Фискальная политика и государственный долг. Фискальная политика

Финансовая система страны - это совокупность фи­нансовых отношений и регулирующих их институтов. Фи­нансовые отношения как важнейшая составная часть эко­номических отношений представляют собою систему отно­шений по поводу образования, распределения и использо­вания финансовых ресурсов. Они возникают между государством, с одной стороны, юридическими и другими лицами - с другой; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами, отдельными государствами.

В связи с этим в финансовой системе выделяют три взаимосвязанных подсистемы: финансы государства; фи­нансы хозяйствующих субъектов; финансы населения. Объектом нашего рассмотрения являются только финансы государства, прежде всего государственный бюджет, поскольку он играет решающую роль в макроэко­номическом регулировании экономики.

Финансы государства (государственные финансы) - это денежные фонды государства, а также совокупность форм и методов их образования и использования. Их на­значение - финансовое обеспечение функций, присущих государству. Элементами государственных финансов явля­ются бюджетная система, внебюджетные фонды, валют­ные резервы и т.д.

Бюджетная система страны представляет собой сово­купность бюджетов различных уровней. Ее структура зави­сит от государственного устройства и административно-территориального деления страны. В странах с федеративным устройством бюджетная система является трехуровне­вой: бюджет центрального правительства (федеральный бюджет); республиканские, областные, краевые бюджеты, бюджеты земель, штатов, провинций и т.д.; местные бюджеты. В странах с унитарным устройством бюджетная система двухуровневая: бюджеты центрального правитель­ства; местные бюджеты.



Между бюджетами различных уровней существуют довольно сложные отношения, связанные с разделом ис­точников бюджетных доходов, финансированием местных бюджетов со стороны центрального правительства.

К бюджету примыкают внебюджетные фонды, кото­рые находятся в распоряжении центральных или местных органов власти. Они создаются за счет специальных нало­гов, займов и имеют целевое назначение: строительство дорог, подготовка и переподготовка кадров, социальное страхование и т.д. Их примером в России могут служить Пенсионный фонд, Дорожный фонд, Фонд занятости.

Поскольку финансовая система государства вос­производит все процессы по производству и распределе­нию ВВП, поэтому политика государства по отношению к ней является одним из важнейших регуляторов развития национальной экономики. Такая политика называется фи­нансовой и представляет собой совокупность мероприятий государства по мобилизации, распределению финансовых ресурсов, их использованию на развитие национальной экономики (на основе финансового законодательства). Она складывается из двух взаимосвязанных направлений дея­тельности государства: в области налогообложения и регу­лирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в об­ласти балансирования государственных доходов и расхо­дов, регулирования бюджетных дефицитов и управления государственным долгом (бюджетная по­литика).

Конкретное содержание этих направлений зависит от экономического состояния страны.

Государственный бюджет является центральным зве­ном финансовой системы страны. С одной стороны, он отражает состояние экономики, с другой - является мощ­ным инструментом воздействия на экономическое развитие.

Государственный бюджет представляет собой цент­рализованный денежный фонд, которым располагает госу­дарство для выполнения присущих ему функций. В бюд­жете находит отражение структура доходов и расходов го­сударства. Можно сказать, что бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, который утверждает­ся в законодательном порядке.

Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимает­ся законодательным органом страны. По завершении фи­нансового года исполнительная власть отчитывается о своей деятельности. Государственный бюджет всегда представляет собой компромисс, который отражает соотношение сил основных групп носителей различных социально-экономи­ческих интересов в стране.

Расходные статьи бюджета показывают направления использования бюджетных средств. Они подразделяются на расходы по государственному управлению; военные рас­ходы (не только прямые, но и косвенные, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войн, ветеранам и т.д.); расходы на социально-экономические цели, среди которых все более значимое место занимают расходы на создание социальной инфраструктуры, в первую очередь на образование и здра­воохранение; финансирование народного хозяйства (расхо­ды, связанные с созданием благоприятных условий для функционирования производственных секторов экономи­ки и др.).

Расширение функций государства сопровождается и увеличением его расходов, причем темпами, превышаю­щими темпы роста ВВП. Это означает огосударствление процессов производства и распределения ВВП.

Доходы государственного бюджета формируются за счет налогов, взимаемых различными уровнями власти, сборов, пошлин; поступлений из внебюджетных фондов (платежи и взносы); государственных займов; доходов от внешнеэкономической деятельности и т.д.

Идеальное исполнение государственного бюджета - это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами, называемое профицитом. Этот остаток правительство мо­жет использовать при непредвиденных обстоятельствах, для долгосрочных выплат, может перенести его в бюджет следующего года и т.д.

Однако на практике во всех развитых странах имеет место значительное превышение расходов над доходами. Следствием этого становится бюджетный дефицит, имею­щий тенденцию к росту и приобретающий хронический характер. В основе хронической дефицитности государ­ственного бюджета много причин. К их числу можно отне­сти: расширение экономических и социальных функций государства, что влечет за собою увеличение расходов;

текущее колебание хозяйственной конъюнктуры.

Дефицит, который возникает в результате проведе­ния стимулирующей фискальной политики, называется активным, а бюджетный дефицит, вызванный сокращени­ем государственных доходов в результате падения экономи­ческой активности, - пассивным.

Оценивается бюджетный дефицит как в абсолютных размерах, так и в процентах (долях) к ВВП.

Бюджетный дефицит является, с одной стороны, следствием глубокой несбалансированности в экономике, а с другой - сам становится причиной серьезных потрясе­ний в сфере денежного обращения. Вот почему регулиро­вание бюджетных дефицитов стало одним из важнейших направлений финансовой политики государства. Размер бюджетного дефицита должен устанавливаться в пределах возможностей государства покрыть его или профинансиро­вать. Итак, бюджетная политика - это политика баланси­рования доходов и расходов бюджета; это программа фи­нансовых мероприятий, которые включают контроль за размером бюджетного дефицита, поиск источников его финансирования и управление государственным долгом

Существуют различные способы финансирования бюджетного дефицита, которые оказывают различное воз­действие на состояние денежного обращения и экономики в целом.

В большинстве развитых стран со времен перехода от золотого обращения к бумажно-денежному накоплен значительный опыт покрытия бюджетных дефицитов путем дополнительной денежной эмиссии. К такому способу ча­сто прибегали в критических ситуациях во времена войн, длительных кризисов. Его последствия известны - подры­вается устойчивость денежного обращения. Поэтому в на­стоящее время правительства развитых стран избегают нео­правданной эмиссии денег. Основным способом покрытия бюджетного дефицита стало государственное заимствова­ние финансовых ресурсов путем выпуска и размещения ценных бумаг. Они могут размещаться в центральном бан­ке. Учитывая их, центральный банк выпускает в обраще­ние дополнительную массу платежных средств. Это так называемая "кредитная эмиссия". Инфляция в этом слу­чае также неизбежна, хотя протекает она, как правило, в более цивилизованных формах.

Государственные ценные бумаги могут размещаться в частном секторе экономики. Таким образом привлекаются временно свободные денежные средства населения, банков, страховых и промышленных компаний и т.д. На пер­вый взгляд, такой способ покрытия бюджетного дефицита не является инфляционным, так как дополнительных пла­тежных средств не возникает, денежные ресурсы перерас­пределяются от частных владельцев к государству. Однако для того чтобы заинтересовать частных владельцев, ценные бумаги размещаются под достаточно высокие проценты. Их выплата, как и погашение самого долга, становятся одной из главных расходных статей бюджета. Таким обра­зом, государственные заимствования в частном секторе с целью покрытия бюджетного дефицита способствуют даль­нейшему увеличению бюджетных расходов и бюджетного дефицита.

Кроме того, когда правительство выходит на рынок ссудных капиталов в качестве заемщика, это оказывает значительное влияние на соотношение спроса и предложе­ния денежных ресурсов. С одной стороны, отвлекаются ре­сурсы, которые могли бы стать частными инвестициями, в результате чего спрос частных инвесторов удовлетворяет­ся неполностью. С другой стороны, происходит значи­тельное повышение процентных ставок, что также ухудшает общие условия инвестирования. Такие последствия госу­дарственного заимствования с целью покрытия бюджетно­го дефицита получили в экономической теории название эффекта вытеснения частного спроса на кредитные ресурсы государством. Этот эффект не исчезнет до тех пор, пока не восстановится равновесие государственного бюджета. Одна­ко он существенно ослабляется, если государственные займы размещаются не внутри страны, а за рубежом.

К средствам финансирования бюджетного дефицита относят также доход от чеканки монеты (эмиссионный доход), доход от продажи золота, поступления от приватизации.

Как правило, из текущих бюджетных доходов не уда­ется полностью выплачивать проценты и в срок погашать государственные займы. Задолженность правительства на­капливается и превращается в государственный долг. Та­ким образом, государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся положительных сальдо бюджета.

Очевидно, что бюджетный дефицит и государствен­ный долг тесно связаны между собою, так как, во-пер­вых, государственный займ является важнейшим источни­ком покрытия бюджетного дефицита; во-вторых, опреде­лить, насколько опасен тот или иной размер бюджетного дефицита, невозможно без анализа величины государствен­ного долга. С другой стороны, для оценки величины госу­дарственного долга необходимо исследование роста бюд­жетного дефицита. Государственный долг, как и бюджет­ный дефицит, исчисляется в абсолютных величинах и про­центах к ВВП.

Различают внутренний и внешний государственный долг. Внутренний долг - это долг государства своему населению, а внешний долг - это долг иностранным госу­дарствам, организациям, частным лицам.

Нарастание внутреннего долга менее опасно для на­циональной экономики по сравнению с ростом внешнего долга. Если погашение первого приводит к перераспреде­лению доходов внутри страны, то погашение внешнего долга сопровождается "утечкой" товаров и услуг, валюты. Существуют некоторые пороговые значения измере­ния долгового бремени, превысив которые страна может оказаться в долговой "петле". Такими пределами считаются:

отношение долга к ВВП свыше 80%; превышение суммой долга размеров экспорта более чем в 2 раза; отношение стоимо­сти обслуживания внешнего долга к экспорту свыше 15-20%.

В настоящее время сформировался довольно слож­ный механизм управления внутренним и внешним долга­ми. Он включает мероприятия по привлечению новых зай­мов (определение размеров и сроков их выпуска, процен­тов по обязательствам, способов их размещения); их ис­пользованию; определению источников, сроков и спосо­бов погашения долгов. Так, можно выделить три способа возможного использования привлекаемых внешних ресурсов: финансирование инвестиционных проектов и развитие эко­номики; бюджетное использование; смешанное бюджетно-финансовое размещение. Погашение внешнего долга произ­водится из трех основных источников: бюджета; новых за­имствований; золотовалютных резервов, собственности.

В российской практике существенную роль в обслу­живании внешней задолженности играют новые заимство­вания. Золотовалютные резервы направлялись на погашение задолженности только в период долгового кризиса в 1991-1992 гг. А широко применяемый в международной практике метод конвертации задолженности в акции пред­приятий в нашей стране практически не применялся.

В условиях крупных бюджетных дефицитов прави­тельства стремятся отсрочить погашение внешних займов. С этой целью применяется практика реструктуризации внешнего долга - превращение краткосрочных обяза­тельств государства в средне- и долгосрочные обязатель­ства с согласия кредиторов. При этом могут использо­ваться различные методы: обмен краткосрочных обяза­тельств на средне- и долгосрочные бумаги; выкуп крат­косрочных обязательств за счет выпуска нового долго­срочного займа под более высокий процент и др. Такие мероприятия облегчают финансовое положение государ­ства лишь на время и в конечном счете ведут к дальней­шему росту общей суммы задолженности.

2.Налоги и налоговая система.

Важнейшее место среди источников поступлений в государственный бюджет занимают налоги. На их долю приходится 90% всех поступлений в бюджеты промышленно развитых стран.

Налоги - сложная и многофункциональная катего­рия. В процессе своего развития они прошли путь от простейших натуральных податей до целостной налоговой системы. В целом утвердилось определение налогов (сбо­ров, пошлин и других платежей) как обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или внебюджетный фонд, которые осуществляют налогоплательщики в соот­ветствии с законодательством. Совокупность взимаемых в государстве налогов (сборов, пошлин и других платежей), форм и методов их построения, организаций, контролирую­щих этот процесс, законодательную налоговую базу образуют налоговую систему. Она имеет такую же структуру, как и бюджетная система страны.

Основополагающие принципы налогообложения, желательные в любой экономической системе, сформули­рованы еще А.Смитом, а на их основе сложились две основные концепции налогообложения. Первая связана принципом выгоды от получения благ. Согласно ей раз­ные люди должны облагаться налогами по-разному, пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства. Вторая основана на концепции платежеспособности, согласно которой тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от дохода и уровня благосостояния.

В практике налогообложения развитых государств используется одновременно оба подхода. Если какие-то услуги обеспечиваются органами местной или центральной власти специально в интересах определенных групп, то применяется первый принцип. Эксплуатация дорог местно­го значения обычно оплачивается местными жителями и т.п.

Итак, налоговая система включает разнообразные налоги, каждый из которых ориентирован на решение кон­кретных задач. Все налоги можно разбить на две большие группы: прямые и косвенные налоги, различающиеся по объектам налогообложения, механизму расчетов и взима­ния, по роли в формировании доходов бюджета.

Прямые налоги взимаются с конкретного физическо­го и юридического лица. Это налоги на доходы и имуще­ство: подоходный налог с граждан и налог на прибыль корпорации (фирм); на социальное страхование и фонд заработной платы и рабочую силу; на собственность, вклю­чая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, они включаются в цену товара, и их оплачивает покупатель этих товаров и услуг (независимо от уровня дохода). Косвенные налоги подразделяются на три группы: акцизы, фискальные монополии, таможенные пошлины. Важней­шее место среди них занимают акцизы, которыми в зави­симости от особенностей той или иной страны облагаются различные товары массового спроса, услуги транспорта, связи, коммунальные услуги и т.д. Акцизы подразделяют­ся на специфические, которые устанавливаются на отдель­ные потребительские группы (как правило, неэластичного ценового спроса) и универсальные, которые устанавлива­ются на все товары, поступающие в оборот. К последним относят налог с продаж, налог на добавленную стоимость. В последнем случае налогом облагается не вся выручка от реализации данного товара, а только стоимость, добавлен­ная на данном этапе производственной деятельности. В последнее время универсальные акцизы рассматриваются как самостоятельный вид косвенных налогов.

Фискальной монополией облагаются те товары, про­изводство или сбыт которых монополизированы государ­ством. В зависимости от специфики той или иной страны это могут быть табачные изделия, винно-водочные напит­ки, соль и т.д. Особенность акцизов и фискальных моно­полий заключается в том, что их размеры не связаны с издержками производства товаров и услуг, они устанавли­ваются в зависимости от целей налогообложения и потреб­ностей доходной части бюджета.

Таможенные пошлины как вид косвенного налога представляют собой денежный сбор с товаров, имуще­ства, ценностей, пересекающих государственную гра­ницу. Они подразделяются на вывозные, ввозные, тран­зитные пошлины. Наиболее важную роль играют пошли­ны, взимаемые при импорте иностранных товаров. С их помощью государство может эффективно ограничивать импорт каких-либо товаров, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Очевидно, что косвенные налоги выражают фис­кальные интересы государства, но их разумное примене­ние может положительно воздействовать на процессы це­нообразования, структуру потребления.

В зарубежной практике налогообложения косвен­ные налоги всегда считались предпочтительнее прямых в силу преимуществ и для налогоплательщика, и для госу­дарства. Для налогоплательщика они предпочтительнее чисто психологически - облагаются налогом расходы, а не доходы. Для государства использование косвенных на­логов предпочтительнее потому, что от них труднее укло­ниться; с ними связано меньше экономических наруше­ний; они повышают заинтересованность в росте доходов.

В то же время рост косвенных налогов имеет и недостатки, наиболее важными среди которых являются: их инфляционный и регрессивный характер; сокращение потребления каких-либо товаров с высокой ценовой элас­тичностью спроса и соответственно поступлений в бюджет; сокращение чистой прибыли у фирм при высокой эластич­ности предложения, что вызывает сокращение инвестиций.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение, например, отчисление в дорожные фонды, на социальное страхование и др.

Нормой налогообложения является налоговая став­ка, или размер налога на единицу объекта налога (доход, стоимость товара, имущество, добавленная стоимость и т.д.). Различают пропорциональные, прогрессивные, регрессив­ные, твердые налоговые ставки.

Пропорциональная налоговая ставка означает установ­ление одинакового процента к объекту налога независимо от его величины. По этим ставкам взимается большинство прямых и косвенных налогов.

Прогрессивные ставки предполагают возрастание ве­личины ставки по мере роста доходов. Таким образом налогоплательщик уплачивает в виде налога не только боль­шую абсолютную сумму дохода, но и его большую долю. Прогрессивными ставками облагаются, как правило, ин­дивидуальные доходы.

Регрессивные ставки предполагают снижение величи­ны ставки по мере роста дохода. Таким образом, в виде налога изымается все меньшая доля дохода по мере его увеличения. В практике налогообложения встречаются также твердые ставки, которые устанавливаются в абсо­лютной сумме на единицу обложения (например, на авто­мобиль, тонну нефти) независимо от ее цены.

Если налоговая система является двухуровневой, то налоги подразделяются на две группы: налоги центральных и налоги местных органов власти. Если налоговая система трехуровневая, то налоги делятся на три группы. Напри­мер, в Российской Федерации различают налоги: феде­ральные; республик, краев, областей в составе Федера­ции; местные.

Соотношение рассмотренных групп налогов в значи­тельной степени зависит от роли региональных и местных органов власти в социально-экономических процессах, но общая долгосрочная тенденция такова: все большая доля со­вокупных налоговых поступлений направляется в бюджета центрального правительства в ущерб местным бюджетам.

Определение налогов выдвигает фискальную функ­цию - устойчивое формирование доходов бюджетов всех уровней - в качестве главной. Однако за последние 15- 20 лет значение и роль налогов вышли далеко за пределы этой функции. Заметное развитие получили социальная и регулирующая функции, о чем свидетельствует увеличе­ние доли налоговых изъятии в объеме ВВП. В развитых странах она варьирует от 36-38 до 50% ВВП.

Социальная функция налогов состоит в том, чтобы сгладить неравенство в доходах отдельных социальных групп и тем самым способствовать социальной стабильности в обществе. Инструментами реализации этой функции явля­ются: система прогрессивного налогообложения личных до­ходов и доходов корпораций; социальные взносы; предо­ставление налоговых льгот многодетным семьям, пересе­ленцам из-за границы на свою историческую родину, сту­дентам и лицам, повышающим свою квалификацию. Со­циальную и одновременно регулирующую направленность имеют: льготы мелким и средним предпринимателям, впер­вые начинающим бизнес, фермерам; скидки с личных доходов и прибылей, направляемых на жилищное строительство, покупку, реконструкцию садового домика, дачи, загородного дома; освобождение от налога части прибыли, перечисляемой в пенсионный фонд фирмы и др.

Регулирующая функция налогов заключается в том, чтобы создать общие и селективные стимулы у хозяйствую­щих субъектов, побудить их к действиям, соответствующим целям госу­дарственного регулирования экономики. Она реализуется с помощью изменения системы налогообложения, опреде­ления налоговых ставок и их дифференциации, предостав­ления или отмены налоговых льгот, скидок, отсрочки пла­тежа налога и т.д.

Американский экономис­т А.Лаффер обосновал зависимость между уровнем налоговых ставок на прибыль, заработную плату и объемами поступлений в государ­ственный бюджет. Кривая, иллюстрирующая эту зависимость, называется кривой Лаффера. Она представлена на рис.14.

Если допустить, что уровень налогообложения равен нулю, то государство лишится соответствующих доходов. Когда же оно намеревается отобрать всю прибыль, эконо­мический процесс также останавливается и бюджет остает­ся без доходов. Предположим, что реально существующие налоговые ставки находятся на отметке t B , поток налого­вых поступлений измеряется величиной Y B . Снижение на­логовых ставок, например до уровня t A , может вызвать временное сокращение доходов бюджета, но в долгосроч­ной перспективе обернется ростом доходов государства (Y A ) вследствие роста сбережений, инвестиций, занятости и соответственно доходов, подлежащих налогообложению.

Эту возможность увеличения налоговых поступлений при снижении налоговых ставок назвали эффектом Лаффера. Выявилось существование оптимального уровня нало­гообложения (t A), позволяющего обеспечить максимум на­логовых поступлений (Y A).

Не вдаваясь в подробный критический анализ этой теории, отметим следующее: эффект Лаффера проявляется лишь в случае нормального действия свободных рыночных механизмов; помимо налоговых ставок на инвестиции вли­яет множество факторов, важное место среди которы х за­нимают особенности цикла, соотношение спроса на про­дукцию компаний, динамика их прибыли и др. Это в конечном счете подтвердили и налоговые реформы. Но несмотря на это, налоги заняли видное место среди прочих инструментов государственного регулирования экономики.

3.Фискальная политика государства и механизм ее воздействия на экономику.

Важным инструмен­том государственного регулирования экономики является фискальная политика, которая предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета.

С помощью изменения приоритетов в расходах мож­но осуществлять глубокие структурные преобразования эко­номики, сглаживать диспропорции в региональном разви­тии, гасить колебания экономического цикла и т.д.

Современная фискальная политика складывается из автоматической и дискреционной политики. Автоматическая фискальная по­литика, или политика встроенных стабилизаторов, - это экономический механизм, который автоматически реаги­рует на изменения экономической конъюнктуры, без при­нятия специального решения со стороны государства. К встроенным стабилизаторам относятся: прогрессивная сис­тема налогообложения; система пособий по безработице и различные социальные выплаты; программы по поддержа­нию малоимущих, многодетных; поддержки фермерства. В периоды экономического спада они препятствуют резко­му сокращению совокупного спроса, а в периоды подъема экономики и сокращения безработицы - сдерживают его.

Автоматические стабилизаторы определяют первую "линию обороны", которой еще недостаточно для поддер­жания полной стабильности. Она дополняется дискреци­онной фискальной политикой.

Под дискреционной фискальной политикой понимает­ся сознательное регулирование налогообложения и госу­дарственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост. Теоретической основой этой поли­тики является кейнсианство и экономика предложения, различие между которыми состоит в следующем. Кейнсианская теория полагает, что для достижения высоких тем­пов экономического роста и полной занятости, необходи­мо стимулировать совокупный спрос. А теория экономики предложения полагает, что необходимо стимулировать со­вокупное предложение.

Кейнсианский подход к регулированию совокупного спроса путем изменения государственных расходов и нало­гообложения рассмотрим с помощью известной нам макроэкономической модели "национальный доход - совокупные расходы" (тема 3). Напомним, что в данной модели национальный доход (Y) равен величине национального продукта (Q), а последний есть совокупное предложение (AS); национальный доход равен располагае­мому доходу; чистый экспорт равен нулю.

Для упрощения анализа предположим: 1) фискаль­ная политика оказывает влияние только на совокупный спрос; 2) государственные расходы не влияют на потребле­ние (С) и инвестиции (I); 3) учитывается влияние только личных подоходных нало­гов, величина которых постоянна и которые выплачивают­ся единовременно.

Влияние государственных расходов на объем национального дохода иллюстрирует рис.15.

Очевидно, что включение в анализ государственных расходов (G) сдвинет график совокупных расходов вверх и вызовет рост величины национального дохода с Y 1 до Y 2 Точка макроэкономического равновесия переместится из положения Е 1 в положение Е 2.

Государственные расходы, таким образом, увеличи­вают совокупные расходы и тем самым стимулируют сово­купный спрос, что, в свою очередь, ведет к увеличению национального дохода, и наоборот. Поэтому государствен­ные расходы используются как средство макроэкономическо­го регулирования, достижения стабильности и занятости.

Подобно инвестициям, государственные расходы вы­зывают мультипликационный эффект. Мультипликатор государственных расходов (К G) показы­вает, на сколько вырастет объем национального дохода (Y) в результате роста государственных расходов (G).

Поскольку мультипликатор государственных расхо­дов действует аналогично мультипликатору инвестиций, то его можно определить так же:

Налоги, подобно инвестициям и государственным расходам, обладают мультипликативным эффектом. Од­нако их влияние на объем национального дохода имеет специфику: увеличение налогового приращения (DТ) уменьшит не только потребительские расходы (С), но и сбережения (S).

Поэтому мультипликатор налогов всегда меньше мультипликатора инвестиций и государственных расходов.

Мультипликатор налогов при изменении общего экономического равновесия дает полезную аналитическую информацию. Он показывает относительную величину изменения национального дохода в связи с уменьшением или увеличением налогового бремени.

В зависимости от характера проводимой фискаль­ной политики различают стимулирующую и сдерживаю­щую (рестриктивную) фискальную политику.

Стимулирующая фискальная политика проводится в периоды спада, вызванного недостатком эффективного спроса. Она складывается из: 1) увеличения государствен­ных расходов; 2) снижения налогов; 3) сочетания роста государственных расходов со снижением налогов с учетом того, что мультипликационный эффект увеличения госу­дарственных расходов больше, чем мультипликационный эффект снижения налогов. Такая фискальная политика называется антикризисной. Она базируется на концепции дефицитного финансирования, занявшей видное место в неокейнсианских теориях. Однако практическое осуще­ствление этой политики оказалось не столь эффективным, как это ожидалось. Она усилила инфляционную неустой­чивость экономики, особенно проявившуюся в 60-х - начале 70-х годов. Активные бюджетные дефициты также способствовали неконтролируемому росту денежной мас­сы, обесценению национальной валюты. Таким образом, проведение стимулирующей фискальной политики в дол­госрочном плане ослабило эффективность воздействия на экономику государственных расходов.

Сдерживающая фискальная политика проводится в условиях инфляции, вызванной избыточным спросом. Она складывается из: 1) уменьшения государственных расхо­дов; 2) увеличения налогов; 3) сочетания сокращения го­сударственных расходов с растущим налогообложением с учетом того, что мультипликационный эффект уменьшения государственных расходов больше, чем мультипликацион­ный эффект роста налогов. Такая фискальная политика называется антиинфляционной (дефляционной). Она ориентируется на профицит бюджета. Проведение этой поли­тики также осложняется рядом обстоятельств - сдержива­ется совокупный спрос, уменьшаются инвестиции и, сле­довательно, деловая активность; растет безработица.

Итак, фискальная политика обладает огромными, но не безграничными возможностями.

· Она не оперативна. Существует временной лаг между распознаванием проблемы (инфляции или безработицы), принятием решений по борьбе с ними и началом, когда эти меры начнут оказывать действие на производство, занятость, уровень цен. В связи с этим дискреционная фискальная политика ориентирована в основном на изменение налогов.

· Возникает эффект вытеснения частных инвестиций государственными расходами. Суть этого эффекта состоит в том, что стимулирующая фискальная политика в перспективе ведет к росту ставки процента и сокращению инвестиционных расходов, ослабляя ее стимулирующий эффект.

· Ее стимулирующий эффект ослабляется в результате инфляции. На промежуточном и классическом отрезках кривой AS действие мультипликатора ослабляется, так как часть прироста совокупного спроса будет сводиться на нет инфляцией.

· Она может быть не эффективной в результате эффекта чистого экспорта. Стимулирующая фискальная политика, в конечном счете, приводит к сокращению чистого экспорта.

· Стимулирующая фискальная политика популярна в политическом плане и может быть использована в политических целях без учета экономической ситуации. В этом случае она может стать причиной экономических колебаний.

Вопросы для самопроверки:

1. Охарактеризуйте понятия финансовая система страны и финансовая политика государства.

2. Дайте определение государственного бюджета и прокомментируйте основные статьи его доходной и расходной частей.

3. Что такое бюджетный дефицит, почему он возникает и имеет тенденцию к росту в большинстве стран?

4. Охарактеризуйте различные способы финансирования бюджетного дефицита и объясните их влияние на состояние денежного обращения и экономики в целом.

5. Что такое государственный долг и как он связан с бюджетным дефицитом?

6. Охарактеризуйте понятия внутренний и внешний государственный долг и поясните, какой из них и почему более опасен для национальной экономики.

7. Дайте определение налога и налоговой системы.

8. Охарактеризуйте основные принципы и концепции налогообложения.

9. Охарактеризуйте основные виды налогов, образующих налоговую систему.

10. Какие функции выполняет налоговая система.

11. Используя графическое построение кривой Лаффера, обоснуйте зависимость между уровнем налоговых ставок и объемами поступления в бюджет в кратко- и долгосрочном периодах.

12. Дайте определение фискальной политики государства, охарактеризуйте ее основные виды и инструменты.

13. С помощью модели «Национальный доход – совокупные расходы» покажите, как изменения в государственных расходах влияют на величину совокупного спроса и объем национального дохода. Используйте графические построения, а также формулы мультипликатора государственных расходов и мультипликатора налогов.

14. Поясните, в каких случаях применяется стимулирующая и сдерживающая фискальная политика. Каковы последствия их применения в долгосрочном аспекте.

Тема 7.Денежный рынок. Денежно-кредитная система и политика

1. Денежный рынок

2. Кредит и денежно-кредитная система

3. Денежно-кредитная политика

Денежный рынок

1.1. Предложение денег.

3. Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг.

Государственный бюджет – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства на определенный период времени. Функции государственного бюджета перераспределение национального дохода (от 20 до 60 %); стабилизация общественного воспроизводства, экономики; осуществление государственной социальной политики.

Доходные статьи бюджета: налоговые поступления (прямые и косвенные) до 90% поступлений; неналоговые доходы (доходы от использования и продажи государственного имущества, целевые перечисления государству); государственные займы (выпуск и продажа ценных бумаг); эмиссия денег.

Расходные статьи бюджета: финансирование социально-культурных учреждений (образование, наука, культура, здравоохранение); мероприятий финансирование народного хозяйства (промышленность, энергетика, транспорт, сельское хозяйство и т.д.); расходы по ликвидации катастрофы на ЧАЭС; расходы на оборону (в том числе на пограничные и железнодорожные войска, оборонные, спортивно-технические общества); пополнение государственных запасов и резервов; содержание органов внутренних дел (в том числе внутренних войск); государственное управление; обслуживание государственного долга.

Бюджетный дефицит превышение расходов над доходами бюджетаПрофицит превышение доходов над расходами.

Причины бюджетного дефицита:

осуществление крупных государственных программ развития экономики;

рост административных расходов, дотации убыточным предприятиям;

милитаризация, рост военных расходов государства;

военные и стихийные бедствия;

экономические кризисы.

Различают структурный и циклический дефицит. Структурным называют дефицит, возникающий при данном уровне государственных расходов, налогов и естественном уровне безработицы. Реальный дефицит может превышать структурный в случае спада производства (в результате сокращаются доходы, уменьшаются налоговые поступления в казну, росту государственных расходов на пособия и социальные программы). Разность между реальным и структурным дефицитом называют циклическим дефицитом бюджета.

Уровень дефицита государственного бюджета отношение абсолютной величины дефицита к объему бюджета по расходам или к объему ВНП (финансовое положение нормальное, когда бюджетный дефицит не превышает 4-5% от ВНП).

Варианты финансирования дефицита государственного бюджета

1) увеличение налогов (рост государственных налогов);

2) эмиссия нужного количества денег;

3) выпуск государственных займов;

4) привлечение внешних займов;

5) продажа государственной собственности (в переходный период).

Концепция балансирования дефицита государственного бюджета

ежегодного балансирования доходов и расходов каждый финансовый год доходы должны равняться расходам (ограничивается возможность бюджетно-налогового регулирования в зависимости от состояния экономики, что приводит к дефициту бюджета или к его излишку);

экономического цикла в период спада производства правительство увеличивает расходы рост дефицита, а в период подъема сокращает расходы, что увеличивает излишки доходов, которые по окончании промышленного цикла покроют дефицит;

функциональных финансов обеспечение макроэкономического равновесия, даже если это приведет к дефициту государственного бюджета.

Постоянный бюджетный дефицит приводит к росту государственного долга.

Государственный долг сумма задолженности государства внутренним или внешним физическим и юридическим лицам. (Сумма бюджетных дефицитов прошлых лет за вычетом бюджетных излишков).

Внутренний долг задолженность правительства резидентам данной страны (владельцам ценных бумаг). Составляют займы, вклады населения, банкноты, лотерейные билеты, краткосрочные обязательства.

Внешний долг составляет задолженность государства другим странам, иностранным компаниям, банкам, международным организациям (МВФ, МБРР). Его оценивают по таким показателям, как доля его в ВНП, отношение годового объема выплат по внешнему долгу к объему валютных поступлений за год (что не должно превышать 25 %).

Проблемы внутреннего долга:

Выплата процентов по долгу увеличивает неравенство в доходах (ценные бумаги покупают наиболее обеспеченные граждане, а финансирование процентов идет из налогов, которые платят все);

для погашения долга и выплаты процентов поднимают ставки налогов, а это снижает стимулы к инвестициям, замедляет развитие экономики, вызывает социальную напряженность в стране;

выпуск в обращение новых государственных бумаг приводит к повышению ставки ссудного процента, что негативно сказывается на процессе инвестирования капиталов;

большой внутренний долг отпугивает иностранных инвесторов и вызывает у населения страны неуверенность в будущем.

Проблемы внешнего долга связаны с необходимостью увеличения экспорта и сокращения импорта, при этом увеличение выручки используется не на цели развития, а на погашение долга, что снижает темпы развития и уровень жизни населения.

Важным инструментом макроэкономического регулирования является налогово-бюджетная политика государства.
Н-Б политика включает фискальную (в области налогообложения и регулирования структуры гос.расходов с целью воздействовать на экономику), бюджетную (в области регулирования бюджета; ключевое звено экон. политики) политику и финансовые программы
Бюджетно-налоговая (налоговая - фискальная) политика является частью финансовой политики - совокупности финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы; воздействие государства на ур-нь деловой активности посредством изменения гос-х расходов и налогообложения.

Бюджетно-налоговая политика– это такая политика, которая направлена на стабилизацию эк-ки с помощью гос. бюджета и налоговой системы. От качества федерального бюджета, от уровня собираемости налогов зависят инвестиционные возможности гос-ва, уровень соц. защиты граждан, предпринимательская активность, взаимоотношения РФ с другими странами и в целом результативность всей внутренней и внешней политики гос-ва.

Государственный бюджет – важн. элемент НБП. Это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспеения задачи функций государства и местного СУ. Разделение полномочий в области налогообложения и расходов между бюджетами разных уровней наз-ся налогово-бюджетным федерализмом. В Российской статистике испол-ся пон-е консолидированный бюджет(складывается из федерал., регионал. и местных бюджетов). Дефицит (профицит) гос-го бюджета опр-ся как разница между доходами и расходами. Дефицит (профицит) измер-ся в %-м отн-ии к ВВП. С 2000 г. в России профицит.

Различают первичный (общий дефицит, уменьшенный на сумму %-х выплат по гос. долгу) и общий дефицит (профицит) гос. бюджета.

В макроэконом. теории рассм-т 3 вида дефицита гос. бюджета: 1)фактический – отрицательнаяая разница между фактическими доходами расходами гос. бюджета; 2)структурный – разница м/д доходами/расходами, расчитаная для ур-я ВВП, соотв-щего полной занятости; 3)циклический – разница м/д фактическим и структурным дефицитом гос.бюджета, пред-т собой следствие колебания экон. активности в ходе делового цикла.

КРИВАЯ ЛАФФЕРА - кривая, характеризующая в графическом виде зависимость объема государственных доходов от среднего уровня налоговых ставок в стране. Кривая иллюстрирует наличие оптимального уровня налогообложения, при котором государственные доходы достигают своего максимум (рис.1).

Рис.1.Кривая Лаффера. Графическое отображение зависимости между доходами бюджета и динамикой налоговых ставок

Фискальная политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую.

Дискреционная (гибкая) НБП – это сознательное регулирование государственных расходов и уровня налогообложения с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию и экономический рост (с целью воздействия на ур-нь экон. активности). Инструменты ДФП: изменения в законах о ставках налогов, в законах о правительственных программах расходов на социальные нужды, изменения программ обществ–х работ. Но этот процесс – медленный, что снижает эффективность дискреционной фискальной политики. Гос – во в период подъема использует сдерживающую Ф. политику (расходы <, налоги > или и то и др. вместе), в фазе спада гос-во проводит стимулирующую Ф. пол-ку, т.е. наоборот.
Недискреционная (негибкая, автоматическая) НБП - это автоматич. изм-я в уровне налоговых поступлений независимо от принятий решений органами власти. Эта политика явл-ся рез-ом действия автоматич-х, или встроенных стабилизаторов, т.е. мех-ов, к-ые уменьшают реакцию реал. ВВП на изм-е совокупного спроса. Автоматические стабилизаторы применяются правительством автоматически, что предусмотрено законами и встроено в расходную часть бюджета. Основой для таких действий является лишь наличие рецессионного или инфляционного резерва.
Типы фискальной политики (ФП):

1. расширительная ФП осуществляется за счет роста государственных расходов и снижения налоговых ставок,
что, как известно, ведет к увеличению бюджетного дефицита.

2. ограничительная ФП основана на сокращении правительственных расходов и повышении налоговых ставок. Этот тип фискальной политики применяется для преодоления инфляционных расходов.

3. антициклическая ФП состоит в том, чтобы стимулировать экономическое развитие в направлении, противоположном тому, куда ее толкают силы циклического развития. Этот тип политики стимулирует спрос во время рецессии и ограничивает его во время оживления.
Дефицит государственногобюджета – величина, на которую расходы государственного бюджета превышают его доходы. Соответственно величина, на которую доходы государственного бюджета превышают его расходы, называется профицитом. Как правило, он идет на покрытие государственного долга.

Бюджетный дефицит возникает вследствие многих причин объективного и субъективного характера. Наиболее часто – из-за невозможности мобилизовать необходимые доходы в результате спада производства, низкой производительности труда, снижения эффективности производства.

Причина дефицита бюджета кроется также в безудержном росте расходов без учета финансовых возможностей, в недостаточной их целесообразности и эффективности. Высокие расходы на содержание армии, административного аппарата, покрытие убытков предприятий приводят к проеданию бюджетных средств. Отрицательное воздействие на сбалансированность бюджета имеет инфляция, нерациональная налоговая и инвестиционная политика.

Бюджетный дефицит и государственный долг тесно связаны: нарастание бюджетного дефицита приводит к росту государственного долга.

В результате государственных займов формируется государственный долг – это сумма накопленных в стране за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом накопленных бюджетных профицитов.
Он может принимать форму внутреннего и внешнего долга. Внешний долг (из МВФ, например, займы) ложится тяжелым грузом на страну, внутренний (то, что гос-во берет взаймы для финансирования дефицита гос. бюджета внтури страны (у фирм, у населения))– приводит к перераспределению доходов среди населения страны. Отказ гос-ва обслуживать и погашать свои обязательства означает суверенный дефолт (банкротство гос-ва).Критическими или пороговыми для внеш. займов явл-ся след. показатели: отношение внеш. долга к ВВП не выше 80%; долг по отн. к экспорту – не более 200%; отн. стоимоть обслуживания внеш, долга по отн-ю к экспорту - не более 15-20%.

7. Налоги: сущность, виды. Проблемы и противоречия налогооблажения в России.

Налог - это обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на правах собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами. В России основы налоговой системы закреплены в Налоговом кодексе РФ.

Налоги бывают двух видов. Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль предприятий (корпораций, фирм); налог на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налоги на перевод прибыли и капитала за рубеж и др. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налога на товары и услуги: налог с продаж, который в большинстве развитых стран в настоящее время заменен налогом на добавленную стоимость (НДС); акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); налог на наследство, на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и др. Эти налоги называют косвенными. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. В России примерно одна половина налоговых сборов приходится на прямые налоги, другая - на косвенные.

Основные налоги.

1. Подоходный налог с физических лиц (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика - физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчет производится в конце его. Налоговые системы разных стран, будучи в основном схожими, имеют свои собственные наборы налоговых ставок и изъятий из налогообложения, налоговых кредитов и сроков выплат. Обычно подоходный налог взимается по прогрессивной ставке, повышающейся по мере роста дохода налогоплательщика.

2. Налог на прибыль предприятий, организаций (фирм, корпораций) взимается в случае, если они признаются юридическими лицами. Однако для некоторых фирм в мелком бизнесе делается исключение: они признаются юридическими лицами, но налоги платят не они, а их владельцы через индивидуальный подоходный налог.

Налог на прибыль предприятий (корпоративный налог) составляет основную часть их налоговых выплат. Обложению налогом подлежит прибыль, чистый доход (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков). В России ставка этого налога близка к той, что действует в ведущих развитых странах - до 35%.

3. Социальные взносы (социальные налоги) охватывают взносы предприятий на социальное обеспечение и налоги на заработную плату и рабочую силу. Они представляют собой выплаты, которые осуществляются частично самими работающими, частично - их работодателями. Они направляются в различные внебюджетные фонды: по безработице, пенсионный и т.д. Государство также принимает участие в финансировании этих фондов. Налоги на фонд заработной платы и рабочую силу выплачиваются только работодателями. В России взносы предприятий в государственные внебюджетные фонды составляют около 39,5% от их затрат на заработную плату.

4. Поимущественные налоги - это налоги на имущество, землю и другую недвижимость, дарения и наследство. Размер этих налогов определяется задачей перераспределения богатства. В некоторых странах такие налоги включаются в акцизные сборы, взимаемые при совершении сделок.

5. Налоги на товары и услуги, прежде всего таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог с продаж и налог на добавленную стоимость. Последний схож с налогом с продаж, при котором всю его тяжесть несет конечный потребитель. Налогоплательщики, которые в процессе работы добавляют стоимость к поступившим в их распоряжение предметам труда, облагаются налогом с этой добавленной стоимости. Но каждый налогоплательщик включает эту сумму в цену своего товара, который движется по цепочке вплоть до конечного потребителя.

Налог на добавленную стоимость взимается в России (по стандартной ставке 20%) и почти во всех развитых странах по основной (стандартной) ставке, которая колеблется, например, в ЕС, вокруг 15%. Однако по некоторым товарам и услугам НДС не взимается, а по другим взимается по повышенной или пониженной ставке. В большинстве регионов России взимается и налог с продаж (по ставке до 5%) с ряда товаров и услуг. В некоторых регионах России начал действовать единый налог на вмененный доход. Его плательщиком является малый бизнес в сфере услуг. Налог уплачивается раз в квартал в размере 20% от предполагаемого будущего налога.

Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база - это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка - это размер, в котором взимается налог.

Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. В связи с относительно низким уровнем жизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики; вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыль предприятий и НДС

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Легче всего обстоит дело с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

На первый план постепенно выходит задача сохранения стабильности налоговой системы как фактора легализации бизнеса и увеличения массы налоговых платежей. Вносимые в законодательство о налогах и сборах отдельные изменения все в большей степени должны быть направлены на повышение ясности законодательства и на однозначность его применения налогоплательщиками.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

Дискреционная фискальная политика

Дискреционная фискальная политика - это сознательное манипулирование правительственными расходами и налогами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Предположим, что правительство приняло решение осуществить закупки товаров и услуг на сумму 20 млрд долл. вне зависимости от того, какова величина ЧНП. Добавив правительственные закупки к частным расходам (С + In + Хn) получаем более высокий уровень совокупных расходов, т.е. С + + In Хn + G, где G - государственные или правительственные расходы. Увеличение государственных расходов, как и рост частных расходов, приведет к росту величины равновесного ЧНП. По Кейнсу, правительственные расходы подвержены эффекту мультипликатора. Если увеличение на 20 млрд долл. правительственных закупок вызвало рост равновесного ЧНП на 80 млрд долл., то мультипликатор в данном случае равен 4.

Важно подчеркнуть, что увеличение правительственных расходов на 20 млрд долл. финансируется не за счет роста налоговых поступлений, так как рост налогов ведет к снижению величины равновесного ЧНП. Чтобы иметь стимулирующее воздействие, государственные расходы должны сопровождаться бюджетным дефицитом. Фундаментальные рекомендации Кейнса как раз включали рост дефицитного финансирования для преодоления спада или депрессии.

Каковы же последствия сокращения государственных расходов? В любом случае результатом является кратное сокращение равновесного ЧНП. Если правительственные расходы сократятся с 20 млрд долл. до 10 млрд долл., то равновесный ЧНП сократится на 40 млрд долл. при мультипликаторе, равном 4.

Правительство не только расходует средства, но также собирает налоги. Каким образом взимание налогов влияет на величину равновесного ЧНП? Ответ: рост налогов вызовет сокращение величины равновесного ЧНП (рис. 32.1).

Мультипликатор сбалансированного бюджета

Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что равные приросты правительственных расходов и налогов вызывают увеличение объема равновесного ЧНП на величину их прироста.

Например, увеличение G и T на 20 млрд долл. вызывает прирост ЧНП на 20 млрд долл.

В то же время изменения правительственных расходов имеют более сильное воздействие на совокупные расходы, чем изменения величины налогов такого же масштаба. Правительственные расходы имеют прямое воздействие на совокупные расходы.

Изменение же налогов косвенно воздействует на совокупные расходы, за счет изменения дохода после уплаты налогов и через изменения потребления. Основа так называемого мультипликатора сбалансированного бюджета раскрывается на рисунке 32.2.

Мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице. Одинаковое увеличение налогов и государственных, расходов вызовет прирост ЧНП на величину, равную приросту объема государственных расходов и налогов. При предельной склонности к потреблению (МРС), равной 3/4, увеличение налогов на 20 млрд долл. вызовет снижение дохода после уплаты налогов на 20 млрд долл. и сокращение потребительских расходов на 15 млрд долл. Поскольку мультипликатор равен 4, ЧНП сократится на 60 млрд долл. Прирост государственных расходов на 20 млрд долл., однако, вызовет более чем уравновешивающее увеличение ЧНП на 80 млрд долл. Следовательно, чистый прирост ЧНП составит 20 млрд долл., что равно величине прироста правительственных расходов и налогов.

Мультипликатор сбалансированного бюджета действует вне зависимости от величины предельных склонностей к потреблению и сбережению.

Цели фискальной политики

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает: 1) уменьшение правительственных расходов, или 2) увеличение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля за инфляцией.

Однако нужно помнить о том, что размеры ЧНП зависят не только от разницы между правительственными расходами и налогами (т.е. от размеров дефицита или положительного сальдо), но и от абсолютных размеров бюджета. В нашей иллюстрации мультипликатора сбалансированного бюджета рост G и T на 20 млрд долл. увеличивал ЧНП на 20 млрд долл. Если бы G и T возросли только на 10 млрд долл., то равновесный ЧНП возрос бы только на 10 млрд долл.

Методы финансирования дефицитов и способы избавления от бюджетных излишков. При данной величине дефицита государственного бюджета его стимулирующее воздействие на экономику будет зависеть от методов финансирования дефицита. Аналогично: при данной величине бюджетного излишка его инфляционное влияние зависит от того, как он будет ликвидироваться.

Существуют два различных способа, которыми федеральное правительство может финансировать дефицит: за счет займов у населения (посредством продажи процентных бумаг) или за счет выпуска новых денег его кредиторам. Воздействие на совокупные расходы будет в каждом случае различно.

1. Заимствования.

Если правительство выходит на денежный рынок и размещает здесь свои займы, оно вступает в конкуренцию с частными предпринимателями за финансовые средства. Следовательно, правительственное заимствование будет иметь тенденцию к повышению уровня ставки процента и, таким образом, будет «выталкивать» некоторые расходы частных инвесторов и чувствительные к величине процента потребительские расходы.

2. Создание денег.

Если государственные расходы дефицитного бюджета финансируются за счет выпуска новых денег, выталкивания частных инвестиций можно избежать. Федеральные расходы могут увеличиваться, не оказывая пагубного воздействия на инвестиции или потребление. Таким образом, создание новых денег является по своему характеру более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

Вызванная избыточным спросом инфляция требует со стороны правительства фискальных действий, которые могли бы сформировать бюджетный излишек. Однако антиинфляционный эффект такого излишка зависит от того, как правительство будет использовать его. Здесь возможны два способа:

1. Погашение долга.

Поскольку федеральное правительство имеет накопленную задолженность, логично, что правительство может использовать дополнительные средства для погашения долга. Эта мера, однако, может несколько снизить антиинфляционное воздействие бюджетного излишка. Выкупая свои долговые обязательства у населения, правительство передает свои избыточные налоговые поступления обратно на денежный рынок, вызывая падение ставки процента и стимулируя, таким образом, инвестиции и потребление.

2. Изъятие из обращения.

Правительство может добиться большего антиинфляционного воздействия своего бюджетного избытка просто за счет изъятия этих избыточных сумм, приостановив любое их последующее использование. Изъятие избытка означает, что правительство изымает покупательную способность некоторых размеров из общего потока доходов и расходов и удерживает ее. Если избыточные налоговые доходы не вливаются вновь в экономику, то отсутствует возможность расходования даже некоторой части бюджетного избытка, т.е. уже нет никаких шансов к тому, что эти средства создадут инфляционное воздействие, противодействующее дефляционному влиянию избытка как такового. Можно сделать заключение, что полное изъятие бюджетного избытка является более сдерживающей мерой по сравнению с использованием этих же средств для погашения государственного долга.

Что предпочтительнее: правительственные расходы или налоги?

Ответ на этот вопрос зависит в значительной степени от индивидуального взгляда политика и от того, насколько велик государственный сектор. «Либеральные» экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, могут рекомендовать расширение совокупных расходов в период спада за счет роста государственных покупок и ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. И наоборот, «консервативные» экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за рост совокупных расходов в период спада за счет сокращения налогов и в период роста инфляции предлагать сокращение совокупных расходов за счет сокращения государственных расходов. Важно отметить, что активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

Недискреционная фискальная политика: встроенные стабилизаторы

При рассмотрении дискреционной фискальной политики предполагалось существование постоянного налога, который обеспечивает изъятие одинаковой налоговой суммы при различных величинах ЧНП. При недискреционной фискальной политике встроенная, или автоматическая, стабильность возникает в связи с тем, что в реальности налоговая система обеспечивает изъятие такого чистого налога, который изменяется пропорционально величине ЧНП. Чистый налог равен общей величине налога за вычетом трансфертных платежей и субсидий. Почти все налоги дадут рост налоговых поступлений по мере роста ЧНП. В частности, индивидуальный подоходный налог имеет прогрессивные ставки и по мере роста ЧНП дает более чем пропорциональные приросты налоговых поступлений. Более того, по мере роста ЧНП и роста объемов закупок товаров и услуг будут увеличиваться поступления от налога на доходы корпораций, налога с оборота и акцизов. И аналогично увеличивается величина налогов на зарплату по мере того, как в ходе экономического подъема создаются новые рабочие места. Напротив, в случае падения ЧНП налоговые поступления от всех этих источников будут падать. Трансфертные платежи (или «отрицательные налоги») имеют прямо противоположное поведение. Выплата пособий по безработице, пособий по бедности, субсидий фермерам - все они сокращаются во время экономического подъема и возрастают во время спада производства.

Выше было сказано, что бюджет страны на 80% состоит из налоговых отчислений, которые перераспределяются с учетом государственных нужд страны. Поэтому в настоящие время употребляется понятие «фискальная политика». Данная политика связана с мероприятиями по формированию госбюджета и его использования. Нередко употребляется понятие «бюджетно-налоговая (фискальная) политика»

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика – меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесие платёжного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП.

Государство может использовать стимулирующею бюджетно-налоговую политику (фискальная экспансия), для преодоления циклического спада (в краткосрочной перспективе), где предполагается увеличение государственных расходов G , снижение налогов Т или комбинирование этих мер.

А также может использовать сдерживающую бюджетно-налоговую политику (фискальная рестрикция), которая ограничивает циклический подъём экономики и предполагает снижение госрасходов G , увеличение налогов Т . В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции. Затяжная стагфляция на фоне неэффективного управления государственными расходами создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что нередко встречается в экономиках переходного периода, в том числе России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.

Недискреционная фискальная политика - автоматическое изменение назван­ных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискре­ционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (умень­шение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Чистые налоговые поступления представляют собой разность между величи­ной общих налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правитель­ством трансфертов.


При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокуп­ного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созда­нию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъе­ма целенаправленно создается бюджетный излишек.

Дискреционная политика правительства связана со значительными внутрен­ними временными лагами, так как изменение структуры государственных расходов или ставок налогообложения предполагает длительное обсуждение этих мер в пар­ламенте.

При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и изли­шек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Результаты дискреционной политики можно увидеть также, если учитывать влияние мультипликатора сбалансированности бюджета. Он рассчитывается по формуле:

Дискреционная политика характеризуется сознательным манипулированием налогами и госрасходами с целью изменения размеров макроэкономических показателей.

Бурный рост интернационализации хозяйственной жизни сопровождается ускоренным развитием международного кредита. Государства все более активно используют для мобилизации необходимых им финансовых ресурсов источники свободных денежных средств, находящихся за пределами их национальных границ. В результате этого возникает внешний долг, который существенно отличается от внутреннего.

Государственный долг – общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов.

Внутренний государственный долг – задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных её правительством.

Внешний долг – задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Быстрый рост международного кредита является неизбежным результатом интернационализации хозяйственной жизни, межстрановой миграцией капиталов, углубление экономической взаимозависимости стран и регионов. Международный кредит даёт возможность существенно расширить возможности привлечения финансовых ресурсов как для удовлетворения потребностей частного сектора, так и покрытия дефицитов государственного бюджета. Вместе с тем рост внешней задолженности создаёт и весьма ощутимые проблемы. Главной из них является усиливающиеся зависимость экономики как стран-кредиторов, так и дебиторов от внешних факторов, не поддающихся контролю национальными средствами.