Общее собрание собственников земельных долей. Рекомендации по проведению общего собрания дольщиков земельных долей

№2-100/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Судья Лабинского районного суда Краснодарского края Лисунов Н.В.,

При секретаре Перекотий С.А.,

С участием представителя истца Леликова М.Н.- Евтягина Н.Н. (по доверенности от 29.01.2015года),

Представителя ответчика - главного специалиста администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района Орловой Г.В. (по доверенности),

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Леликова Михаила Николаевича к администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района о признании недействительным собрания участников долевой собственности,

УСТАНОВИЛ:

Представитель истца Леликова М.Н. - Евтягин Н.Н. обратился в суд с иском к администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района о признании недействительным собрания участников долевой собственности, обосновывая свои исковые требования тем, что Леликов М.Н. является участником долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым, расположенном по адресу: Лабинский район, в границах СПК «Колхоз им. Суворова». 24 апреля 2012 года на территории Каладжинского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края было проведено собрание участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения на котором были приняты решения об утверждении проектов межевания земельных участков, об утверждении перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки, а также выбрано лицо, уполномоченное общим собранием представлять интересы собственников.

Истец считает, что собрание проведено с грубым нарушением действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы, следовательно, является недействительным по следующим основаниям: публикация о проведении собрания производится не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При извещении участников долевой собственности о созыве собрания ответчиком был нарушен порядок созыва и проведения собрания. Согласно протокола общего собрания, собрание состоялось 24 апреля 2012 года. В результате ненадлежащего уведомления участников общей долевой собственности, истец не смог принять участие в указанном собрании, внести свои предложения о доработке проекта межевания, чем существенно нарушены его права, как участника общей долевой собственности. В соответствии с п.3 постановления Главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 № 1369 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений" обязательной публикации: в газете "Кубанские новости" и (или) на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - сообщения исполнительных органов государственной власти Краснодарского края; в краевых средствах массовой информации, указанных в Перечне, - сообщения органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по вопросам:

Распоряжения земельными участками из земель особо охраняемых территорий, земельными участками площадью 100 га. и более, из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельными участками, расположенными на территории двух и более муниципальных образований; выделения земельных участков площадью 100 га. и более в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения. Информация о собрании была опубликована в «Провинциальной газете» от 13 марта 2012 года, в соответствии с которой общее собрание назначено на 24 апреля 2012 года. Информация о проведении собрания в региональных средствах массовой информации не публиковалась. В результате ненадлежащего уведомления участников общей долевой собственности, истец, а также иные участники общей долевой собственности не смогли ознакомиться с проектом межевания земельных участков, предоставить свои возражения, а также принять участие в указанном собрании, чем существенно были нарушены права участника общей долевой собственности. Нарушение порядка уведомления о проведении общего собрания является самостоятельным основанием для признания общего собрания и принятых на нем решений недействительными. В уведомлении о проведении собрания, опубликованном в газете «Провинциальная газета» от 13 марта 2012 года указано место проведения: ст. Каладжинская, ул. Ленина, дом культуры, без указания номера здания проведения собрания, что является нарушением требований об указании адреса проведения собрания. Сам же протокол вообще не содержит информации о месте проведения собрания, а также, в уведомлении не указано по какому именно земельному участку проводится собрание. В протоколе отсутствует список лиц, присутствующих на собрании, а имеется 5 списков участников долевой собственности на земельный участок с кадастровым, отдавших свои голоса за выделение группы пайщиков из общей долевой собственности в счет земельных долей. Также, в протоколе собрания указано, что на собрании присутствовало 138 человек, что составляет 20 % от общего количества участников долевой собственности, однако, даже если формально учесть прилагаемые к протоколу списки, выходит, что некоторые лица, участвовавшие в собрании указаны дважды, и путем простого арифметического сложения можно установить, что на собрании присутствовало 124 человека. Из списков также видно, что некоторые пайщики действовали не только от своего имени, но и от имени иных участников долевой собственности не имея доверенности. Указанный факт подтверждается путем визуального сравнения подписей. Например: Жуковский, Василенко, Семенко, Мысливцева, Васильцов, Кабанников, Хамов, Орлова. Из чего следует, что указанные лица не присутствовали на собрании. В связи с этим можно сделать вывод, что прилагаемые к протоколу списки были изготовлены заранее или уже после собрания, что является грубейшим нарушением ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также общих принципов проведения собраний и из их формулировки очевидно, что данные списки не являются списком лиц, участвовавших в собрании. В дополнение ко всему в протоколе указано, что участники долевой собственности для определения кворума были установлены на основании данных администрации Каладжинского сельского поселения. Однако, данная формулировка не может служить основанием для определения кворума, так как она не содержит конкретной информации, позволяющей в действительности установить процентное соотношение присутствующих на собрании лиц к общему количеству участников долевой собственности, от какой количественной информации исходила администрация при наличии кворума. Администрация Каладжинского сельского поселения не является органом, полномочным выдавать официальные сведения относительно объекта недвижимости – земельного участка, так как данная функция является прерогативой Управлений Росреестра по субъектам РФ. Возможность принятия общим собранием решения по тому или иному вопросу определяется повесткой дня собрания, перечень вопросов которой определяется заранее и подлежит предварительному обнародованию с тем, чтобы участники общей долевой собственности могли принять решение о целесообразности их участия в общем собрании. В случае, если участие в праве общей собственности на земельный участок определено в долях, более предпочтительным является способ голосования, учитывающий размер долей, принадлежащий голосующим. Возможность выбора результата голосования путем проведения голосования по одному и тому же вопросу двумя способами исключена, так как до проведения голосования по содержательным вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания, должны быть решены процедурные вопросы, в том числе о последовательности рассмотрения споров, о способе голосования и др. Способ голосования на собрании определен не был, в связи с чем утверждать о наличии кворума при определении полномочности собрания, а также результатов принятых решений, не представлялось возможным. При организации и проведении собрания были допущены нарушения, касающиеся определения порядка голосования, в частности положений ст. 15 ФЗ №101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» поскольку размеры земельных долей должны были быть определены единым способом, что не было сделано и, как следствие, повлекло голосование на основании неправильных данных. В связи со всем перечисленным, можно сделать вывод, что при проведении собрания участников долевой собственности 24 апреля 2012 года было допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, у лица, присутствовавшего от имени администрации местного самоуправления, отсутствовали полномочия, было допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении, а также было допущено существенное нарушение правил составления протокола.

Учитывая, что есть ряд серьезных нарушений, допущенных при организации, проведении собрания участников долевой собственности на земли сельскохозяйственного назначения 24 апреля 2012 года на территории Каладжинского сельского поселения Лабинского района Краснодарского края, истец просит суд признать недействительным общее собрание участников общей долевой собственности от 24 апреля 2012 года, на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым, расположенном по адресу: Лабинский район, в границах СПК «Колхоз им. Суворова», а также принятые на нем решения в полном объеме.

Представитель истца Евтягин Н.Н. в судебном заседании поддержал исковые требования, настаивал на их удовлетворении, и пояснил, что согласно протокола общего собрания, собрание состоялось 24 апреля 2012 года. В результате ненадлежащего уведомления участников общей долевой собственности, истцы не смогли принять участие в указанном собрании, чем существенно нарушены их права, как участников общей долевой собственности. Нарушение порядка уведомления о проведении общего собрания является самостоятельным основанием для признания общего собрания и принятых на нем решений недействительными. Из протокола общего собрания следует, что к участию в собрании были допущены 32% от общего числа участников долевой собственности, то есть 68 % не приняли участие в собрании. Нарушив порядок публикации, ответчик уменьшил круг потенциальных участников общего собрания, поскольку участие большего количества пайщиков могло повлиять на принятие решений. В связи с изложенным просил суд признать недействительным общее собрание участников общей долевой собственности от 24 апреля 2012 года, на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым, расположенном по адресу: Лабинский район, в границах СПК «Колхоз им. Суворова», а также принятые на нем решения в полном объеме.

Представитель ответчика Орлова Г.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, суду пояснила, что список собственников земельных участков присутствовавших на собрании 24.04.2012 года она составляла. Она его обнаружила в делах их землеустроителя, когда составляла описи для архива. Леликов присутствовал на данном собрании, он представлял интересы АФ «им. Суворова», составлялись списки голосования. Она и О.Р. писали списки. Леликов присутствовал на собрании, голосовал, те, кто были не согласны выделяться, например Чукаева – у нее два пая, им разъяснялось, что они должны дать свое согласие на выдел долей, чтобы люди, которые решили выделиться, могли это сделать, провести межевание. В списке собственников общей долевой собственности есть пайщики проживающие за пределами Лабинского района, но в Краснодарском крае, много пайщиков проживающих в ст. Отважной, на собрании были жители г. Лабинска.

Представитель ответчика - глава администрации Каладжинского сельского поселения Лабинского района Никитин И.И. в судебном заседании от 27.02.2015года возражал против удовлетворения исковых требований, суду пояснил, что 24 апреля 2012 года состоялось общее собрание участников долевой собственности на земельный участок в границах земель бывшего СПК «колхоз им. Суворова», на котором присутствовало 138 собственников земельных долей, как лично, так и через своих представителей по доверенности, согласно приложению (список лиц) к протоколу общего собрания собственников, что составляет более 20 от общего количества (489 чел.) собственников. Протокол общего собрания согласован с главой сельского поселения. Решение по вопросам повестки дня на общем собрании было принято простым большинством путем голосования. При таких обстоятельствах, общее собрание участников общей долевой собственности на данный земельный участок было правомочно принимать решения, поскольку имело кворум от общего количества участников общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок. В настоящее время принятое решение участников общей долевой собственности исполнено, произошел выдел, и образование новых земельных участков, зарегистрировано право собственности на вновь образованные земельные участки. Информация о проведении общего собрания участников общей долевой собственности размещалась в газете «Провинциалъная газета», соответствующие объявления о проведении общего собрания участников долевой собственности размещались на информационной доске по адресу: ст. Каладжинская, ул. Ленина, 67 и ул. Ленина, 71 в сроки, установленные законом, что подтверждается актами о размещении информации. Все указанные способы оповещения дополняют друг друга. Кроме того истцом не представлено никаких доказательств нарушения его прав и законных интересов оспариваемым им решением общего собрания. Все заявленные в обоснование его требований доводы истца о якобы нарушении его прав и интересов надуманы и не соответствуют действительности. Поскольку как следует из протокола общего собрания и приложенных к нему перечней участников, истец присутствовал на собрании участников, о чем свидетельствует его подпись. Соответственно его доводы о том, что он, якобы не знал о принятом собранием решении, не соответствует действительности. Принимая участие в проведении общего собрания участников общей долевой собственности, истец выразил свое мнение путем голосования. Он считает, что нарушений порядка проведения общего собрания участников общей долевой собственности, в части отсутствия информации, о его проведении, не имеется. На общем собрании от 24 апреля 2012года участники долевой собственности приняли решения в соответствии с ч.3 ст. Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и повесткой собрания. Разночтений по повестке дня проведенного собрания опубликованной и размещенной информации не имеется. Доводы истца об отсутствии кворума на собрании, нарушении предусмотренного действующим законодательством порядка процедуры созыва и про ведения собрания участников общей долевой собственности не соответствуют действительности и не находят своего подтверждения. Кроме того решения, принятые собранием участников долевой собственности, влекут за собой возникновение гражданско-правовых последствий, порождают правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений. В соответствии с п. 4 ст. оспариваемое решение собрания не может быть признано недействительным по указанным истцом основаниям, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица. Результаты голосования истца не могли повлиять на результаты голосования на собрании. Согласно пункту 3 статьи решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения. Как видно из протокола общего собрания и приложенных к нему документов истец присутствовал на собрании и голосовал «за» принятие вопросов повестки дня собрания. Также истцом пропущен срок в течение которого им может быть обжаловано решение общего собрания участников долевой собственности предусмотренного пунктом 5 статьи , согласно которому решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Истец, присутствуя на собрании 24 апреля 2012 года, знал о принятом собранием решении, но не принял мер по его своевременному обжалованию. Так в соответствии с пунктом 6 статьи 181.4 лицо, оспаривающее решение собрания, должно уведомить в письменной форме заблаговременно участников соответствующего гражданско-правового сообщества о намерении обратиться с таким иском в суд и предоставить им иную информацию, имеющую отношение к делу. Указанные требования по уведомлению других участников общей долевой собственности на земельный участок о намерении обратиться в суд истцом не выполнены, что является основанием для возвращения искового заявления в порядке статьи и оставлением заявления без рассмотрения в порядке статьи .

Свидетель П.Е. в судебном заседании пояснила, что присутствовала на собрании 24.04.2012 года. Она является пайщиком и была уполномоченным лицом администрации, о чем, было вынесено постановление главой администрации 16.04.2012 года. В то время она работала в администрации Каладжинского сельского поселения землеустроителем. Собрание проводилось в связи с тем, что группа пайщиков подняла вопрос о выделе своих земельных долей, им нужно было провести межевание. На собрании они вели списки. Она точно помнит, что на собрании Леликов присутствовал, он представлял интересы АФ «им. Суворова». Если он с чем- то был не согласен, то мог высказать свои возражения и просить занести их в протокол. Перед проведением собрания они консультировались в администрации МО Лабинский район и им сказали, что будет достаточно публикации в «Провинциальной газете».

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела, Леликову М.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит 606\3334350 земельного участка, сельскохозяйственного назначения, с кадастровым, расположенного по адресу: Лабинский район, в границах СПК «Колхоз им. Суворова», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права выданного 18.10.2006года.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. Порядок созыва и проведения собрания определен статьей 14.1 указанного федерального закона. Так, согласно пункту 1 данной нормы закона инициатором проведения собрания могут выступать либо собственники земельного участка, либо его арендатор, либо орган местного самоуправления, на территории которого находится земельный участок. Как установлено пунктом 2 статьи ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

В соответствии с п.3 постановления Главы администрации Краснодарского края от 03.12.2002 года № 1369 (ред. от 28.05.2014года) "Об утверждении Перечня средств массовой информации, в которых осуществляется обязательная публикация сообщений, связанных с реализацией прав и обязанностей участников земельных отношений" обязательной публикации: в газете "Кубанские новости" и (или) на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - сообщения исполнительных органов государственной власти Краснодарского края; в краевых средствах массовой информации, указанных в Перечне, - сообщения органов местного самоуправления, физических и юридических лиц по вопросам: распоряжения земельными участками из земель особо охраняемых территорий, земельными участками площадью 100 га. и более из земель сельскохозяйственного назначения, а также земельными участками, расположенными на территории двух и более муниципальных образований; выделения земельных участков площадью 100 га. и более в счет земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.

Как следует из материалов дела, информация о собрании была опубликована в «Провинциальной газете» от 13 марта 2012 года, в соответствии с которой общее собрание назначено на 24 апреля 2014 года. Информация о проведении собрания в региональных средствах массовой информации не публиковалась. В результате ненадлежащего уведомления участников общей долевой собственности, истец, а также иные участники общей долевой собственности не смогли ознакомиться с проектом межевания земельных участков, предоставить свои возражения, а также принять участие в указанном собрании, чем существенно были нарушены права участника общей долевой собственности.

При извещении участников долевой собственности о созыве собрания ответчиком был нарушен порядок созыва и проведения собрания.

В соответствии с п. 11 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании».

Кроме того, к протоколу общего собрания пайщиков не приложен список лиц, принимавших участие в собрании. К протоколу приложены 5 списков лиц проголосовавших за выделение земельных долей, которые по своему содержанию не являются списком участников собрания.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, считая, что исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, пропущен срок исковой давности, и кроме того, ответчик полагает допущенные нарушения при проведении собрания не существенными.

Ответчиком предоставлен дополнительно список лиц, участвовавших в собрании, который не является приложением к протоколу.

Суд проверил доводы ответчика и считает их подлежащими отклонению по следующим основаниям.

По мнению суда администрация является надлежащим ответчиком по делу в силу п. 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в соответствии с которым участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее, чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Кроме того, уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе: 1) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц; 2) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран; 3) подписывает протокол общего собрания; 4) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

Таким образом, следует, что администрация обладает широким кругом полномочий при организации и проведении собрания. Надлежащее извещение собственников о проведении собрания является обязанностью администрации, а значит, в случае нарушения при организации и проведении собрания может быть допущено исключительно со стороны администрации. Ответчиком по иску о признании собрания недействительным может быть только администрация Каладжинского сельского поселения Лабинского района. Довод ответчика о пропуске исковой давности также подлежит отклонению поскольку ст. 181.4 относится к главе 9.1 ГК РФ, которая была введена в действие ФЗ №100 от 07.05.2013 года, которая вступила в действие с 01 сентября 2013 года. Как указано в п.8 ст. 3 вышеуказанного закона правила главы 9.1. ГК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат применению к решениям собраний, принятым после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Поскольку собрание было проведено до вступления внесенных изменений в силу, то применению подлежит общий срок исковой давности.

Судом, также установлены допущенные ответчиком нарушения при проведении собрания, выразившиеся в ненадлежащей регистрации лиц, принимающих участие в собрании. Список лиц, принимающих участие в собрании, является обязательным приложением к протоколу.

Кроме того, судом установлено, что в протоколе отсутствует информация о кадастровом номере участка, в отношении которого проводилось собрание.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. - , суд

РЕШИЛ:

Признать недействительным общее собрание участников долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым от 24 апреля 2012 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Лабинский районный суд в течение одного месяца.

В конце декабря 2017 года в России был принят закон № 447-ФЗ, вносящий поправки в статьи 1 и 14.1 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Изменения касаются проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок, выделяемый из земель сельскохозяйственного назначения. Закон вступил в силу 30 марта 2018 года, и с этого момента общее собрание проводится по новым правилам. Что же изменилось? В России сегодня повсеместно идёт процесс выделения участков из земельных наделов, принадлежащих в советскую эпоху колхозам, совхозам и тому подобным совместным формам организации коллективной сельскохозяйственной деятельности. Земли выделяют бывшие колхозники, получившие когда-то условную долю, чтобы стать полноправным владельцем и вести работы на этой земле. Выделяют участки и индивидуальные предприниматели, фермеры. Но на несколько порядков больше территории таких земель осваивают агропредприятия, гиганты отрасли, выделяя и скупая обширные участки из земель сельскохозяйственного назначения различных видов разрешенного использования для сельхозпроизводства в региональных и федеральных масштабах. И для того чтобы запустить процесс выделения таких земель и оформления их в собственность, и необходимо провести общее собрание дольщиков. Трудно сказать, что именно вызвало необходимость менять правила проведения общего собрания владельцев условных земельных долей в составе бывших колхозных земель. По мнению некоторых аналитиков, причиной стала потребность в регулировании ставших российскими крымских земель, где долевое владение земельным участком сельскохозяйственного назначения распространено больше, чем в других регионах. Исторически сложившееся совместное использование земли позволяет соблюсти интересы отдельных владельцев долей и одновременно побуждает их использовать земельные участки в соответствии с их назначением. И, поскольку управлять такой землей довольно сложно из-за большого количества собственников, потребовалось внести изменения в регламентацию. По мнению законодателей, документ призван оптимизировать действующий механизм управления такими участками. В частности: - установлены сроки уведомления органом местного самоуправления участников общей долевой собственности о проведении повторного общего собрания; - введены ограничения по включению ряда вопросов в повестку дня общего собрания; - запрещено принятие общим собранием решений по вопросам, не включенным в повестку дня общего собрания; - увеличен кворум общего собрания - с 20% до 50% от общего числа участников долевой собственности; - определены правила проведения повторного общего собрания участников общей долевой собственности при признании первоначального общего собрания несостоявшимся; - на орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, возлагаются обязанности по размещению протокола общего собрания в сети Интернет. Мы перечислили основные положения нововведений, вступивших в силу с 30 марта 2018 года. Теперь рассмотрим подробнее, как предстоит действовать инициаторам и организаторам общих собраний и в чём отличие от прежнего порядка. Пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» гласит, что владение, пользование и распоряжение земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности более чем пяти лиц, осуществляются в соответствии с решением участников долевой собственности, которое принимается на общем собрании участников долевой собственности. В этой же статье, в пункте 3, приведён перечень решений, которые могут быть приняты на таком собрании. При этом до изменения закон позволял, во-первых, проводить собрание при участии всего 20 процентов дольщиков от общего их числа, а во-вторых собрание считалось действительным (состоявшимся), если способ указания размера земельной доли допускал сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50% таких долей. Поясним, что второе условие необходимо из-за того, что земельные доли отдельных случаях могли быть выражены по-разному – дробью или в гектарах, и если они выражены разными способами, то их трудно сопоставить. Поэтому собранию сначала приходилось утверждать порядок расчёта для выражения земельных долей каким-то одним способом – чтобы привести их к единому знаменателю. Но законодателей волновал прежде всего первый пункт: проведение собрания при столь ограниченном числе дольщиков (20 процентов) они сочли устаревшей нормой, противоречащей принципам демократии. Поскольку на собрании принимаются решения относительно всех участвующих в долевой собственности, одна пятая часть дольщиков больше не считается правомочной устанавливать какие-то правила для подавляющего большинства. Теперь на собрании должно присутствовать не менее половины от общего числа участников, то есть не менее 50 процентов. В противном случае собрание считается несостоявшимся и не вправе решать вопросы, вынесенные на повестку дня. С одной стороны, это логично. Но на деле выполнить это условие практически нереально. Мало того, что далеко не до всех дойдёт информация о проведении собрания, не все смогут явиться технически, не все заинтересованы в присутствии на данном процессе, так ещё и значительная часть бывших дольщиков попросту выбыла из списка живых. И закон, учитывая это, допускает, что при установленном условии такой кворум собрать не получится, поэтому в статье 14.1 появились новые пункты: п. 5.1 и 5.2. Они предусматривают возможность организовать собрание повторно, если необходимое число участников не явилось. То есть если раньше собрание, признанное несостоявшимся, давало зелёный свет на дальнейшие шаги процесса, то теперь инициаторам и организаторам предстоит проделать всё то же самое во второй раз. Для повторного проведения общего собрания прописаны несколько другие, более мягкие условия, в частности минимальное число явившихся на него дольщиков составляет уже 30 процентов. Однако повторно проводить собрание, признанное несостоявшимся, разрешено только по истечении двух месяцев с даты его первого проведения. И снова, как и в случае с первичным проведением, организаторы собрания (орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности) должны известить участников общедолевой собственности о проведении общего собрания, разместив соответствующее объявление в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, а на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в интернете (при его наличии). Но если при первичном проведении извещение должно быть опубликовано не позднее чем за 40 дней до даты проведения общего собрания, то при повторном этот срок составляет 30 дней. СООБЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЯ Согласно пункту 3 статьи 14 Закона, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: 1) дату и время проведения общего собрания; 2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; 3) повестку дня общего собрания; 4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 закона, а именно: 1) сведения о заказчике работ по подготовке проекта межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона; 2) сведения о кадастровом инженере, подготовившем проект межевания земельных участков, в том числе почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона; 3) кадастровый номер и адрес каждого исходного земельного участка; 4) порядок ознакомления с проектом межевания земельных участков, место или адрес, где с этим проектом можно ознакомиться со дня получения или опубликования извещения; 5) сроки и почтовый адрес для вручения или направления заинтересованными лицами предложений о доработке проекта межевания земельных участков после ознакомления с ним. О ПОВЕСТКЕ ДНЯ Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания, и не вправе изменять её в ходе проведения собрания: вносить неожиданно те вопросы, которые не указаны в публикации о проведении собрания, но представляют для отдельных лиц особый интерес. Кроме того, не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены пп. 7, 8 и 10 п. 3 ст. 14 Федерального закона № 101-ФЗ, если решение по ним принято менее трех месяцев назад, а именно: 1) об условиях договора аренды земельного участка, находящегося в долевой собственности; 2) об условиях установления частного сервитута в отношении земельного участка, находящегося в долевой собственности; 3) о заключении соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, об отказе заключить соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд либо о предложениях об изменении условий соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения. И ещё одно важное нововведение: теперь установлено, что при наличии на повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение и за всю повестку дня голосовать целиком одним решением нельзя. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В день проведения общего собрания следует зарегистрировать всех явившихся участников в рамках указанного в публикации интервала времени. Участники собрания должны иметь при себе: документ, удостоверяющий личность; документ, удостоверяющий право на земельную долю; в случае присутствия представителя вместо собственника тот должен иметь с собой доверенность, заверенную нотариально. В обязательном порядке на общем собрании должно присутствовать уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления (УДЛ). Изменения в закон расширили его полномочия. Так, участвуя в организации и проведении общего собрания, такое лицо должно будет, в частности, осуществлять проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям указанного Закона. Ему же следует разъяснять участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания. Именно УДЛ является председателем собрания, избрание другого председателя закон не допускает, поэтому отсутствие этого представителя от органа местного самоуправления считается недопустимым (а собрание без него – недействительным). После регистрации необходимо решить вопрос о кворуме: – если доля выражена в виде простой правильной доли, для подсчета кворума следует суммировать доли присутствующих и, если в сумме оказалось более 50% долей, осбрание признаётся правомочным (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов); – если доля выражена иным способом (гектары и т.п.), участников нужно считать «по головам». Пайщиков должно быть не меньше 50 процентов от их общего количества (при повторном проведении ранее несостоявшегося собрания – не менее 30 процентов). Если кворум признан состоявшимся, поочерёдно ставятся на голосование все вопросы, указанные в предварительно опубликованной повестке дня. Решения принимаются открытым голосованием. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство. ОФОРМЛЕНИЕ ИТОГОВ Принятые общим собранием решения оформляются протоколом за подписью председателя собрания (он же – уполномоченное должностное лицо от органа местного самоуправления) и секретаря собрания. К протоколу должен прилагаться список присутствующих участников собрания и реквизиты документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Участники собрания должны расписаться напротив своих фамилий. Данный документ составляется в двух экземплярах, один из которых забирает организатор общего собрания, второй должен храниться у УДЛ органа местного самоуправления. Орган местного самоуправления обязан выдавать копию протокола или выписки из него в течение трёх дней любому заинтересованному лицу. За такой документ обратившемуся в ОМС следует заплатить сумму, покрывающую расходы на изготовление выписки или копии. После проведения собрания в срок до 10 дней орган местного самоуправления размещает протокол собрания на своем сайте (при его наличии) и на информационных щитах, находящихся на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

4.1. Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

(см. текст в предыдущей редакции)

5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.

(см. текст в предыдущей редакции)

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) осуществляет проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;

2) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

3) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

4) обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона к порядку проведения общего собрания;

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, размещает протокол общего собрания на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не позднее десяти дней после даты проведения общего собрания.

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.

УТВЕРЖДАЮ
Вице-губернатор Ленинградской области -
председатель Ленинградского
областного комитета по управлению
государственным имуществом
А.Ю.Дрозденко
23 августа 2004 года

Раздел 1. Общие положения

Общие положения

1.1. Настоящий примерный порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации , Земельным кодексом Российской Федерации , Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и областным законом от 31 мая 2004 года N 29-оз "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Ленинградской области" .

1.2. Примерный порядок носит рекомендательный характер и определяет общие принципы организации и проведения общего собрания участников долевой собственности, а также владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности.

Раздел 2. Порядок подготовки и созыва общего собрания участников

Порядок подготовки и созыва общего собрания участников
общей долевой собственности на земельный участок

2.1. Участник (участники) общей долевой собственности на земельный участок вправе инициировать созыв общего собрания участников общей долевой собственности с предложенной ими повесткой дня такого собрания. Повестка дня каждого общего собрания участников общей долевой собственности в обязательном порядке должна включать в себя следующие вопросы:

1) избрание председателя собрания и секретаря собрания;

2) формирование счетной комиссии.

2.2. К компетенции общего собрания участников общей долевой собственности относится решение следующих вопросов:

1) порядок владения земельным участком, находящимся в общей долевой собственности;

2) порядок пользования земельным участком, находящимся в общей долевой собственности;

3) решение вопроса о местоположении части земельного участка, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок.

2.3. Участник (участники) общей долевой собственности, инициирующие созыв общего собрания участников общей долевой собственности, обязаны уведомить всех остальных участников общей долевой собственности о предстоящем собрании, не менее чем за один месяц до даты предполагаемого его проведения. Каждый участник общей долевой собственности уведомляется о предстоящем собрании непосредственно под расписку, либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо телеграммой, либо путем опубликования сообщения в средствах массовой информации, в котором публикуются официальные нормативные правовые акты органов местного самоуправления по местонахождению земельного участка.

2.4. В уведомлении обязательно должны быть указаны дата, время, место (адрес) проведения общего собрания участников общей долевой собственности, время начала и окончания регистрации участников общей долевой собственности, предлагаемая повестка дня, адрес для направления корреспонденции участнику (участникам), инициирующим общее собрание.

Также в уведомлении должно быть указано, где и в какое время можно ознакомиться с информацией и материалами, подлежащими представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию, и ответственное лицо, к которому за данной информацией и материалами можно обратиться.

2.5. Общее собрание участников общей долевой собственности проводится в поселении, где находится земельный участок.

2.6. К информации и материалам, подлежащим представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию, относятся документы, содержащие сведения о повестке дня общего собрания, а также предложения по существу предлагаемых к рассмотрению вопросов.

2.7. Участник (участники), инициирующие созыв общего собрания участников общей долевой собственности, обязаны представить информацию и материалы, подлежащие представлению участникам общей долевой собственности при подготовке к общему собранию. Информация и материалы должны представляться ответственным лицом в помещении по адресу, указанному в уведомлении о проведении общего собрания участников общей долевой собственности.

Раздел 3. Порядок проведения общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок

Порядок проведения общего собрания участников
общей долевой собственности на земельный участок

3.1. Проведение общего собрания начинается с регистрации участников общей долевой собственности. Регистрация участников общей долевой собственности, участвующих в общем собрании, должна осуществляться по адресу места проведения общего собрания.

3.2. Право на участие в общем собрании участников общей долевой собственности на земельный участок реализуется участником лично или через своего представителя. Каждый участник общей долевой собственности, пришедший на собрание, должен представить оригинал свидетельства о праве собственности на земельную долю, паспорт (или иной документ, его заменяющий). В случае если участник долевой собственности действует через представителя, последний должен представить паспорт и доверенность, которая должна соответствовать требованиям статьи 185 Гражданского кодекса Российской Федерации .

3.3. При условии надлежащего уведомления общее собрание участников общей долевой собственности считается правомочным, если на нем присутствует не менее 20 процентов участников общей долевой собственности. Решение принимается большинством не менее двух третей голосов от числа присутствующих на общем собрании участников общей долевой собственности.

3.4. В случае если участник общей долевой собственности или его представитель не зарегистрируются, их голоса при голосовании не учитываются.

3.5. Общее собрание открывается, если ко времени начала его проведения имеется кворум. В случае если кворума нет, общее собрание считается несостоявшимся.

3.6. Общее собрание участников общей долевой собственности открывает один из участников общей долевой собственности, являющийся инициатором проведения собрания, который ставит на голосование вопросы об избрании председателя и секретаря общего собрания. После избрания председателя собрания и секретаря собрания председатель собрания ведет общее собрание участников общей долевой собственности, а ведение и изготовление протокола возлагается на секретаря собрания.

3.8. Голосование по вопросам повестки дня общего собрания общей долевой собственности осуществляется бюллетенями для голосования. Бюллетень (бюллетени) для голосования должны быть вручены под роспись каждому участнику общей долевой собственности, пришедшему на общее собрание.

3.9. В бюллетени должны быть указаны:

дата, место, время проведения общего собрания участников общей долевой собственности;

формулировки решений по каждому вопросу, голосование по которому осуществляется данным бюллетенем;

варианты голосования по каждому вопросу повестки дня, выраженные формулировками "за", "против" или "воздержался";

упоминание о том, что бюллетень для голосования должен быть подписан участником общей долевой собственности.

3.10. При голосовании, осуществляемом бюллетенями для голосования, засчитываются голоса по тем вопросам, по которым голосующим оставлен только один из возможных вариантов голосования. Бюллетени для голосования, заполненные с нарушением вышеуказанного требования, а также бюллетени, не подписанные участником общей долевой собственности (или его представителем), признаются недействительными, и голоса по содержащимся в них вопросам не подсчитываются.

Раздел 4. Порядок владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности

Порядок владения и пользования земельным участком,
находящимся в долевой собственности

4.1. Владение и пользование земельным участком, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом. Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части земельного участка, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников долевой собственности соответствующей компенсации.

4.2. В случае обращения третьих лиц о предоставлении земельного участка во владение и пользование участник долевой собственности вправе, по решению общего собрания участников общей долевой собственности, в первоочередном порядке получить во владение и пользование земельный участок, превышающий размер его доли.

4.3. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по земельному участку, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

4.4. Плоды, продукция и доходы от использования земельного участка, находящегося в долевой собственности, поступают в состав общего имущества и распределяются между участниками долевой собственности соразмерно их долям.

4.5. Решение о предоставлении земельного участка третьим лицам в аренду, доверительное управление, залог, безвозмездное пользование принимается числом голосов участников долевой собственности, указанным в п.3.3 раздела 3.

4.6. Участники долевой собственности могут делегировать полномочия на заключение соглашений, указанных в п.4.5 раздела 4, участнику долевой собственности, выступившему инициатором поведения собрания, либо третьему лицу.

4.7. Решение об утверждении местоположения части участка, в границах которого в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, принимается общим собранием участников долевой собственности в порядке, указанном в разделе 3.

Статья 14.1. Общее собрание участников долевой собственности

1. Общее собрание участников долевой собственности (далее - общее собрание) проводится по предложению участника долевой собственности, либо лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, либо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Общее собрание принимает решения по вопросам, указанным в пункте 3 статьи 14

2. Участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещения такого сообщения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания, а в случае проведения повторного общего собрания - не позднее чем за тридцать дней до дня его проведения. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. О проведении общего собрания по предложению участника долевой собственности или лиц, использующих находящийся в долевой собственности земельный участок в целях производства сельскохозяйственной продукции, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, уведомляется в письменной форме.

3. Указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать:

1) дату и время проведения общего собрания;

2) адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности;

3) повестку дня общего собрания;

4) адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.

4. Если в предлагаемую повестку дня общего собрания включаются вопросы об утверждении проекта межевания земельных участков, указанные в пункте 2 настоящей статьи сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать также информацию, предусмотренную пунктом 8 статьи 13.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена пунктом 4.1 с 30 марта 2018 г. - Федеральный закон

4.1. Общее собрание вправе принимать решения только по вопросам, которые включены в повестку дня общего собрания. Общее собрание не вправе изменять повестку дня общего собрания.

Не допускается включение в повестку дня общего собрания вопросов, которые предусмотрены подпунктами 7 , и 10 пункта 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, если решение по ним принято менее трех месяцев назад.

Решения общего собрания, отменяющие и (или) изменяющие ранее принятые решения общего собрания, должны содержать указание на такие решения.

5. Общее собрание считается правомочным в случае присутствия на нем участников долевой собственности, составляющих не менее чем 50 процентов их общего числа или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющих более чем 50 процентами таких долей.

Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена пунктом 5.1 с 30 марта 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

5.1. В случае, если общее собрание не состоялось в связи с тем, что количества участников долевой собственности, необходимого для обеспечения его правомочности, недостаточно в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, повторное общее собрание с той же повесткой дня считается правомочным, если на нем присутствуют участники долевой собственности, составляющие не менее чем 30 процентов их общего числа, или, если способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на земельный участок, владеющие более чем 50 процентами таких долей.

Информация об изменениях:

Статья 14.1 дополнена пунктом 5.2 с 30 марта 2018 г. - Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 447-ФЗ

5.2. Повторное общее собрание участников долевой собственности может быть проведено не позднее двух месяцев после несостоявшегося общего собрания.

С даты опубликования органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, сообщения о проведении общего собрания в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи и до даты проведения этого общего собрания созыв и проведение общего собрания, повестка дня которого содержит аналогичные вопросы, не допускаются.

6. В случае, если количества участников долевой собственности на земельный участок, не включенных в утвержденный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, недостаточно для обеспечения правомочности общего собрания в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи, общее собрание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее чем 50 процентов общего числа участников долевой собственности на этот земельный участок, не включенных в указанный список.

7. Только лица, представившие документы, удостоверяющие личность, документы, удостоверяющие право на земельную долю, а также документы, подтверждающие полномочия этих лиц, могут принять участие в голосовании. Ответственность за обеспечение допуска к голосованию несет уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

8. Решения принимаются общим собранием открытым голосованием. При наличии в повестке дня общего собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение.

Решение считается принятым, если за него проголосовали участники общего собрания, владеющие в совокупности более чем 50 процентами долей общего числа долей собственников, присутствующих на общем собрании (при условии, что способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на этот земельный участок), или большинство участников общего собрания.

9. В целях проведения общего собрания орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, обеспечивает составление перечня участников долевой собственности (в случае его отсутствия), хранение такого перечня и предложений участников долевой собственности об изменении размеров земельных долей, выраженных единым способом в соответствии с положениями статьи 15 настоящего Федерального закона (если ранее данные доли были выражены разными способами), составление и хранение протоколов, иных документов общего собрания.

10. Уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, участвует в организации и проведении общего собрания, в том числе:

1) осуществляет проверку надлежащего извещения участников долевой собственности о проведении общего собрания и соответствия повестки дня общего собрания требованиям настоящего Федерального закона;

2) удостоверяет полномочия присутствующих на собрании лиц;

3) председательствует при открытии и ведении общего собрания, если иной председатель не будет избран;

4) обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона к порядку проведения общего собрания;

5) разъясняет участникам долевой собственности их права и обязанности при проведении общего собрания;

6) подписывает протокол общего собрания;

7) участвует в обсуждении вопросов с правом совещательного голоса.

11. Принятое общим собранием решение оформляется протоколом. Приложением к протоколу общего собрания является список присутствующих на нем участников долевой собственности на земельный участок с указанием реквизитов документов, удостоверяющих их права на земельные доли. Протокол подписывается председателем, секретарем общего собрания, уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, присутствовавшим на общем собрании.

12. Протокол общего собрания составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у лица, по требованию которого проводилось общее собрание. Второй экземпляр протокола общего собрания хранится в органе местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Копия утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков также передается на хранение в такой орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, размещает протокол общего собрания на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) и на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, не позднее десяти дней после даты проведения общего собрания.

13. Заверенные уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, выписки из протокола общего собрания или копии такого протокола, выписки из утвержденного решением общего собрания проекта межевания земельных участков или его копии выдаются любому заинтересованному лицу в трехдневный срок со дня обращения за плату в размере, покрывающем расходы на изготовление выписок и копий.