Застройка территории серп и молот. Промзону «Серп и Молот» преобразуют в новый городской район

Парк разделен на несколько зон: «Сказочные острова» (две игровые площадки для детей разных возрастов - «Вековой дуб» и «Холмистые берега»), спортплощадка и крытое пространство под мостом. В последней появятся ресторанный перекресток с кафе и другими местами притяжения. Уже сейчас там есть пуфики, столы для пинг-понга и настольных игр, качели-гамаки, а также амфитеатр, который в будущем планируют использовать как летний кинотеатр, лекторий и площадку для концертов. На самом мосту расположатся велодорожка, автомобильный пролет и пешеходный тротуар.

Проект моста разработали совместно с «Творческой мастерской братьев Гараниных». Конструкция опирается на бетонные горшки, сделанные вручную - их привезли из Германии. В горшках растут виноград и рябины - снизу создается ощущение висячих садов. Всего в парке высадили 180 деревьев, 2 500 декоративных кустарников, 6 тысяч цветов.

По словам гендиректора мастерской Atrium, мост «станет настоящим элементом айдентики этого района». Его решили сделать новым общественным пространством, которое организуется как на нем, так и под. Наверху также появится длинная скамья, на которой можно будет сидеть и смотреть на парк.

«Было очень сложно реализовать автомобильный мост, потому что это зарегламентированная тема, у нее есть монополист - компания „Гормост“, поэтому нам пришлось использовать кучу ухищрений, чтобы интегрировать автомобильный мост в архитектуру. И у нас получился настоящий арт-объект», - рассказывает Вера Бутко, генеральный директор мастерской Atrium.

Также в парке обещают открыть скейтплощадки, роллердромы, 5 километров беговых и велодорожек, выставочный парк, ярмарочную площадь и пруд. В ближайшее время, как только в корпусах начнется заселение, заработают кафе.

Это одна из самых проблемных с точки зрения экологии столичных территорий, так как ранее здесь действовали вредные производства. Однако в будущем «Серп и Молот» имеет все шансы стать комфортной средой обитания, где жилые дома соседствуют с объектами инфраструктуры.

Металлургический завод «Серп и Молот» начал свое существование в 1890 году. Со временем производство расширялось, здесь появлялись цеха разных направленностей. В постсоветское время, когда многие предприятия закрывались, «Серп и Молот» тоже пришел в упадок, а территорию стали застраивать в основном складскими помещениями. В связи с тем, что промзона является очень вредной для экологии города, еще в 2008 году большую часть цехов закрыли и перенесли в Смоленскую область.

По словам руководителя департамента аналитики и консалтинга компании «НДВ-Недвижимость» Елизаветы Гудзь, вся территория «Серпа и Молота», а это 101,84 га земли, будет подвергнута полной реорганизации. Запланирован снос всех имеющихся зданий и сооружений. Эта процедура, по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, благотворно повлияет на формирование положительной экологической ситуации.

Промзона «Серп и Молот» - это участок площадью 74,5 га, расположенный в северной части промзоны, в границах улиц Золоторожский Вал, шоссе Энтузиастов, проезд Завода «Серп и Молот». В 2014 году девелопером был проведен международный конкурс на архитектурно-градостроительную концепцию территории, победителем которого стало британское бюро LDA Design. Финалисты предложили инвестору инновационный проект «Город-сад».

«Концепция базируется на идее центрального публичного парка, который служит зеленой «оправой» для жилых кварталов и связывает между собой общественно-деловые, культурные и социальные кластеры, расположенные на противоположных частях территории, - рассказали сайт в «Дон-Строй Инвест». - В целом вся застройка будет организована таким образом, чтобы создать все условия для формирования активной городской среды и развития общественных пространств».

По словам заместителя директора департамента стратегического консалтинга NAI Becar Анны Данченок, сейчас идет подготовка проекта планировки. Срок реализации, если учитывать планируемый объем застройки в 1,8 млн кв. м, составит не менее 10 лет. Совокупный объем инвестиций в проект оценивается экспертами на уровне 140 млрд рублей.

«Изначально стройку планировалось начать уже в середине текущего года, но высока вероятность, что выход девелоперов на площадку будет перенесен из-за кризисных явлений в экономике»

Юрий Тараненко, RRG

«Общие сроки реализации проекта - 2021 год, возможно перенесение сроков с учетом текущей экономической обстановки»

Ирина Доброхотова, «БЕСТ-Новострой »

Однако в компании «Дон-Строй Инвест» сайт заверили в том, что планы девелопера неизменны, и кризис не отразится на старте подготовительных работ. Уже в этом году компания намерена начать снос ветхих зданий. В целом же, девелопер планирует возвести на территории промзоны 1 млн 844 тыс. кв. м недвижимости, будет создана активная городская среда для 19 тыс. жителей: архитекторы умело объединили в проекте жилой, общественно-деловой, культурный и социальный кластеры. Пространство объекта организуют таким образом, чтобы у людей были возможности для полной жизни в рамках микрогорода, обладающего не только всей необходимой инфраструктурой, но и большой парковой зоной.

«Исходя из расположения промзоны, ее близости к центру, и планов по созданию полноценной жилой среды, строить здесь целесообразно разноформатное жилье - в первую очередь комфорт- и бизнес-класса»

Григорий Алтухов, ФСК «Лидер»

«Поскольку «Серп и Молот» расположен всего в 5-ти км от Кремля, на границе ЦАО , здесь целесообразно строить качественное жилье уровня бизнес-класса. При этом масштабные территории бывших промзон позволяют за счет объемов реализовывать проекты с достаточно доступным уровнем цен», - рассказали в «Дон-Строй Инвест».

«На мой взгляд, на первой линии от ТТК и шоссе Энтузиастов стоит возводить офисные здания, затем жилье класса комфорт, а в глубине и поближе к метро - дома сегмента бизнес»

Софья Лебедева, «МИЭЛЬ-Новостройки »

По прогнозам Екатерины Кургиной, консультанта департамента оценки жилой недвижимости консалтинговой группы «Апхилл», стоимость квадратного метра в новостройках на территории промзоны «Серп и Молот» может составить от 220 тыс. до 265 тыс. руб.

Локация имеет отличное расположение с точки зрения транспортной доступности - граничит с ТТК, рядом находится ж/д станция «Серп и Молот», крупное шоссе Энтузиастов, которое активно ремонтируют. Вдоль 9 дома по шоссе Энтузиастов добавят одну полосу для выезда на магистраль в сторону центра, расширят шоссе на участках от 1-го Кабельного проезда до 1-й улицы Энтузиастов, построят надземный пешеходный переход в районе 16 дома, организуют дополнительную полосу на съезде на улице Авиамоторная при движении в сторону области.

На съезде на внешнюю и внутреннюю стороны ТТК построят дополнительную полосу для комфортного выезда с Московского завода по модернизации и строительству вагонов имени Войтовича. Также будет еще один съезд с проезда Завода Серп и Молот, по которому организуют движение только для легкового транспорта. Помимо этого, к 2017 году завершится реконструкция Нижегородской и Большой Черкизовской улиц.

На рассматриваемой территории запланировано строительство нескольких коммерческих объектов:

Медиа-центр общей площадью 205 тыс. кв. м;

Гостиница на 160 номеров;

Бизнес-центр общей площадью 53,7 тыс. кв. м;

Апартаменты общей площадью 28,9 тыс. кв. м.

Ольга Лукинская, консультант департамента оценки коммерческой недвижимости Консалтинговой группы «Апхилл», считает, что от строительства складских помещений здесь лучше отказаться, а некоторые перестроить под арт-объекты, лофты и коворкинги. Значительная часть строений здесь находится в хорошем состоянии, то есть сносить их необязательно - такие помещения можно переоборудовать и использовать как торговые или офисные объекты. Стоимость торговых центров может составить 140-160 тыс. руб. за кв. м, офисных - 120-140 тыс. руб. за кв. м.

Если все запланированное воплотят в жизнь, москвичи действительно получат совершенно новое место для жизни, в котором будут грамотно сочетаться разные виды недвижимости и зеленая зона. В «Дон-Строй Инвест» уверены, что территория «Серпа и Молота» обладает высоким потенциалом для того, чтобы стать престижным кластером, «точкой роста» для района Лефортово, а также ярким культурным и досуговым местом притяжения для всех горожан.

Дата публикации 26 марта 2015 13 апреля 2015 года в районе Лефортово состоятся публичные слушания по проекту планировки части территории промзоны «Серп и молот».

По масштабам строительства, местонахождению планируемой застройки и степени нарушения градостроительных норм это самый чудовищный проект «старой Москвы» за всю постсоветскую историю. Его реализация навсегда поставит в пробки полгорода, а Лефортово и соседние районы сделает непригодными для жизни.

Проект предполагает сплошную застройку 58 гектаров на пересечении шоссе Энтузиастов и Третьего транспортного кольца, в основном высотным коммерческим жильем.

Общая площадь застройки - более 1 500 000 кв.м., из них более 1 100 000 - это жилые дома. (Для сравнения, площадь всего жилого фонда района Лефортово - 1 300 000 кв.м .).
К жилым домам добавляются аппартаменты - квартиры, для которых социальная инфраструктура не предусмотрена в принципе.
100% жилья строится на продажу. Для очередников района Лефортово не выделяют ни одной квартиры.
Высотность застройки - 100 и более метров, дома ставятся вплотную друг к другу.

Выглядеть все это будет примерно так:

На весь новый микрорайн застройщик - Донстрой - планирует построить:
- 2 школы (для сравнения, сейчас в районе работает 10 школьных зданий, еще 2 находятся на ремонте ).
- 1 отдельный детский сад (и еще некоторое количество маленьких, встроенно-пристроенных, но с встроенно-пристроенным детскими садами обычно происходят неприятности - либо их “забывают” построить, либо после строительства они превращаются во что-то другое) (для сравнения - сейчас зданий детских садов в районе порядке 10, возможно, больше ),
- 1 поликлиника, совместная для детей и взрослых. (сейчас в районе работают три поликлиника, одна из них - крупная ).
- 0 больниц.

Материалы проекта можно скачать здесь:
том 1 (обоснование) - https://db.tt/cYPjgZjA
том 11 (утверждаемая часть) - https://db.tt/zjhpgHXw
карты - https://db.tt/tLuTR8B0
презентация - https://db.tt/0Pu0dNhJ

Остальные материалы, несмотря на требование закона представлять проект на публичные слушания в полном объеме, правительство Москвы на слушания не предоставило.

В случае реализации этого проекта Лефортово станет непригодно для жизни:

Население района увеличится примерно в 2 раза,
- в поликлиниках наступил коллапс, медицинское обслуживание жителей на этом просто закончится,
- попасть в школу будет затруднительно, в детский сад - невозможно,
- весь район станет одной большой пробкой: набережная Яузы, шоссе Энтузиастов, Волочаевская, Танковый, Таможенный, Самокатная, Красноказарменная, Лефортовский вал, Энергетическая, Авиамоторная, Солдатская, Боровая, Ухтомская, Лонгиновская - все эти улицы превратятся в постоянно действующий филиал Освенцима,
- количество онкологических, легочных, сердечных и других экологически обусловленных заболеваний возрастет по экспоненте. Особенно уязвимы будут дети. Рождение здорового ребенка станет невероятным событием.
- антропогенная нагрузка на парки, скверы и другие озелененные территории районе Лефортово станет недопустимо огромной, что с большой долей вероятности приведет к их уничтожению.

Жители новостроек станут заложниками жадности застройщиков и чиновников.

Те, кто будет иметь несчастье купить квартиры в планируемых новостройках, сполна испытают на себе прелести жизни в гетто:
- каменные джунги, уходящие в бесконечность,
- отсутствие социальной инфраструктуры,
- постоянные пробки,
- отсутствие зелени (единственного бульвара, заложенного в проект, явно недостаточно),
- превышение уровня шума - проектировщики этого даже не скрывают,
- в результате - заболевания, которые негде будет лечить (больницы-то нет).

Пострадают все москвичи - в пробках встанет полгорода.

Территория, на которой планируется сплошная застройка жилыми башнями, находится на пересечении шоссе Энтузиастов и третьего транспортного кольца. Строительство приведет к полному коллапсу движения на шоссе Энтузиастов и на половине ТТК. То есть в пробках встанет половина Москвы.

Создается ощущение, что проект планировки делали иностранные шпионы: лучший способ нанести удар по транспортной безопасности столицы трудно себе представить.

Проект лоббирует Донстрой, «Единая Россия» поддерживает.

Донстрой, который хочет построить в Лефортово весь этот безграничный ужас, не гнушается ничем, что продавить проект.

По Лефортово ходят представители агенства «Мегаполис» и под видом соцопроса о благоустройстве территории «Серпа и молота» выманивают у людей подписи под листом, который они тщательно прячут. Настоящее содержание листа - подписи за проект реконструкции и строительство микрорайона.

Совет депутатов Лефортово, состоящий в основном из членов партии «Единая Россия», принял совершенно беззубое решение о том, что проект планировки должен соответствовать закону. Требования жителей об отведении не менее половины территории под парк, о сокращении высотности и плотности застройки, о предоставлении большинства квартир очередникам депутаты-единороссы под пристальным взглядом представителя «Донстроя» проигнорировали.

Проект застройки «Серпа и молота» смертелен для Москвы.
Единственная сила, которая способна его остановить - это жители.

Большинство жителей и Лефортово, и соседних районов согласны с тем, что заброшенной промзоне требуется реконструкция. Но, разумеется, не в виде сплошной застройки стометровыми башнями.

Реконструкция территории района Лефортово должна вестись во благо и в интересах жителей Лефортово. На реконструируемой территории должны появиться только те объекты, которые нужны жителям района.

Что нужно району Лефортово:

В Лефортово есть некоторое количество очередников, жителей ветхих домов и отживших свой век пятиэтажек. Поэтому часть территории нужно отдать под строительство жилья для переселения очередников района.
- В районе есть небольшое количество тех, кто хочет купить новую квартиру. Для этих людей целесообразно построить небольшое количество коммерческого жилья.
- Есть некоторая потребность в социальных объектах - для них тоже можно найти место.
- Самое главное: в Лефортово огромная нехватка озелененных территорий . Для достижения установленнной федеральным СНиПом минимальной нормы нам необходимо дополнительно создать в районе 255 га скверов и парков. Поэтому не менее половины территории, для которой делается проект планировки (а это 101 гектар), необходимо отвести под парк.

Что должен сделать каждый житель Лефортово, чтобы сохранить свой район:

Скачать объявление о публичных слушаниях , распечатать его и повесить его в своем доме и в соседних домах.
Объявление - https://db.tt/hKNHmhJi

- Позвать на публичные слушания соседей .

- Прийти на собрание участников публичных слушаний 13 апреля 2015 года, в школе № 417 (Красноказарменная, 11 ). Начало собрания - в 19-00 , регистрация - с 18-30, приходить лучше раньше , чтобы люди застройщика не заняли места в зале.

Скачать подписной лист, распечатать его и собрать подписи в своем доме, в соседних домах, у жителей района.
Заполненые подписные листы нужно ДО 18 АПРЕЛЯ передать ТОЛЬКО ЛИЧНО В РУКИ одному из двух депутатов совета депутатов Лефортово:
- Александре Андреевой (8-915-106-23-90, deputat. [email protected] )
- Павлу Тарасов у (8-495 / 903-968-90-27, tarasov@ kprf.ru )
Подписной лист - https://db.tt/yTNN5mMS

Контактные лица для координации действий жителей - Алексадра Андреева и Павел Тарасов

Далекое сельское прошлое
Территория, в современной Москве ограниченная шоссе Энтузиастов, улицей Золоторожский Вал и проездом Завода Серп и Молот, в XVI веке входила в состав владений монастырского села Карачарова, которое принадлежало Спасо-Андроникову монастырю. Почти три столетия этот участок служил пахотными и выгонными угодьями – по крайней мере, упоминаний о каких-либо поселениях здесь в летописях не сохранилось.

В 1649 у села Карачарова и Андроникова монастыря под городской выгон были отмежеваны обширные участки земли, среди которых оказалась и часть интересующей нас территории. В конце XVII века здесь началось возведение резиденций знати и царей, а в 1730-х годах в ходе устройства дворцово-паркового комплекса, известного как Летний Анненгоф, к востоку от него была посажена Анненгофская роща. Если бы роща сохранилась до наших дней, то своей южной оконечностью она вошла в состав нового многофункционального района на месте завода, но ее судьба сложилась иначе: 16 (29) июня 1904 все деревья были буквально «сбриты» смерчем, уничтожившим в Москве также Карачарово, Андроново, Лефортовские казармы и часть Сокольников, и дошедшим до Ярославля.

Под эгидой государства
В 1738–1742 Москва была окружена линией Камер-Коллежского вала, ставшего таможенной границей города. На всех основных дорогах появились заставы: на Владимирской – Рогожская, на Рязанской – Покровская, а во 2-й половине XVIII века в районе Лефортова была устроена Проломная застава. В 1764 в ходе секуляризации церковных земель Андроновка и Карачарово перешли в ведение Коллегии экономии. С этого момента начинается новая страница истории этих земель: они расстались со статусом сельхозугодий. Уже в начале XIX века на территориях, прилегавших к заставам, возникают первые фабричные учреждения. Так, например, на Топографической карте окружности Москвы 1818 года с внешней стороны Рогожского Вала показан Дегтярный завод, к югу от деревни Новая Андроновка – Канительный завод.

В начале 1840-х гг. Владимирская дорога была реконструирована, спрямлена и получила название Владимирского шоссе. В 1840 в деревне Новая Андроновка (с севера от новой трассы) возвели Всехсвятскую церковь и высокую колокольню (арх. П.П. Буренин). В 1862 территорию преобразовали в единоверческий Всехсвятский девичий монастырь. В 1873 по линии Владимирского шоссе было выстроено двухэтажное здание Никольской церкви с приделом Покрова (Шоссе Энтузиастов, д.7), в обезображенном виде сохранившееся до нашего времени на территории, непосредственно примыкающей к заводу «Серп и Молот».

Фрагмент «Топографической карты окружностей Москвы», 1852 г. Предоставлено НИиПИ Генплана Москвы
В паутине железных дорог
Едва ли не самое большое влияние на изучаемую территорию оказало развернувшееся с начала 1860-х годов железнодорожное строительство. Первым в 1862 был построен участок Московско-Нижегородской железной дороги: ее пассажирская станция расположилась за Покровской заставой к северу от Рязанской дороги – теперь это платформа «Серп и Молот». Этот начальный участок дороги прошел параллельно Рязанскому шоссе по северной окраине деревни Хохловки, а уже в 1864 началось движение по Московско-Рязанской (Казанской) железной дороге. В 1867 к ним присоединилась и линия Курской железной дороги, трасса которой пересекала Камер-Коллежский вал и Владимирскую дорогу вдоль русла засыпанного ручья Золотой рожок, а еще чуть позже она была соединена с Нижегородской дорогой специальной веткой.


Именно столь бурное строительство в районе железных дорог и подъездных путей стимулировало развитие здесь крупной промышленности. В 1870 у пересечения линии Казанской железной дороги и Владимирского шоссе был основан котельно-механический и медноаппаратный завод «Дангауэр и Кайзер», занимавшийся выпуском оборудования для пищевой промышленности. А в 1883 между Рогожским Валом и соединительной ветвью на земле Новой Андроновки французский предприниматель Юлий Гужон основал Товарищество московского металлического завода. Семь лет здесь продолжалось строительство, а в 1890 заработала первая мартеновская печь на мазуте. В 1913 здесь работали уже семь мартеновских печей, выплавлявших более 90 000 тонн стали в год, несколько мелкосортных и листопрокатных станов. Завод, на котором работало более 2000 рабочих, быстро стал крупнейшим металлообрабатывающим предприятием Москвы. Выпускалось на нем простое железо, а также незаменимые в общегородском и личных хозяйствах проволока, гвозди, болты и т.д.

Эпоха «Серп и Молот»
В советское время все крупные предприятия в описываемом районе были национализированы. Завод Гужона не стал исключением: в 1922 он получил название «Московский металлургический завод «Серп и Молот» (завод «Дангауэр и Кайзер» стал заводом «Котлоаппарат», а Владимирское шоссе переименовали в Шоссе Энтузиастов). Расширение металлообрабатывающего завода началось в 1930-е: соседние постройки были снесены, и на их месте появились новые корпуса завода «Серп и Молот» – фасонно-литейного, калибровочного и лентопрокатного цехов.

Завод «Серп и Молот» был образцовым предприятием своего времени, где не только выпускалось рекордное количество продукции, но и постоянно изобретались и внедрялись новые технологии. Так, в 1932 на новом стане холодной прокатки здесь впервые в стране был освоен выпуск ленты толщиной 0,1-1,0 мм из нержавеющей стали. А в 1949 была разработана первая в мире технология применения кислорода для интенсификации мартеновского производства стали, за что ее авторы удостоились Государственной премии СССР первой степени.
Вторую масштабную реконструкцию завод пережил уже в 1970-е, в результате которой «Серп и Молот» отказался от мартеновских печей, полностью автоматизировал свое производство и перешел на изготовление продукции из высоколегированных и нержавеющих марок стали. Обширное новое промышленное и складское строительство развернулось вдоль трассы Шоссе Энтузиастов: на месте одно-двухэтажных строений здесь был возведен большой комплекс НИИ кабельной промышленности.

Новейшее время
Слава передового предприятия прошла в 1990-е, когда объем выпускаемой продукции был существенно сокращен: экономические и политические реалии внесли свои коррективы. Едва ли не основным родом деятельности завода стала сдача в аренду своих помещений, что, в свою очередь, постепенно привело к закономерному упадку территории. Разговоры о необходимости комплексной реконструкции «треугольника» ведутся с начала 2000-х годов: неоднократно город собирался размещать здесь офисы и торговые центры, в 2006 даже возникла идея переместить сюда один из московских вокзалов (точнее, восстановить некогда существовавший в этот районе Нижегородский вокзал). Однако все эти проекты так и остались на бумаге, и единственные масштабные работы, которое шли в непосредственной близости от остановленного завода – это строительство Третьего транспортного кольца.

Собственно, именно появление здесь столь значимой транспортной артерии, как ТТК, и заставило городские власти обратить на полузаброшенную территорию завода самое пристальное внимание. С 2007 года Правительство Москвы приступило к изучению возможных сценариев реорганизации промзоны. Проекты застройки «Серпа и Молота» с тех пор разрабатывались несколько раз, два последних варианта ы в апреле этого года Архитектурным советом Москвы.

Тогда на совет было вынесено два проекта планировки – участок бывшей территории завода площадью 19 гектар и участок площадью 53 гектара (именно на такие неравные треугольники промзону «Серп и Молот» делит Третье Транспортное кольцо). В первой части авторы проекта планировки (ГУП НИиПИ Генплан и компания «ПРОЕКТУС») предлагали разместить многофункциональную комплексную застройку, автор второй концепции – ООО «Финансовый и организационный консалтинг» – предусматривал создание медиа-парка, гостиницы, нового здания театра «Шалом», офисного и торгово-выставочного комплексов. Члены Архитектурного совета единогласно рекомендовали отклонить эти проекты, в том числе и по причине колоссальной разобщенности двух территорий, которая в градостроительном смысле может и должна быть единым целым. Доработки, по мнению экспертов, также требовали транспортная схема, типология зданий и экологическая составляющая проектов. В целях создания «социально контролируемого, а не социально изолированного пространства», а также с учетом огромного потенциала данного участка для города, Архитектурный совет рекомендовал девелоперу сделать разработку архитектурно-градостроительной концепции предметом международного конкурса.