 статьи 14 закона № 173-ФЗ и не содержит ограничений по субъектному составу получателей перевода, немало вопросов вызывала часть 1 статьи 9, в которой приводился закрытый перечень валютных операций, разрешённых к проведению между резидентами. На момент вступления в действие основных положений закона эта статья не содержала (вербально) разрешения на проведение валютных расчётов между резидентами, а часть 3 статьи 14, на которую она ссылалась, не прописывала разрешения на получение перевода без открытия счёта. Это создавало препятствие в случае выплаты резидентам переводов, поступивших без открытия счёта, при невозможности определения статуса отправителя (резидент - нерезидент). Законом от 18 июля 2005 г. № 90-ФЗ, внёсшим изменения и дополнения в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», ситуация была исправлена: в статьи 9 и 14 были внесены необходимые дополнения.

    Логика законодательства в данном случае соблюдается. По общему правилу валютные операции между резидентами запрещены, за исключением прямо предусмотренных статьёй 9. Пункт 1 части 1 статьи 9 закона предусматривает возможность проведения валютных операций между резидентами, которые установлены частью 3 статьи 14. В части 3 статьи 14 определён исчерпывающий перечень валютных операций, которые имеют право осуществлять только физические лица - резиденты без использования банковских счетов, в том числе путём осуществления переводов без открытия счёта. Таким образом, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте на территории Российской Федерации в адрес резидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона (фактически это переводы в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, дарение валютных ценностей супругу и близким родственникам, их завещание и получение по праву наследования).

    Следующим моментом, которому в валютном законодательстве уделено недостаточно внимания, являются переводы без открытия счёта по территории Российской Федерации. В этом отношении целесообразно обратиться к абзацу второму части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ, определяющему, что «если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счёта) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с настоящим Федеральным законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений...»

    Принимая во внимание, что переводы между резидентами и нерезидентами в иностранной валюте или валюте Российской Федерации являются валютными операциями, физические лица - резиденты имеют право осуществлять переводы без открытия счёта в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации в адрес нерезидентов по валютным операциям, перечисленным в части 3 статьи 14 закона. При этом валютным законодательством не установлено ограничений по суммам таких переводов. Не следует забывать, что операция по переводам валюты Российской Федерации по территории Российской Федерации между резидентами не является валютной операцией и не регулируется валютным законодательством Российской Федерации.

    Немало вопросов вызывают переводы нерезидентов без открытия счёта в валюте Российской Федерации. В этой связи необходимо опять же отметить, что валютное законодательство не содержит ограничений на осуществление физическими лицами - нерезидентами переводов иностранной валюты или валюты Российской Федерации, как трансграничных, так и по Российской Федерации. Нет в нём и ограничений на получение физическими лицами - нерезидентами наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации, переведённой в их пользу без открытия счёта.

    Однако не всё так просто. Ряд юристов придерживается следующих позиций в трактовке норм валютного законодательства: в отношении валютных операций между нерезидентами и резидентами действует принцип «разрешено всё, что не запрещено», в отношении валютных операций между резидентами действует принцип «запрещено всё, что не разрешено», в отношении же валютных операций между нерезидентами действует принцип «разрешено то, что прямо предписано».

    Следуя этим путём, можно прийти к противоположному выводу в отношении прав нерезидентов на совершение переводов в валюте Российской Федерации. Так, отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валюты Российской Федерации на законных основаниях, а также использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа на основании пункта 9 «в» части 1 статьи 1 закона № 173-ФЗ относится к валютным операциям. Статья 2 закона определяет права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации. Часть 2 статьи 5 закона определяет границы действий субъектов валютных правоотношений в том случае, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с законом № 173-ФЗ.

    Таким образом, положения части 2 статьи 5 разрешают участникам валютных операций проводить без ограничений только те валютные операции, порядок осуществления которых должен быть установлен органом валютного регулирования. Они не позволяют участникам валютных операций проводить без ограничений те валютные операции, порядок осуществления которых вообще не определён законом № 173-ФЗ. На основании вышеизложенного получается, что совершение нерезидентом валютной операции, связанной с перечислением валюты Российской Федерации в адрес другого нерезидента, валютное законодательство не допускает.

    Отрадным является тот факт, что Банк России не последовал такой логике трактовки валютного законодательства и в своих разъяснениях определил, что как раз на основании части 2 статьи 5 закона № 173-ФЗ физические лица - нерезиденты могут без ограничений осуществлять переводы в валюте Российской Федерации без открытия банковского счёта, а также с использованием банковских счетов (за исключением операций, перечисленных в пункте 4.1 Инструкции ЦБ РФ от 7 июня 2004 г. № 116-И «О видах специальных счетов резидентов и нерезидентов», которые осуществляются с использованием специальных банковских счетов нерезидентов).

    Многие банки в этой связи «спотыкаются» о статью 10 закона № 173-ФЗ (ч. 1 и 3):

    «1. Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации или в уполномоченных банках.

    3. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьёй 13 настоящего Федерального закона».

    В данном случае необходимо различать запрет на проведение операции от гарантии (декларировании права) проведения операции. В этом смысле статья 10 не содержит ограничений по осуществлению нерезидентами переводов без открытия счетов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации по территории Российской Федерации и из Российской Федерации. При этом требование части 3 статьи 10 о соблюдении порядка проведения валютных операций через счета нерезидентов в уполномоченных банках в соответствии со статьёй 13 закона распространяется только на валютные операции, которые проводятся нерезидентами через их банковские счета.

    Не может служить запретом на осуществление нерезидентами переводов в валюте Российской Федерации без открытия счёта и требование пункта 4.3 инструкции № 116-И о том, что валютные операции между резидентами и нерезидентами, осуществляемые нерезидентами без использования специальных счетов, учитываются в соответствии с нормативными актами Банка России для банков-нерезидентов на балансовом счёте 302 31, юридических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 07, 425, 440, физических лиц - нерезидентов на балансовых счетах 408 20, 426. Нормы Инструкции № 116-И, как и в случае со статьёй 10 закона, не содержат запрета на осуществление нерезидентами переводов без открытия счёта в валюте Российской Федерации как по территории Российской Федерации, так и за рубеж.

    Что касается соблюдения процедур валютного контроля по переводам без открытия счёта, то следует начать с определения соответствия таких переводов требованиям Инструкции ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учёта уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок». Требования главы 1 инструкции № 117-И о представлении документов при проведении валютных операций, в том числе о проставлении в расчётном документе кода вида валютной операции, не распространяются на валютные операции физических лиц, осуществляемые без открытия банковского счёта. В соответствии с пунктом 1.17 в базе данных по валютным операциям отражаются валютные операции, осуществляемые по счетам клиентов уполномоченного банка - резидентов и нерезидентов. Следовательно, валютные операции, осуществляемые клиентами без открытия банковских счетов, не подлежат отражению в базе данных.

    До настоящего момента остаётся открытым вопрос об обязанности банка (или отсутствии таковой) проверять переводы, проводимые без открытия счёта, на их соответствие режимам резервирования и специального счёта. Ответственность за проведение валютных операций, к которым инструкцией № 116-И установлено требование об использовании специального счёта, только через указанные специальные счета ложится на банк (п. 1.2). При этом аргумент о якобы наличном характере переводов без открытия счёта (тогда как пункт 1.1 инструкции № 116-И распространяет её действие только на операции между резидентами и нерезидентами, связанные с безналичными расчётами) несостоятелен. Банк России своим разъяснением от 4 января 2003 г. № 17-44/1 отнёс переводы без открытия счёта к безналичным расчётам. Тем самым банки поставлены в двоякую ситуацию: с одной стороны, обязанность по требованию документов при осуществлении переводов без открытия счёта отсутствует, с другой - эти документы необходимы для идентификации перевода в части его проведения через специальный счёт. Выхода из этой ситуации два: либо требовать с клиентов подтверждающие документы (такое право у банка есть на основании статьи 23 закона № 173-ФЗ), либо ограничивать целевое назначение переводов без открытия счёта операциями, не подпадающими под режим специальных счетов (как это установлено во многих системах быстрых переводов).

    С точки зрения сохранения массовости платежей более предпочтителен второй вариант. На практике он может быть реализован путём письменного подтверждения клиентом (в тексте заявления на отправление или получение перевода) о соблюдении им нормы валютного законодательства по совершаемой операции (тем самым и по неотнесению её к режиму специального счёта). Можно также воспользоваться нормами Инструкции ЦБ РФ от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц», в части:

    · пункта 3.5, который обязывает банк вывешивать на информационных стендах операционных касс порядок и условия осуществления переводов из Российской Федерации без открытия счёта;

    · пункта 4.10, который рассматривает начало совершения клиентом операции как согласие на условия её осуществления.

    В то же время это не избавляет банк от обязанности мониторинга переводов без открытия счёта хотя бы по формальным признакам, таким как основание платежа.

    Существует и альтернативное видение проблемы спецсчетов, о котором следует сказать. Оно состоит в том, что инструкция № 116-И принята во исполнение статьи 8 закона № 173-ФЗ и отношения к возможности (невозможности) осуществления переводов без открытия счёта не имеет. Подобное решение вопроса укладывается в рамки статьи 6 закона, декларирующей, что:

    «6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов».

    И всё же при отсутствии разъяснений Банка России по этому вопросу такой подход остаётся спорным.

    В отношении кассового отражения переводов без открытия счёта нередко возникает вопрос: в каком реестре их отражать? В реестре, предусмотренном инструкцией № 113-И, или в реестре, установленном пунктом 2.6.1 Положения ЦБ РФ от 9 октября 2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации»? Или в обоих реестрах? Если с переводами в иностранной валюте более или менее ясно (как-никак, в любом случае - валютная операция), то с переводами без открытия счёта в валюте Российской Федерации не всё так однозначно. Устоявшаяся и прошедшая проверку практикой методика распределения операций по реестрам состоит в следующем:

    · операции, проводимые в соответствии с инструкцией № 113-И, в том числе по трансграничным переводам без открытия счёта, вносятся только в реестр операций с наличной валютой и чеками по приложению 4 к инструкции № 113-И (за исключением операций по пунктам 3.1.8 и 3.1.15);

    · все иные операции, в том числе переводы по территории Российской Федерации (как резидентами, так и нерезидентами), вносятся в реестр по Положению № 199-П.

    От заполнения реестра по Положению № 199-П можно уйти, если при приёме от физического лица денежной наличности для осуществления операции по переводу денежных средств без открытия счёта (переводы по территории Российской Федерации) на каждый платёж оформлять приходный кассовый ордер. Это также избавляет от оформления приходных ордеров на итоговые суммы по видам операций. Реестр по инструкции № 113-И также будет неполным по операциям переводов без открытия счёта: графа «номер счёта физического лица» останется незаполненной по причине отсутствия такового.

    Кассовое оформление операций по приёму денежных средств для осуществления переводов из Российской Федерации без открытия банковских счетов и выплате денежных средств по переводам в Российскую Федерацию без открытия счетов должно осуществляться с соблюдением пункта 3.6 инструкции № 113-И. Согласно абзацу 1 пункта 3.6, порядок и условия осуществления операций по переводу денежных средств из Российской Федерации по поручению физических лиц без открытия банковского счёта, а также обязательства банка по переводу денежных средств устанавливаются самим банком в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России. Эта отсылка применительно к иностранной валюте приводит нас к пункту 9.2 Положения № 199-П (раздел «Совершение операций с наличной иностранной валютой»), в соответствии с которым операции по приёму и выдаче наличной иностранной валюты при обслуживании физических и юридических лиц осуществляются по приходным и расходным кассовым ордерам (приложения 23 и 24 Положения № 199-П). Таким образом, оформление кассовых ордеров при приёме и выплате переводов без открытия счёта в иностранной валюте является обязательным.

    Для бухгалтерского отражения трансграничных переводов без открытия счёта в соответствии с Положением ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учёта в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» используются счета 409 09 «Переводы в Российскую Федерацию», 409 10 «Переводы в Российскую Федерацию нерезидентам», 409 12 «Переводы из Российской Федерации», 409 13 «Переводы из Российской Федерации нерезидентами». В аналитическом учёте по ним открываются отдельные лицевые счета по каждому переводу. Отчасти это облегчает проверяющим контроль за соблюдением банками ограничения по сумме одного отправляемого перевода в 5000 долл. США (или эквивалента).

    Среди наиболее часто встающих проблем при бухгалтерском отражении переводов без открытия счёта можно отметить следующие.

    1. Определение статуса получателя перевода при поступлении перевода без открытия счёта. На основании только кредитового авизо определить резидентство получателя в целом ряде случаев не представляется возможным. С учётом наличия данной проблемы Банк России в своих разъяснениях позволил банкам в случаях, когда невозможно однозначно (до явки переводополучателя) установить, является ли переводополучатель резидентом или нерезидентом, учитывать поступающие переводы на балансовом счёте 409 09. Тогда как на балансовом счёте 409 10 учитываются суммы переводов, по которым можно сделать однозначный вывод о статусе переводополучателя как нерезидента.

    2. Переводы нерезидентов по территории Российской Федерации (как иностранной валюты, так и валюты Российской Федерации) до настоящего времени не имеют в плане счетов отдельного балансового счёта. Будучи разрешёнными (как было показано выше), такие операции проводятся на практике через счёт 409 11. Это хотя и является нарушением Положения № 205-П (по которому счета для нерезидентов должны быть оговорены словом «нерезидент», а счета без указания слова «нерезидент» используются для учёта операций только резидентов), но в отсутствии альтернативы может считаться оправданным. Обоснованием использования счёта может служить Положение № 222-П, регулирующее порядок совершения переводов без открытия счёта по территории Российской Федерации. Параграф 1 приложения к Положению № 222-П предусматривает использование по таким переводам счёта 409 11 «Транзитные счета».

    3. Возврат перевода, отправленного без открытия счёта из Российской Федерации, подлежит возврату на тот счёт (409 12/409 13), с которого он был отправлен. Неправомерно считать возврат перевода отдельной операцией поступления перевода без открытия счёта в Российскую Федерацию (с зачислением на 409 09/409 10). Для случаев возврата Положением № 205-П в характеристиках счетов 409 12/409 13 описана возможность отражения по дебету сумм, возвращаемых отправителю.

    Нередко возникает вопрос по учёту комиссионного вознаграждения по переводам без открытия счёта. Дело в том, что счёт 409 предназначен только для учёта сумм переводов. Осторожный обход вопроса учёта комиссионного вознаграждения в инструкции № 113-И и Указании ЦБ РФ от 11 июня 2004 г. № 1446-У «О порядке бухгалтерского учёта уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» лишь подтверждает линию, проводимую Банком России на вытеснение комиссий и сборов по валютным операциям, во всяком случае по физическим лицам, из области валютного регулирования в рублевую зону. Об этом иногда говорят и сами представители Банка России, рекомендуя перейти к практике взимания комиссионного вознаграждения по валютным операциям в рублях. Для решения этого вопроса можно рекомендовать относить комиссионное вознаграждение, взимаемое с физических лиц при совершении ими переводов без открытия счёта, непосредственно на счета расходов. Если комиссия удерживается в иностранной валюте, то для облегчения кассового отражения операции целесообразно дополнить реестр операций, ведущийся в соответствии с инструкцией № 113-И, графой «комиссионное вознаграждение». Операция по удержанию суммы комиссии не выделена в инструкции № 113-И в отдельную операцию, поэтому не может отражаться в реестре отдельной строкой. В то же время её отсутствие в реестре усложняет сведение кассы по итогам операционного дня.

    В заключение следует отметить, что нельзя дать универсального ответа по каждой ситуации, да и задача такая не ставилась. Целью данного обзора было обозначение путей решения укрупнённых проблем, свойственных всем банкам, предоставляющим своим клиентам услуги переводов без открытия счёта. Рассмотренные вопросы не охватывают всю проблематику данных операций. В статье были приведены лишь наиболее острые моменты, встающие перед банками на поле валютного законодательства при обслуживании платежей физических лиц.