Временная финансовая администрация. Временная финансовая администрация и ее полномочия Временная финансовая администрация вводится в целях

Дело начиналось банально. Пришли к нам убеленные сединами строители, пожаловались: кинул нас генподрядчик при строительстве объектов в соседней области.
Начали работу, выяснили: действительно, живет в ЕАО заслуженный милицейский пенсионер, умеющий выигрывать торги по размещению государственных и муниципальных заказов на территории отдельно взятого субъекта. Но то ли он часто свои обязательства не пунктуально выполнял, то ли с руководством поссорился, но платить ему перестали хронически.

Мы ему - отдай 11 условных единиц за строительство котельных в муниципальных образованиях по исполнительным листам, а он нам - да у меня самого таких листов на 30 штук, муниципалы со мной рассчитаются - отдам. Проверили, ну нет ничего существенного из активов у «дядьки», а тут он начал нам ласково так переуступку своих долгов предлагать.

Ветераны мои активно закивали: давай, мол, мы областную администрацию знаем, деньги сами у них «вынем». Сказано - сделано, выбрали наиболее крупного публичного должника, провели за его счет уступку и стали ждать расчетов от казначейства, как «с моря погоды», но...

Но тут «проснулся» губернатор и «оттаранил» в местный арбитражный суд заявление о введении у нашего нового муниципального должника временной финансовой администрации.

В итоге, ходили мы по судам года полтора, пока с этим «неизвестным науке зверем» вопрос решали, добиваясь, чтобы у казначейства основания игнорировать судебные акты отпали.

Собственно, ключевые судебные акты по данному вопросу и предлагаются вниманию читателя. Дело примечательно решением вопросов:

О процессуальном статусе кредитора в производствах о финансовом оздоровлении публичных образовании;
- о сроках, на которые могут вводиться временная финансовая администрация и план финансового оздоровления.

Документы

1. Решение о введение а​дминистарции 174.2 KB
2. Апелляция по сроку в​ременной администарц​ии 252.5 KB
3. Постановление кассац​ии по сроку временно​й администрации 225.1 KB
4. Постановление кассац​ии по плану восстано​вления платежеспособ​ности 244.2 KB
5. Определение о прекра​щении производства п​о делу 159.7 KB

Все документы в данном разделе доступны только профессиональным участникам портала, имеющим .

Для доступа к документам необходимо авторизоваться

Губернатор Свердловской области дал поручение подготовить документы в арбитражный суд о введении временного финансового управления в ряде территорий региона.

Проблема очень серьезная, и, если немедленно не принять меры, многие муниципалитеты окажутся в тупике. В тех территориях, которые не способны справляться сами, надо вводить внешнее управление, федеральные законы дают нам такое право, - заявил Эдуард Россель на заседании Совета общественной безопасности Свердловской области, на котором был рассмотрен вопрос о ситуации с задолженностью за топливноэнергетические ресурсы предприятий ЖКХ и муниципальных образований.

Министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области Юрий Шевелев охарактеризовал ситуацию с долгами территорий за потребленные энергоресурсы как критическую. Только за один отопительный сезон просроченная задолженность возросла до четырех миллиардов рублей, причем за газ за год она выросла с 790 миллионов рублей до 1,7 миллиарда. За тепло муниципалитеты должны 2,6 миллиарда, за электроэнергию - более одного. А общий объем кредиторской задолженности (с учетом долгов прошлых лет) составляет сегодня более 8,5 миллиарда рублей. Основными причинами сложившегося положения министр считает низкую финансовую дисциплину и отсутствие персональной ответственности глав муниципальных образований и руководителей предприятий ЖКХ.

Больше всего задолжали потребители Нижнего Тагила, Североуральска, Ивделя, Алапаевска, Новой Ляли и еще ряда муниципалитетов. Так, в Слободе Туринской муниципальный долг составляет более 170 миллионов рублей - это 330 процентов доходов местного бюджета. По словам Юрия Шевелева, задолженности за потребленные ресурсы не имеют только Верхняя Пышма, Верхняя Салда и Краснотурьинск.

Ясно, что сложившаяся ситуация никоим образом не устраивает областные власти, которые не желают покрывать расходы муниципальных образований за счет областного бюджета. Михаил Максимов, министр экономики и труда Свердловской области полностью поддерживает идею губернатора:

Механизмы для введения временного финансового управления в территориях существуют, и они не противоречат федеральным законам. Накопление долга идет в муниципалитетах не первый год, но некоторые главы не принимают эту проблему всерьез. В тех местных самоуправлениях, которые не способны справляться с долгами сами, надо вводить внешнее управление.

Суд рассудит

Юристы оценивают намерение областного руководства ограничить полномочия мэров неоднозначно. Сергей Хазанов, заведующий кафедрой административного права Уральской государственной юридической академии, говорит, что 131й закон "Об общих принципах организации местного самоуправления" действительно дает право руководству субъекта федерации вводить временное финансовое управление в муниципалитетах, например, в случае финансовой недееспособности местных властей. Но, насколько известно, такой практики в России еще не было.

Владимир Русинов, депутат областной Думы, кандидат юридических наук, согласен со своим коллегой. А вот Вячеслав Скоробогацкий, заведующий кафедрой государственнополитического управления Уральской академии государственной службы на вопрос "РГ" ответил так:

Вопрос может быть решен только в судебном порядке. Однако я не думаю, что губернатор пойдет на такой шаг. Скорее всего, он просто решил припугнуть нерадивых чиновников. Для выхода из сложившейся ситуации с долгами муниципалитетов необходимо полностью менять законодательную базу, а это никому не нужно. Скорее всего, здесь необходимо говорить о некомпетентности некоторых руководителей муниципалитетов, которые незаслуженно сидят в своих креслах.

Учитывая, что процедура временной финансовой администрации вводится Высшим Арбитражным судом Российской Федерации и арбитражными судами субъектов, порядок судопроизводства по данной категории дел может быть предусмотрен только федеральным законодательством. В настоящее время в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации подобные изменения не внесены, - поясняет председатель гражданской коллегии Арбитражного суда Свердловской области Ирина Краснобаева. - Между тем, на уровне субъектов РФ могут быть приняты нормативные акты, отражающие полномочия временной финансовой администрации, детализирующие план восстановления платежеспособности муниципального образования, порядок составления или утверждения бюджета. Учитывая, что порядок введения временной финансовой администрации в муниципальных образованиях установлен лишь с 1 января 2008 года, правоприменительной практики по этой категории дел в Арбитражном суде Свердловской области пока нет.

Угрозы не восприняли всерьез

Таким образом, ввести внешнее финансовое управление в муниципалитетах оказывается задачей непростой. Не особенно напуганы заявлениями губернатора и главы местного самоуправления. Так, в Сухоложском городском округе уверены, что причин для введения там внешнего финансового управления нет.

Коммунальная отрасль города реформируется: созданы управляющие компании, в этом году будут акционированы муниципальные предприятия - водоканал и теплосети, - заявили корреспонденту "РГ" в городской администрации.

По словам чиновников, им трудно комментировать инициативу региональных властей, пригрозивших банкротством городам, задолжавшим крупные денежные средства за свет и тепло. Чиновники предполагают, что внешнее управление вряд ли даст желаемый эффект, так как бюджет многих территорий намного меньше накопленных ими долгов. Кроме того, стричь всех под одну гребенку нельзя: на местах делают все возможное, чтобы расплатиться с энергетиками.

Впрочем, руководитель администрации губернатора Александр Левин подтвердил серьезность намерений областного руководства, подчеркнув, что последний срок предоставления графиков погашения долгов муниципалитетами - 15 мая. После этого контроль над ситуацией в недееспособных городах и районах перейдет в руки временного управляющего.

Проверено на бизнесе

Каким образом это будет осуществляться практически? В принципе, процедура введения внешнего финансового управления в законе действительно прописана.

Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (либо муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда в случае, если на момент принятия этого решения возникшая просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году, - рассказывает Ирина Краснобаева. - Кроме того, Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено ограничение, препятствующее введению временной финансовой администрации. В частности, процедура не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа.

По сути, процедура напоминает финансовое оздоровление юридических лиц в делах о банкротстве предприятий, поскольку направлена на восстановление платежеспособности субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

В бизнессреде практика введения внешнего управления существует давно. Другой вопрос - кто ее осуществляет. Когда приходят некомпетентные управленцы, дело может закончиться банкротством. То же самое можно сказать и о муниципальных образованиях, - рассуждает Яна Ведерникова, консультант по финансовому управлению и развитию бизнеса. - Далеко не из каждого мэра может получиться хороший управленец. Поэтому инициатива губернатора вводить внешнее управление в тех регионах, где местная власть некомпетентно распоряжается финансами, во многом понятна. Вопрос в другом: где губернатор будет искать грамотных управляющих? Скорее всего, ему стоит обратить внимание на успешных бизнесменов. Думаю, так он и поступит.

Не хватает сити-менеджера

Впрочем, есть и другой вариант решения проблемы, по которому пошли в некоторых регионах России. В 2005 году глава Тюмени Степан Киричук лишился своего поста после принятия нового устава города, изменившего структуру муниципальной исполнительной власти. Функции мэра были разделены: хозяйственными вопросами стал заниматься ситименеджер (глава администрации), а политическими - глава города, по совместительству спикер гордумы. Таким образом тюменцы смогли решить проблему некомпетентности руководителя. Наемный ситименеджер подписывает обычный договор, который можно расторгнуть в любое время.

Так что если губернаторам сложная законодательная база и отсутствие судебной практики мешают ввести внешнее управление в муниципалитетах и самостоятельно назначать их глав, то этого могут добиться местные органы власти или сами избиратели. А пока местные управленцы не торопятся наводить порядок во вверенных им городах. Если ситуация не улучшится, то в скором будущем и в Свердловской области может появиться институт наемных ситименеджеров, с которых и спрос больше, и контролировать их легче. Скорее всего, именно этого и будут добиваться областные власти.

Между тем

Правительство Челябинской области утвердило порядок назначения главы временной финансовой администрации.

Новый Бюджетный кодекс предоставляет исполнительным органам власти региона право вводить внешнее финансовое управление в тех муниципальных образованиях области, где просроченная задолженность по долговым и бюджетным обязательствам превысила 30 процентов собственных доходов в последнем отчетном году. По словам заместителя губернатора, министра финансов Виктории Голубцовой, в настоящее время оснований для введения временной финансовой администрации нет ни в одном муниципальном образовании Челябинской области. Губернатор Петр Сумин предложил министрам активнее использовать возможности контроля за деятельностью местных администраций. Особенно придирчиво будут относиться к тем муниципальным образованиям, где высока доля областных средств в муниципальном бюджете.

Как полагают эксперты, трудности могут возникнуть в поиске кандидатов на должность временных финансовых управляющих - недостаток квалифицированных менеджеров ощущается повсюду.

УДК 342.51

С.В. КОВПАК,
аспирант кафедры финансового права ГУ «Высшая школа экономики»

В статье освещается проблема нормативного регулирования временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти; проанализировано законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в указанной сфере; раскрываются системные недостатки правового регулирования и причины их возникновения; содержатся рекомендации, направленные на трансформацию действующего законодательства в указанной области.
Ключевые слова: временная финансовая администрация, бюджетное право, административная реформа.

Temporary financial administration in the system and structure of the bodies of the executive power.
The aim of this article is to consider the problem of the legal regulation of the temporary financial administration in the system and structure of the executive power.
Analyzing the legislation of the Russian Federation and the subjects of the Russian Federation in the mentioned sphere the author indicates not only the systemic drawbacks of the legal regulation, but also explains the reasons of their appearance.
The article contains recommendations concerning the transformation of the current legislation.
Keywords: temporary financial administration, budget law, administrative reform.

Согласно ст. 168.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации).
Определение федеральным законодателем временной финансовой администрации как органа исполнительной власти свидетельствует о том, что данный субъект власти стал частью системы органов исполнительной власти, поскольку согласно требованиям формальной логики не может существовать изолированно от нее.
В то же время очевидно: в действующей системе правового регулирования положения ст. 168.1 БК РФ порождают правовую неопределенность в вопросе о статусе и месте временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти федерального и регионального уровней.
«По смыслу статьи непонятно, что это за орган исполнительной власти, конкретно в статье этот орган не определен, из чего следует, что это или Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или этот орган еще не создан».
На федеральном уровне структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (далее - Указ № 314), согласно п. 1 которого в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Основой концепции структуры федеральных органов исполнительной власти является «разделение исполняемых ими нормотворческих, контрольно-надзорных и организационно-хозяйственных функций по разным органам».
Согласно положениям Указа № 314 регулятивные функции - прерогатива федеральных министерств, контрольно-надзорные полномочия закреплены за федеральными службами, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг, соответственно, составляет предмет деятельности федеральных агентств. Вместе с тем Указ № 314 допускает изъятия из общего правила о распределении функций между федеральными органами исполнительной власти в случаях, когда последние установлены указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.
Очевидно, что такие исключения из общей концепции Указа № 314 о распределении функций между федеральными органами исполнительной власти могут содержаться непосредственно в федеральных законах.
В зависимости от возложенных на федеральный орган исполнительной власти функций Указом № 314 установлен объем полномочий, необходимый для их реализации, разрешены вопросы ведомственной принадлежности и взаимодействия между такими органами, определен порядок назначения на должность (освобождения от должности) руководителей (их заместителей) федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных федеральным министерствам. Детальное регулирование данных вопросов находит свое отражение в принятых в соответствии с Указом № 314 положениях о федеральных органах исполнительной властии регламентах федеральных органов исполнительной власти.
Таким образом, вновь создаваемый орган исполнительной власти в формах (федеральное министерство, федеральная служба, федеральное агентство), предусмотренных Указом № 314, подпадает под действие его правового регулирования.
Очевидно, что действующее законодательство не позволяет классифицировать и идентифицировать временную финансовую администрацию в системе федеральных органов исполнительной власти, что делает невозможным распространить на нее правовое регулирование Указа № 314.
Следовательно, разрешение правовой неопределенности в вопросе о форме и статусе временной финансовой администрации среди прочих федеральных органов исполнительной власти представляет собой необходимое условие для реализации возложенных на данный государственный орган функций.
В научной литературе сформировано два подхода к разрешению указанной проблемы.
Первый предполагает возложение функций временной финансовой администрации, определенных БК РФ, на уже функционирующий в рамках Указа № 314 федеральный орган исполнительной власти, не изменяя системы и структуры федеральных органов исполнительной власти.
«Реализация полномочий временной финансовой администрации не требует создания специального органа исполнительной власти, поскольку введение рассматриваемого института является вынужденной (чрезвычайной) мерой реагирования государства на финансовую не-
стабильность субъекта РФ или муниципального образования, а не постоянно реализуемой функции государства… Полномочия временной финансовой администрации могут выполнять созданные органы исполнительной власти федерального или регионального уровня соответственно».
Идея второй концепции предполагает создание качественно нового федерального органа исполнительной власти, изменив тем самым систему и структуру федеральных органов исполнительной власти.
«Если создать новый орган по осуществлению полномочий временной финансовой администрации, то он должен иметь статус федерального органа исполнительной власти и быть включен в структуру федеральных органов исполнительной власти».
По мнению А.Н. Черткова, «в принципе не исключены оба эти подхода… Необходимо отметить, что если осуществление полномочий временной финансовой администрации будет возлагаться на уже существующий орган (например, на Министерство финансов Российской Федерации), необходимо включение в положение об этом министерстве в части определения его компетенции следующего положения: «осуществляет полномочия временной финансовой администрации». Для осуществления конкретных полномочий временной финансовой администрации в соответствующем органе государственной власти (Минфине) может, как представляется, формироваться специальное структурное подразделение».
На наш взгляд, более реалистичным с точки зрения реализации полномочий временной
финансовой администрации представляется второй вариант. Очевидно, что временная финансовая администрация как инструмент федерального вмешательства обладает определенной спецификой по сравнению с традиционными (министерство, служба, агентство) федеральными органами исполнительной власти.
«Следовательно, временная финансовая администрация имеет сложную правовую природу, сочетающую элементы федерального вмешательства, конституционной ответственности и механизма финансового регулирования бюджетной деятельности субъектов Российской Федерации...» Федеральный законодатель, уполномочив временную финансовую администрацию на осуществление бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, намеренно сконцентрировал и закрепил за ней комплекс
нормотворческих, административно-организационных и контрольно-надзорных функций.
Вместе с тем в действующей системе федеральных органов исполнительной власти возложение на государственный орган различных функций представляет собой изъятие из общего правила. Следовательно, слияние функций временной финансовой администрации с функциями федерального органа исполнительной власти, действующего в рамках системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, неминуемо приведет к концентрации у такого субъекта власти разнофункционального объема государственных полномочий.
Очевидно, что наделенный таким объемом разнохарактерных полномочий государственный орган будет персоной non grata в существующей парадигме системы федеральных органов исполнительной власти. Разрешение данного противоречия возможно лишь путем трансформации структуры федеральных органов исполнительной власти посредством включения временной финансовой администрации в систему федеральных органов исполнительной власти в качестве самостоятельного субъекта власти с присущими только ему властными функциями.
Необходимо отметить, что изменение типологии федеральных органов исполнительной власти представляется весьма реалистичным, поскольку нацелено на создание оптимальной системы государственного управления в сфере реализации установленных бюджетным законодательством России властных полномочий Российской Федерации. Тем более что, по мнению большинства специалистов в сфере реформирования государственного управления, «административная реформа в Российской Федерации еще далека от завершения…».
Косвенно в пользу второго подхода также свидетельствует ряд нормативных правовых актов Российской Федерации, предметом регулирования которых являются общественные отношения по поводу функционирования и организации деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти.
Несмотря на то, что в сформулированной В.Н. Чертковым позиции не нашла своего отражения проблематика соотношения статуса руководителя финансового органа России и главы временной финансовой администрации, ее логическое завершение предполагает совпадение в одном лице министра финансов Российской Федерации и руководителя временной финансовой администрации либо замещение руководителем временной финансовой администрации должности руководителя структурного подразделения Минфина России.
Однако согласно ст. 9 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Применительно к назначению на должность министра финансов Российской Федерации данная общая норма имплементирована в п. 8 раздела III Положения о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329).
Между тем согласно п. 1 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельно-
сти временной финансовой администрации и
организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 03.10.2006 № 599; далее - Положение о временной финансовой администрации) назначение главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ по представлению Минфина России после принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о введении в субъекте Российской Федерации финансовой администрации.
Пунктом 1.9. Регламента Министерства финансов Российской Федерации (утв. приказом Минфина России от 23.03.2005 № 45н) установлено, что структурными подразделениями министерства являются департаменты по основным направлениям деятельности. В то же время, как следует из содержания п. 1.19 данного регламента, директора департаментов министерства назначаются на должность и освобождаются от должности министром, подчиняются министру и заместителям министра (в соответствии с распределением обязанностей).
Системное толкование ст. 168.1 и п. 2 ст. 168.3 БК РФ позволяет сделать вывод, что глава временной финансовой администрации является руководителем федерального органа исполнительной власти (временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации), несущим персональную ответственность за исполнение возложенных на данный орган действующим законодательством полномочий.
Следовательно, назначение на должность руководителя временной финансовой администрации Правительством РФ по представлению министра финансов РФ и невозможность замещения последним должности руководителя структурного подразделения Минфина России не позволяет распространить приведенную выше концепцию Н.А. Черткова о возложении функции временной финансовой администрации на Министерство финансов РФ (как, впрочем, и на любое другое министерство) путем передачи функций временной финансовой администрации и формирования соответствующего структурного подразделения.
Поскольку «правовой статус временной финансовой администрации в муниципальном образовании не имеет существенных отличий от положения временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации» неразрешенность вопроса о статусе временной финансовой администрации в системе федеральных органов исполнительной власти во многом предопределяет отсутствие единообразного подхода в отношении места временной финансовой администрации в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Возможно, именно по этой причине в большинстве субъектов Российской Федерации вопросы статуса и места временной финансовой администрации в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации не нашли своего отражения в региональном законодательстве.
Анализ источников права регионального уровня, касающихся нормативного правового регулирования правоотношений по поводу осуществления бюджетных полномочий органов местного самоуправления при введении временной финансовой администрации, свидетельствует о том, что в большинстве субъектов Российской Федерации имплементированы несовершенные законодательные конструкции федерального уровня, не позволяющие идентифицировать данный орган власти субъекта Российской Федерации среди прочих региональных органов исполнительной власти.
В частности, законодательство большинства субъектов Российской Федерации практически дословно воспроизводит нормы Положения о временной финансовой администрации. В качестве иллюстрации настоящего довода можно сослаться на п. 1 Положения о назначении (об освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Курганской области, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовом обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) местных бюджетов муниципальных образований Курганской области (утв. постановлением Правительства Курганской области от 10.06.2008 № 225), согласно которому назначение главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Курганской области, осуществляется Правительством Курганской области по представлению Финансового управления Курганской области после принятия в установленном законодательством Российской Федерации порядке решения о введении в муниципальном образовании Курганской области финансовой администрации.
По нашему мнению, стоит критически отнестись к такому формальному воспроизведению правотворческими институтами субъектов Российской Федерации федерального регулирования, поскольку налицо преобладание второстепенных, факультативных вопросов при отсутствии ответа на главный: о месте временной финансовой администрации в системе органов исполнительной власти регионального уровня.
Отрадно заметить, что в некоторых субъектах Российской Федерации предприняты попытки детерминировать временную финансовую администрацию.
В частности, в соответствии с п. 1 Постановления Кабинета министров Чувашской Республики от 30.09.2008 № 298 «Вопросы временной финансовой администрации при осуществлении мер по восстановлению платежеспособности муниципального образования» уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по осуществлению полномочий временной финансовой администрации, вводимой в муниципальном образовании, является Министерство финансов Чувашской Республики.
Пунктом 2.21 Положения о Министерстве финансов Хабаровского края (утв. постановлением Правительства Хабаровского края от 23.01.2008 № 18-пр) определено, что к полномочиям Министерства финансов Хабаровского края отнесено осуществление отдельных бюджетных полномочий органов местного самоуправления края при введении временной финансовой администрации в порядке, установленном БК РФ.
Схожее по нормативному содержанию положение содержится в Положении о Министерстве финансов Республики Мордовия (утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 28.04.2008 № 175). Данным нормативным правовым актом также установлено, что финансовый орган Республики Мордовия осуществляет полномочия временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Республики Мордова.
Законодательство Новосибирской области определяет временную финансовую администрацию, вводимую в муниципальных образованиях Новосибирской области в качестве территориального исполнительного органа государственной власти Новосибирской области. Причем согласно п. 1 ст. 8 Закона Новосибирской области от 03.03.2003 № 168-ОЗ «О системе исполнительных органов государственной власти Новосибирской области» территориальные органы - органы специальной компетенции, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность в подведомственных им сферах государственного управления на определенной части территории Новосибирской области.
Попытка идентифицировать временную финансовую администрацию предпринята в Ростовской области. Согласно законодательству данного региона временная финансовая администрация, вводимая в муниципальных образованиях, является областным органом исполнительной власти со статусом департамента. В соответствии со ст. 62 Устава Ростовской области от 16 октября 2001 г. департаменты наряду с министерствами, управлениями, комитетами, комиссиями входят в систему областных органов исполнительной власти, возглавляемых администрацией Ростовской области.
Исследование содержания правового режима временного финансового управления в публично-правовом образовании позволяет критически взглянуть на предложенную федеральным (региональным) законодателем модель правового регулирования осуществления бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Анализ положений действующего законодательства в указанной выше сфере свидетельствует о том, что ему присущи недостатки нормативного регулирования, к числу которых КС РФ относит несогласованность между различными правовыми актами, слабую аналитическую и прогностическую оценку последствий принимаемых нормативных актов, бессистемность в их разработке, нечеткость формулировок, законодательный пробел.
Поскольку временная финансовая администрация выступает основой правого режима временного финансового управления в публично-правовом образовании, преодоление
федеральным (региональным) законодателем вышеуказанных недостатков является условием реализации важной государственной функции, направленной на устранение последствий неплатежеспособности публично-правовых образований, возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления).

Библиография
1 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Л.Л. Арзуманова, Н.М. Артемов, Е.М. Амшарина / Под ред. Е.Ю. Грачевой. - М., 2009. С. 375.
2 Гусева Т.А., Чапкевич Л.Е. Новая система и структура органов исполнительной власти: справочно-учебное пособие. - М., 2005.
3 См., например: п. 8 ст. 61 НК РФ, согласно которому регулятивные полномочия по определению порядка изменения срока уплаты налога и сбора налоговыми органами закреплены за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба).
4 См., например: Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ
от 30.06.2004 № 329).
5 См., например: Регламент Министерства финансов Российской Федерации (утв. Министерством финансов Российской Федерации от 23.03.2005 № 45н).
6 См. подробнее: Андриченко Л.В., Домрин А.Н., Сивицкий В.А., Чертков А.Н. Законодательное регулирование временного осуществления полномочий органов публичной власти другого уровня: основания и пределы // Журнал российского права. № 3. 2005.
7 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Ю.А. Крохина. - М., 2008. С. 662.
8 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный). С. 375.
3 Чертков А.Н. Введение временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации // Право и политика. 2006. № 8.
10 Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. С. 662.
11 Административная реформа в России: Науч.-практич. пособие / Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. - М., 2006.
12 Васюнина М.Л. Правовые основы организации временной финансовой администрации в субъекте РФ или муниципальном образовании // Финансы и кредит. 2006. № 5. С. 31.
13 См: Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях Новосибирской области, утверждения структуры и штатного расписания временной финансовой администрации (утв. постановлением Администрации Новосибирской области от 27.02.2008 № 48-па).
14 См: Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения ее структуры и штатного расписания, а также организации проведения проверки
(аудита) местных бюджетов (утв. постановлением Администрации Ростовской области от 04.08.2008 № 387).
15 См. подробнее: Ковпак С.В. О некоторых проблемах нормативного правового регулирования введения временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации // Реформы и право. 2009. № 1; Он же. Введение временной финансовой администрации в публично-правовом образовании: проблемы правового регулирования // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. № 6.
16 См. подробнее: решение КС РФ от 21.04.2009 «Об информации об исполнении решений Конституционного суда Российской Федерации» // www.ksrf.ru

Временная финансовая администрация

"...Временная финансовая администрация - федеральный орган исполнительной власти (исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации), уполномоченный Правительством Российской Федерации (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации) подготавливать и осуществлять меры по восстановлению платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования), оказывать содействие федеральным органам государственной власти (органам государственной власти субъектов Российской Федерации) в осуществлении отдельных бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления), осуществлять и (или) контролировать осуществление отдельных бюджетных полномочий исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (местной администрации)..."

Источник:

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2012)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Временная финансовая администрация" в других словарях:

    Козак, Дмитрий - Заместитель председателя правительства Российской Федерации Заместитель председателя правительства Российской Федерации с октября 2008 года. В этой должности, в частности, курирует подготовку к Олимпийским играм 2014 года в Сочи. Ранее министр… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Федеральная интервенция - Федеральная интервенция в ряде государств с федеративной формой устройства (США, Бразилия, Венесуэла, Индия, ФРГ) в установленном федеральной конституцией или законом порядке вмешательство центра в дела субъекта федерации в случае нарушения … Википедия

    ВФА - Всемирная федерация анестезиологов организация ВФА временная финансовая администрация фин. Источник: http://www.federalizm.ru/data/nomer.shtml?nomer=33 … Словарь сокращений и аббревиатур

    Банкротство - (Bankruptcy) Банкротство это признанная судом неспособность исполнить обязательства по уплате взятых в долг денежных средств Суть банкротства, его признаки и характеристика, законодательство о банкротстве, управление и пути предотвращения… … Энциклопедия инвестора

    Барак Обама - (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора

    Государственный контроль - (State control) Содержание Содержание 1. Задачи и функции Государственного контроля 2. и его виды 3. Государственный контроль История возникновения История существования до 1837 года История существования 1837—1917 Революция 1917 года 4.… … Энциклопедия инвестора

    Дериватив - (Derivative) Дериватив это ценная бумага, основанная на одном или нескольких базовых активах Дериватив, как производный финансовый инструмент, виды и классификация ценных бумаг, рынок деривативов в мире и России Содержание >>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Кризис - (Krisis) Содержание Содержание Финансовый кризис История Мировая история 1929 1933 годы время Великой депрессии Черный понедельник 1987 года. В 1994 1995 годах произошел Мексиканский кризис В 1997 году Азиатский кризис В 1998 году Российский… … Энциклопедия инвестора

    Инвестиции - (Investment) Инвестиции это капитальные вложения для получения прибыли Виды инвестиций, инвестиционные проекты, инвестиции в фондовый рынок, инвестиции в России, инвестиции в мире, во что инвестировать? Содержание >>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    ФРАНЦИЯ - (France) гос во в Зап. Европе. Площ. 551 601 км2. Нас. 52 300 тыс. чел. (на 1 янв. 1974). Св. 90% населения французы. Столица г. Париж. Подавляющее большинство верующих католики. По конституции 1958 в состав Ф., кроме метрополии, входят:… … Советская историческая энциклопедия

Временное осуществление бюджетных полномочий при введении временной финансовой администрации

Осуществление бюджетных полномочий органов государсвтенной власти и органов местного самоуправления при введении временной финансово й администрации

Признаки:

2. Орган государственной власти федерального либо регионального уровня

3. Цель введения данного органа – восстановить платежеспособность субъекта РФ либо МО.

4. Данный орган власти осуществляет только отдельные бюджетные полномочия

5. Временная финансовая администрация вводится только на определенный срок, но не более, чем на один финансовый год.

Временная финансовая администрация представляет собой своеобразный институт федеральной интервенции, когда федеральный центр вмешивается в дела регионов.

Временная финансовая администрация может вводиться только при соблюдении специального порядка и при наличии установленных БК РФ оснований.

Порядок введения временной финансовой администрации:

Ст. 168.2 БК РФ

1. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) вводится на срок до одного года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом.

2. Ходатайство о введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации подается в Высший Арбитражный Суд РФ Правительством РФ .

Ходатайство о введении временной финансовой администрации в муниципальном образовании подается в арбитражный суд субъекта РФ 1) высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и (или ) 2) представительным органом муниципального образования , 3) главой муниципального образования .

Основания:

Субъект. Наличие просроченной задолженности по долговым или бюджетным обязательства субъекта РФ, которая превышает 30 % общего объма собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта РФ.

МО. Наличие просроченной задолженности более 30 % доходов МО в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджетом субъекта РФ перед МО.

3. Решение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о введении в субъекте Российской Федерации временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации превышает 30 процентов объема собственных доходов бюджета субъекта Российской Федерации в последнем отчетном финансовом году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета перед бюджетом субъекта Российской Федерации.



Решение арбитражного суда субъекта Российской Федерации о введении в муниципальном образовании временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия данного решения возникшая в результате решений, действий или бездействия органов местного самоуправления просроченная задолженность по исполнению долговых обязательств в соответствии со статьей 112.1 настоящего Кодекса и (или) бюджетных обязательств муниципального образования превышает 30 процентов объема собственных доходов местного бюджета в последнем отчетном году при условии выполнения бюджетных обязательств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации перед бюджетом муниципального образования.

Долговые обязательства – соответствующие сделки, которые заключаются публично-правовым образованием.

Бюджетные обязательства – это обязательства, которые связаны с принятием соответствующим бюджетом обязательств по финансированию каких-либо расходов. Это все те обязательства, которые несет на себе соответствующий бюджет.

4. Под просроченной задолженностью по исполнению бюджетных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования), возникшей в результате решений, действий или бездействия органов государственной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), понимаются не исполненные в установленный срок бюджетные обязательства субъекта Российской Федерации (муниципального образования), признанные в качестве таковых судом и (или) органами государственной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления), в том числе при представлении в Министерство финансов Российской Федерации (исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации) бюджетной отчетности .

5. Временная финансовая администрация в субъекте Российской Федерации (муниципальном образовании) не может быть введена в течение одного года со дня начала срока полномочий законодательного (представительного) органа .

6. Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах Российской Федерации, утверждения структуры и штатного расписания, а также финансового обеспечения деятельности указанной временной финансовой администрации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок назначения (освобождения от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в муниципальных образованиях, утверждения структуры и штатного расписания указанной временной финансовой администрации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Порядок введения временной финансовой администрации определяется АПК и БК .

Основания для введения временной финансовой администрации:

Проблемы:

Ø Вводится на основании ходатайства. Но АПК не выделяет документа, по которому возбуждалось бы производство. Нормы главы 19.1 устанавливают, что временная финансовая администрация вводится не более, чем на 1 год. При этом план восстановления платежеспособности составляется на 5 лет. Кто же через год будет использовать этот план?

Ø БК РФ не определяет порядок финансирования временной финансовой администрации, которая вводится на территории субъекта либо МО. Постановление правительства РФ от 3 октября 2006 года №599 «Об утверждении положения о назначении (освобождении от должности) главы временной финансовой администрации, вводимой в субъектах РФ, об утверждении структуры и штатного расписания, а также о финансовой обеспечении деятельности временной финансовой администрации и организации проведения проверки (аудита) бюджетов субъектов РФ»

Ø Финансирование данного органа на региональном уровне производится за счет средств федерального бюджета. Если временная финансовая администрация будет создаваться на территории МО, то её деятельность должна финансироваться бюджетом субъекта РФ.

Ø Порядок и статус временной финансовой администрации не определяется. Это один орган, который будет действовать всегда? Или же этот орган каждый раз будет образовываться. Если постоянный, то в чьем составе должен действовать (минфина и т.д.)?

2. Глава временной финансовой администрации руководит деятельностью временной финансовой администрации и несет персональную ответственность за исполнение возложенных на нее настоящим Кодексом полномочий.

Глава – лицо, которое осуществляет руководство деятельностью временной финансовой администрации. При этом его особый статус подчеркивается следующими положениями:

1. Несет всю полноту ответственности за деятельность временной финансовой администрации.

2. В период осуществления временной финансовой администрацией своих полномочий он представляет РФ либо субъект РФ в соответствующем арбитражном суде.

3. Вправе вносить на рассмотрение соответствующих представительных и исполнительных органов власти проекты НПА в соответствии с планом о восстановлении платежеспособности.

4. Может отстранять должностных лиц, которые оказывают ему своеобразное сопротивление либо не оказывают помощь в реализации полномочий временной финансовой администрацией.

5. Может временно осуществлять финансовые полномочия МО либо руководителя финансового органа субъекта.

6. Может осуществлять иные полномочия.

Требования: Образование, Ученая степень по экономике, Стаж в органах не менее пяти лет.