Что такое экономика? Экономика — что это такое простыми словами Изучение экономической деятельности.

Экономика – это наука, экономика – это умение вести хозяйство, причем любого размера от семейного до межгосударственного, экономика – это потребности, производство, прибыль, деньги, жизнь… Сегодня от того насколько каждый из нас найдет свое место в этой огромном и сложном мире экономики, настолько его жизнь будет радостной и красочной или нет. Каждый из нас независимо от профессии, вероисповедания, социальной ориентации может быть либо бедным, либо богатым, и от того насколько мы познаем, хотя бы элементарные законы экономики будет зависеть наша жизнь. Кто-то черпает эти знания из книг, кто-то приобретает их при помощи практики, а кто-то и просто с помощью интуиции – в любом случае эти знания вам пригодятся, ибо такова жизнь и ее важнейшая экономическая составляющая.

Экономика (от греч. oikonomikë, буквально- искусство ведения домашнего хозяйства) включает в себя: 1) совокупность производственных отношений, возникающих по поводу производства, присвоения, распределения, обмена и потребления; 2) мировое народное хозяйство, хозяйство страны или его части, территории, какой либо отрасли или вида производства, или семейного хозяйства;

3) отрасль науки, изучающая законы производственных отношений и их специфические стороны в экономической сфере общества, производство, присвоение и обмен, возможности развития всех видов хозяйств и удовлетворение человечества в его возрастающих потребностях.

Экономика образует основу всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества. Желания человека, его потребности движут развитием человечества, а они в большинстве своем требуют экономического вмешательства.

Экономическая теория занимает важное место и выполняет 4 важные функции: познавательную, методологическую, практическую и идеологическую. Методы изучения экономики характерны для многих иных наук: наблюдение, обработка полученных наблюдений посредством анализа и синтеза, индукция и дедукция, конструирование системы законов и категорий, проверка, проведение экспериментов, конструирование моделей, математическая формализация и т.д. Необходимо усвоить, что экономика относится к числу точных наук, хоть и является общественной, а потому большая часть ее законов, явлений, различных взаимосвязей вполне подается математической обработке, и может быть выражена математическими примерами и формулами.

Как и всякая наука, экономика начинается с аксиом, которые определяют ее основу, так сказать отправные точки.

Аксиома – положение, принимаемое без доказательства, как само собой разумеющееся, являющееся точной отсчета в науке .

Далее экономика определяется с основными категориями, понятиями, после чего выявляет различные взаимосвязи между ними, явления вызываемые ими, устанавливает законы, анализирует и делает определенные выводы, которые помогают руководству управлять процессами экономики, а нам с вами правильно ориентироваться в ее бушующем море.

По своей обширности экономику принято разделять на: 1) мегаэкономику – экономику, охватывающую весь мир или его часть; 2) макроэкономику – это экономика государства; 3) мезоэкономику – это экономика отдельной отрасли государства, либо какой-нибудь его территории; 4) микроэкономику – экономика отдельного предприятия, организации, частного предпринимателя, нанимающего работников и 5) наноэкономику – это экономка семьи или отдельного человека. Пятый раздел экономики, к сожалению в учебниках обычно не рассматривается, хотя львиная доля наноэкономики по сути определяет экономику всего мира. От экономического поведения семьи или отдельного человека, которые благодаря своим потребностям, в первую очередь определяют общий спрос, а стало быть, и диктуют всему мировому хозяйству, что, когда и как делать. Многие экономисты подчас забывают, углубившись в свои гипотезы, что все производство человек создал для себя, своего же потребления, и экономика семьи и каждого из нас является определяющей, если не считать, конечно, экономику рабства или командно-административную.

Цель экономики – вечный поиск в наиболее рациональном использовании имеющихся в данный момент всех ресурсов для наиболее полного удовлетворения имеющихся на этот же момент потребностей человека. Для чего человек изучая экономику, находит в ней четкие взаимосвязи – законы, используя которые в своей практической деятельности, он и стремится к этой цели.

Закон - многократно проверенное и подтвержденное практически экономическое явление или процесс . Они выражают необходимые, устойчивые, регулярные зависимости между свойствами экономических категорий, явлений и процессов, являясь объективными. Утверждения о том, что ряд экономических законов историчны, то есть действуют только в определенных исторических условиях, не состоятельны, подобные утверждения лишь подчеркивают то, что речь идет о ложном законе. Сами по себе исторические условия, которые создает сам человек, не отменяют экономические законы, которые действуют вопреки историческим условиям, вынуждая человека менять эти самые условия, а не создавать для них «оправдательные» законы, как это наглядней всего было при социализме в СССР, где было придумано множество чисто идеологических лже законов, дабы оправдать тупиковую экономическую деятельность властей. В конечном счете, все законы экономики выявляют закономерности поведения, как отдельных лиц (человека, семьи), так и всех других хозяйствующих субъектов различного уровня для удовлетворения своих индивидуальных, групповых и общественных потребностей. Вот задачей государства как раз и является создание наилучших условий для осуществления этой возможности, при соблюдении, конечно, морально-этических, экологических, духовных и иных интересов большинства граждан.

Конечно, лучше всего экономику изучать, используя историко-логический подход, когда есть возможность прийти к правильному пониманию экономического закона или явления, как исторически, так и логически. В большинстве своем человек в истории с экономической точки зрения действовал всегда логично, руководствуясь, в принципе, только двумя мотивами: удовлетворить свою потребность или получить какую-либо иную выгоду от своих хозяйственных действий, то есть от своего труда, либо труда других.

Исторически весь период развития экономики можно разделить на экономику дообменную , при которой человек не знал такого понятия, как взаимовыгодный обмен, и экономику обменную , когда человек почувствовал выгодность правильного обмена. Только благодаря обмену и возможности взаимовыгодного разделения труда, человечество сделало большой шаг навстречу постоянному росту производительности труда, как индивидуальной, так и общественной. Благодаря возможности обмена человечество стало накапливать не только свои технические знания, но результаты труда, взращивать профессионалов, выделять специализацию своих хозяйств, что постоянно вело человечество к экономическому развитию.

Экономика сегодняшнего дня в большинстве своем, как между государствами, так и внутри стран – это экономика обменная, а вот внутри предприятий, различных торгово-производственных и промышленно-финансовых объединений – это экономика распределительная. При дальнейшем изучении экономики, мы увидим, что чем больше в экономике распределения, тем она медленнее развивается, вплоть до регресса. А вот, если в экономике преобладают обменные отношения, то она развивается быстро. Но, увы, чисто обменная экономика имеет также свои недостатки. Вот потому-то главнейшей задачей любого правительства является поиск «золотой серединки» между распределением и обменом в экономике. Сильное влияние государства в экономике – ее застой, полная свобода – множество социальных проблем.

Каждый изучающий экономику сегодня, должен правильно понимать и увязывать между собой, по крайней мере, основные аксиомы, категории, понятия и законы экономики. Не знание аксиом экономики ведет к изначальному неверному толкованию сути экономики. Неправильные толкования категорий ведет к неверному восприятию явлений в экономике, а ошибочное понимание законов или использование в своей практике ложных законов (кои, увы, существуют во многих учебниках) приводит к большим ошибкам при управлении экономикой страны, отрасли, объединения, предприятия. Эти ошибки могут привести к огромным излишним затратам, тупику в развитии, убыточности, социальным и экологическим проблемам.

История развития экономики как науки прошла большой путь, путь появления на свет множества экономических учений, гипотез, догм. Но, увы, не смотря на свой длительный путь развития, экономика и сегодня оказалась плохо изученной, особенно, как ни странно, в своей теоретической основе. Ни Аристотель, ни Д. Рикардо, ни А. Смит, ни К.Маркс, ни Д. Кейнс, ни многие другие так и не смогли показать и, тем более, доказать нам ответы на основные вопросы экономики. Основной ошибкой многих из них являлось то, что они в своих суждениях и методах уходили в субъективизм, принимая не доказанное за истину, защищая позицию какой-либо стороны экономического процесса, путая или ограничивая основные понятия экономики.

Вся экономика создана и создается интересами людей, как отдельных лиц, так и групп и целых сообществ. Поэтому в основе всего развития экономики всегда лежат интересы людей, а точнее их определенная выгода. Экономика без выгоды – это утопия.

Данный учебник теоретической экономики потому и написан с позиции выгоды каждого из нас. В этом учебнике вы не найдете ни одного закона, который не является таковым на самом деле. Задача учебника, хоть и теоретически, но научить желающих правильно мыслить экономически. Экономика наука хоть и общественная, но во многом является точной наукой, требующей такого же (математически обоснованного) подхода к доказательству тех или иных ее положений и законов, а не абстрактных суждений.

В данном учебнике вы увидите много элементарных арифметических примеров, указывающих на правильность суждений и доказанность того или иного явления или закона.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Потребности человека безмерны (чем больше у него есть, тем больше ему хочется).

В любое время, даже если вы обуты, одеты и имеете крышу над головой, вы мечтаете о чем-то еще: новом смартфоне, пятой паре туфель или заколке для галстука.

При этом финансовое положение не играет большой роли. Один желает получить билет в кино за 200 рублей, а другой — приобрести наручные часы за 1 млн долларов.

У нас общество потребления, и вокруг этого строится вся экономика . Но что это такое? ? Что она изучает? Давайте разбираться вместе.

Определение экономики и ее история

Экономика — это хозяйственная деятельность , направленная на удовлетворение потребностей людей и общества в целом путем создания и использования жизненных благ.

Кембриджский словарь дает определение экономики как системы торговли и промышленности, в которой используется богатство страны.

Также экономикой называется комплекс научных дисциплин , изучающих производство товаров и услуг, их распределение и потребление. В английском языке для определения экономической науки используется слово economics, а для системы хозяйствования – economy.

Пока кто-то занимается поставкой и распространением товаров и услуг существует и экономика. Ее развитие связано с развитием .

Как менялась экономика с годами

Древняя экономика была основана на натуральном хозяйстве . Основные потребности удовлетворялись за счет внутренних ресурсов. Обмен, если он существовал, происходил без посредства денег, путем простой меновой торговли. Общественное разделение труда отсутствовало или было мало развито. В чистом виде натуральное хозяйство было развито в доклассовом обществе.

По мере развития общества и роста разделения труда в городах, а порой и в сельских общинах появляется товарное производство . В средневековье обмен продуктами происходит через торговлю. В качестве валюты применяется серебро, бронза, медь, золото.

«Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда.»
К. Маркс

Капитал используется для захвата земель, чтобы затем вернуться в виде товаров. Появляются торговые предприятия и первые банки. Понимание, что такое экономика в тот период, прежде всего охватывало торговлю.

С развитием государственного управления, существующие в то время правительства стали пытаться контролировать торговлю . Они вводят таможенные пошлины. Начинают работать государственные секторы экономики. Крупные банкиры финансируют национальные проекты и войны.

С этого периода экономика становится национальной и рассматривается как хозяйственная деятельность граждан .

Привела к глубоким изменениям в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности, добыче, транспорте. Она затронула практически все аспекты повседневной жизни человека.

Система производства и разделения труда способствовала массовому выпуску товаров, что привело к бурному экономическому росту . Наступление Промышленной революции ознаменовало важный поворотный момент в истории человечества.

После двух войн и разрушительной Великой депрессии политики искали новые подходы к влиянию на экономические процессы. Вместо преобладающей раньше теории свободной торговли, правительства стали придерживаться точки зрения более жесткого контроля государства над рынками.

Путем манипулирования совокупным спросом государства стали смягчать экономические проблемы. Такая политика в конце 1950-х привела к новому экономическому росту Америки и стран Европы, получившему название экономического чуда.

На современном этапе развития все большую роль в экономических процессах приобретает «сектор услуг». Распространение интернет-технологий ведет к росту значения электронной коммерции и электронного бизнеса. Это приводит к размыванию границ между странами и появлению новых моделей экономик , отличающихся от традиционных.

Экономика как наука - что она изучает

«Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов».
Лоренс Питер

Зарождение экономической науки связано с ограниченностью ресурсов, используемых для получения благ. Невозможность удовлетворить безграничные потребности, ставит субъекты (домашние хозяйства, компании, государства) перед постоянным выбором:

  1. Что производить?
  2. Какие использовать технологии?
  3. Кого и как привлечь к производству?
  4. Для кого предназначены результаты работы?

Поиск эффективных путей расходования ресурсов для повышения благосостояния граждан и общества в целом – основная функция экономической науки.

Предметом изучения являются субъекты хозяйственной деятельности – люди, отдельные хозяйства и общество в целом. Поэтому экономику относят к социальным наукам . Economics или экономическая теория – это познание мотивов, действий людей в хозяйственной деятельности, формулирование законов хозяйствования.

По масштабу исследований выделяют макро- и микроэкономику. Микроэкономика фокусируется на индивидуальных потребителях и производителях. Это может быть человек, бизнес или государственная организация. изучает как люди торгуют друг с другом, как и предложение товаров.

Изучает закономерности на уровне отрасли, государства или мира в целом. Рассматриваемые темы включают в себя государственную фискальную или денежно-кредитную политику, уровень , изменения валового внутреннего продукта, бизнес-циклы, которые приводят к буму или спаду производства, депрессиям.

7 научных школ экономики перевернувших мир

«Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов».
Джон Кеннет Гэлбрейт

Экономика как наука прошла очень длинный путь. Считается, что слово «экономия» придумал древнегреческий поэт Гесиод (8-7 века до н.э.), который писал, что «для преодоления скудости труд, материалы и время должны быть правильно распределены».

В переводе с греческого термин обозначает «законы ведения домашнего хозяйства», от «ойкос» (οἶκος) — дом, имущество, хозяйство, и «номос» (νόμος) — правила, закон. Проблемы разделения труда, формирования стоимости, обращения денег, богатства, создания «идеального» общества рассматривали античные ученые. Аристотель считал экономику наукой о богатстве .

До наших дней дошел трактат «Экономика» (Ойкономика) афинского историка и политического деятеля Ксенофонта, в котором доказывается важность науки, а также описываются различные способы ведения хозяйства и земледелия.

1. Меркантилизм

Начальная теоретическая школа по экономике появилась в 15-17 веках н. э. и называлась . Меркантилисты приравняли богатство к деньгам. Представители этого направления предлагали богатство граждан и государства повышать накоплением золота и серебра.

Для достижения цели правителям рекомендовали расширять торговлю и копить драгметаллы в казне . Внешнеэкономический обмен последователи теории предлагали строить на принципах разорения соседей, увеличивая экспорт товаров и снижая импорт, тем самым привлекая зарубежное золото в страну.

2. Физиократия

Утверждения меркантилистов опроверг французский экономист Ф. Кенэ. Он основал новое учение – физиократию. Впрочем, сами последователи называли себя экономистами, а термин «физиократизм» («власть природы») введен в оборот позднее Адамом Смитом.

В отличие от меркантилистов, основой богатства страны эта школа считала сельское хозяйство .

Благосостояние государства увеличивается, если стоимость продукции, полученной в сельхозпроизводстве, превышает сумму продукции, потраченной для ее создания. То есть, растет так называемый «чистый продукт». Единственным производительным классом Кенэ считал земледельцев.

Хозяйственный процесс физиократы называли естественной гармонией, в которой нет места государству. Правительству не следовало вмешиваться в экономику, установив законы, которые бы не мешали течению «естественных законов природы».

3. Классическая школа (конец 17 – начало 18 вв)

С появлением классической школы экономическая теория приобретает статус научной дисциплины с названием политическая экономика . Классики свели в единое целое все, что изучает экономика, систематизировали положения, наблюдения, выводы, согласовали категории и понятия.

Первым экономистом в современном значении слова был шотландец Адам Смит (1723—1790). Он заложил основы трудовой теории стоимости и показал значение разделения труда как условия повышения производительности.

4. Марксизм

Карл Маркс и Фридрих Энгельс заложили теорию строительства справедливого общества без . основана на следующих принципах:

  1. средства производства принадлежат обществу, а не частным лицам;
  2. недопустима ;
  3. равная плата за труд;
  4. полная занятость.

Для формирования такой модели общества экономика должна полностью регулироваться из центра.

5. Маржинализм

Теория маржинализма сформировалась как ответная реакция на учение К. Маркса. Экономические закономерности изучаются с использованием крайних величин или состояний.

Отвергаются классические подходы к цене товара на основе затрат труда и других факторов. Ценность определяется полезностью продукта , то есть его способностью удовлетворять потребности потребителя.

6. Неоклассическая школа

Неоклассическая школа – это синтез идей классического направления и марженализма. В настоящее время учение преобладает среди западных экономистов.

7. Кейнсианство

Кейнсианство — теория государственного регулирования рынка. Последователи направления предлагают устранять неравномерность спроса и предложения путем изменения денежной наличной массы. Эти меры влияют на занятость, поток , валовый национальный продукт и способствуют преодолению экономических кризисов.

4 типа экономики используемых в мире

В зависимости от того, как решаются основные проблемы и кому принадлежат средства производства, принято выделять 4 вида экономики:

  1. традиционная;
  2. рыночная;
  3. командная (плановая);
  4. смешанная.

При традиционном укладе жизни земля и орудия производства принадлежат племени, а результаты труда распределяются по традициям, передающимся из поколения в поколение.

Такая экономика отторгает любые нововведения, производство ведется по отсталым технологиям с преобладанием ручного труда. Традиционная экономическая система сохранилась в некоторых отсталых странах Африки.

Рыночная экономика основана на частной собственности. Хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с личными интересами и регулируется механизмами рынка. Государство слабо влияет на экономические процессы.

При плановой экономике основные решения принимает власть. Хозяйствующие субъекты не заинтересованы в результатах труда и не имеют свободы выбора.

Смешанная экономика предполагает сочетание частной и государственной собственности. Недостатки рыночной системы сглаживаются государственным регулированием. Государство участвует в предоставлении социальных благ и услуг.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Макроэкономика: что это такое, чем отличается от микроэкономики и что она изучает (предмет исследования) Что такое структура - определение и виды Микроэкономика - что она изучает, назначение и примеры Постиндустриальное общество Что такое модернизация Что такое стагнация простым языком Что такое рынок - каковы его функции в экономике и какие виды рынков различают Что такое рецессия Факторы производства - что это, что к ним относится, факторные доходы и основные факторы производства в экономике Что такое инфляция (простым языком)

Экономика — это неотъемлемая часть жизнь современного мира. Она представляет собой хозяйственную деятельность общества (как и совокупность отношений, которые складываются в сфере производства, обмена, распределения и потребления).

По сути, экономика — это полноценная система отношений , которые рассматриваются с позиции понятия цены. Основная функция экономики — это создание таких благ, которые нужны для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. Без этих благ современное общество будет лишено возможности развиваться.

Именно экономика способна восполнить все потребности людей в момент, когда ресурсы ограничены.

Экономическая модель общества — это сложный механизм, позволяющий обеспечить нормальную жизнедеятельность каждого человека в отдельности и всего общества в целом.

Уровни и секторы экономики

Говоря о таком широком понятии, как «экономика», упоминают о делении различных экономических процессов на целый ряд уровней:

  1. Микроэкономический. Этот уровень охватывает отдельно взятое домохозяйство, компанию, отрасль производства или целый рынок.
  2. Макроэкономический уровень охватывает экономику целого государства или даже региона.
  3. Международный уровень охватывает сферу экономических взаимоотношений между разными государствами, политическими и экономическими союзами.
  4. Глобальный уровень рассматривает всю мировую экономику в целом.

Экономика делится на целые секторы. Первичным сектором экономики называют сельское хозяйство и рыболовство, а также добывающую промышленность и лесоводство. Вторичным сектором является строительная сфера и обрабатывающая промышленность.

Третичным сектором экономики называют сферу услуг. Некоторые эксперты в области экономики считают, что существует и четвертичный сектор экономики, который включает в себя информационные технологии, систему образования и различные исследования научного характера. Также четвертичный сектор включает в себя банковские (финансовые) услуги и всё, что не связано с производством, а лишь с его планированием или же организацией (так называемая «экономика знаний»).

Форма собственности тоже играет в экономике достаточно существенную роль. К примеру, выделяют частный и государственный сектор экономики. Если предприятие принадлежит частному лицу, то это частный сектор, а если же собственником предприятия является какая-либо государственная организация, то это уже часть государственного сектора экономики.

В зависимости от того, к какому виду экономической деятельности принадлежит тот либо иной объект, его относят либо к реальному сектору экономики, либо к непроизводственному или же финансовому.

Формы экономики

Формы экономики также бывают разными. Они подразделяются на четыре вида: рыночную форму, административно-командную, традиционную и смешанную.

Говоря об экономике, часто упоминают о понятии «экономический рост». Что же оно обозначает и для чего используется?

Экономический рост можно определить как увеличение количества произведённой продукции в экономике отдельно взятой страны за тот либо иной промежуток времени (к примеру, за одну неделю или месяц, квартал или год). В отличии от понятия «экономическое развитие», экономический рост является количественным показателем.

Для лучшего понимания этого термина следует разобраться с понятием «реальное производство». Что понимают под этим термином? Обычно под реальным производством понимают действительный (без влияния инфляции) валовой внутренний продукт, иногда под ним понимают реальный национальный продукт, который сокращённо называют ВНП. Также под «реальным производством» могут понимать и чистый национальный продукт или же национальный доход.

Экономический рост

Сам по себе экономический рост крайне тесно связан с повышением всего благосостояния общества. Это означает, что в подобном обществе должна расти продолжительность жизни, качество национальной медицины, уровень образования, сокращение продолжительности рабочего дня и многое другое.

Факторы роста экономики тоже различаются. Они могут быть как экстенсивными, так и интенсивными.

История экономики

История экономики насчитывает уже далеко не одно тысячелетие. Чем же различается экономика прошлого от экономики будущего и настоящего? Всё дело в уровне экономического развития. К примеру, в первобытном обществе экономический уровень был крайне низким. Это означало, что люди были обеспечены средствами потребления лишь для физического выживания. Никакой речь о комфортной жизни не шло.

Первоначально люди добывали еду охотой и тем, что называется собирательство. После неолитической революции всё изменилось, а люди с этого момента стали использовать животноводство и земледелие. Постепенное развитие общества стало причиной разделения труда. Тогда же появилось социальное неравенство, различные социальные классы и страны. Позже и рабовладение.

В скором времени получил развитие и товарообмен, сначала он осуществлялся в форме того, что называется бартер (натуральный обмен), однако в скором времени появились денежные средства. После этого появилась и торговля. Однако в обществе Древности и Средневековья натуральное хозяйство по-прежнему играло ведущую роль.

В те времена существовала и экономика, называвшаяся «дворцовой». Она была основана на совмещении планового хозяйства и натурального хозяйства. Плановое хозяйство в древности было необходимо для того, чтобы заниматься сооружением дворцов и других значимых архитектурных объектов (пирамиды и система ирригации).

Существенные изменения

После Эпохи великих географических открытий всё изменилось. Дело в том, что к этому времени сложилась полноценная мировая экономика, которая стала первопричиной так называемой Эпохи первоначального накопления.

Следующий значимый этап в мировой экономике — это промышленная революция. После неё большинство населения стран Западной Европы было занято уже не в сельском хозяйстве, а в промышленном производстве. Тогда же основной экономической системой и стал капитализм. Традиционное общество постепенно превратилось в современное, а аграрное общество стало обществом индустриальным.

В прошлом веке появился ещё один вид экономики — социалистический, однако он был характерен для слаборазвитых государств. В остальных странах капитализм продолжал своё развитие. Во второй половине прошлого века произошла и научно-техническая революция, после чего общество стран Запада из индустриального превратилось в постиндустриальное. Некоторые современные страны по-прежнему остаются индустриальными.

ЭКОНОМИКА

Слово «экономика» происходит от греческого oikonomike, что означало искусство ведения домашнего хозяйства. В настоящее время понятие «экономика» имеет несколько значений. Этим тер­мином обозначается хозяйство конкретной страны (российская экономика, американская экономика) или вся система мирового хозяйства (мировая экономика). Экономикой называется сово­купность общественных отношений в сфере производства, обме­на и распределения материальных благ. Под экономикой пони­мается также совокупность наук, изучающих отдельные стороны экономической сферы общества: экономическая теория, исто­рия экономики, экономическая статистика, финансы и кредит и т.д.

В широком смысле экономика - это наука об основах хозяй­ственной жизни общества. Под хозяйственной жизнью понимает­ся деятельность людей, связанная с обеспечением материальных условий их существования. Для получения материальных благ об­щество использует экономические ресурсы, которые в большин­стве случаев ограниченны, и поэтому их надо использовать как можно более эффективно. По словам лауреата Нобелевской пре­мии по экономике П.Самуэльсона в экономике существуют три ключевые задачи:

1) какие блага производить, и в каких количествах;

2) как производить блага, т.е. из каких ресурсов и с помощью какой технологии;

3) для кого производить блага.

Экономика рассматривает хозяйственную жизнь на двух уров­нях: микроэкономическом и макроэкономическом. Когда рассмат­риваются конкретные фирмы и домохозяйства, отдельные товары и ресурсы, отрасли и рынки, то это микроэкономический анализ , или микроэкономика . Когда речь идет об экономике в целом, то это макроэкономический анализ, или макроэкономика. Так, анализ выпуска конкретной продукции отдельными фирмами и даже всей отраслью - это микроэкономика. Анализ общего выпуска всех ви­дов продукции и ее реализации в стране и в мире - это макро­экономика.

Экономическое развитие каждой страны своеобразно. Оно от­личается уровнем технического развития, господствующими фор­мами собственности, объемом производимых материальных благ и т.д. Одним из критериев различия выступает понятие экономи­ческой системы - совокупности всех экономических процессов, со­вершающихся в обществе на основе сложившихся в нем отношений собственности и хозяйственного механизма.

На протяжении всей истории существования человечества в мире действовали различные типы экономических систем: тради­ ционная, административно-командная и рыночная. Последнюю можно разделить на рыночную экономику свободной конкуренции (чистый капитализм) и современную рыночную экономику (современный ка­питализм). Кроме того, переход бывших социалистических стран (России, стран - членов СНГ, стран Центральной и Восточной Европы, Китая) к рыночным отношениям привел к формирова­нию экономической системы переходного типа.



В каждой экономической системе, независимо от ее типа, пер­вичную роль играют производство, распределение, обмен и по­требление материальных благ. Производство - это процесс созда­ния различного рода экономических продуктов.Материальным про­изводством занимаются различные промышленные предприятия. Распределение связано с передачей материальных благ от одних субъек­тов к другим. Распределением занимаются специальные государ­ственные органы, например налоговая, таможенная службы, пра­вительство, которые изымают финансовые средства у одних лиц (в виде налогов) и передают их другим (в виде пенсий, пособий и т.д.). Обмен товаров происходит на рынке и осуществляется в боль­шинстве случает в виде купли-продажи. Потребление связано с при­обретением организациями и отдельными людьми товаров и услуг.

Отличительным чертами экономической системы выступают социально-экономические отношения, базирующиеся на сложивших­ся в каждой экономической системе формах собственности на эко­номические ресурсы и результаты хозяйственной деятельности, организационно-правовые формы хозяйственной деятельности и спо­собы регулирования экономической деятельности.

Отличительные особенности традиционной экономической сис­темы составляют крайне примитивная технология, связанная с первичной обработкой природных ресурсов, преобладание ручно­го труда и натуральною хозяйства. Все экономические проблемы решаются в соответствии со сложившимися в течение длительного времени обычаями, религиозными, племенными и другими тради­циями. Управление экономической жизнью осуществляется на уров­не общины или на основе предписаний вождей, рабовладельцев, феодалов.

Государство практически не вмешивается в экономическую жизнь, за исключением установления налогов и таможенных пошлин. С развитием товарно-денежных отношений государство уси­ливает свое влияние на обмен товаров, в первую очередь - во внешней торговле. Многие государства в XVII -XVIII вв., в том числе и Россия, проводили политику протекционизма и меркан­тилизма. Протекционизм выражался в поддержке отечественного производителя за счет снижения таможенных пошлин на вывози­мые товары и повышения сборов - на ввозимые из-за границы. Меркантилизм - это политика накопления денег в казне госу­дарства. Во многих странах она реализовывалась путем прямого запрета на вывоз денег за границу. Купец, продавший свой товар, должен был купить товар, произведенный в стране, и вывозить за границу его, а не деньги. Кроме того, накопление денег в государ­стве происходило за счет превышения вывоза из страны товаров над их ввозом.

Традиционная экономическая система существовала многие столетия. Хозяйство первобытного общества, рабовладельческих и феодальных государств развивалось в рамках традиционной эко­номической системы.

Административно-командная система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств. Ее характерные черты - государственная собственность практиче­ски на все экономические ресурсы, сильная централизация и бю­рократизация экономики, плановая система хозяйства. Все пред­приятия управлялись из единого центра, что сводило на нет их самостоятельность. Государство полностью контролировало произ­водство и распределение продукции, в результате чего исключа­лись свободные рыночные отношения. Руководство хозяйственной деятельностью осуществлялось с помощью административно-ко­мандных методов, что снижало материальную заинтересованность работников в результатах своего труда. Отсутствие конкуренции объективно не позволяло внедрять научные разработки и новин­ки техники. Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия не­посредственных производителей и потребителей. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствовавшими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса. В итоге все недостатки административно-командной экономической системы вызвали потребность в экономических реформах.

Рыночная экономика свободной конкуренции (чистый капита­лизм) сложилась в XVIII в. и прекратила свое существование в конце XIX - первой половине XX в. Ее отличительными чертами были частная собственность на экономические ресурсы, свобод­ная конкуренция, наличие множества самостоятельно действую­щих субъектов экономической деятельности. Одна из главных пред­посылок чистого капитализма - личная свобода всех участников

экономической деятельности, т.е. не только капиталиста-предпри­нимателя, но и наемного работника. Решающим условием эконо­мического прогресса стали свобода предпринимательской деятель­ности тех, кто имел капитал, и свобода наемного работника про­давать свою рабочую силу. Товаропроизводители самостоятельно решали проблему распределения всех ресурсов, производя те то­вары, которые пользовались спросом на рынке. Таким образом, рынок, прежде всего через цены, координировал деятельность миллионов людей. Предприниматели стремились получать вес боль­ший доход (прибыль), экономно используя природные, трудовые ресурсы, капитал, знания. Все это служило мощным стимулом развития и совершенствования производства. В то же время жест­кая конкуренция часто приводила к разорению многих предпри­нимателей, в результате чего на рынке оставались наиболее круп­ные субъекты, монополизировавшие ту или иную сферу эконо­мики. Получение сверхприбыли монополистами часто происходило за счет снижения жизненного уровня наемных работников и ог­рабления колоний.

Современная рыночная экономика (современный капитализм) оказалась наиболее гибкой по сравнению с предшествовавшими экономическими системами. Ее характерными чертами выступа­ют многообразие форм собственности, развитие научно-техни­ческого прогресса, усиление влияния государства на экономику, в первую очередь при решении социальных вопросов.

В современной рыночной экономике сфера услуг преобладает над сферой потребления. Усиливаются требования к образованию и квалификации работников. Повышается внимание к охране ок­ружающей среды, внедрению безотходных способов производства. Увеличивается число малых предприятий во всех сферах эконо­мики, что способствует многообразию товаров и услуг. Полем эко­номической деятельности становится весь мир, складывается ми­ровой рынок, мировая экономическая система.

В рамках каждой экономической системы существуют нацио­нальные модели, отличающиеся своеобразием исторических, на­циональных, социальных факторов. Так, для административно-командной системы характерны советская модель, китайская мо­дель и др.

Современной рыночной системе также свойственно разнооб­разие моделей. Американская модель основана на высоком уровне производительности груда и массовой ориентации на достижение личного успеха. Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения (шведский соци­ализм). Японская модель характеризуется высокой производитель­ностью труда и использованием достижений научно-технического прогресса, за счет чего обеспечиваются снижение себестоимо­сти продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Российская экономическая система может быть отнесена к пере­ходному типу. После длительного господства административно-ко­мандной системы в экономике России на рубеже 1980-1990-х гг. начался переход к рыночным отношениям. Российская экономика отличалась высокой степенью огосударствления, отсутствием ча­стного сектора, ведущей ролью военно-промышленного комплек­са, неконкурентоспособностью большей части промышленности и сельского хозяйства.

В этих условиях была поставлена задача формирования эффек­тивной рыночной экономики с сильной социальной ориентаци­ей. Для этого надо было создать условия для становления частной собственности и развития конкурентной среды, обеспечить соци­альную защиту населения при переходе к рынку. Эти задачи не были полностью решены. Разгосударствление собственности (при­ватизация) проходило с серьезными нарушениями, повлекшими падение производства и снижение уровня жизни большинства на­селения. Нестабильное положение экономики, пополнение бюд­жета за счет вывоза сырья приводило к кризисам (например, в 1998 г.).

В настоящее время идет процесс стабилизации российской эко­номики. С нарастающими темпами развивается производство. Оте­чественные товары все более вытесняют импортные. Постепенно повышается уровень жизни населения. Однако не преодолен еще кризис сельского хозяйства. Неравномерен процесс экономиче­ского развития в разных регионах страны. Большую проблему пред­ставляют высокая степень криминализации экономики, укрыва­ние доходов, неуплата налогов и т.д., что ведет к разрастанию так называемой «теневой» экономики. Все это сдерживает развитие свободных рыночных отношений.

Вопросы и задания

1. Какие значения имеет понятие «экономика»?

2. Каковы задачи экономики?

3. В чем состоит отличие микроэкономики от макроэкономики?

4. Какую роль и экономике играют производство, распределение, об­мен и потребление?

5. Какие существуют типы экономических систем? Дайте развернутую
характеристику каждой из них.

6. В чем состоят основные черты современной рыночной экономики?

7. В чем состоят положительные и отрицательные черты современной российской экономики?

8. Ознакомьтесь с материалами средств массовой информации. Сде­лайте вывод о перспективах развития экономики России.

Термин «экономика» означает в буквальном переводе с греческого «домоводство, законы ведения домашнего хозяйства» («ойкос» – домохозяйство, «номос» – закон). Позже значение этого термина было сильно расширено, и в наши дни под экономикой понимают управление хозяйством не только семьи, но и фирмы, отрасли, государства или группы государств, мира в целом.

Общественную науку, которая изучает объективные законы хозяйственной деятельности, тоже в настоящее время называют «экономикой».

Основные компоненты экономической деятельности.

Экономика как сфера деятельности людей представляет собой связанное с затратами ресурсов производство потребительских благ – всего того, что увеличивает благосостояние, удовлетворяя различные потребности людей.

Главной целью экономической деятельности является удовлетворение потребностей .

Наиболее известная классификация потребностей людей разработана американским психологом А.Маслоу (рис. 1). В его схеме потребности сгруппированы в порядке восхождения от первичных (внизу «пирамиды» потребностей) к высшим (на «вершине» пирамиды).

Некоторые современные обществоведы предлагают более укрупненную классификацию, выделяя три основных типа потребностей людей:

элементарные потребности (в пище, одежде, жилище);

потребности в общих условиях жизнедеятельности (в здоровье, в образовании, в культуре, в передвижении в пространстве, в личной безопасности);

потребности в деятельности (в труде, в семейно-бытовой деятельности, в досуге).

Степень развития и удовлетворения потребностей людей оценивается при помощи системы показателей благосостояния (табл. 1).

Если удовлетворение элементарных потребностей можно однозначно измерить при помощи таких показателей как, например, объем и структура потребления различных товаров и услуг, то удовлетворение более «возвышенных» потребностей оценить гораздо сложнее. К числу характеристик удовлетворения потребностей в деятельности, относится, в частности, мотивация человека, т.е. мотивы, которые побуждают человека к данному виду деятельности (работает ли он ради куска хлеба или видит в работе способ творческой самореализации). Очевидно, что измерить этот фактор очень трудно.

Наиболее обобщающими показателями благосостояния считают среднюю продолжительность предстоящей жизни и среднедушевой доход.

Таблица 1. Потребности и основные показатели благосостояния
Таблица 1. ПОТРЕБНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ
Структура потребностей Основные показатели благосостояния
Элементарные потребности
– Потребности в пище
– Потребности в одежде
– Потребности в жилье
– Средняя продолжительность предстоящей жизни
– Среднедушевой семейный доход
– Богатство семьи (недвижимость, предметы длительного пользования, финансовые активы)
– Объем и структура потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров кратковременного пользования, услуг
– Обеспеченность жильем, его комфортность
Потребности в общих условиях жизни
– Потребность в здоровье
– Потребность в образовании и культуре
– Потребности в передвижении в пространстве
– Потребности в личной безопасности
– Показатели развития материальной базы
отраслей социальной инфраструктуры
– Контингент обслуживаемого населения
Потребности в деятельности
– Потребность в трудe
– Потребность в семейно-бытовой деятельности
– Потребность в досуге
– Наличие работы, содержание и условия труда
– Продолжительность, интенсивность труда трудовая мотивация и удовлетворенность трудом
– Затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми
– Структура видов домашнего труда
– Мотивация семейно-бытовой деятельности и удовлетворенность ею
– Продолжительность и структура досуга (свободного времени)
– Мотивация досуга и удовлетворенность им

Для удовлетворения своих потребностей люди потребляют блага – как материальные (например, хлеб или бензин), так и нематериальные (например, театральное зрелище или «ноу-хау»). Одни блага предназначены для окончательного потребления (хлеб, услуги театра), другие блага являются ресурсами, необходимыми для производства окончательно потребляемых благ (бензин, «ноу-хау»).

Некоторые блага являются практически неограниченными (как, например, свежий воздух). Однако большинство благ ограничены – их не хватает для полного удовлетворения существующих в данный момент потребностей людей. Эту вторую категорию благ называют экономическими благами , и экономическая деятельность как раз направлена на увеличение их количества и качества.

В условиях рыночного хозяйства большинство экономических благ (но не все) становятся товарами. Товар – это продукт труда, произведенный не для собственного потребления, а для обмена на другие товары, для продажи на рынке.

Для понимания того, какие именно экономические блага становятся товарами, надо обратить внимание еще на два приема их классификации: как потребляются те или иные блага – индивидуально (как хлеб) или коллективно (как телевизионная передача), можно ли исключать из потребления уклоняющихся от уплаты «зайцев» (например, услугами сил правопорядка пользуются все – и исправные налогоплательщики, и уклоняющиеся от уплаты налогов, – в то время как в театр возможен вход только строго по купленным билетам).

Согласно этим двум критериям выделяют четыре типа потребляемых людьми экономических благ – частные, общие, квазиобщественные и общественные (табл. 2).

Товарами становятся в основном частные блага, поскольку здесь продавец и покупатель непосредственно общаются лицом к лицу. Чтобы сделать товарами общие и квазиобщественные блага, государство должно обеспечить некоторые специальные условия (например, юридически закрепить исключительные прав собственности на разработку полезных ископаемых или на исполнение театральных спектаклей). Что же касается общественных благ, то рынок с их производством принципиально справиться не может, поэтому производство этих благ государство вынуждено брать на себя.

Чтобы производить экономические блага, необходимо использовать ресурсы (факторы производства, производительные силы). Принято выделять пять основных видов ресурсов – труд, земля (естественные ресурсы), капитал (искусственно созданные материальные ресурсы), предпринимательские (организаторские) способности, информация.

Труд (рабочая сила) – это физические и умственные способности, а также умение и желание работника использовать свои способности. Особенность человеческого фактора производства заключается в том, что работник является одновременно и ресурсом, и потребителем. Работая, он создает блага для удовлетворения и развития своих же потребностей. Поэтому здоровье, образование, квалификация работника, содержание его труда и отношение к нему являются показателями и благосостояния, и качества рабочей силы.

«Землей » называют все естественные ресурсы, предоставляемые природой. К ним относят не только плодородную почву, но и лесные богатства, запасы полезных ископаемых, пресную воду и т.д.

Капитал – это все созданные людьми средства для производства экономических благ (машины, оборудование, сырье и т.д.). Речь идет прежде всего о материальном капитале, но в условиях развитого рыночного хозяйства капиталом становятся деньги и другие финансовые активы, на которые можно приобрести материальные капитальные ресурсы.

Предпринимательский (организаторский ) талант – это способность творчески руководить использованием всех остальных ресурсов, брать на себя ответственность и риск.

Первоначально экономисты говорили только о четырех видах ресурсов, но в 20 в. они стали выделять еще один фактор производства под названием «информация ». Это данные о новаторских приемах использования других ресурсов, выраженные, как правило, в знаковой форме (книжные тексты, программы для компьютеров). Если предпринимательский фактор неотрывно связан с личностью человека, то информация отделяется от ее создателя и может функционировать вполне самостоятельно (торговля патентами, «ноу-хау» и т.д.). В отличие от других ресурсов, информация может тиражироваться. «Если у меня есть рубль и у тебя есть рубль, то после обмена у каждого останется по рублю, – гласит пословица. – Но если у меня есть идея и у тебя есть идея, то, поменявшись ими, каждый будет иметь по две идеи».

Все перечисленные факторы производства существовали на протяжении практически всей человеческой истории (информация – с момента возникновения письменности). Однако их значение существенно менялось. В докапиталистических обществах главными факторами были физический труд и земля. При капитализме первенство перешло к капиталу и предпринимательству. С развертыванием НТР основное значение получают творческий труд («человеческий капитал») и информация.

Общие законы развития экономики.

Экономическая жизнь развивается по определенным экономическим законам. Экономические законы – это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи между экономическими процессами и явлениями. Например, обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него выражается в законе спроса. Экономические законы, как и другие законы общественной жизни, носят объективный характер – они действуют независимо от воли и желания людей.

Различают общие (универсальные) и специфические экономические законы.

Общие законы развития экономики – это те, что действуют на протяжении всей человеческой истории. Эти законы действовали в первобытной пещере, они действуют в современной фирме, они будут действовать и в космическом звездолете.

К числу наиболее общих законов хозяйственной жизни можно отнести следующие:

закон повышения потребностей;

закон прогрессивного экономического развития;

закон растущего разделения труда;

закон возрастания альтернативных издержек.

Развитие общества ведет к постепенному повышению потребностей. Это означает, что с течением времени у людей постоянно растет представление о том наборе потребляемых благ, который они считают «нормальным».

С одной стороны, растет стандарт каждого типа потребляемых благ. Например, первобытные люди желали, прежде всего, иметь много пищи. Современный же человек, как правило, озабочен не тем, чтобы не умереть от голода, а тем, чтобы его пища была вкусной и разнообразной.

С другой стороны, по мере удовлетворения чисто материальных потребностей (особенно, самых насущных) усиливается значимость духовных и социальных потребностей. Так, при выборе работы в современных развитых странах молодежь все сильнее озабочена не столько тем, чтобы получать высокую заработную плату (которая позволяла бы изысканно питаться и одеваться), сколько тем, чтобы работа носила творческий характер, позволяла самореализовываться.

Возвышение потребностей и рост производственных возможностей носят взаимосвязанный характер. Как отмечал английский экономист А.Маршалл , «...на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями; в дальнейшем каждый новый шаг вперед следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности...» (Маршалл А. Принципы экономической науки . Т.1. М.: Прогресс, 1993).

Стремясь удовлетворить все новые и новые потребности, люди совершенствуют производство – увеличивают количество, качество и ассортимент производимых экономических благ, повышают эффективность использования экономических ресурсов. Эти процессы называют прогрессивным экономическим развитием или экономическим прогрессом .

Если по поводу существования прогресса, например, в морали или в искусстве обществоведы спорят, то прогресс в экономический жизни ими не оспаривается. Действительно, современный человек живет гораздо благополучнее, чем его предки даже каких-нибудь сто лет назад. Это выражается не только в том, что он потребляет большее количество благ лучшего качества, но и в изменении приоритетов потребления (происходит «восхождение» по «пирамиде» Маслоу), повышении стабильности жизни людей (уменьшается влияние на жизнь людей негативных природных явлений – например, неурожаев).

Прогресса в экономическом развитии удается достигнуть путем развития разделения труда между членами общества.

Если различные люди будут производить не абсолютно все нужные им потребительские блага, а специализироваться на производстве лишь некоторых из них, то их общая производительность заметно возрастет. Но для того чтобы у каждого был полный набор всех необходимых благ, необходимо организовать между ними постоянный обмен различными благами.

Кривая производственных возможностей – это множество точек, каждая из которых соответствует возможной комбинации одновременного производства двух альтернативных благ при полном и наилучшем использовании всех ресурсов. Если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой А (или В, С, D), то все ресурсы будут использованы без остатка; если мы будем производить набор благ, обозначенный точкой G, то ресурсы будут использоваться не полностью (например, имеет место безработица, производственные мощности недогружены и т. д.). Точка, расположенная выше кривой производственных возможностей (скажем, точка F), обозначает такую комбинацию производимых благ, которая при существующем ресурсном потенциале в принципе недостижима.

Обладая в каждый данный момент ограниченными ресурсами, общество не может выйти за пределы границ производственных возможностей. Оно должно выбрать, сколько же именно пушек и масла ему лучше произвести. Можно производить только пушки и лишить общество масла («пушки вместо масла»), а можно все ресурсы общества использовать только для производства масла («перековать мечи на орала»). Практически общество выбирает обычно какой-то промежуточный вариант: за счет сокращения производства масла часть экономических ресурсов направляют на производство пушек.

Кривая производственных возможностей не является застывшей, она меняется с увеличением (или уменьшением) ресурсов. Когда наблюдается экономический рост (расширение и совершенствование производства), то кривая сдвигается вверх и вправо. Когда же экономика переживает кризис (как, например, в России начала 1990-х), то кривая сдвигается вниз и влево.

Модель кривой производственных возможностей является иллюстрацией закона возрастания альтернативных издержек. Под альтернативными издержками понимают упущенную выгоду, т.е. «цену» одного товара (блага), выраженную в альтернативном количестве другого товара (блага), от которого отказываются, делая выбор. Например, если мы увеличиваем производство пушек с 1 до 2 тыс. штук, то при данном ресурсном потенциале необходимо уменьшить производство масла с 9 до 8 млн. т. (движение от точки В к точке С). Следовательно, альтернативные издержки (альтернативная цена) этой тысячи пушек – 1 млн. т. масла. Однако величина альтернативных издержек не постоянна. Если ради производства 2-й тысячи пушек мы должны отказаться от 1 млн. т. масла, то ради производства 3-й тысячи – уже от 2 млн. т (движение от точки С к точке D).

Согласно закону возрастания альтернативных издержек, при увеличении производства одного товара неизбежно происходит увеличение его «цены», выраженной в другом, альтернативном товаре. Рост альтернативных издержек происходит из-за наличия специфических ресурсов, дающих высокую отдачу в одном виде производства, но низкую – в другом. Например, трудно ожидать, что конструктор пушек сможет успешно изобретать усовершенствования в производстве масла, а то оборудование, при помощи которого изготавливают масло, мало пригодно для изготовления пушек.

Помимо перечисленных, наиболее важных, есть и некоторые другие общие законы развития экономики.

Общие экономические законы показывают преемственность в хозяйственном развитии и позволяют рассматривать экономическое развитие человеческого общества как единый мировой процесс.

Закономерности долгосрочного развития экономики.

Наряду с общими экономическими законами в жизни общества проявляются и специфические экономические законы, которые действуют лишь в рамках определенного типа экономики и отражают особенности конкретного этапа развития общества. Например, закон спроса присущ только рыночной системе хозяйства. Этот закон не действовал в первобытном обществе, где еще не существовало никаких цен; вероятно, он не будет действовать и в посткапиталистическом обществе, где возникнут новые, нерыночные системы производства и распределения.

Специфические экономические законы отражают прерывистость в развитии, подчеркивают качественные различия в хозяйственной жизни людей разных исторических эпох и различных цивилизаций. Поэтому развитие экономики предстает как развитие экономических систем – специфических, отличающихся друг от друга совокупностей экономических отношений между участниками хозяйственной жизни. Разные экономические системы различаются между собой по своей идеологии, а также по своему подходу к решению проблем собственности на средства производства и по способу координации и управления экономической деятельностью.

Долговременная (многовековая) эволюция экономики объясняется теорией постиндустриального общества. Среднесрочные тенденции развития экономики в 20 в. лучше характеризуются концепцией смешанной экономики.

В СССР начиная с 1930-х при изучении макротенденций общественного развития разрешалось использовать только единственную, возведенную в догму концепцию пяти способов производства , объявленную высшим достижением марксистско-ленинского учения. Суть этой концепции заключается в том, что развитие общества рассматривается как чередование пяти все более прогрессивных социально-экономических систем, общественно-экономических формаций, от первобытной до грядущей коммунистической (рис. 3).

Основу общественно-экономической формации, по К.Марксу , составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Основные производственные отношения, по К.Марксу, – это отношения собственности. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в процессе социальной революции. Основой социальной революции является углубляющийся конфликт между вышедшими на новый уровень производительными силами общества и устаревшей системой производственных отношений. Революция приводит к смене господствующего класса. Победивший класс осуществляет преобразования во всех сферах общественной жизни, и таким образом создаются предпосылки для формирования новой системы социально-экономических, правовых и иных общественных отношений. Так образуется новая формация.

Советские марксисты выделяли пять стадий человеческой истории: доклассовая первобытнообщинная; три классовые (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая) и, наконец, бесклассовая (коммунистическая) формация, первым этапом которой является социализм.

Опирающаяся на некоторые идеи К.Маркса концепция пяти способов производства имеет свои сильные стороны. Она подчеркивает, что социально-экономический прогресс носит скачкообразный характер, когда постепенное накопление количественных изменений создает новое качество. Общественное развитие рассматривается при этом как диалектическое отрицание отрицания: коммунизм, как и первобытность, – бесклассовый строй, но это бесклассовость не примитивного общества, балансирующего на грани голодной смерти, а общества «по ту сторону материального производства».

У концепции пяти способов производства есть, однако, и слабые стороны. Большинство исследователей единодушны в том, что концепция пяти способов производства не может служить инструментом для правильного понимания эволюции внеевропейских цивилизаций. Наконец, вызывает сомнения правомерность использования понятия «коммунизм» (так, как его понимали в СССР) для характеристики перспектив хозяйственного развития.

С концепцией способов производства успешно конкурирует теория постиндустриального общества , популярная среди обществоведов Запада с 1960-х. Согласно этой теории (она опирается на идеи О.Тоффлера, Д.Белла и ряда иных социологов-экономистов), развитие общества рассматривается как смена трех социально-экономических систем. Доиндустриальное общество, индустриальное общество и постиндустриальное общество различаются по основным факторам производства, по ведущим сферам экономики и по главенствующим социальным группам (табл. 4).

Согласно теории постиндустриального общества, границами общественных систем являются социально-технологические революции: промышленная революция (рубеж 18–19 веков) отделяет индустриальное общество от доиндустриального, а научно-техническая революция (с 1960-х) знаменует переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Индустриальная система хозяйства победила в результате промышленной революции – массовой замены ручного труда машинным, в результате чего аграрное производство как базис экономики было вытеснено промышленностью. В развитых странах Запада с 1960-х развертывается научно-техническая революция (НТР), сущность которой – в интеллектуализации труда, в превращении науки в ведущий фактор развития общественного производства. Материальное производство как таковое (и аграрное, и промышленное) постепенно отходит на задний план, более важным становится производство наукоемких услуг. Поэтому часто синонимами понятию «постиндустриальное общество» служат такие выражения, как «информационное общество» и «сервисное общество». Современная экономика рассматривается при этом как переходная ступень от индустриального к постиндустриальному строю.

Созданная К.Марксом теория способов производства и развиваемая современными западными институционалистами теория постиндустриального общества при всех их различиях отнюдь не отрицают друг друга. Более того, обе они покоятся на сходных принципах: развитие экономики рассматривается как первооснова развития общества, само это развитие трактуется как прогрессивный и стадиальный процесс. Поэтому можно построить синтезную схему социально-экономического развития человеческого общества (рис. 4).

Основные теоретические идеи этой синтезной концепции таковы.

1. Есть три крупные фазы экономической эволюции – доиндустриальное общество (аграрная экономика), индустриальное общество (промышленная экономика) и постиндустриальное общество (информационная экономика, экономика досуга).

2. При более подробном анализе эволюция общества предстает как смена способов производства, каждому из которых присущи свои специфические производительные силы и производственные отношения. В недрах доиндустриального общества после разложения первобытного строя развиваются три различных способа производства, причем параллельно друг другу идут западный и восточный пути развития. Большинство раннеклассовых цивилизаций развивается по модели азиатского способа производства. Этот путь является тупиковым, развитие феодальных и тем более буржуазных отношений происходит здесь под влиянием извне, часто имеет обратимый характер. Как полагает большинство современных обществоведов, только развитие западноевропейской цивилизации (через античность и феодализм) создает предпосылки для возникновения индустриального общества, которому соответствует капиталистический способ производства.

3. Главными вехами экономического развития выступают три социально-технологические революции – неолитическая (переход к производящему хозяйству), промышленная (переход к механизированному производству) и научно-техническая (переход к наукоемкому производству).

4. Формы производства эволюционируют от преобладания натуральных отношений (в доиндустриальных обществах) через товарное (в индустриальном обществе) к планомерному производству (в постиндустриальном обществе).

Особенности современного экономического развития.

Теории способов производства и постиндустриального общества объясняют долговременные, многовековые тенденции социально-экономического развития. Чтобы понять закономерности современной эпохи, теорию-«телескоп» надо дополнить теорией-«микроскопом». Эту роль раньше играла концепция, согласно которой современный мир рассматривался как арена борьбы умирающего капитализма и зарождающегося социализма.

Основополагающие характеристики «капитализма» и «социализма» считались диаметрально противоположными, причем «мир капитала» изображался исключительно мрачными красками, а «мир труда» – напротив, только светлыми (рис. 5). Но и реальный «капитализм» и реальный «социализм» уже в 1970-х мало соответствовали тем признакам, которые считались определяющими для их характеристики. Поскольку концепция противостояния «капитализма» и «социализма» оказалась нежизненной, требовалась новая теория, которая помогла бы понять сущность мировых социально-экономических процессов конца 20 – начала 21 вв.

Такой новой концепцией стала теория смешанной экономики . Согласно этой теории, основным критерием классификации современных социально-экономических систем является механизм регулирования экономики. При таком подходе основные типы систем – это (табл. 5):

1) основанная на механизме «невидимой руки» классическая рыночная экономика,

2) основанная на директивном государственном планировании командная экономика,

3) смешанная экономика, синтезирующая наиболее эффективные черты двух других систем.

Классическая рыночная экономика (или чистый капитализм) есть пройденный этап развития общества: ее расцвет приходится на 19 в. Противоположностью рыночной экономике выступает экономика командного типа (военная экономика, фашистская экономика, экономика стран «реального социализма»). Для экономики командного типа характерно стремление государства полностью ликвидировать рыночную саморегуляцию, заменив ее правительственным всеобъемлющим регулированием. Командная экономика в условиях НТР столь же неэффективна, как и чисто рыночная.

Синтезом обеих этих взаимоотрицающих систем становится смешанная экономика. Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на сочетании рыночной саморегуляции и централизованного государственно-корпоративного регулирования, призванная укрепить эффективные стороны механизма «невидимой руки» и сгладить его негативные последствия.

Таблица 5. Основные характеристики экономических систем современной эпохи
Таблица 5. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
Основные характеристики рыночная экономика командная экономика смешанная экономика
Отношения собственности Частная собственность Государственная собственность Плюрализм отношений собственности при доминировании квазичастных форм
Субъекты экономики Множество мелких производителей Государство – единственный производитель Большое количество производителей различного масштаба при доминировании олигополистических структур
Хозяйственный механизм Рыночное саморегулирование Централизованное планирование Государственное и олигополистическое регулирование, дополняющее рыночную саморегуляцию

Зарождение элементов смешанной экономики относится еще к концу 19 в., а во второй половине 20 в. она стала основной концепцией развития во всех развитых странах. Противоборство сверхдержав, ожесточенное экономическое соперничество лидеров мирового хозяйства и развертывание НТР служили постоянными импульсами, стимулирующими государственное и корпоративное (внутрифирменное) регулирование рыночного хозяйства. В настоящее время хозяйственные системы практически всех развитых стран представляют собой различные модификации именно смешанной экономики. В то же время, несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие национальных моделей смешанной экономики, что объясняется в первую очередь различием национальных (региональных) экономико-культурных традиций.

Среди различных национальных моделей смешанной экономики выделяются три ее основные региональные разновидности, сложившиеся еще в 1970–1980-е: американская либеральная модель, для которой характерна минимизация государственного регулирования, которое базируется в основном на правовом регулировании хозяйственной жизни; западноевропейская социал-демократическая модель, акцентирующая внимание на социальной политике государства; японская патриархально-корпоративная модель, когда правительство занимается преимущественно стратегией экономического роста.

Если одни национальные модели смешанной экономики больше приближены к чисто рыночной модели, то другие – к командной (рис. 6). Американская либеральная модель ближе всего к чистой рыночной экономике. Напротив, в странах Западной Европы сильнее традиции государственного регулирования. Японская модель занимает промежуточное положение между американской и западноевропейской моделями.

Если хозяйства современных развитых стран называют смешанной экономикой, то при характеристике многих развивающихся стран (бывших стран «третьего мира») и особенно постсоциалистических обществ (включая Россию) чаще говорят о переходной экономике .

Экономика переходного типа формально имеет во многом те же черты, что и смешанная экономика (сочетание рынка с централизованным регулированием, многообразие форм собственности и типов хозяйства), но между ними есть принципиальное различие. Если смешанная экономика – это устойчивая система, где различные элементы взаимодополняют друг друга, то переходная экономика – это неустойчивое и постоянно изменяющееся состояние хозяйственной жизни, вызванное переходом от одной экономической системы к другой. Хотя это состояние очень болезненно, миновать его в процессе хозяйственной трансформации практически невозможно.

Изучение экономической деятельности.

Изучением законов экономической деятельности людей занимается экономическая наука.

В экономической науке существуют два различных подхода к определению ее предмета.

В советской политэкономии общепринятым было следующее определение: экономическая теория изучает производственные отношения – отношения между людьми, объективно складывающиеся в процессе производства. Такой социальный подход к определению предмета экономической науки характерен не только для марксизма, но и для такого современного течения экономической мысли Запада, как институционализм.

В большинстве учебных изданий, написанных в традициях неоклассического направления экономической мысли, экономическая теория определяется, однако, иначе – как наука, изучающая эффективное использование людьми ограниченных ресурсов для удовлетворения своих потребностей . Этот подход условно называют ресурсным , поскольку он рассматривает экономику не как отношения между людьми, а как отношение людей к ресурсам.

Социальный и ресурсный подходы к определению предмета экономической теории, казалось бы, показывают экономику в совершенно различных ракурсах (рис. 7), фиксируя внимание на разных экономических законах. Когда во главу угла ставится социальный подход, то внимание исследователя акцентируется на специфических законах экономики, на различиях между экономическими системами разных эпох и различных регионов. Если же превалирует ресурсный подход, то исследователь будет обращать основное внимание на общие законы, на универсальные черты, присущие экономической жизни всегда и везде.

Однако на самом деле оба подхода к определению предмета экономической теории не противостоят, а дополняют друг друга. Все экономисты сходятся во мнении, что важнейшими из ресурсов являются труд и предпринимательские способности – ресурсы, неразрывно связанные с личностью работника. Следовательно, отношение людей к ресурсам – это прежде всего их отношение друг к другу. Поэтому представители любого направления в экономической науке, желающие создать целостную теорию, обязательно обращают внимание (хотя и в разной степени) и на отношение людей к ресурсам, и на отношение людей друг к другу.

Можно попытаться дать синтезированное определение: экономическая теория – это наука, изучающая отношения между людьми, складывающиеся в процессе использования ими ограниченных ресурсов.

По своей структуре современная экономическая теория, изучающая главным образом закономерности рыночной системы хозяйства, делится на два основных раздела:

микроэкономика – изучение поведения отдельных хозяйствующих субъектов – людей и фирм;

макроэкономика – изучение функционирования экономики страны (или группы стран, или даже мирового хозяйства) как единого целого.

Выделяют четыре основные функции экономической теории (рис. 8).

1. Познавательная функция. Как всякая наука, экономическая теория имеет дело с объективными фактами, явлениями, процессами в сфере экономики. Их описание и анализ составляют познавательную функцию экономической теории.

2. Прогностическая функция. Познав процессы и явления текущего экономического развития, экономисты могут предсказывать будущее, экстраполируя наблюдаемые в данный момент тенденции.

3. Критическая (идеологическая) функция. Общественные науки (и экономика в том числе) не только констатируют существование определенных закономерностей в существующей общественной системе, но и дают ей определенную оценку. Экономическая теория, в частности, не просто описывает рыночное хозяйство, но и решает проблему, является ли эта экономическая система справедливой, нужно ли ее совершенствовать или менять.

4. Практическая (конструктивная) функция. Сформулировав представление о желаемом состоянии общества, экономисты затем ищут пути его достижения, активно участвуя в выработке и осуществлении экономической политики.

Эволюция экономической науки с древности до 20 века.

На протяжении нескольких тысячелетий своего развития экономическая наука не раз меняла и свое название, и основные объекты своих исследований.

Ни древний мир, ни эпоха феодализма не знали экономических концепций в строгом смысле слова. Весь период с древнейших времен до нового времени составляет предысторию экономических теорий, поскольку экономические знания были растворены в массе знаний о государстве, о морали, о практическом ведении хозяйства.

Первые элементы экономических научных знаний возникают вскоре после зарождения первых государств. В общественной мысли обществ древнего и средневекового Востока экономические проблемы анализировались в рамках науки о государстве. В античном обществе изучение экономических проблем выражалось в иной форме. С одной стороны, анализировался вопрос, как создать образцовое частное хозяйство, которое снабжало бы владельца всем необходимым или обеспечивало бы максимальный доход (работы Катона, Варона, Колумеллы). С другой стороны, ученые начали проявлять интерес и к чисто теоретическим проблемам экономики, не имеющим непосредственно прикладного значения. Зачатки экономической теории можно встретить у Аристотеля , который, например, впервые сформулировал проблему, над которой размышляли затем многие поколения экономистов – проблему стоимости (что определяет пропорции обмена товаров?).

В качестве вполне самостоятельной науки экономическая теория сложилась только в период возникновения капитализма, в 17–18 веках. До конца 19 века общепринятым названием экономической теории был термин «политическая экономия». Сам этот термин ввел французский мыслитель А. де Монкретьеном, который в 1615 опубликовал Трактат политической экономии . Политической экономией стали называть науку о государственном хозяйстве (или о хозяйстве общества), так как «политический» означает здесь «государственный» (от греч. «полития» – государство).

На заре капиталистического хозяйствования формируется первая экономическая школа – меркантилизм . Основные положения меркантилизма сводились к тому, что производство служит только условием для создания богатства, а непосредственным источником богатства служит сфера торговли, где произведенные товары превращаются в деньги. Именно в обращении и возникает прибыль. Внутри страны купля-продажа только перемещает богатство из рук в руки. Только внешняя торговля перемещает богатство из страны в страну. Поэтому надо как можно больше продавать за рубеж и не покупать иностранные товары.

В 18 в. меркантилисты подверглись критике со стороны классической политической экономии . В рамках этого направления выделяют две основные школы – французскую (физиократы) и английскую (А.Смит , Д.Рикардо).

Первая целостная теоретическая концепция экономической жизни была предложена школой физиократов , которая сформировалась во Франции в середине 18 в. Основатель учения физиократов, Ф.Кенэ , впервые подошел к обществу как к живому организму, считая, что у экономики есть свои законы естественного функционирования, не зависящие от воли и желания людей. Физиократы доказывали, что торговля лишь перемещает вещественные блага, а не создает их. Поэтому экономический анализ должен быть сфокусирован на сфере производства. В противовес меркантилистам физиократы отвергали государственное регулирование экономики. Именно с физиократов начинается история экономического либерализма.

Подлинный переворот в экономической науке был вызван публикацией в 1776 книги великого английского экономиста Адама Смита Богатство народов , где знания об экономике впервые были представлены в систематизированной форме.

А.Смит при объяснении экономических явлений использовал модель «человека экономического» , которая по сей день остается во многом фундаментом экономического мышления. В основе всех экономических процессов, по его мнению, лежит человеческий эгоизм. Общее благо стихийно складывается вследствие действий отдельных индивидуумов, каждый из которых стремится к рациональной максимизации своей выгоды. Отсюда вытекает концепция «невидимой руки рынка» . Согласно этой концепции, стремящийся преумножить лишь личное благосостояние индивид более эффективно служит в рыночном хозяйстве интересам общества, чем если бы он сознательно стремился служить общественному благу. Поскольку «невидимая рука рынка» обеспечивает оптимальную организацию производства, его сознательное регулирование является не только излишним, но и вредным. Поэтому государству в экономике классики отводили роль «ночного сторожа» – гаранта соблюдения рыночных «правил игры», но не ее участника.

Если меркантилисты и представители классической школы обращали первостепенное внимание на формирование богатства, то марксизм перенес основное внимание на взаимоотношения основных социальных групп – наемных рабочих и капиталистов. В 1867 вышел первый том Капитала – основополагающей монографии великого немецкого ученого и революционера Карла Маркса . Маркс не успел полностью реализовать свой творческий замысел, но и в концептуально незавершенной форме его труды оказали огромное влияние на эволюцию экономических идей. Главная его заслуга – создание формационной теории , историко-диалектическое осмысление экономики: если ранее экономисты не видели принципиальных различий между хозяйственным строем различных эпох, то марксисты стали подчеркивать их качественные различия, заложив тем самым фундамент теории экономических систем.

Последователи Маркса, к сожалению, не обладали его гениальностью, в результате марксистская политэкономия стала постепенно вырождаться в схоластическую догму (особенно это заметно в развитии советской политэкономии 1930–1980-х).

В 20 в. путь развития экономических идей раздваивается: если анализом социальных проблем экономики занимались в основном последователи Маркса, то изучение собственно механизма функционирования рыночного хозяйства стало прерогативой последователей А.Маршалла.

1870-е в истории экономической мысли принято называть эпохой «маржиналистской революции» . Если представители классической политэкономии и марксисты анализировали в основном поведение производителей то маржиналисты перенесли внимание на отношение человека к благам, проявляющееся в сфере личного потребления. Ценность любого блага определяется, по мнению маржиналистов, его способностью удовлетворять человеческие потребности.

В 1890 выходит в свет работа английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы экономики , в которой впервые было глубоко проанализировано рыночное равновесие. Маршаллу удалось объединить оба ранее предложенных подхода к объяснению механизма формирования рыночных цен: предложение у Маршалла определяется издержками производства (как считали политэкономы классической школы), а спрос – полезностью товара (как полагали маржиналисты). Под влиянием идей Маршалла теорию стоимости вытесняет теория цены – анализ экономического равновесия.

После Маршалла термин «политическая экономия» (political economy) постепенно выходит из употребления как название общей экономической теории, сменяясь термином «экономика» (economics).

В результате «маржиналистской революции» в экономической теории Запада прочно утвердилось неоклассическое направление . Экономическая теория стремительно математизируется, поскольку основой рационального поведения признаются предельные величины – оценки предельной полезности, предельных издержек и предельного дохода.

Эволюция экономической мысли в 20 веке.

Родившись в период свободной конкуренции, неоклассическое учение отразило в себе черты данного периода и веру в неограниченные возможности саморегулируемой рыночной экономики. «Великая депрессия» 1929–1933 в значительной степени дискредитировала это учение. Начался поиск новых доктрин, закончившийся «кейнсианской революцией» . Тем самым учение периода свободной конкуренции сменилось учениями периода государственного регулирования рыночного хозяйства.

Теоретическим обоснованием системы государственного регулирования хозяйственной жизни стала работа выдающегося английского экономиста Дж. М.Кейнса Общая теория занятости, процента и денег (1936). Кейнсианцы доказывали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственного вмешательства, способного уравновесить совокупные спрос и предложение, вывести экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В кейнсианской концепции отвергалось и положение классической теории, согласно которому предложение порождает спрос. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь: совокупный спрос создает предложение. Если совокупный спрос не достаточен, то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. При негибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии с высоким уровнем безработицы.

В отличие от неоклассической школы, Кейнс полагал, что государство способно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос, так как рыночный механизм не может приводить систему к равновесному состоянию, соответствующему полной занятости.

Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворот в воззрениях на рыночную экономику и в хозяйственной практике. В 1930–1960-е столетия кейнсианские идеи стали едва ли не общепризнанными. Однако в 1970-е наступило разочарование в кейнсианских рецептах связанное во многом с экономическим кризисом 1973–1975. Неоклассики смогли взять реванш, возглавив «консервативную контрреволюцию» .

Современные неоклассики стремятся доказать, что рыночная система хозяйства является если и не идеальной, то, по крайней мере, наилучшей из всех типов экономических систем. Акцентируя внимание на критике государственного регулирования, они указывают, что оно не столько ликвидирует недостатки рынка (например, безработицу), сколько порождает новые, более опасные отрицательные явления (например, инфляцию и ущемление экономических свобод).

В то же время современные неоклассики, как правило, не требуют от правительства выполнять функции только «ночного сторожа». Например, монетаристы обосновывают идею, что на макроэкономическом уровне необходимо осуществлять не фискально-бюджетную политику (государственное регулирование посредством ставки процента, налогов и расходов), а активную кредитно-денежную, то есть использовать косвенные методы государственного регулирования.

Таким образом, и кейнсианцы, и современные неоклассики не отвергают государственное регулирование. Разница заключается лишь в мнениях об эффективности использования различных методов государственного вмешательства.

Если основными школами экономической теории 20 в. являлись кейнсианство и неоклассическое направление, то институционализм занимал долгое время периферийную позицию. Зародившееся в начале 20 в., это направление основным предметом своих исследований считает изучение «институтов » – социальных факторов экономики (психологических и правовых норм, деятельности корпораций, профсоюзов и т.д.). Если неоклассики и кейнсианцы рассматривают в основном текущие проблемы рыночного хозяйства как такового, то институционалисты заняты осмыслением глобальных тенденций экономического развития, подчеркивая в связи с этим революционные сдвиги в хозяйственной жизни.

В современный период внимание к институциональной проблематике растет, что может быть предвестием завоевания в будущем этим направлением роли «основного течения» экономической теории. «Ответом» неоклассиков на «вызов» институционалистов стало ускоренное развитие неоинституционализма – нового направления неоклассики, представители которого изучают, как и традиционные институционалисты, мир социальных явлений, но с использованием неоклассической методологии.

Таким образом, в современном мире нет «единственно верной» экономической теории. Наблюдается конкуренция различных экономических школ, которые различаются и по нормативным ценностям, и по основным методам, и по объектам анализа (рис. 9). Наиболее объективное знание об экономике может быть получено только в процессе синтеза подходов разных научных направлений.

Следует учитывать, что если разработка позитивной экономической теории в решающей степени зависит от чисто научной состоятельности исследователя, то в сфере нормативной экономической теории огромную роль играют его субъективные социальные и политические пристрастия, принадлежность к определенной научной школе. Поэтому экономисты разных направлений могут, например, прийти к единому мнению о масштабах безработицы, но резко разойтись во мнениях о ее причинах и о желательных мероприятиях государственной политики в данный период.

Юрий Латов, Ракия Косова